Слово о Московском университете: 2016
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ – ALMA MATER СО ШКОЛЬНОЙ СКАМЬИ
Слово о Московском университете, произнесённое в Татьянин день на торжественном заседании Конференции МГУ. 25 января 2016 г.
Сегодня, 25 января, вся страна празднует Татьянин день, который более 10 лет назад стал государственным праздником – Днём российского студенчества. А для нас, людей Московского университета, это прежде всего день рождения нашей alma mater.
261 год назад Указ Елизаветы Петровны открыл новую страницу в истории России, положив начало высшему образованию учреждением университета в Москве. Основоположник российской науки М.В.Ломоносов и просвещённый меценат И.И.Шувалов стали отцами-основателями первого российского университета.
261 год назад Московский университет открыл свои двери тем, кто стремится к знаниям, и с тех пор из этих дверей – как сказал бы М.В.Ломоносов – «врат учёности» – вышли поколения учёных и педагогов, врачей и изобретателей, государственных деятелей и политиков, писателей и поэтов.
Сегодня вся страна отмечает День российского студенчества. Мы рады, что этот праздник был учреждён в день рождения Московского университета, когда мы отмечали его 250-летний юбилей. Разрешите поздравить всех присутствующих в этом зале, всех людей Московского университета, наших гостей, а также всё университетское сообщество страны, всех учащих и учащихся, и пожелать всем счастья, новых творческих побед и свершений!
Татьянин день вошёл в историю как день единства университетской корпорации, с традиционным распорядком, установившимся более двух веков назад: с утра – богослужение в университетском храме, потом – торжественное заседание с речью ректора и поздравлениями, и, конечно, весёлые студенческие гулянья. В этот день все чувствуют себя равноправными членами одной университетской семьи.
Мы чтим университетские традиции. Сегодня утром в храме св. мученицы Татианы прошла праздничная литургия. Днём в Кремлёвском дворце были торжественно открыты Рождественские образовательные чтения, где мне выпала честь приветствовать собравшихся. Сейчас в Актовом зале университета собрались профессора и студенты, его выпускники, наши гости. На завтра запланирована большая студенческая программа с непременной медовухой.
Соблюдая традицию, я каждый год выступаю в Татьянин день с актовой речью, выбирая для неё важную, актуальную тему. В прошлые годы я говорил о студентах Московского университета, о его почётных профессорах, об университетской корпорации. В этом году я назвал своё выступление «Московский университет – alma mater со школьной скамьи».
В июле 1754 г. М.В.Ломоносов отправляет И.И.Шувалову письмо с кратким изложением своего проекта Московского университета. Сказав о необходимости трёх факультетов – юридического, медицинского и философского – и 12 профессоров, в конце М.В.Ломоносов пишет: «При университете необходимо должна быть гимназия, без которой университет, как пашня без семян». Это единственный поэтический образ на полторы страницы делового письма. И это, конечно, не случайно. За этими словами – не только мысль о том, что качество университетского образования закладывается в школе, но и, очевидно, воспоминания самого М.В.Ломоносова о своих непростых школьных годах.
В проект об учреждении Московского университета, который был доложен Сенату, вошла ломоносовская идея о гимназии. Точнее, о двух гимназиях, одной для дворян и другой для разночинцев. Подготовительное отделение, как сказали бы мы сейчас.
В проекте И.И.Шувалова был заложен бюджет университета в 10 тыс. рублей. В Сенат проект представлял граф П.И.Шувалов, двоюродный брат Ивана Ивановича – он был всесильным вельможей, в его руках были военное ведомство и финансы. Слово «лоббировать» появилось гораздо позже. Но Сенат увеличил бюджет университета в 1,5 раза.
Так создание Московского университета по существу положило начало становлению высшей и средней школы в их единстве.
Гимназии размещались в одном здании с университетом в здании Главной аптеки у Воскресенских ворот – это была одна из красивейших казённых построек в самом центре города, у стен Кремля – на этом месте сейчас Государственный Исторический музей.
К моменту открытия профессоров ещё не было, учителей полностью не хватало, не было и студентов. Поэтому 26 апреля 1755 г. был день инаугурации – открылась фактически университетская гимназия. Таким образом, жизнь Московского университета началась с гимназии.
В мае 1755 г. И.И.Шувалов, как куратор университета, составил инструкцию по управлению гимназиями для директора университета А.М.Аргамакова: «При обучении учеников надобно наблюдать, чтоб разными понятиями не отягощать и не приводить их память в замешательство, а всякого по склонности во всякой науке стараться прилежно обучать. Не переводить из одного класса в другой, ежели кто не выучил всего того, что в оном классе положено учиться». Руководитель гимназий тогда назывался ректором, руководитель университета – директором.
Студентами университета ученики гимназий становились по итогам публичного экзамена с участием профессоров и самого директора университета (ректором он стал назваться позднее). Лучшим ученикам, как было сказано в Проекте об основании Московского университета: «Директор волен по своему благоразсуждению на 15 или на 20 рублёв всяких полезных книг в награждение роздать, дабы чрез то как их самих, так и прочих поощрить к прилежнейшему продолжению их учения».
Первым ректором гимназий стал Иоганн Маттиас Шаден из Тюбингена, последователь философских взглядов Лейбница и Вольфа, у которого в Марбурге учился М.В.Ломоносов. И.М.Шаден руководил гимназиями 20 лет, в соответствии с планом, утверждённым университетской конференцией – тогдашним учёным советом. До конца жизни И.М.Шаден читал в университете курс философии. Он был выдающимся педагогом-практиком, сторонником фундаментального образования в гимназиях.
Как учились тогда в гимназиях?
Из лучших учеников назначался авдитор, который до начала урока проверял домашнее задания, так что учитель только объяснял новый материал. Преподавали в старших классах университетские профессора и адъюнкты, в младших – способные студенты.
Предметы в университете и гимназиях были часто одни и те же, только в университете они преподавались «пространно», а в гимназиях «сокращённо». Учили математику, русскую словесность, историю, географию, физику, философию, иностранные языки, архитектуру, геральдику… Конференция утверждала методические рекомендации для учителей – они назывались Способы учения. Каждый ученик мог выбирать предметы и учителей.
Одним из самых любимых учителей был Григорий Михайлович Кичеев, учитель русской грамматики и арифметики. Вот какую характеристику даёт ему один из питомцев гимназии П.Илл.Страхов: «… ни у кого не бывало столько успевавших, никого ученики столько не любили и не боялись, как его… Он учил необыкновенно хорошо, объяснял всё чрезвычайно вразумительно, так что каждое сказанное им слово как будто бы само собою … проникало в уши и надолго залегало в понятиях и памяти учеников, и потому охотников учиться у него было множество, в списках всегда значилось более полуторы тысяч человек, в классе всегда было большая теснота».
Установленных сроков обучения не было. Каждый мог учиться так долго, как позволяли средства. Только небольшая часть шла в студенты. Гимназическое образование позволяло идти на государственную службу.
За дисциплиной строго следили. Были наказания разной степени: дворян могли посадить в карцер (кстати, он сохранился в библиотеке на Моховой), а разночинцев – наказать розгами. Самым суровым наказанием был перевод на собственный кошт – то есть лишение казённого обеспечения.
Дворяне и разночинцы питались отдельно и носили разные мундиры, дворяне – темно-зелёные, разночинцы – малиновые. Мундиры выдавались только по торжественным дням.
Университетские гимназии сразу стали популярнейшими в России учебными заведениями, центром притяжения талантливой молодёжи. Уже в первый год в списках учеников находим такие прославленные имена как Матвей Мудров, будущий декан медицинского факультета, Денис Фонвизин, будущий драматург, автор «Недоросля», Григорий Потёмкин, будущий князь Таврический.
Г.А.Потёмкина с Д.И.Фонвизиным в числе лучших учеников возили в Петербург представить императрице; видели они там и М.В.Ломоносова.
Правда, Г.А.Потёмкин был потом исключен за леность и «нехождение в классы». Есть предание о разговоре Г.А.Потёмкина, уже князя Таврического, с профессором А.А.Барсовым:
Д.И.Фонвизин оставил яркие воспоминание о своей учёбе. Вот его рассказ об одном экзамене, сдаваемом комиссии: «Накануне экзамена делалось приготовление; вот в чём оно состояло: учитель наш пришёл в кафтане, на коем было пять пуговиц, а на камзоле четыре… “Пуговицы мои вам кажутся смешны, – говорил он, – но они суть стражи вашей и моей чести: ибо на кафтане значат пять склонений, а на камзоле четыре спряжения… Когда станут спрашивать [члены комиссии] о каком-нибудь имени, какого склонения, тогда примечайте, за которую пуговицу я возьмусь; если за вторую, то смело отвечайте: второго склонения. С спряжениями поступайте, смотря на мои камзольные пуговицы, и никогда ошибки не сделаете”. Вот какой был экзамен наш!»
Первоначально в гимназии был отдельный класс для художников. Нескольких учеников послали в Петербург обучаться искусствам. Среди них был Василий Баженов, ставший знаменитым архитектором. Именно ему был заказан П.А.Демидовым – известным благотворителем университета – проект университетского здания на углу Моховой и Никитской. Учеником В.И.Баженова был Матвей Казаков, с чьим именем для нас связан университет на Моховой.
Первый набор художественного класса стал основой созданной в 1757 г. Академии художеств, которая до 1764 г. входила в состав Московского университета.
В 1758 г. в Казани была основана гимназия, которая также была в ведении Московского университета, получая от него учителей и денежные средства. На её основе позже был создан Казанский университет.
Как писал П.Илл.Страхов: «Университет с гимназиями составляет как бы одно целое, неделимое, так что в понятии … всех русских людей … учиться в гимназии то же самое значило, что учиться в университете».
Гимназия создавалась вместе с университетом как единый государственный образовательный проект в то время, когда образование не было ещё общественной и личной потребностью. Родители не поощряли к этому своих детей. Достаточно вспомнить сцены из фонвизинского «Недоросля» – например, что говорит мать Митрофана, госпожа Простакова об обучении географии: «А извозчики-то на что ж? Это наука не дворянская».
Однако государство осознавало потребность в образованных гражданах, заботилось о создании высшей и средней школы, вкладывало в это средства, а Московский университет успешно решал задачи государственной важности.
Число учеников гимназии быстро росло. В 1760 г. их было немногим более 100 человек, в 1787 – уже 1010, в начале XIX в. – 3300. Студентов было значительно меньше: в 1760 г. – 30 человек, в 1787 г. – 82. Как писал впоследствии М.К.Любавский, «Среди всей этой школьной молодёжи юноша-студент был почти не виден».
Эти цифры говорят о том, что образование, первоначально внедряемое государством сверху, постепенно, в значительной степени благодаря усилиям Московского университета с его гимназией, переходило в разряд важных жизненных ценностей, особенно в дворянской среде.
Более полувека (57 лет) гимназия была, по словам П.Илл.Страхова, «самою деятельною и полезнейшею помощницею Московскому университету в священном, великом деле воспитания и просвещения русских юношей». А университет в это время создавал уникальную систему высшего образования, основанную на фундаментальных знаниях, способную готовить великих людей для великой страны.
В пожаре 1812 г. университетские здания сгорели, и гимназии не стало. Первый школьный образовательный проект Московского университета – гимназия – состоялся и завершился. Но университет не остался без пополнения. Скажу ещё об одном школьном проекте университета. Это – Благородный пансион.
В 1778 г. в газете «Московские ведомости» было объявлено об открытии Вольного Благородного пансиона – платного учебного заведения для дворян, учреждённого Московским университетом. Это был новый этап в развитии образования. Если университет изначально был учреждён императрицей для решения государственных задач, то создание пансиона было ответом на потребности лучших представителей российского общества, которые потянулись к Московскому университету за знаниями. Изменилось отношение к образованию в семье и в обществе.
Екатерина II передала университету для пансиона здание в самом центре города, на углу Тверской улицы и Газетного переулка, там, где сейчас здание Центрального телеграфа.
Основал пансион куратор университета М.М.Херасков, а руководил им более 30 лет выдающийся педагог А.А.Прокопович-Антонский, профессор университета, один из основателей и первый председатель Общества любителей российской словесности. В 1819 г. он стал директором университета.
Благородный пансион был частью Московского университета, только, в отличие от гимназии, не финансировался из университетского бюджета, а содержал себя сам. Кроме платы за обучение и проживание, «каждый пансионер при вступлении должен был внести серебряную ложку, которая и оставалась в пользу заведения». В пансионе учились юные дворяне от 8 до 14 лет. Число воспитанников доходило до 400 человек.
В списках учеников Благородного пансиона такие выдающиеся исторические личности как генерал А.П.Ермолов, поэты В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов, М.Ю.Лермонтов и многие другие.
Чему и как учить, решал университет. «Университетский совет как на первый раз начертáет, так и впредь … начéртывать будет порядок всех учений, в пансионе преподаваемых».
Хороших учебников было мало, и А.А.Прокопович-Антонский задумал целую программу издания учебных пособий по разным предметам. Университетские профессора, преподававшие в пансионе, именно здесь отрабатывали свои методики, создавали учебники. Примечательно, что свой первый учебник арифметики Д.М.Перевощиков написал именно для пансиона, и И.А.Двигубский учебник по физике тоже издал сначала для воспитанников пансиона и только потом – для всеобщего пользования. Более 90 учебных книг было издано под эгидой пансиона.
Сегодня мы называем это программой «МГУ – школе». Наши профессора создают целые линейки школьных учебников по разным предметам.
Образование в пансионе было разностороннее, по-настоящему университетское. Как сказал один из его воспитанников, окончивший впоследствии университет М.А.Дмитриев, «главное достоинство университетского учения состоит в том, что науки ложатся в голову в свя́зи и в системе».
Лучших учеников награждали – в зависимости от того, чем отличился – картиной, нотами, рапирой; их имена печатались в «Московских ведомостях».
Приятель М.Ю.Лермонтова по пансиону вспоминал: «Мишель за свои сочинения и успехи в истории получил первый приз: весело было смотреть, как он был счастлив, как торжествовал».
М.Ю.Лермонтов оставил проникновенные строки о своей alma mater:
В пансионе воспитывали любовь к книге, привычку постоянно читать. Как вспоминает один из питомцев: «Всякая минута, свободная от трудов по классам…, отдана была чтению. Читали за чаем, за обедом, за ужином. Даже в обязанность вменялось принести за стол книгу».
Многие прославились своими книжными собраниями, часть которых хранится в Научной библиотеке Московского университета. Любопытно, что одна из наград на торжественных актах присуждалась за хорошее произношение на русском языке.
Словесность не просто была главным учебным предметом. Питомцев побуждали к собственному творчеству. Многие из них стали гордостью русской литературы, как уже названные мной поэты Золотого века русской литературы.
В пансионе не только учились; здесь проходили концерты, балы, спектакли, заседания научных обществ, созданных университетскими профессорами – сюда, в Московский университет, приезжала образованная Москва.
Историей университетскому пансиону, так же, как и гимназии, было отведено полвека. Но он успел многое. Что отметим прежде всего?
Нераздельность образования и воспитания, что было с самого начала университетской традицией.
Подготовка к классическому университетскому образованию – научно фундаментальному и методически передовому, которое мог дать Московский университет.
Активная культурная жизнь, подтвердившая роль Московского университета как ведущего культурно-просветительского центра.
Перешагнём из XIX века в XX.
Третий школьный проект Московского университета – школа-интернат для одарённых.
50-60-ые гг. ХХ в. – время бурного развития науки и образования в нашей стране. Достаточно сказать, что в 1953 г. открыт новый комплекс зданий МГУ на Ленинских горах.
В 1958 г. началось обсуждение вопроса о создании специализированных школ-интернатов для одарённых детей. Сначала на страницах ведущих газет выступили известные академики: нобелевский лауреат Н.Н.Семёнов, физики Я.Б.Зельдович и А.Д.Сахаров, математики М.А.Лаврентьев и А.Н.Колмогоров.
В Новосибирске уже в 1962 г. была специализированная школа-интернат, созданная М.А.Лаврентьевым, выпускником и впоследствии профессором Московского университета, ставшим основателем Сибирского отделения Академии наук.
В 1963 г. в Москве решающую роль сыграл И.К.Кикоин – академик, заместитель руководителя атомного проекта, сделавший для средней школы не меньше, чем для университетского образования и науки. Ему принадлежат слова, которые можно назвать гимном школе. «Школа, именно школа готовит героев и академиков, писателей и генералов. Звёзды Героев страны, дипломы академиков, врачей, инженеров, разряды специалистов высшей квалификации по любой профессии – всё это хранится в школьном ранце, в учебниках, в светлом разуме и добром сердце наших наставников. Всё дело в том, чтобы вовремя извлечь эти звёзды и дипломы из школьных сокровищниц».
И.К.Кикоин переговорил с ректором МГУ И.Г.Петровским, который, в свою очередь, заручился поддержкой президента Академии наук М.В.Келдыша. Все трое, вместе с министрами среднего и высшего образования и руководителями оборонных отраслей подписали письмо о создании школ-интернатов для одарённых.
Было принято Постановление Совета Министров СССР «Об организации специализированных школ-интернатов физико-математического и химико-биологического профиля», и к концу 1963 г. открыты физико-математические школы-интернаты при Московском, Ленинградском и Киевском университетах.
Академик И.К.Кикоин преподавал в нашей школе-интернате физику. Математику вёл академик А.Н.Колмогоров, чьё имя она теперь носит. А.Н.Колмогоров был и председателем Попечительского совета школы. Он вёл уроки по 20 часов еженедельно, после занятий рассказывал школьникам о музыке, живописи, архитектуре, ходил с ними в походы. Академик П.С.Александров подарил школе коллекцию моделей различных геометрических поверхностей, изготовленных по его заказу в Германии.
Так формировалась уникальная среда, создавалась атмосфера, благоприятная для интеллектуального развития и творчества.
В школе любят устраивать праздники, ставят капустники. Юлий Ким, преподававший в школе обществоведение, написал песню, которая стала гимном школы.
Над «пядями во лбу» наших школьников сегодня работают университетские преподаватели, среди которых 15 докторов и более 30 кандидатов наук.
Результаты впечатляют. Среди выпускников школы-интерната – более 2000 кандидатов наук, более 300 докторов наук, 2 академика и 10 членов-корреспондентов Академии наук, известные представители деловых кругов, бизнеса.
Ежегодно несколько десятков школьников становятся победителями и призёрами международных и всероссийских олимпиад по математике, физике, информатике, химии, биологии. Наша школа-интернат стабильно занимает 2-е место среди лучших школ Москвы. На программу развития школы выделено 90 млн. рублей. Рядом с ней планируется построить новое здание для школы.
Ещё до создания школ-интернатов для одарённых родился ещё один университетский проект для школьников – олимпиады.
Вообще история предметных олимпиад для школьников началась в 1934 г., но системной деятельностью, настоящим олимпиадным движением стала около 20 лет назад, когда Московский университет сделал на олимпиады главную ставку в деле поиска и поддержки талантливой молодёжи.
Вспомним, что ещё в 70-х гг. прошлого столетия механико-математический факультет начал проводить олимпиады для студентов – сейчас мы называем это универсиадами. И здесь мы были первыми.
По предложению Московского университета в 2007 г. был создан Российский совет олимпиад школьников, в состав которого вошли ведущие эксперты, целый ряд академиков.
Сегодня олимпиады для школьников стали не только площадкой поиска и поддержки талантливой молодёжи, но и неотъемлемой частью государственной системы образования. Московский университет возглавляет олимпиадное движение, которым охвачено ежегодно 1,5 млн школьников.
Новый век – новые идеи, новые проекты. Университетский кампус перешагнул за Ломоносовский проспект, там одно за другим вырастают новые здания – Фундаментальная библиотека, Шуваловский и Ломоносовский корпуса, Медицинский центр, общежитие. И, конечно, наш новый проект – школа-интернат для одарённых детей. Она уже органично вписалась в кампус. Её строительство должно быть завершено летом этого года.
Строя новую школу, мы создаём современную, высокотехнологичную, комфортную образовательную среду для талантливых ребят со всей страны, которые получат уникальный шанс учиться у университетских профессоров и преподавателей.
У одарённых школьников России появится больше возможностей для развития своих талантов. У Московского университета появится больше способных студентов. У нашей страны появится больше хороших, востребованных специалистов. Это станет достойным продолжением того колоссального вклада в развитие школьного образования, который вот уже более 260 лет вносит Московский университет.
Сегодня, в день рождения нашей alma mater, мы снова оглядываемся на пройденный путь и подводим итоги. Охватить историю Московского университета во всей полноте невозможно. Это – история научных обществ и архитектурных ансамблей, научных открытий и образовательных традиций, героических подвигов и учебных будней. И, конечно, это история человеческих судеб: ректоров и профессоров, учёных и педагогов, студентов и школьников. 261 год назад первый российский университет собрал под одной крышей подростков-гимназистов, студентов и профессоров. Одни учили других, ученики становились учителями, а университет шёл вперёд, взращивая всё новые и новые поколения образованных граждан великой России! И мы продолжаем свое дело – преподаватели и студенты, учёные и педагоги, учителя и ученики – все вместе мы служим родному университету и родной стране!
Поздравляю всех с замечательным праздником! Поздравляю всех людей Московского университета с Татьяниным днём, днём рождения нашего университета, а всю университетскую корпорацию страны – с Днём российского студенчества! Желаю всем новых побед: учёным – новых открытий, преподавателям – талантливых учеников, студентам – успешного продвижения по дороге знаний! А Московскому университету – динамичного развития и процветания!