Слово о Московском университете: 2010
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ И КУЛЬТУРА РОССИИ
Слово о Московском университете, произнесённое в Татьянин день на торжественном заседании Конференции МГУ. 25 января 2010 г.
Сегодня Московский университет празднует Татьянин день. И вместе с ним – свой 255-й день рождения. Сегодня мы отмечаем его в новых условиях, в условиях недавно принятого закона, внесённого в Государственную думу Президентом РФ Д.А.Медведевым. Этот закон подтвердил уникальную роль Московского университета в системе образования, его особый статус.
Татьянин день вошёл в историю как большой, радостный праздник всей университетской корпорации, с традиционным распорядком, установившимся более двух веков назад: с утра – богослужение в университетском храме, потом – торжественное заседание с Актовой речью ректора и поздравлениями гостей, и, наконец, самая весёлая часть – студенческие гулянья с неизменной медовухой. И эти традиции мы свято соблюдаем. И сегодня утром в храме святой мученицы Татианы прошла Божественная литургия, которую вёл Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. А сейчас мы собрались в Актовом зале – профессора и студенты, выпускники Альма матер, дорогие гости нашего праздника – чтобы разделить нашу общую радость.
Татьянин день – это главный праздник не только Московского университета. Его давно отмечают студенты и преподаватели по всей стране. 5 лет назад, в год 250-летия Московского университета Президент РФ В.В.Путин подписал Указ об учреждении нового праздника на государственном уровне – Дня российского студенчества.
«Татьянин день проходит в Москве особенно весело», – отмечал в конце XIX в. А.П.Чехов. Если бы Чехов смог увидеть, как сегодня празднуют этот день студенты, я думаю, он порадовался бы вместе с нами.
Я не случайно вспомнил А..П.Чехова. 29 января исполняется 150 лет со дня его рождения, и Московский университет отмечает эту дату с особым чувством. Чехов – один из самых известных русских писателей в мире. Его пьесы, прославившие русскую литературу и русскую театральную школу, идут на театральных подмостках многих стран на самых разных языках.
Для нас А.П.Чехов – не только писатель, прославивший русскую литературу, но и наш выпускник. Он успешно закончил медицинский факультет Московского университета, получив звание уездного врача. На его дипломе стоит подпись декана факультета Н.В.Склифосовского. И врачом Чехов был всю жизнь. Его отличало особое – душевное, заботливое отношение к пациентам, причём многих он лечил бесплатно.
Как будто наперекор своей литературной славе он в шутливой форме сам расставлял свои приоритеты, говоря, что медицина – его законная жена, а литература – любовница.
Об успехах Чехова в области медицины знают гораздо меньше, но и о них тоже можно сказать немало интересного. Например, о том, как Чехов по библейским текстам определил, от какой болезни умер царь Ирод.
Чехов давал в литературе настолько точные медицинские описания, что некоторые его рассказы входят в обязательную программу обучения студентов медицинских факультетов американских университетов.
В России немало памятников писателю А.П.Чехову. Я думаю, что мы можем поставить памятник студенту-медику XIX в. Антону Чехову. Сегодня рядом с университетским Медицинским центром мы заложили камень в основание этого памятника. Это будет хорошим символом единства науки и искусства, которое олицетворяет Московский университет.
Именно этой теме – «Московский университет и культура России» – я бы хотел посвятить свою Актовую речь на Татьянин день в этом году.
Слово культура имеет широкий смысл. Культура – это совокупный духовный опыт народа с его культурно-историческим наследием, включающим достижения науки, образования и искусства, мировоззренческие и этические ценности. Именно этот смысл вкладывал в слово культура и Почётный доктор Московского университета А.И.Солженицын в своём известном выступлении в Российской академии наук.
Всей своей историей Московский университет убедительно демонстрирует свою выдающуюся, уникальную роль в развитии культуры нашей страны. Уже само его учреждение в 1755 г. явилось прорывом практически во всех сферах, совокупность которых и составляет культуру народа.
Прежде всего – это, конечно, создание системы университетского образования в России, начало которой было положено первым российским университетом. По его образу и подобию и с участием его профессоров по всей стране открывались университеты: Казанский, Харьковский, Санкт-Петербургский, Киевский и другие.
Московский университет создавался вместе с гимназией; и этому примеру последовали и другие университеты. И сегодня Московский университет делает много для укрепления связи высшей и средней школы. Мы совершенствуем педагогическое образование в стране, пишем учебники для школ, возглавляем школьное олимпиадное движение. Не случайно этот год объявлен Президентом России «Годом учителя».
Московский университет – не только признанный лидер высшего образования, но и крупнейший научный центр, в котором успешно работают многочисленные научные школы, признанные в нашей стране и за рубежом. В основе этого – тесная, органичная связь с РАН. У многих наших научных школ, если можно так сказать, «двойная прописка» – Московский университет и Академия наук. И в этом тоже – уникальность университета и залог его научных успехов.
Образованием и наукой миссия университета, конечно, не ограничивается.
Практически сразу после своего учреждения Московский университет стал больше, чем просто университетом. Уже через год при нём были открыты типография и издательство, которые печатали труды университетских профессоров, русские и переводные учебники. Открывшаяся в это же время университетская библиотека была публичной, то есть открытой, как тогда говорили, для «любителей наук и охотников до чтения книг». Тогда же университет начал выпускать газету «Московские ведомости»; это была первая и в течение 50 лет единственная газета в Москве.
Университетская атмосфера, столь благоприятная для научного поиска, оказалась не менее плодотворной и для художественного творчества, вдохновляя многих мастеров культуры: архитекторов и художников, писателей и поэтов, музыкантов и актёров. Альма матер стала не только храмом науки, но и питомником муз.
Ломоносов как поэт и реформатор российского стихосложения словно передал в наследство своему детищу – Московскому университету – свой поэтический дар. Он зажёг тот огонь поэтического творчества, тот Вечный огонь поэзии, который освещает и согревает Альма матер.
Творчество поэтов–питомцев Московского университета – важнейшая часть поэтического наследия России. И каждое поколение студентов рождает своих поэтов. Каждый раз называю эти имена с чувством гордости. Поэты Золотого века русской литературы – Жуковский, Грибоедов, Лермонтов, Тютчев, Фет… Серебряный век дал нам Бальмонта, Брюсова, Волошина, Андрея Белого, Пастернака…
С особым чувством читаем мы стихи военных поэтов Московского университета – Давида Самойлова, Николая Майорова, Мусы Джалиля и многих других. Не все вернулись. Но мы помним обо всех. И в год 65-летия великой Победы мы снова и снова повторяем известные строки Николая Майорова – студента исторического факультета. Перед войной он написал стихи, которые оказались пророческими – в 42-м он погиб:
И сегодня студенты Московского университета свято чтут память тех, кто защитил нашу страну, нашу землю, наш университет в жесточайшей войне.
В этом году Россия отмечала 50-летие студенческих строительных отрядов, пионерами которых были студенты Московского университета. Недавно у здания физического факультета – родоначальника стройотрядовского движения – был установлен памятный знак – стройотрядовцы разных поколений. Они тоже внесли свой – современный, молодёжный – вклад в культуру страны, в дело воспитания молодого поколения, где ударный труд органично сочетается с песней под гитару у костра.
Хорошо, что сегодня стройотрядовское движение начинает возрождаться.
Основатель нашего университета, первый российский академик М.В.Ломоносов, 300-летие которого будет широко отмечаться в следующем году, был необычайно разносторонней творческой личностью, ярко проявившей себя не только в науке, но и в искусстве. Я уже говорил о его вкладе в русскую поэзию. Как художник, он известен своими выразительными мозаичными полотнами, наиболее впечатляющее из которых – «Полтавская баталия» в здании Санкт-Петербургской академии наук.
Практически с самого начала существования университета в нём были открыты художественные классы. А через два года И.И.Шувалов, как куратор университета, обратился в Сенат с предложением об учреждении Академии художеств: «Науки в Москве приняли своё начало, и тем ожидается желанная польза от их успехов. Но чтоб оные в совершенство приведены были, то необходимо должно установить Академию художеств». В этом обращении мы видим влияние Ломоносова, его идеи, его узнаваемый авторский стиль
Первые годы Академия художеств числилась при Московском университете, который и составил её ядро, передав ей свои художественные классы. Среди учеников, переведённых из университета в академию, был и знаменитый в будущем архитектор В.И.Баженов, создатель таких известных творений, как дом Пашкова и Царицынский ансамбль.
А вот – наши дни. Аспирант Академии художеств Л.А.Постнов был самым молодым из тех художников, которых привлекли к оформлению Главного здания МГУ в 50-е годы. Его картины – а всего их более 60 – можно увидеть в Главном здании. Как раз сегодня на 31 этаже, в ротонде, открылась выставка, посвящённая памяти Постнова – человека, соединившего в себе любовь к живописи и Московскому университету. Одна из его картин называется «Утро на Воробьёвых горах».
С самого начала в Московском университете учили разным искусствам, в том числе и музыке: игре на скрипке, флейте, пению. Университетские праздники не обходились без студенческого хорового пения. Университетский хор завоевал репутацию первоклассного музыкального коллектива. Его концерты в Благородном собрании всегда шли с аншлагом.
С хором Московского университета сотрудничал П.И.Чайковский, который специально для него переложил старинный студенческий гимн «Гаудеамус». Именно в этой обработке мы слышим его на наших праздниках. Для университетского хора Чайковский написал песню «Блажен, кто улыбается».
В хоре Московского университета состоялось рождение певца Л.В.Собинова – студента юридического факультета. Много лет он пел в университетском хоре. А став известным певцом, давал благотворительные концерты, все сборы от которых шли нуждающимся студентам. Более 10 лет Собиновские концерты были одним из источников средств специального фонда, который содержал бесплатную столовую, выдавал пособия, оказывал другую поддержку.
С хором Московского университета пел и другой выдающийся тенор России – И.С.Козловский.
Сегодня мы уже слышали и ещё услышим наш Академический хор Московского университета, наследник этих славных традиций.
На сцене Актового зала Московского университета выступали и выступают лучшие музыкальные коллективы нашей страны: оркестры под управлением Е.Ф.Светланова, В.И.Федосеева, Ю.А.Башмета, В.Т.Спивакова, В.А.Гергиева. Все эти дирижёры – Почётные профессора Московского университета. Среди тех, кто удостоен этого звания, и другие выдающиеся мастера культуры – Е.С.Максимова и В.В.Васильев, Г.П.Вишневская, М.М.Плисецкая, И.К.Архипова, В.И.Пьявко, Д.А.Хворостовский.
Свой подарок Московскому университету – «Татьянин вальс» – сделал композитор Т.Н.Хренников. Сегодня его исполнят на этой сцене.
Московский университет не мог остаться в стороне и от театрального искусства. Практически сразу после основания здесь сложилась своя театральная труппа, которая дала первое публичное театральное представление в Москве в январе 1756 г.
Театральная труппа Московского университета стала позднее основой Малого театра. И в дальнейшем, уже после того как Малый театр занял своё ведущее место в театральной жизни Москвы, его тесная связь с Московским университетом не прерывалась. Тогда даже возникла поговорка: «В Москве два университета: один – на Моховой, другой – на Театральной».
Великий русский актёр, создатель реалистической школы актёрской игры М.С.Щепкин писал: «С гордостью скажу, что я много обязан Московскому университету в лице его преподавателей; одни научили меня мыслить, другие – глубоко понимать искусство».
Московский университет дал Малому театру и главного драматурга – А.Н.Островского.
Профессора Московского университета входили в состав Театрально-литературного комитета, ведавшего репертуаром Малого театра.
Было и неформальное взаимодействие. В Москве того времени, недалеко и от университета, и от Малого театра, примерно на месте гостиницы «Москва», существовала литературная кофейня Печкина – пристанище артистов, учёных и литераторов. Говорили, что это самое умное и острословное место в Москве. Туда заходили выпить чашку кофе актёры Малого театра, после дневных лекций в кофейне отдыхали профессора Московского университета, забегали студенты. Конечно, была гитара, были романсы… В своих воспоминаниях А.Фет писал: «Кто знает, сколько кофейня Печкина разнесла по Руси истинной любви к науке и искусству».
Связь с Малым театром не слабеет и в наши дни. Сегодня Московский университет возглавляет Попечительский совет Малого театра.
И как бы продолжая наши традиции и отвечая на новые вызовы дня сегодняшнего университет создал в своём составе факультет искусств, который уже радует нас своими талантливыми студентами, да и расположен он там же, на Моховой.
Недавно в культурной жизни России отмечалась важная дата: 250-летие учебно-научных музеев страны. Первым таким музеем стал Минеральный кабинет Демидовых, созданный семейством знаменитых горнопромышленников. Из Минералогического кабинета вырос Зоологический музей Московского университета – один из лучших естественнонаучных музеев Москвы.
По инициативе профессоров университета и прежде всего ректора, историка С.М.Соловьёва, в Москве был создан Исторический музей.
Отдельной страницей в просветительской деятельности Московского университета является создание Музея изящных искусств. Главным действующим лицом этой выдающейся культурной инициативы стал профессор Московского университета И.В.Цветаев. Уже в 1894 г. на I Всероссийском съезде художников он выступил с докладом «Устройство музея античного искусства при Московском университете». Правление Московского университета выбрало проект московского архитектора Р.И.Клейна.
Многолетняя подвижническая деятельность И.В.Цветаева по строительству Музея, поиску необходимых средств, собиранию музейных коллекций увенчалась успехом в 1912 г., когда Музей был торжественно открыт в присутствии императорской семьи.
Все эти годы незаменимой была помощь крупного предпринимателя, мецената Ю.С.Нечаева-Мальцева, кстати, тоже выпускника Московского университета. Он вложил в строительство Музея всё своё состояние, колоссальные по тому времени деньги – 2 млн рублей – и остался без средств.
Музею были отданы практически все жизненные силы его создателей. Цветаев умер вскоре после его открытия, а ещё через 40 дней скончался и Нечаев-Мальцев.
Подвижники ушли, а их детище, детище Московского университета превратилось в один из крупнейших художественных музеев мира, который готовится отметить своё столетие.
Говоря о музейной деятельности Московского университета, нельзя не сказать о Планетарии, которому в прошлом году исполнилось 80 лет. Его первый директор К.Н.Шестовский и большинство первых лекторов, в т.ч. профессора Шевляков и Шишов, были выпускниками Московского университета. Из их фамилий получилась шутка: «Земля стоит на трёх китах, а Планетарий – на трёх Шишах».
Открытие Планетария имело огромный резонанс. Москвичи активно откликнулись на призыв Маяковского: «Пролетарка, пролетарий, заходите в Планетарий!» Очередь за билетами в первые дни растягивалась от площади Восстания до Триумфальной площади.
Ситуация повторилась в 1957 г. после запуска первого спутника: лишние билетики спрашивали за километр от входа в Планетарий. Для дипломатического корпуса даже устраивали специальные сеансы.
Планетарий не закрывался и во время Великой Отечественной войны: там будущих лётчиков учили, как ориентироваться по Солнцу и звёздам. Для тех же целей использовали Планетарий и впоследствии, при подготовке лётчиков-космонавтов.
Трудности, которые переживала наша страна в конце 80 – начале 90-х гг., трагически сказались на судьбе Планетария, из-за отсутствия финансирования он перестал работать и более 15 лет представлял собой долгострой с туманными перспективами.
Два года назад правительство Москвы решило кардинально изменить ситуацию: Планетарий был возвращён в собственность города, были предприняты решительные шаги по завершению строительства и начата закупка современного оборудования. Был создан Учёный совет Планетария, председателем которого стал ректор МГУ. Дело пошло, и уже к концу этого года Планетарий должен открыться.
Мы уверены, что интерес к Планетарию будет огромным. Хотя бы такой факт. Во время IV Фестиваля науки Московский университет предоставил для наблюдений свои телескопы всем желающим. Посмотреть на звёзды к нам пришли более 10 тыс. человек.
Сегодня Московский университет получил новый импульс развитию. Принят закон об особом статусе Московского университета. Это – большие возможности и огромная ответственность. Ответственность, которую университет всегда осознавал – за культуру в том широком смысле, о котором я говорил: за образование, науку и искусство, за воспитание молодёжи на лучших традициях российского общества.
Сейчас мы разрабатываем программу развития Московского университета. Задача программы – показать всей стране, что может сделать Московский университет на благо России.
Прежде всего – это новое качество образования, которое будет удостоверяться своим собственным дипломом. Мы берём на себя обязательство сделать рывок в развитии важнейших научных направлений. Для этого мы создадим самые мощные супервычислители, запустим новые университетские научно-образовательные спутники, продолжим оснащение наших лабораторий современным оборудованием, построим новые корпуса. Среди приоритетных научных задач – комплексное изучение человека – носителя и творца культуры.
Сегодня была заложена капсула в основание возводимого на новой территории огромного нового корпуса, в котором будут решаться те задачи, о которых я сказал.
В ноябре 2011 г. весь мир услышит позывные спутника Московского университета «Михайло Ломоносов». Поразительно, как далеко вперёд смотрел этот гений! Зарегистрированные нашими спутниками «Татьяна-1» и «Татьяна-2» так называемые транзиентные свечения очень похожи на то, что Ломоносов описал в своём трактате «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих»: «Немало с сим согласуется искусством произведённое электрическое сияние, различными цветами, по разности тел, играющее; откуда не без вероятности заключается, что на самой поверхности атмосферы движением разных паров разноцветные в эфире рождаются столпы и сияния».
Сравните гравюру из его книги со снимками наших спутников.
Мы уверены, что новый спутник не только обогатит новыми результатами науку в той области, где открыта «бездна звезд полна / Звездам числа нет, бездне дна», но и покажет из космоса всему миру, где сегодня рождаются современные Платоны и Невтоны, современные Ломоносовы.