Слово о Московском университете: 2014

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В МИРЕ

Слово о Московском университете, произнесённое в Татьянин день на торжественном заседании Конференции МГУ. 25 января 2014 г.

259 лет назад росчерком елизаветинского пера приобрёл силу высочайшего указа представленный И.И.Шуваловым ломоносовский проект первого российского университета. Идеи М.В.Ломоносова – основоположника российской науки – стали воплощаться в жизнь.

259 лет назад Московский университет открыл свои двери тем, кто стремится к знаниям, и с тех пор, трудами многих поколений своих преподавателей и учёных, он стал всемирно признанным ведущим научно-образовательным центром России. Не случайно день его основания стал, в год его юбилея, государственным праздником – Днём российского студенчества.

Поэтому сегодня у нас двойной праздник – университетский Татьянин день и общероссийский День студенчества.

Татьянин день прочно вошёл в историю как большой праздник университетской корпорации, с традиционным распорядком, установившимся более двух веков назад: с утра – богослужение в университетском храме, потом – торжественное заседание с Актовой речью ректора и поздравлениями, и, конечно, весёлые студенческие гулянья.

Эти традиции мы свято соблюдаем. Сегодня утром в храме святой мученицы Татианы прошла Божественная литургия, которую отслужил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Сейчас в Актовом зале университета собрались профессора и студенты, выпускники Альма матер и гости нашего праздника. На завтра запланирована большая студенческая программа с непременной медовухой.

В этом году в программе праздника – выдающееся, можно сказать историческое событие – начало строительства на новой территории студенческого общежития на 5000 мест. Сегодня, в три часа дня, с участием мэра Москвы С.С.Собянина, была заложена капсула в фундамент нового здания с посланием потомкам. Я поздравляю университет с таким мощным началом нового приращения кампуса! А вскоре мы будем закладывать капсулу и в основание школы-интерната для одарённых ребят. Мы будем собирать таланты со всей России, учить их сначала в школе, а потом – в университете.

Московский университет последовательно реализует Программу своего развития. Об этом говорилось и на заседании Попечительского совета МГУ, который возглавляет Президент РФ В.В.Путин.

Соблюдая традицию, я каждый год выступаю в Татьянин день с Актовой речью, выбирая для неё важную, актуальную тему. В прошлые годы я говорил о студентах Московского университета, о его вкладе в культуру России, о его почётных профессорах, об университетской корпорации. В этом году я назвал своё выступление «Московский университет и мир».

Мы гордимся тем, что МГУ занимает ведущие позиции в мировом научно-образовательном сообществе, пользуется признанным международным авторитетом. Это – заслуга многих поколений наших предшественников, отдававших университету свои знания, опыт, преданность делу – в первую очередь, конечно, М.В.Ломоносова, разработавшего проект Московского университета – самый успешный из всех его проектов, и И.И.Шувалова, отдавшего своему детищу 40 лет верного служения на посту куратора.

Московский университет создавался по образцу немецких – с их устройством был хорошо знаком М.В.Ломоносов – и на первых порах активно привлекал иностранные кадры, используя их знания и опыт. Это позволило нашим профессорам усвоить европейские образовательные традиции, а нашим учёным – общаться с мировой наукой на европейском уровне.

Благодаря контактам с зарубежными коллегами в Европе стали узнавать о Московском университете. О нём, например, уже в середине XVIII в. рассказывала выходившая в Лейпциге научная газета.

Сочетание национальных традиций с европейским опытом дало мощный синергетический эффект. Семена европейской учёности, попав на российскую почву, оказались в благоприятной среде и дали богатый урожай. Успешное развитие университета показало, как сильна в российском обществе потребность в просвещении, науке и культуре.

Московский университет создавался в условиях, когда европейские университеты насчитывали уже несколько веков исторического развития, и прошел аналогичный путь стремительно и с впечатляющим результатом.

Так, уже в начале XIX в. университету было предоставлено право «производить в градусы», т.е. присваивать учёные степени и звания, для чего раньше приходилось ездить за границу.

В это же время в Московском университете начинают формироваться научные общества, складываться научные школы. Он постепенно приобретает мировую известность. 

Крупнейшие европейские светила науки и культуры XIX в., такие, как И.В.Гёте, А.Гумбольдт, Л.Пастер, Д.У.Рэлей, Э.Бельтрами, П.Бертело, Г.Гельмгольц, лорд Кельвин, Ш.Эрмит становились Почётными членами Московского университета и его научных обществ.

Выпускники Московского университета начинают приобретать репутацию хороших специалистов и несут полученные знания по всему миру. Вот одна из любопытных историй. В 1811 г. на побережье Калифорнии – это была территория Русской Америки – был основан форт Росс, ставший южным форпостом Российской империи в Северной Америке. Среди тех, кто приехал осваивать новую землю, было несколько «учёных людей», это были выпускники Московского университета. Один из них, Егор Черных, вёл первые в Калифорнии систематические наблюдения за погодой, руководил развитием земледелия.

Выпускники Земледельческой школы Московского университета привезли из России ценные сорта яблок, груш, винограда и научили местное население культивировать их в теперешнем Орегоне, богатом яблоками.

Именно в русской крепости была построена, в том числе с помощью выпускников Московского университета, первая в Калифорнии судостроительная верфь и первые ветряные мельницы.

К середине XIX в.русский флаг уже не развевался над Фортом Росс. Эта земля была продана вместе с Аляской. Но память о русском поселении на американской земле сохраняется. Сейчас там исторический парк штата Калифорния, музей. Сохранился дом последнего коменданта Александра Ротчева, выпускника Московского университета, он объявлен объектом исторической ценности национального значения.

Возвращаемся с американской земли на российскую. Московский университет регулярно посылает своих профессоров за границу на международные научные конгрессы и сам становится местом встреч учёных всего мира. Так, в 1897 г. здесь состоялся XII международный съезд врачей под председательством Н.В.Склифосовского, декана медицинского факультета университета. Приехавшие в Москву врачи разных стран, увидев Клинический городок Московского университета на Девичьем поле (там было 13 клиник и 6 институтов!) не могли сдержать восхищения. 

Московский университет способствовал становлению системы высшего образования как у нас в стране, так и за её пределами. Когда в 1833 г. создавался Киевский университет, его возглавил выпускник и профессор Московского университета М.А.Максимович.

Опыт Московского университета использовался и при создании университетов в Казани, Вильне, Дерпте. Так, в Тарту в знак благодарности установлен памятник Н.И.Пирогову, который после окончания медицинского факультета Московского университета некоторое время преподавал в Дерптском университете. 

В 1919 г. при активном содействии Московского университета был создан Туркестанский университет, переименованный позднее в Ташкентский.

В создании Белорусского государственного университета в Минске в 1921 г. также принимал участие Московский университет. Его первым ректором был профессор Московского университета В.И.Пичета, первое время совмещавший должность ректора с преподаванием в Московском университете. Я рад, что сегодня в нашем зале присутствует нынешний ректор Белорусского университета С.В.Абламейко.

Университет в Тиране, открытый в 1950-ые гг., создавался с участием профессоров Московского университета, а на его открытии была представительная делегация  во главе с ректором.

И таких примеров можно привести немало.

С годами Московский университет занимает всё более прочные позиции в мировом сообществе. Время идёт, меняется политическая карта мира, меняется название и нашей страны, и нашего университета – он больше не Императорский. Но по-прежнему Московский, и по-прежнему первый, по-прежнему ведущий.

Ни «железный занавес», ни «холодная война» не мешают научно-образовательным контактам. Московский университет в это время тепло встречает и высоких гостей нашей страны – Мао Цзедуна, Индиру Ганди, Джавахарлала Неру, Фиделя Кастро, и всемирно известных учёных – Поля Дирака, Нильса Бора, и многочисленных зарубежных студентов со всех континентов. Завязываются партнёрские отношения, которые соединяют Московский университет с научно-образовательными центрами по всему миру.

В то время, когда, по политическим причинам, в Советском Союзе практически отсутствовало само понятие научно-образовательного обмена, в Московский университет приезжают с лекциями американские профессора в рамках программы Фулбрайта. Десятки наших профессоров, часть из которых сейчас находится в этом зале, стали активными участниками российско-американского академического сотрудничества.

Так зародилась дружба с крупнейшим университетом США – университетом штата Нью-Йорк, СУНИ, где обучается 40 тыс. студентов. 

Вузы-партнёры для нас – как друзья, непохожие друг на друга, каждый из которых дорог чем-то особенным. Так, например, своеобразным символом сотрудничества и дружбы с Японией является для нас бейсбольный стадион, подаренный руководством университета Токай. Говоря об отношениях с Францией, сразу называем Французский университетский колледж, куда читать лекции нашим студентам приезжают профессора французских университетов. Связи с Германией пролегают через Фрайберг и Марбург – города, хранящие память о том, что там учился Ломоносов, Гумбольдтский университет и клинику Шарите в Берлине. И таких примеров немало.

Друзья всегда приходят на помощь в трудную минуту. Так мы помогали, а иногда буквально спасали университеты в Гаване, Кабуле, Ханое, Тегеране, Сухуми. Так мы поддержали пострадавших от землетрясения коллег в Ленинакане и пережившую невиданный природный катаклизм Японию. Вблизи от Фукусимы, после страшной аварии, я с группой ректоров России встречался с ректорами университетов Японии, мы провели там один из российско-японских ректорских форумов. На японцев это произвело сильнейшее впечатление. Мы приняли на обучение максимальное количество японских студентов. Руководство Японии не раз благодарило Московский университет за оказанную помощь и поддержку.

Форумы ректоров России с коллегами из разных стран: Китая, Японии, Франции, Латинской Америки – регулярно проводятся по инициативе Московского университета. 

Студенческие обмены – то, что сейчас называют мобильностью – один из основных механизмов международного университетского сотрудничества, укрепления связей между странами

Сотни наших студентов ездят учиться за рубеж и столько же их сверстников из разных стран приезжают учиться в Московский университет. У каждого за годы учебы появляются не только новые знания, но и новые друзья. Представляете, сколько тысяч, наверное, сотен тысяч друзей во всём мире связаны между собой через МГУ!

Два года назад по приглашению Ли Кэцяна, премьер-министра Китайской народной республики, 300 студентов из Московского университета отправились на стажировку в Китай. В ответ, по нашему приглашению, 100 китайских студентов стали гостями МГУ, а через месяц мы встречаем 100 студентов из Японии.

Относительно недавно появилась новая форма сотрудничества: совместные аспирантские программы с зарубежными вузами, когда аспирант половину времени проводит у нас, половину – в вузе-партнёре и имеет двух руководителей. И защищается два раза: в каждой стране – по своим правилам. Совместные аспирантские программы объединяют нас с университетами Японии, Китая, Нидерландов, Германии, Бельгии, Финляндии.

Около 2000 командировок за рубеж ежегодно – вот один из количественных показателей, характеризующих интенсивность международного сотрудничества.

Возрастает число совместных работ учёных МГУ с иностранными соавторами, совместных публикаций в ведущих научных журналах типа Science и Nature. Интересный факт: постепенно доля работ с нашими традиционными партнёрами – Германией, США и Францией – сокращается, и в то же время экспоненциально растёт число совместных публикаций с китайскими коллегами и их цитируемость.

Успешно работают совместные лаборатории МГУ с крупнейшими зарубежными компаниями: Microsoft, Intel, Шлюмберже, ИТРИ, LG Chem.

Один из самых известных примеров международного сотрудничества – Большой адронный коллайдер, благодаря которому был наконец-то обнаружен бозон Хиггса. В этих работах, в составе большой интернациональной коллаборации принимали участие 30 специалистов Московского университета.

Не могу не сказать и о космической программе МГУ, в которой тоже есть место международному сотрудничеству. Совместно с учёными Индии нами был запущен спутник «Ютсат». А сейчас готов к запуску большой спутник «Ломоносов», в создании которого принимали участие также специалисты из Мексики, Южной Кореи и США.

Таким образом, от международного сотрудничества в пределах Земного шара Московский университет переходит к сотрудничеству в космическом пространстве. И сегодня, в Татьянин день, нас поздравляет из космоса Международная космическая станция. На связи – космос!

Конечно, особые отношения связывают Московский университет со странами Содружества независимых государств. У нас – общая историческая память. И для сохранения научно-образовательного, культурного единства в этом регионе Московский университет делает многое.

Трудно переоценить роль филиалов МГУ, открытых в Севастополе, Астане, Ташкенте, Баку и Душанбе. Они успешно развиваются, пользуются полной поддержкой руководства Казахстана, Узбекистана, Азербайджана, Таджикистана. По учебным планам Московского университета, с опорой на педагогический ресурс МГУ там учатся три тысячи студентов. Выпускники филиалов – а это, несомненно, будущая элита этих стран – получают дипломы Московского университета.

Планируется открытие ещё двух филиалов – в Ереване и Бишкеке.

Московский университет стоял у истоков и продолжает принимать активное участие в форумах научной и творческой интеллигенции стран СНГ, которые раз в 2 года проводятся в столицах этих стран. Последний Форум, проходивший осенью прошлого года в Минске, принял решение создать Клуб учёных стран СНГ во главе с Московским университетом. Клуб будет ежегодно готовить научный доклад по глобальным проблемам и делать их достоянием мирового сообщества.

Плодотворно работает Евразийская ассоциация университетов, насчитывающая в своих рядах более 40 ведущих университетов стран Содружества. 

Символично, что и сама идея Евразийского союза была высказана именно в МГУ, в этом Актовом зале, Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым. Скоро этому знаменательному событию исполняется 20 лет. Прозвучавшая в стенах Московского университета идея на наших глазах постепенно воплощается в  жизнь.

Посещение Московского университета стало традиционной частью программ высоких государственных визитов. В этом Актовом зале, в других аудиториях выступали первые лица, выдающиеся государственные деятели многих стран мира, ведущих мировых держав – Билл и Хилари Клинтон, Джордж Буш, Дэвид Кэмерон, Франсуа Миттеран, Николя Саркози, Жан-Марк Эро, Дзян Дзимин, Ли Кэцян, Ясухиро Накасонэ, Юкио Хатояма, Сейед Мохамад Хатами, Александр Квасьневский, Манмохан Сингх, Пан Ги Мун, Вацлав Клаус, Ильхам Алиев, Аскар Акаев, Ислам Каримов, Нурсултан Назарбаев, Леонид Кучма, Серж Саргсян.

Почётными докторами Московского университета являются всемирно известные учёные, Нобелевские лауреаты Жан-Мари Лен, Курт Вютрих, Джон Фицджеральд Смут, Мюррей Гелл-Манн, Тур Хейердал и другие.

Можно было бы привести ещё много подобных фактов о разных сторонах жизни Московского университета, но из того, что было сказано, и так ясно: Московский университет является безусловно всемирно признанным научно-образовательным центром.

Почему и для чего я говорю об этом сегодня, в Татьянин день?

Прежде всего потому, что этот вопрос становится особенно актуальным в связи с обострившейся в последнее время конкуренцией и, как следствие, интересом к международным университетским рейтингам. В глазах общественного мнения информация о рейтингах, подаваемая СМИ, необъективная и некорректная, часто заменяет профессиональный анализ этих рейтингов. А этот анализ говорит о том, что реальные позиции Московского университета в мире заслуженно высоки: нет ни одного международного рейтинга, в котором Московский университет не входил бы в первую сотню или в «общем зачёте», или по основным научным направлениям и по качеству образования. Это подтверждается, в частности, высокой оценкой, которую дают нашим выпускникам крупнейшие международные компании (Intel, Microsoft, BMW, Nokia, Philips, Volvo), как об этом говорят данные одного из последних рейтингов, опубликованных журналом «Эксперт». Московский университет вошёл в первые десятки, а признанные лидеры западных рейтинговых гонок перешли на более низкие позиции, некоторые вышли за пределы первых сотен.

Кроме того, в обществе, точнее, в информационном пространстве продолжает доминировать критический, необъективный и непрофессиональный подход к российскому образованию и науке. Конечно, проблем достаточно, и мы откровенно говорим о них с самых разных трибун. Однако главное, что надо подчеркнуть – я уже не раз говорил об этом, и с тяжёлым сердцем – ни одна страна в мире не критикует так резко – а, главное, необоснованно – свою систему образования. Её достижения признаны во всём мире. И это надо обязательно учитывать тем, кто берёт на себя смелость реформировать систему образования. Реформы вообще – дело сверхответственное. Как говорят, главное – «не навреди». А когда на карту поставлено будущее страны – ответственность возрастает многократно. Профессиональное сообщество должно сделать всё, что в его силах, чтобы не только «не навредить», но и адекватно ответить на вызовы времени

Ведущие позиции Московского университета в мировом научно-образовательном сообществе общепризнанны. И причины этого понятны.

Прежде всего – у Московского университета уникальный интеллектуальный, кадровый и инфраструктурный потенциал.

Мы получили от поколений наших предшественников национальное достояние, которым сумели ответственно распорядиться, сохранив и преумножив накопленное богатство: научные школы, фундаментальность образования, культурные ценности и духовно-нравственные традиции. За последние несколько лет мы удвоили свою инфраструктуру. 

И это, конечно, прежде всего, заслуга людей Московского университета – тех, кто учит студентов, кто ведёт научные исследования, кто не останавливается на достигнутом и постоянно идёт вперёд.

Московский университет располагает новейшим научным оборудованием, позволяющим получать результаты мирового уровня. Наш супервычислительный комплекс – самый мощный в России и СНГ. Ни один университет мира не имеет таких вычислительных мощностей. Недавно открытая университетская клиника, оснащённая по последнему слову техники, в перспективе может стать ведущим в стране Медицинском центром – центром подготовки и повышения квалификации врачей.

И ещё один важный момент. Ни в каких рейтингах не учитывается такой фактор, как особая университетская среда с её творческой атмосферой. Она неуловима, ускользает от формализации – и в то же время глубоко влияет на общее положение дел, улучшая моральный климат в коллективе, повышая его интеллектуальный тонус и креативный потенциал. Ведь недаром М.Ю.Лермонтов, испытавший на себе благотворное воздействие университетской среды, назвал университет «святым местом».

В наши дни, в условиях признаваемого всеми глобального духовно-нравственного кризиса, именно этот уникальный дух университетской корпорации, объединённой любовью к знаниям и непреложными моральными ценностями, можно рассматривать как сильнодействующее иммуноукрепляющее средство, защищающее от вредного воздействия среды.

Давайте вспомним наши встречи с мастерами искусств: на нашей сцене пел нечасто выступающий в Москве Дмитрий Хворостовский, каждый год, в дни Пасхального фестиваля для нас играет оркестр Мариинского театра под управлением маэстро Валерия Гергиева, дважды свой юбилей отмечал у нас концертами Родион Щедрин, приезжавший вместе с Майей Плисецкой; Владимир Федосеев, Юрий Башмет, Владимир Спиваков, Владимир Юровский, Денис Мацуев – эти признанные мастера, блистающие на лучших концертных площадках мира, нередко радуют Московский университет своим искусством. 

Достоевский говорил, что мир спасёт красота. Наверное, он прав. Может быть, когда-нибудь так и будет.

Я думаю, что есть и другое, может быть, более надёжное средство спасения. Это – университеты. Они обладают, а, главное, сами создают и постоянно воспроизводят, совершенствуя его, главный стратегический ресурс человечества – интеллект. Без этого, к счастью возобновляемого, ресурса невозможно успешное развитие ни одной страны мира.

Университеты не могут не осознавать своей ответственности перед вызовами глобального мира и должны использовать свои возможности на пользу своих государств и общества, человечества в целом.

За более чем тысячелетнюю историю университетов возникали и уходили в небытие различные политические устройства и социальные институты, технико-экономические уклады и философско-эстетические воззрения. И на этом меняющемся историческом фоне, как при смене декораций, на мировой сцене незыблемо стоят университеты, хранящие культурно-историческую память и непрерывно производящие знания, знания, знания…

Ломоносовский проект Московского университета, положившего начало российской высшей школе, стал не просто успешным. Его успех значительно превзошёл первоначальные ожидания. Не сомневаюсь, если бы Михайло Васильевич видел, как сегодня живёт его детище, он бы порадовался от всей души. Московский университет, в котором «науки юношей питают» и «отраду старым подают», вырастил немало собственных Платонов и Невтонов, и продолжает это делать, выполняя наказ Ломоносова.

Поздравляю всех людей Московского университета с Татьяниным днём, днём рождения нашего университета, а всю университетскую корпорацию страны – с днём российского студенчества! Желаю всем новых побед: учёным – новых открытий, преподавателям – талантливых учеников, студентам – успешного продвижения по дороге знаний! А Московскому университету – динамичного развития и процветания!