Слово о Московском университете: 2011

ЛОМОНОСОВ И МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕГОДНЯ

Слово о Московском университете, произнесённое в Татьянин день на торжественном заседании Конференции МГУ. 25 января 2011 г.

Сегодня день рождения Московского университета, которому в этом году исполняется 256 лет. Возраст немалый – возраст мудрости, накопленной поколениями великих сынов Отечества – учёных и государственных деятелей, врачей и писателей, учителей и мастеров культуры – мыслителей и созидателей, вписавших свои имена в историю alma mater.

Старейший российский университет бережно и эффективно распоряжается своим интеллектуальным и духовным наследием – этим «золотым запасом», питающим энергию научного поиска и новые плодотворные идеи. Наши выпускники по праву гордятся своим дипломом – дипломом Московского университета. Наши учёные успешно работают в прорывных научных направлениях, с новыми высокими технологиями. Университет запускает спутники, наращивает мощности своего супервычислителя – одного из крупнейших в мире, разрабатывает с помощью современного оборудования новые лекарства и методы лечения, создаёт новые материалы – вот далеко не полный перечень инновационных направлений развития университета.

Наш прорыв в будущее поддержан государством. Год назад вступил в силу внесённый Президентом РФ Д.А.Медведевым Федеральный закон, закрепивший особый статус МГУ как крупнейшего, уникального научно-образовательного комплекса страны.

Коллектив Московского университета разработал Программу своего развития до 2020 г., направленную на максимально полную и эффективную реализацию своего потенциала для решения задач, которые государство и общество ставят перед университетом. В сентябре прошлого года председатель Правительства РФ В.В.Путин одобрил Программу развития Московского университета, которая ознаменовала решающий шаг вперёд в университетской истории.

Коллектив университета активно включился в работу над Программой, выполнение которой станет колоссальным вкладом в развитие образования и науки в нашей стране.

31 декабря Правительством РФ утверждён новый Устав МГУ. Это – основной закон жизни университетской корпорации, которому мы всегда присягаем на верность, чтим его дух и букву.

В соответствии с университетской традицией сегодня утром в храме св. Татианы прошла Божественная литургия, которую отслужил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. А сейчас мы собрались на своё актовое заседание, чтобы, как всегда в этот день быть вместе, почувствовать единение всего коллектива Московского университета.

Наступивший год – год 300-летия со дня рождения М.В.Ломоносова. Московский университет на протяжении всей своей истории отмечал юбилейные и памятные даты, связанные с именем своего великого основателя. И каждый раз это становилось не только центральным событием года и крупным шагом в дальнейшем осмыслении величия и исключительности фигуры Ломоносова, но и очередной убедительной демонстрацией успехов и достижений Московского университета.

Впервые имя Ломоносова прозвучало в 1855 г. при праздновании 100-летнего юбилея Московского университета, где в своём выступлении М.П.Погодин – известный историк и профессор университета – подчеркнул неразрывную связь Ломоносова с его детищем.

В 1865 г. университет воздал должное памяти Ломоносова в связи со 100-летием со дня кончины. С этого времени торжества в честь великого учёного проходят регулярно, с активным участием университетской корпорации и живым откликом в обществе.

300-летний юбилей Ломоносова отмечается, в соответствии с президентским указом, на государственном уровне по всей России. Этот юбилей вошёл в перечень памятных дат ЮНЕСКО. Распоряжением Правительства РФ создан Оргкомитет, возглавляемый министром образования и науки А.А.Фурсенко и министром финансов А.Л.Кудриным. Уже два заседания Оргкомитета, и в т.ч. последнее, прошли в Московском университете.

Ломоносовский год ознаменован многими событиями, причём не только в нашей стране, но и за рубежом: конференциями, выставками, публикациями, культурно-художественными мероприятиями, которые пройдут на родине Ломоносова в Архангельской обл., в Санкт-Петербурге, в Германии, и, конечно, в Москве. Большая программа запланирована РАН. При этом всё же основная, центральная часть юбилейных мероприятий связана с Московским университетом. И это вполне закономерно.

Судите сами. Все основные идеи Ломоносова были подхвачены, как эстафета, и развиты нашими учёными и научными школами. Все направления его научного и поэтического творчества оказались продолжены и воплощены в деятельности Московского университета, который из многочисленных проектов Ломоносова оказался, по всей видимости, наиболее перспективным.

И своё сегодняшнее выступление я назвал «Ломоносов и Московский университет сегодня».

Личности такого масштаба, как Ломоносов, такого широчайшего и сильнейшего дарования, не часто появляются на земле. И с годами их историческая роль является всё более выдающейся. Как справедливо отметил академик В.И.Вернадский, с годами личность Ломоносова «становится перед нами, его потомками, всё более яркой, сильной, своеобразной».

В своём выступлении на столетии Московского университета М.П.Погодин заметил: «Мы все знаем наизусть жизнь Ломоносова, но есть какое-то особенное удовольствие припомнить её всем вместе, здесь, в стенах Московского университета, на светлом празднике науки, пред лицом достойнейших её представителей и почитателей, – есть какое-то особенное удовольствие повторить в мыслях последовательно все степени восхождения великого мужа от силы в силу, принять участие биением своего сердца во всех её превратностях, и в заключение единодушно и единогласно принести усердную, искреннюю, глубокую дань хвалы и благодарности ему, общему нашему отцу и первоначальнику».

Я думаю, что эти слова находят отклик в каждом из нас. И мы не можем не вспомнить об истоках – о родине Ломоносова. Величавые черты северной природы, суровое море и северные сияния, переплетение разных культурно-исторических традиций – всё это давало сильные впечатления восприимчивому уму.

Из Поморья вынес Ломоносов свой физический богатырский закал, здесь вырос его вольнолюбивый, свободный дух, железная настойчивость и положительный ум. Уже в самой внешности Ломоносова было что-то богатырское. В 14 лет он, по его собственным словам, «побарывал и перетягивал тридцатилетних сильных лопарей». Потом, во время учёбы за границей, его чуть было не «забрили» в прусскую армию из-за гренадёрского роста. Только быстрые ноги спасли Ломоносова от воинской службы иностранной короне.

Ещё на Архангельской земле пробудилась неуёмная тяга Ломоносова к знаниям, которая заставила его бросить дом и пешком отправиться в Москву, чтобы в 20-летнем возрасте сесть за одну парту с подростками, осваивая школьную премудрость. Жить приходилось на 3 копейки в день, не говоря уже о насмешках со стороны мальчишек, но результат был впечатляющий. Путь от школьника начальных классов до академика Ломоносов прошёл за 15 лет!

Биография Ломоносова хорошо известна, и, тем не менее, каждый раз, вспоминая её, мы поддаёмся её воздействию и снова и снова мысленно проходим путём холмогорского рыбака – студента Славяно-греко-латинской академии – стажёра германских университетов – российского поэта, учёного, художника, академика, основателя Московского университета.

Ломоносов – основоположник российской науки, самая значительная фигура в её истории, непревзойдённая по значимости вклада – как фундаментального, так и прикладного – в самые разные отрасли знания: химию, физику, астрономию, геологию, географию, историю, демографию, филологию… Поднявшись к вершинам науки, он не только понял роль, которую она должна сыграть в развитии России, но и посвятил этому всю свою жизнь.

Научные достижения и прозрения Ломоносова хорошо известны, одно только их перечисление даёт представление о масштабе его научного дарования: корпускулярная теория, закон сохранения вещества, объяснение молний и северных сияний, физической природы цветного зрения, изучение физической природы небесных тел – Солнца, планет, комет, далёких звёзд, открытие атмосферы у Венеры, объяснение происхождения угля, нефти, торфа и других полезных ископаемых, предсказание алмазных месторождений на севере России, обоснование необходимости демографических исследований, классификация льдов, труды по истории России, исследование русской грамматики, риторики и стихосложения и многое-многое другое.

Ломоносов был первопроходцем не только в науке. Основополагающей была его роль в истории отечественной словесности. Успешно освоив латынь – язык науки того времени, Ломоносов верил в силу и значение русского языка. И именно благодаря ему российская наука заговорила по-русски. Ломоносов первым начал читать лекции на русском языке и писать по-русски научные труды. Он поднял престиж родного языка, укрепил его статус, что не могло не сказаться на подъёме национального самосознания.

Ломоносов не просто нормировал русский язык, он фактически создал язык науки, заложил основы русской научной и технической терминологии. Многие термины, созданные Ломоносовым, прочно вошли в научный обиход: воздушный насос, земная ось, равновесие тел, удельный вес, кислота и т.д.

Известно, что современники воспринимали Ломоносова прежде всего как поэта. И не потому, что его научные труды были не столь значительны. Просто в России в то время не было научного сообщества, которое могло бы по достоинству оценить его научные заслуги. Оценить поэзию, тем более в буквальном, денежном смысле, было проще. Так, за одну из своих од Ломоносов получил от императрицы 2000 рублей, что превышало его трёхлетний заработок в Академии.

Первый российский академик был не просто поэтом, но и реформатором поэзии, родоначальником современного российского стихосложения.

Ломоносов первый начал писать четырёхстопным ямбом (известная Ода на взятие Хотина), который был непривычен его современникам, но стал впоследствии, «с лёгкой руки» Пушкина, излюбленным размером русских поэтов. Как потом сказал русский поэт В.Ф.Ходасевич:

Из памяти изгрызли годы,
Когда и кто в Хотине пал,
Но первый звук Хотинской оды
Нам первым криком жизни стал.

Сочетание такого мощного научного и поэтического дара в одном человеке – редчайшее явление. Сам Ломоносов рассматривал эту взаимосвязь как необходимую и органичную. Он считал, что: «науки наукам много весьма взаимно способствуют, как физика химии, физике математика, нравоучительная наука и история стихотворчеству». При этом он не только чередовал свои научные занятия с поэтическими, но, что гораздо важнее, совмещал, точнее, сопрягал их. Давайте вспомним его известные строки:

Открылась бездна, звезд полна,
Звездам числа нет, бездне дна.

Так не мог написать просто учёный или просто поэт. Так написал Ломоносов – учёный-энциклопедист, глубокий философ и поэт с незаурядным талантом.

Ломоносов был необычайно разносторонней творческой личностью, ярко проявившей себя и в изобразительном искусстве, возродив в России мозаичное мастерство. Он фактически заново создал технологию изготовления смальты. Бывая в здании Санкт-Петербургской академии наук, мы не можем без восхищения смотреть на сотворённую руками Ломоносова «Полтавскую битву».

Всё, что делал Ломоносов, было направлено к одной великой цели – развитию науки на благо Отечества. Вот как он сам об этом говорил: «Я положил твёрдое и непоколебимое намерение, чтобы за благополучие наук в России, ежели обстоятельства потребуют, не пожалеть всего моего временного благополучия».

Мы знаем, что эта великая цель была в полном смысле выстрадана Ломоносовым, которому пришлось преодолеть немало трудностей. С самого начала своего пути, в Славяно-Греко-Латинской академии, он натолкнулся на сословные преграды и был вынужден называться то дворянином, то сыном священника, хотя его отец был черносошным крестьянином.

Испытанное Ломоносовым унизительное чувство бесправности в сословном обществе побудило его добиваться всесословности образования, которая стала одним из краеугольных камней в фундаменте отечественной высшей школы.

Да, он был упрям, иногда излишне резок. Но и целеустремлён, настойчив, твёрд. Иногда Ломоносову в буквальном смысле приходилось платить не только своим благополучием, но и гораздо более высокой ценой в его нелёгкой борьбе за развитие науки и образования в России. 7 месяцев просидел он под арестом по решению Комиссии Сената, которая рассматривала дело группы русских учёных, посмевших пожаловаться на руководство Академии. Ломоносов не был в числе подписавших жалобу, но так горячо защищал их, что его противники требовали наказать его плетьми и лишить прав состояния. Ломоносов был освобождён из-под ареста, однако наказан «рублём»: в течение года его жалованье в Академии было уменьшено наполовину.

Но никакие трудности не могли остановить первопроходца российской науки, и по путям, проложенным им, за ним последовали, как он и мечтал, «собственные Платоны и Невтоны».

Московский университет, вобравший в себя практически всё, в чём проявился гений его основателя, положил начало становлению системы высшего образования в России, в основу которой были положены ломоносовские принципы: доступность, фундаментальность, междисциплинарность, творческий дух, связь со школой.

И сам университет успешно воплощал эти принципы в жизнь, развиваясь, разрастаясь и ветвясь, как могучее и вечнозелёное дерево.

Из Аптекарского приказа на Красной площади Московский университет переехал в Казаковское здание на Моховой, потом, через 200 лет, шагнул за Москву-реку на Воробьёвы горы, а спустя ещё 50 лет мы начали застраивать новую территорию за Ломоносовским проспектом, фактически удвоив свои площади. И все мы понимаем, что такой рывок в эти непростые годы был под силу только Московскому университету!

Московский университет начинался с 30 студентов. Через 100 лет их было около 1000, через 200 лет – 16 тысяч. Сейчас – 40 тысяч.

В год основания в университете было 3 факультета. Через 100 лет их было 4, через 200 лет – 12. Сейчас – 40, треть из которых появились после 1992 г.

Московский университет начинался с 4-х профессоров-магистров. Через 100 лет в нём работало 250 преподавателей, через 200 лет – свыше 2000. Сейчас у нас только докторов и кандидатов наук около 10 тыс. Почти треть избранных в Академию наук за всё время её существования – а это около 1000 человек – выпускники и профессора Московского университета.

Эти цифры и факты – свидетельство высочайшего качества научного образования, снискавшего Московскому университету заслуженный авторитет в обществе.

Московский университет уже давно начал подготовку к юбилею своего основателя.

Среди юбилейных мероприятий Московского университета много самых разных событий: конференции, юбилейные Ломоносовские чтения, конкурсы студенческих работ, издательские программы, экспедиции и многое другое. Есть и особо выдающиеся дела, о которых я скажу отдельно.

В Архангельске прошёл очередной заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии. Его назвали «Обозом знаний». Юные химики со всей России прибыли на родину Ломоносова, чтобы испытать свои знания и талант. А победители стали студентами Московского университета.

В Научной библиотеке МГУ хранится ценное собрание прижизненных изданий произведений Ломоносова (их около 50), каждое из которых может по праву считаться библиографической редкостью. Это – «Российская грамматика», «Краткое руководство к красноречию», труды по истории, химии, физике, геологии, металлургии, навигации, поэтические произведения, собрания сочинений, издания на русском, немецком и латинском языках.

К юбилею будет издан подготовленный библиотекой каталог этого собрания раритетов.

Ещё один издательский проект станет отличным памятником Ломоносову-поэту. Это – серия «Поэзия Московского университета: от Ломоносова и до…», многотомная антология, где собраны поэты, объединённые принадлежностью к alma mater. Здесь и прославленные имена: Лермонтов, Грибоедов, Фет, Тютчев, Брюсов, Пастернак, и другие питомцы Московского университета, оставившие свой след в истории русской литературы.

Недавно вышел V том, где представлена поэзия с начала ХХ в., от Андрея Белого до Павла Флоренского. Сначала задумывалось 10 томов, но я думаю, что серия будет продолжаться. Огонь поэзии, зажжённый Ломоносовым, никогда не угаснет в Московском университете.

Готовясь к юбилею Ломоносова, мы уделяем особое внимание родине учёного, активно помогаем мемориальному музею в селе Ломоносово Архангельской области.

Легендарный путь Ломоносова с рыбным обозом по маршруту Холмогоры – Москва прошла экспедиция Московского университета, которую мы назвали «Путь в науку». Вместе с нами в экспедиции участвовал Поморский государственный университет им. М.В.Ломоносова. Путь длиной в 1213 км поделён на три лета. В этом, юбилейном году «Путь в науку» приведёт участников в Москву.

В научной программе Института человека МГУ – продолжение комплексного антропоэкологического исследования населения Архангельской области.

Этнографическую экспедицию на родину Ломоносова планируют историки. Филологи продолжают традицию фольклорных и диалектологических экспедиций, в результате которых, в частности, издаётся многотомный диалектный Архангельский областной словарь.

У нас есть ещё один колоссальный проект – вполне ломоносовского, я бы сказал, масштаба. Это – Программа развития Московского университета до 2020 г.

Программа развития направлена на укрепление университета как выдающегося научно-образовательного центра с уникальной интеллектуальной средой и инфраструктурой, как важного элемента российского культурного и духовного наследия.

Программа развития по-университетски, по-ломоносовски охватывает широкий диапазон научных дисциплин и областей знания; она объединяет образовательные, научно-исследовательские и инновационные процессы, активность студенческой и научно-педагогической корпорации.

Программа нацелена в будущее, на далёкую перспективу. В её научной мощи и размахе, в уровне постановки и степени актуальности решаемых задач как будто незримо присутствует сам дух Ломоносова. И вполне зримо – его имя.

В Программе развития – 10 приоритетных направлений развития. Одно из них – «Стратегические информационные технологии». Супервычислитель Московского университета – один из мощнейших в мире. В контексте предстоящего юбилея особенно приятно отметить, что по предложению Президента России он назван «Ломоносовым».

Весной мощность «Ломоносова» возрастёт до 1,5 Пфлопс, что выведет Россию в безусловные лидеры мирового суперкомпьютерного рейтинга. Тем самым мы поднимем на качественно новый уровень исследования в самых разных областях: от космических исследований и разведки полезных ископаемых до разработки новых лекарств и био- и нанотехнологий.

Программой развития предусмотрен ещё один необычный памятник великому юбиляру. Это – университетский спутник «Ломоносов», позывные которого весь мир должен услышать в ноябре 2011 г.

Учёные поставили перед спутником задачу исследовать экстремальные физические явления в атмосфере Земли, ближнем космосе и во Вселенной. Это – космические лучи предельно высоких энергий, всплески электромагнитного излучения в различных диапазонах спектра – от гамма- и рентгеновского до ультрафиолета и видимого света, транзиентные световые явления в верхней атмосфере Земли, отработка космической системы мониторинга астероидной опасности.

Транзиентные свечения, зарегистрированные нашими спутниками «Татьяна-1» и «Татьяна-2», очень похожи на то, что Ломоносов описал в своём трактате «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих»: «Немало с сим согласуется искусством произведённое электрическое сияние, различными цветами, по разности тел, играющее; откуда не без вероятности заключается, что на самой поверхности атмосферы движением разных паров разноцветные в эфире рождаются столпы и сияния».

Если сравнить гравюру из его книги со снимками наших спутников, нельзя не увидеть очевидного сходства, что говорит об удивительном научном прозрении учёного.

Университетский спутник «Ломоносов» вынесет в космическое пространство, вместе с научной аппаратурой, как эстафету, негасимый огонь знаний, переданный нам нашим великим основателем.

Ломоносову историей была уготована важнейшая культурная миссия – заложить основы российской науки и системы образования, создать первый российский университет. С этой миссией он блестяще справился, став настоящим национальным достоянием. Как сказал о Ломоносове Пушкин: «Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

В Ломоносове воплотилась вся мощь национального гения: сильный и острый ум, разносторонний творческий талант, могучий характер, крепкие духовно-нравственные устои, глубокий патриотизм. И всё это, вместе с ломоносовским проектом о создании Московского университета, легло в его фундамент и стало той благодатной почвой, которая питает российское высшее образование и на которой выросли многочисленные научные школы, закрепившие авторитет Московского университета и обеспечившие России мировое признание.

Сегодня на нас с вами, на Московский университет возложена огромная ответственность за судьбу российской науки и образования. Задача масштабная, но для успеха у нас есть всё. Я уверен, что Московский университет сохранит свою роль alma mater будущих Платонов и Невтонов! И это будет лучшим памятником Ломоносову, который говорил:

Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди.