Слово о Московском университете: 2012
УНИВЕРСИТЕТСКАЯ КОРПОРАЦИЯ
Слово о Московском университете, произнесённое в Татьянин день на торжественном заседании Конференции МГУ. 25 января 2012 г.
257 лет назад, в 1755 г., в день святой мученицы Татьяны – Татьянин день, указом императрицы Елизаветы, по проекту М.В.Ломоносова, внесённому в Сенат И.И.Шуваловым, был учреждён Московский университет.
Этот день – сначала праздник студентов и профессоров Московского университета – быстро стал общероссийским. Ведь, как сказал наш выпускник философ В.В.Розанов, «Московский университет – центральный в России; Москва собрала, выковала, выучила … Россию».
К сожалению, после революции традицию отмечать Татьянин день сохранили только выпускники Московского университета в эмиграции. Но 20 лет назад мы возродили этот праздник. А с 2005 г. Татьянин день указом Президента РФ был объявлен Днём российского студенчества, которым он уже фактически стал к тому времени.
Празднование Татьянина дня, по установившейся традиции, начиналось богослужением, за которым следовало общее собрание профессоров и студентов, где ректор произносил Слово о Московском университете. А вечером студенчество устраивало концерт и бал, кончавшийся далеко за полночь.
Мы дорожим университетскими традициями. Сегодня утром, как и в предыдущие годы, в Татьянином храме прошло Патриаршее богослужение. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл поздравил университетскую корпорацию – профессоров и студентов, учащих и учащихся.
Днём к нам в университет, в здание на Моховой, пришёл встретиться со студентами Президент РФ Д.А.Медведев. Президент поздравил всех студентов с их «профессиональным» праздником, а нас, Московский университет – с Татьяниным днём. Больше двух с половиной часов продолжалась открытая, беседа Д.А.Медведева со студентами.
В этом году Слово ректора о Московском университете я посвящаю такому важному, основополагающему для нас понятию, как университетская корпорация. Надо сразу определить, что это такое.
Московский университет был задуман по образцу европейских, точнее, германских, с которыми был хорошо знаком автор проекта первого российского университета М.В.Ломоносов.
Европейские университеты создавались именно как корпорации. В Италии, где появился первый университет, словом univеrsitas обозначалась любая профессиональная корпорация. И университеты в Европе тоже были такими корпорациями – студенческо-преподавательскими. По сути, они и до сих пор остаются таковыми.
На российской почве эта модель дополнилась новым важным содержанием – духовно-нравственным. Профессиональная корпорация стала коллективом, содружеством учителей и учеников, объединённым не только профессиональными интересами, но и отношениями дружбы и взаимопомощи, преданности общему делу и любви к alma mater, в стенах которой и складывается эта особая нравственная атмосфера, благоприятная как для развития науки, так и для личности.
По справедливой оценке известного историка, выпускника Московского университета В.О.Ключевского, «студенты ценили профессоров, профессоры понимали студентов; те и другие гордились университетом, тех и других уважало общество».
Вот что такое университетская корпорация в понимании Московского университета: сообщество профессионалов, объединённых взаимным уважением и взаимопомощью, преданностью своему делу, высокими моральными принципами.
В этом отношении символична уже фигура первого студента Московского университета С.Г.Зыбелина, ставшего первым университетским профессором медицины. Ещё будучи студентом, он учил латыни университетских гимназистов. Это с самого начала университета было распространённой практикой, способствующей объединению корпорации. После окончания курса Зыбелин был направлен за границу, обучался в Кёнигсберге и Лейдене, где защитил диссертацию. В Берлине стажировался в известной клинике «Шарите».
Более 30 лет Зыбелин читал лекции студентам, заложив основы научного преподавания медицины, и более 15 – бесплатно работал врачом в университетской больнице. Во время эпидемии чумы 1771 г. университетский профессор и врач Зыбелин бесстрашно боролся с бедствием, заходил в чумные дома, спасал жизни людей.
Самоотверженность и патриотизм профессоров и студентов Московского университета ярко проявились во время Отечественной войны 1812 г. Российская армия тогда остро нуждалась во врачах, и медицинский факультет университета почти в полном составе ушёл на поля сражений, в ополчение. Университетские медики героически выполняли свой врачебный долг, который во многих случаях фактически становился врачебным подвигом.
По рассказам очевидцев, «наши хирурги в Бородинском сражении так много ампутировали, что стояли на перевязочных пунктах по щиколотку в крови». В числе этих хирургов был и профессор Московского университета И.Е.Грузинов, который, с началом войны, сразу вступил в Московское ополчение и был его главным врачом. На Бородинском поле во время битвы он двое суток не отходил от операционного стола.
Судьба Грузинова сложилась трагично. В конце войны он заразился сыпным тифом и умер в возрасте 32 лет.
В этом году Россия отмечает 200-летие Бородинской битвы. Неотъемлемой частью подвига нашего народа в Отечественной войне 1812 г. стал героизм профессоров и студентов Московского университета.
А как не вспомнить нашего великого выпускника Н.И.Пирогова, который всей жизнью воплотил идею служения людям, служения Отечеству – как в мирной жизни, так и на театре военных действий. Его самоотверженность и профессиональное мастерство, граничащее с чудом, стали незабываемой страницей истории обороны Севастополя.
Не менее героическим был и поступок уже немолодого и не совсем здорового Пирогова во время русско-турецкой войны, когда он оставил спокойную жизнь в своем имении и отправился в Болгарию. Около 1000 километров проехал он, то в бричке, то в санях, с огромной бутылью эфира – а ведь такой груз представлял смертельную опасность на разбитых дорогах! Но он был необходим Пирогову для операций – и, пренебрегая опасностью, он спасал раненых воинов – русских и болгар.
Университетская корпорация – это коллектив с особым характером взаимоотношений студентов и преподавателей. История Московского университета знает много ярких примеров того, что такое особая университетская среда, в которой научная школа – учитель с учениками – становится плодотворным сообществом коллег и друзей.
Как математик упомяну в первую очередь легендарную «Лузитанию». Так называлась, по имени своего основателя Н.Н.Лузина, научная математическая школа, с которой связана целая плеяда прославленных математиков: П.С.Александров, А.Н.Колмогоров, Л.А.Люстерник, А.Я.Хинчин, Д.Е.Меньшов и многие другие. Однако легендой Московского университета «Лузитания» стала благодаря не только научным результатам, но и выдающейся личности и учителя – Учителя с большой буквы, и его учеников, которые сами стали впоследствии выдающимися учёными и учителями для новых поколений студентов.
С имени Лузина фактически начинается история Московской математической школы. После лекции он приглашал студентов в профессорскую комнату, особо интересующихся – к себе домой. В непринуждённой товарищеской беседе ставил вопросы, новые задачи. Ученики чувствовали себя равными, хотя понимали, что их профессор – большой учёный. И, конечно, старались добиваться научных результатов.
Во многом благодаря такой уникальной среде, плодотворной для научного поиска атмосфере, Московская математическая школа стала уникальным явлением в мире.
Традицию неформального, заинтересованного общения со студентами продолжили его ученики. Так, академик П.С.Александров проводил в общежитии «Александровские вторники»: приносил в Б-16 проигрыватель с пластинками, рассказывал о музыке, потом – вместе слушали записи концертов.
В историю Московской математической школы вошли и лыжные забеги, которые были под силу только особо выносливым, и купание в ледяной воде, настоящим рекордсменом в котором был А.Н.Колмогоров – великий математик ХХ в. Он стал одним из основателей и учителей школы-интерната для одарённых детей, которая носит его имя.
А сейчас на новой территории Московского университета проектируется новое современное здание школы-интерната для одарённых детей. Подписано Постановление Правительства РФ о её строительстве. Мы хотим назвать эту школу «Ломоносовской гимназией».
Содержание понятия «университетская корпорация» в полной мере проявилось в годы страшных испытаний Великой Отечественной войны. Это – единство, сплочённость, патриотизм, гражданская ответственность, вне зависимости от возраста и положения. На следующий же день после начала войны все студенты МГУ объявили себя мобилизованными на фронт. Более 5000 человек – преподавателей и студентов ушли в армию и ополчение. И, как всегда в университете, – учителя вместе с учениками, профессора и преподаватели вместе со студентами.
Вот только несколько примеров. Университетскому преподавателю Н.Б.Веденисову медкомиссия категорически запретила воинскую службу: у него был повреждён позвоночник, он ходил в кожаном корсете. Несмотря на просьбы родных и рекомендации врачей, он повторял: «Я должен быть там, где мои ученики – на фронте». В тяжелейших боях под Ельней в октябре 1941 г. он погиб.
Студентка исторического факультета Лиза Шамшикова в боях под Тулой в декабре 1941 г. командовала санитарным взводом, шла в атаку в первых рядах, увлекая своим примером неопытных бойцов. Её медпункт был под открытым небом. В 40-градусный мороз она переползала от одного раненого к другому, делала перевязки, отправляла раненых в тыл. Там, под Тулой, она и погибла, не желая оставить раненых товарищей; её расстреляли вместе с ними.
И таких примеров настоящего героизма немало. 3000 студентов и преподавателей Московского университета заплатили своими жизнями за Великую Победу. Их имена высечены на памятных досках наших факультетов и институтов. В память о них перед университетом горит Вечный огонь.
Каждый год в День Победы на митинг к Вечному огню приходят вместе преподаватели и студенты. Так же вместе они ездят летом к памятнику ополченцам – студентам и преподавателям МГУ, погибшим в боях под Ельней.
Таково свойство университетской корпорации – всегда отвечать на потребности страны, на потребности общества. И в послевоенные годы Московский университет, его профессора, преподаватели, студенты и аспиранты были в первых рядах везде, где были нужны их знания, опыт, энергия и энтузиазм. Высочайший подъём науки и образования, выдающиеся достижения в освоении космоса, укреплении авторитета страны на мировой арене во многом были обеспечены самоотверженной деятельностью выдающихся университетских учёных – таких как М.В.Келдыш, А.И.Ильюшин, А.Ю.Ишлинский, Л.И.Седов, А.Д.Сахаров, Н.Н.Семёнов, Я.Б.Зельдович, Н.Н.Боголюбов, С.Н.Вернов и многие другие.
Легендарной страницей истории Московского университета стала замечательная студенческая инициатива – стройотряды. Студенты летом работали в разных уголках страны, своим трудом доказывая свою гражданскую активность и самостоятельность. Осваивали целину, строили новые города, прокладывали дороги… Всё это безусловно сплачивало студенческие ряды, укрепляло университетское братство.
Шло время, и возникали новые трудности. Вспомним хотя бы 90-е гг. Московскому университету, как и всей стране, было непросто: жизнь резко менялась, наука и образование в государстве оказались под угрозой, приходили другие ценности. В этих условиях коллективный университетский разум сработал безошибочно, университетская среда отстояла и сохранила свои приоритеты. Университет не только выстоял тогда, но и продолжал развиваться.
Ещё через два кризиса пришлось пройти. И в 1998, и в 2008 снова вставал вопрос о дальнейшей судьбе университета. Было трудно, однако мы не просто выстояли, но и вышли на новый этап своего развития.
Сейчас мы фактически – другой университет: обновлённый, удвоивший свои возможности, живущий по специальному закону, со своими собственными образовательными стандартами и дипломами. Утверждённая Правительством РФ Программа развития Московского университета позволяет с максимальной эффективностью использовать наш уникальный потенциал. На современном оборудовании наши учёные уже добились важных научных результатов и готовят новые прорывы в науке.
Это не значит, что у нас, у российской высшей школы нет проблем. Конечно, есть, и я о них не раз говорил. Но сегодня – речь о другом.
Сегодня мы поставлены перед необходимостью ещё раз осмыслить пройденное, оценить содержание настоящего момента и выстроить перспективу на будущее. Мы, образовательное сообщество, знаем, что надежды на будущее неразрывно связаны с уровнем образования. Поэтому на Московском университете лежит особая ответственность.
Признанное мировым сообществом высокое качество нашего образования основано на том, что Московский университет все эти годы проявлял единство и последовательно и высокопрофессионально занимался своим главным делом – научно-образовательной деятельностью. В этом – в фундаментальном образовании – и заключается собственно миссия университета как исторически сложившегося общественного установления, решающего важную государственную задачу.
Московский университет всегда успешно выполнял свою миссию. Мы и дальше намерены идти этим путём: его проложили наши великие предшественники; и мы – в ответе за то, чтобы их дело было продолжено.
Вопрос о том, что будет завтра, всегда стоит на повестке дня. Это естественно: мы должны думать о своём будущем. Сегодня, когда это вопрос приковывает широкое внимание, нужно проявить особую ответственность в оценке перспектив нашего развития – развития Московского университета, развития образования и науки в нашей стране, развития нашего общества.
Я уверен, что люди Московского университета, в духе лучших университетских традиций, приложат все усилия и проявят все свои лучшие качества: единство и сплочённость, коллективный разум, профессионализм и гражданскую ответственность перед будущими поколениями.
Мы живём в мире, который быстро меняется. Постоянно пульсирует геополитическая карта мира, пребывает в волнении мировая экономика, растут масштабы и скорость гонки высоких технологий, которые определяют место и роль стран как субъектов исторического развития на мировой арене.
Взять, к примеру, сферу стратегических информационных технологий, которые внесли кардинальные изменения в развитие науки. Да и наша повседневная жизнь теперь немыслима без высокотехнологичных устройств, выполняющих информационно-коммуникационные задачи, ещё вчера казавшиеся малореальными.
Как учёный, не могу не радоваться колоссальным достижениям в этой области, говорящим об огромной силе человеческого интеллекта, ресурс которого, судя по всему, далеко не исчерпан. И с любопытством можно ожидать следующих технологических прорывов.
Приоритетное развитие технологий – вот глобальный тренд сегодняшнего дня. Homo sapiens – «человек разумный» сегодня стал «человеком технологичным», или даже «высокотехнологичным».
Информационно-технологичная среда, в которой мы живём, далеко не так безобидна. При больших скоростях и объёмах информации, новых способах коммуникации есть риск упустить из виду главное, сбиться с пути, потерять ориентиры. При большом «информационном шуме», в плюрализме мнений, можно не расслышать голос истины. В обстановке вседозволенности, пропагандируемой массовой культурой, легко забыть нормы морали.
Поэтому человеческое измерение – духовные, идеологические, морально-нравственные ценности, сегодня требуют особого внимания. В современных условиях, которые многие справедливо называют «гуманитарным кризисом», необходимо чтобы «высокотехнологичный человек» правильно распорядился своим разумом, не забывая о том, что он прежде всего – человек. Чтобы он руководствовался подлинными ценностями и приоритетами, имел верные жизненные ориентиры. Для этого, в т.ч., необходимо усилить роль гуманитарной составляющей в образовании – таких предметов, как русская литература, русский язык, отечественная история, особенно имея в виду, что 2012 г. объявлен Президентом РФ Годом российской истории.
В современных условиях становится особенно актуальной воспитательная миссия университета. Образование только тогда выполняет свое истинное предназначение, когда оно основано на фундаментальной науке и крепких нравственных устоях. Именно такое просвещение, понимаемое как единство образования и воспитания, по словам А.С.Пушкина, «в состоянии удержать новые безумства, новые общественные бедствия».
Роль университетской корпорации на протяжении всей истории Московского университета заключалась в том, чтобы раскрыть всё лучшее, что есть в человеке: силу интеллекта, дух творчества, подлинные нравственные ценности.
Часто говорят: «Молодёжь сейчас другая». Да, другая. Но ведь и мы, профессора, когда-то были молодёжью, которая тоже казалась нашим учителям «другой». Университетская среда нас воспитала. Сейчас в этой среде растёт новое поколение студентов: умных, креативных, социально активных. У нас есть все основания гордиться ими: они побеждают на международных олимпиадах, успешно занимаются спортом и музыкой, поют и танцуют, ставят спектакли, шефствуют над детскими домами, работают в стройотрядах.
Отдельная, и очень важная сторона университетской жизни – общежитие. В нём живёт 17 тыс. студентов! В том числе около 250 студенческих семейных пар.
Для нас студенческая семья – это привычно. А вот в XVIII в. студент Московского университета Юдин, женившись, был серьёзно наказан. В протоколах заседаний Совета университета есть запись о том, что он женился «по собственному произволу и без дозволения». Совет решил, что «положить ему за это штрафа нельзя», но рекомендовал «исключить его из числа казённокоштных, примера ради другим и потому, что опасаться должно, что он по вступлении в брак не будет впредь оказывать такие успехи, какие должны быть у пользующихся этим благодеянием».
Мы стараемся беречь студенческие семьи, помогаем им, создавая условия для сочетания учёбы и воспитания детей.
На каникулах дети наших студентов имеют возможность поехать в университетские здравницы, где их воспитателями, творческими наставниками становятся сами студенты.
Мы восстанавливаем систему здравниц Московского университета, где могут отдыхать и студенты, и преподаватели. Это – «Университетский» и «Красновидово» в Подмосковье, черноморские «Буревестник» и Пицунда.
На Новый год студенты и преподаватели факультета искусств готовят для детей сказочное представление.
Университет – наш дом. И мы, люди Московского университета, любим свой дом, стараемся его беречь, обустраивать и укреплять. Это невозможно, если все мы не будем участвовать в этом.
Студенческое самоуправление – хорошая школа воспитания и развития гражданской ответственности. Оно сейчас активно развивается в университете – на уровне студенческих групп, курсов, факультетов. Мы возлагаем на него большие надежды. Только так каждый студент сможет себя почувствовать полноправным членом университетской корпорации.
В этом зале – много тех, кто реально выражает интересы студенчества Московского университета – активные, умные, креативные представители этой части университетской корпорации, вносящие важный вклад в успешное развитие своей alma mater.
На днях мы поздравляли лучших представителей нашей молодёжи. Три молодых сотрудника были удостоены Шуваловской премии, 100 – получили стипендии Московского университета за значительные достижения в преподавательской и научной деятельности, 60 аспирантов получили стипендии Президента и Правительства РФ, 90 человек – гранты из спонсорских средств за победу в конкурсе научных работ. Во время награждения многие из них выступали со словами любви и благодарности к университету. Видно, что наша молодёжь гордится причастностью к делам университета, связывает свою судьбу с его судьбой и готова многое сделать во имя его будущего.
Недаром наши выпускники в конце обучения присягают на верность университету. Помните, что они обещают: «Достойно нести почётное звание выпускника Московского университета. Хранить верность духу университетской корпорации. Приумножать славу и беречь богатства Московского университета. Употребить все знания и умения во благо своему Отечеству».
Это – кодекс верности, которому следуют все поколения людей Московского университета.
Сегодня – день рождения Московского университета. Ему исполнилось 257 лет. Окидывая мысленным взглядом его историю, понимаешь, что это – возраст зрелости и мудрости. А заходя в аудитории, идя по коридорам, видишь, как университет молод и энергичен. В этом феномен университета: становиться мудрым – оставаясь молодым; накапливать знания и опыт – сохраняя юношеский энтузиазм; о служить авторитетом в обществе – постоянно развиваясь и изменяясь и в то же время оставаясь верным себе в самом главном – любви и служении университету, своему народу, своей стране.
Заканчивая свое выступление, я хотел бы сердечно поздравить людей Московского университета, а также всех российских студентов, профессоров и преподавателей, всю высшую школу с замечательным праздником и пожелать всем нам успехов и благополучия!