Слово о Московском университете: 2013

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ: УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ

Слово о Московском университете, произнесённое в Татьянин день на торжественном заседании Конференции МГУ. 25 января 2013 г.

Сегодня мы отмечаем Татьянин день и проводим его, свято соблюдая университетские традиции. Сегодня утром, как и в предыдущие годы, в Татьянином храме прошло патриаршее богослужение. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл поздравил университетскую корпорацию – профессоров и студентов, учащих и учащихся.

Только что был открыт аудиторный корпус, в котором размещен экономический факультет. Студенты получили замечательные возможности для обучения.

А сейчас люди Московского университета и гости нашего праздника собрались здесь, в актовом зале, на торжественное заседание.

Свое традиционное для Татьянина дня выступление в этом году я назвал «Московский университет: уроки нравственности».

«Университет... Это огромное и мощное слово наполняет сегодня Москву. Огромное и мощное слово, которое становится все более веским и властным, чем дальше уходишь в жизнь, чем выше поднимаешься по лестнице годов». Так сказал об этом празднике более века назад в своем рассказе «Татьяны» выпускник Московского университета, писатель и публицист Александр Амфитеатров.

И сегодня это мощное слово – «университет» – остается таким же весомым и важным. Любовь к альма-матер никогда не покидает стен университета, где царит особый университетский дух, чувство принадлежности к единой корпорации, университетские ценности, переходящие из поколения в поколение, от учителя к ученикам и дальше – к ученикам учеников.

Эти ценности заложили как краеугольный камень в фундамент Московского университета его отцы-основатели – М.В.Ломоносов и И.И.Шувалов. Как далеки они были друг от друга в сословной иерархии и как близки в своих взглядах на будущее России, в своей любви к ней! Успех их университетского проекта во многом объясняется общей установкой на то, что можно назвать просвещенным и просветительским демократизмом.

В старейшем российском университете разрешалось слушать лекции не только студентам, но и всем желающим, а также вести научные споры «истины ради». Так воспитывалось уважение к знанию, научному поиску, ценности человеческой личности независимо от социального происхождения.

Московский университет стал показателем социального прогресса в стране. Он был учреждён, как сказано в указе императрицы Елизаветы, «для генерального обучения разночинцев», то есть там могли учиться выходцы не только из дворян, но и из других сословий. Как сказал М.В.Ломоносов, «в университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын, в том нет нужды».

Через год после создания университета открылась университетская библиотека, ставшая единственной общедоступной в Москве, а также типография и книжная лавка, отметившие начало массового отечественного книгоиздания. Университет принялся издавать «Московские ведомости» – единственную в то время газету в Москве.

Первый университет России стал нравственным камертоном в отечественной культуре и общественной жизни.

С XVIII в. в Московском университете преподавали такой предмет, как «нравственная философия и энциклопедия нравственных наук». Его читал профессор И.М.Шаден, который видел в этом предмете науку, ведущую «к образованию нравственности и совести как основанию всех узаконений». Неслучайно нравственная философия была одним из обязательных предметов на юридическом факультете.

Курс И.М.Шадена слушал и Н.М.Карамзин, который не только стал главным «учителем нравственности» в русской литературе того времени, но и в своей «Истории государства Российского» именно с нравственных позиций оценивал деятелей русской истории. Те правители России, убеждал он, которые поступали справедливо и по совести, приводили страну к расцвету, тогда как упадок нравов вёл к краху государства. Примечательно, что само слово «моральный» было введено в русский язык Карамзиным.

Курс нравственной философии прослушал и М.Н.Муравьёв, первый попечитель Московского университета в XIX в., товарищ министра народного просвещения. Он заботился о формировании нового поколения университетских учёных, обращая внимание не только на их знания, но и на то, что он называл «нравственным характером». В проекте университетского устава Муравьёва есть такие строки: «Университету принадлежит попечение согласовать беспрестанно нравственную пользу слушателей своих с просвещением разума». Это то, что мы сегодня называем двуединой задачей университета – образование с воспитанием.

Духовно-нравственное измерение всегда отличало преподавательскую деятельность профессоров университета. Студенты ценили не только глубокие знания и лекторское мастерство, но едва ли не прежде всего ярко выраженное личностное, нравственное начало. Профессора не только учили, но и воспитывали своим примером.

Такое обучение-воспитание приносило достойные плоды. Это в полной мере проявилось во время Отечественной войны 1812 г., 200-летие которой мы недавно отмечали. В те дни Московский университет показал, что он не просто учит, но и воспитывает настоящих граждан своей страны, патриотов своего отечества. Так можно было сказать и о профессорах, и о студентах. Как писал декан медицинского факультета М.Я.Мудров, «большая часть воспитанников университета ... оставя мирные науки и искусства, подняли оружие во спасение Отечества». Университетские медики, оставив профессорские кафедры, проявляли настоящий героизм на поле брани, рискуя своей жизнью, оказывали помощь раненым.

Студент Московского университета, основатель Московского математического общества, 15-летний Михаил Муравьёв, несмотря на свой возраст, участвовал как офицер в Бородинском сражении, находясь в самой гуще боя – на батарее генерала Раевского, – и был тяжело ранен. Лечил его тот самый М.Я.Мудров, о котором я уже говорил.

После войны 1812 г. Московский университет, по словам А.И.Герцена, «вырос в своем значении». Учёба в университете теперь рассматривается как служение отечеству, студенты получают форму и шпагу.

Укрепляется авторитет университета – не только научный, но и моральный.

Н.И.Тургенев, достаточно критически настроенный публицист и декабрист, так писал о выпускниках Московского университета: «Все воспитанники этого особенного учебного заведения счастливо отличаются от выпускников иных учреждений; на государственной службе они проявляют благородство характера, честность и человеколюбие – качества, весьма редкие в сей сфере деятельности... Когда среди всеобщего мздоимства, среди продажной толпы хищных начальников, вероломных судей, терзающих Россию, случайно встречается честный, твердый и просвещённый чиновник, почти всегда можно с уверенностью сказать: он учился в Московском университете».

XIX в. для Московского университета стал временем динамичного развития, создания научных обществ и формирования научных школ.

Создаваемые научные общества (Общество испытателей природы, Общество любителей русской словесности и др.) – вели важную просветительскую работу в широких слоях российского общества, обогащая отечественную культуру, повышая её уровень.

В это время формируется целая плеяда выдающихся университетских профессоров, которые не ограничиваются чтением лекций, но приглашают студентов к себе домой, разрешают пользоваться своей библиотекой, нередко угощают обедом. Студенты, со своей стороны, образуют, вопреки социальным различиям, сплочённое братство – все они дети одной альма-матер. Вот это и есть настоящая университетская корпорация, объединённая не только профессиональными связями, но и общими духовно-нравственными ценностями, традициями, незыблемыми моральными правилами.

Вот как сказал об этом В.О.Ключевский: «Студенты ценили профессоров, профессоры понимали студентов; те и другие гордились университетом, тех и других уважало общество».

Это в первую очередь относится к научным школам Московского университета: они объединены не только общими научными интересами, но и отношениями дружбы и взаимопомощи. История университета знает немало таких школ. Достаточно назвать, к примеру, математическую Лузитанию. Академик Н.Н.Моисеев позднее скажет: «Это не просто группы людей, занимающихся одним и тем же делом. Это еще и определенные нравственные узы. Ответственность всех за успех или неудачу каждого».

Именно эти нравственные узы, скрепляющие университетскую корпорацию, и обеспечили высокий моральный авторитет Московского университета в России, способствовали нравственному воспитанию общества. «Наш университет в Москве был святилищем не для одних нас, учащихся, но и для их семейств и для всего общества», – так оценивал роль альма-матер писатель И.А.Гончаров.

Из XIX в. в XX в. Россия перешла на подъёме своего развития – индустриального и культурного – и ... оказалась перед сложным испытанием. Политическая борьба захлестнула общество, ворвалась в студенческие аудитории. И в это время, в этот «момент истины», ректор Московского университета князь С.Н.Трубецкой делает всё, чтобы спасти университет, спасти студентов. Его краткое, блеснувшее кометой ректорство стало настоящим нравственным подвигом. Спасая студентов от крайностей революционных событий 1905 г., заслоняя их от губительных массовых акций, С.Н.Трубецкой фактически ради них отдал свою жизнь: он скончался в приёмной министра народного просвещения, куда прибыл в разгар волнений просить за участь студентов.

Нравственным подвигом всего Московского университета вместе со всей страной стало участие в Великой Отечественной войне: 5000 студентов, аспирантов и преподавателей ушли на фронт и в ополчение, 3000 – не вернулись... Сколько мы знаем примеров того, как преподаватели и студенты отказывались от положенной им брони, скрывали свои болезни, только чтобы идти защищать Родину! Сколько преподавателей ушли на фронт, только чтобы быть вместе со своими студентами! Вечная им память... В Смоленской области, недалеко от Ельни в чистом – а когда-то разрытом снарядами – поле стоит памятник погибшим студентам, аспирантам и преподавателям Московского университета. Каждое лето мы ездим туда вместе со студентами, вспоминаем то страшное и героическое время и благодарим тех, кто заплатил своей жизнью за нашу жизнь. Это – наша историческая память, наш нравственный долг.

Сегодня, из XXI в. оглядываясь на историю России и её место в мире, можно сказать (и это мнение и зарубежных коллег), что главный вклад, который наша страна внесла в мировую сокровищницу, – это уникальный духовно-нравственный опыт, который воплощён прежде всего в великой русской литературе.

XIX в. – золотой век русской литературы. И сколько прославленных поэтов и писателей повстречались со своей музой, начали свое творчество в стенах университета! Д.И.Фонвизин, В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов, М.Ю.Лермонтов, И.С.Тургенев, А.Н.Островский, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, И.А.Гончаров, А.П.Чехов, В.Я.Брюсов, А.Белый, Б.Пастернак... Все они – не только великие мастера литературы, но и благодарные питомцы своей альма-матер и верные сыны Отечества.

Литература играет особую роль в жизни общества. Русская литература – это важнейшая часть культуры народа, его размышлений о смысле жизни, его нравственных и эстетических идеалов. В своих лучших образцах она формирует национальное самосознание, обеспечивает преемственность поколений, общность основополагающих нравственных ценностей. Литература – лучший воспитатель молодого поколения.

Конечно, не случайно известные слова Е.А.Евтушенко «Поэт в России больше, чем поэт» перекликаются с некрасовским заветом «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

И глубоко закономерно, что годы высочайших достижений в развитии нашей науки в XX в., годы освоения космоса и покорения атома были и годами небывалого подъёма интереса к поэзии, художественному слову. Люди с одинаковым замиранием сердца смотрели кинохронику о полётах наших космонавтов и слушали своих любимых поэтов, заполняя большие залы и стадионы.

В связи с этим хочу напомнить известные слова Канта о том, что две вещи волнуют его больше всего – звёздное небо над нами и моральный закон внутри нас. Я думаю, что общество развивается наиболее успешно тогда, когда интерес к звёздному небу уравновешивается вниманием к нравственному закону. И если звёздное небо по-прежнему в центре нашего внимания, и мы далеко продвинулись в изучении окружающего мира (хотя, конечно, тёмная материя еще хранит свои тайны), то, к сожалению, мы всё меньше задумывается о нравственном законе, а иногда просто забываем о нём.

Называя вещи своими именами, можно говорить о глубоком моральном и духовном кризисе, поразившем современное общество. Этот кризис не знает государственных границ, им озабочены сейчас во всем мире: бьют тревогу образовательное сообщество и Церковь, учёные и мастера культуры, специалисты и простые люди.

Равнодушие и безнравственность, цинизм и жестокость разъедают общество, как метастазы злокачественной опухоли. Растёт число бездомных и сирот, подростков, не знающих родительской любви, и стариков, брошенных своими детьми. Глянцевые журналы рассказывают нам в подробностях о личной жизни звёзд шоу-бизнеса, а телевидение показывает нам бесконечные сериалы из жизни преступного мира или ток-шоу, рассчитанные на нулевой, а точнее, отрицательный уровень культуры и морали. Катастрофически не хватает хороших передач о науке и культуре.

Я даже не говорю о том, что и профессора наши уже не приглашают, как раньше, студентов на чай. А я помню, как после войны фронтовики-профессора и преподаватели встречались со студентами в общежитии, на примерах из своей жизни рассказывали, какой ценой далась Победа. Это были настоящие уроки нравственности, которые не прошли для нас, тогдашних студентов, бесследно.

Сейчас, к сожалению, такого общения очень мало. Иногда кажется, что иссякает тот просветительский энтузиазм и настрой, который создавал неповторимую и бесценную университетскую атмосферу, тепло человеческих отношений.

Мы должны сохранить эту атмосферу, это тепло. И мы стараемся это делать. Недавний пример. Буквально на днях у нас в гостях были дети из детских домов из разных городов России. Мы каждый год приглашаем их на нашу Новогоднюю ёлку с подарками от Деда Мороза. «Талант преодоления» – программа для ребят с ограниченными возможностями.

Мы хотим возродить благородную университетскую традицию – благотворительность и меценатство. Среди известных благотворителей университета – Демидовы, Морозовы, Строгановы, промышленник Ю.С.Нечаев-Мальцев, княгиня Е.Р.Дашкова, певец Л.В.Собинов и многие другие.

Не может быть, чтобы среди выпускников Московского университета – а ведь они занимают ведущие позиции в стране – не было людей, которые не откликнулись бы на мои слова и не внесли свой весомый вклад в благое дело поддержки альма-матер. И для этого создан Фонд развития Московского университета. Я обращаюсь ко всем нашим выпускникам, всем, кто имеет реальную возможность помочь своей альма-матер – последовать примеру известных благотворителей и пополнить этот фонд. Давайте сделаем подарок своему университету ко Дню его рождения!

Один из выпускников больше века назад сказал, что учреждение Московского университета «в полном смысле можно назвать нравственною реформою». Почему? Потому что университет учил любви к истине, к друзьям и учителям, к университету, к своей земле, к своей истории. Наши предшественники и учителя много сделали для того, чтобы эта нравственная реформа была успешной. И наш долг – продолжить их дело. Университет должен по-прежнему быть камертоном нравственности, выполнять свою великую миссию.

Мы должны сохранять не только предметное, но и нравственное содержание образования. Я бы сказал, что ключевое слово здесь – честность. Мы должны быть честными во всём – и в оценке студентов, и в отношении к коллегам, к делам университета.

Университет с таким интеллектуальным потенциалом и такой инфраструктурой ответственен за должный уровень науки. Это подтверждает и программа развития Московского университета, ставящая амбициозные задачи в области приоритетных научных направлений. Это – наш долг перед нашими предшественниками, нашими научными школами, сделавшими Россию великой научной державой.

Мы несем ответственность и перед школой и помогаем ей. Семь съездов учителей провёл Московский университет. Тысячи учителей обсуждали актуальные проблемы современной школы с университетскими профессорами, получили ответы на волнующие их вопросы.

Московский университет объединяет постсоветское пространство. Когда многим стало казаться, что наши народы, так долго жившие вместе, навсегда разъехались по своим домам, выяснилось, что по-прежнему сохраняются точки притяжения, и есть центростремительные силы, которые преодолевают новые государственные границы. Такой точкой притяжения стал Московский университет, создавший пять филиалов в странах СНГ, где сейчас обучаются 3500 студентов.

Так растёт, развивается и крепнет Московский университет. В его стенах вырастает будущее страны, могущество которой определяется человеческим капиталом – людьми. Людьми мыслящими, преданными своему делу и своей стране.

Таких людей готовил и продолжает готовить Московский университет. Давайте поздравим его с Днём рождения и пожелаем дальнейших успехов в великом деле обучения и воспитания будущих поколений!

Вспомним слова учившегося в Московском университете М.Ю.Лермонтова:

Святое место! Помню я, как сон,
Твои кафедры, залы, коридоры,
Твоих сынов заносчивые споры...

С праздником, дорогие друзья! С Татьяниным днём и Днём российского студенчества!