Слово о Московском университете: 2016

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ – ALMA MATER СО ШКОЛЬНОЙ СКАМЬИ

Слово о Московском университете, произнесённое в Татьянин день на торжественном заседании Конференции МГУ. 25 января 2016 г.

Сегодня, 25 января, вся страна празднует Татьянин день, который более 10 лет назад стал государственным праздником – Днём российского студенчества. А для нас, людей Московского университета, это прежде всего день рождения нашей alma mater.

261 год назад Указ Елизаветы Петровны открыл новую страницу в истории России, положив начало высшему образованию учреждением университета в Москве. Основоположник российской науки М.В.Ломоносов и просвещённый меценат И.И.Шувалов стали отцами-основателями первого российского университета.

261 год назад Московский университет открыл свои двери тем, кто стремится к знаниям, и с тех пор из этих дверей – как сказал бы М.В.Ломоносов – «врат учёности» – вышли поколения учёных и педагогов, врачей и изобретателей, государственных деятелей и политиков, писателей и поэтов. 

Сегодня вся страна отмечает День российского студенчества. Мы рады, что этот праздник был учреждён в день рождения Московского университета, когда мы отмечали его 250-летний юбилей. Разрешите поздравить всех присутствующих в этом зале, всех людей Московского университета, наших гостей, а также всё университетское сообщество страны, всех учащих и учащихся, и пожелать всем счастья, новых творческих побед и свершений!

Татьянин день вошёл в историю как день единства университетской корпорации, с традиционным распорядком, установившимся более двух веков назад: с утра – богослужение в университетском храме, потом – торжественное заседание с речью ректора и поздравлениями, и, конечно, весёлые студенческие гулянья. В этот день все чувствуют себя равноправными членами одной университетской семьи.

Мы чтим университетские традиции. Сегодня утром в храме св. мученицы Татианы прошла праздничная литургия. Днём в Кремлёвском дворце были торжественно открыты Рождественские образовательные чтения, где мне выпала честь приветствовать собравшихся. Сейчас в Актовом зале университета собрались профессора и студенты, его выпускники, наши гости. На завтра запланирована большая студенческая программа с непременной медовухой.

Соблюдая традицию, я каждый год выступаю в Татьянин день с актовой речью, выбирая для неё важную, актуальную тему. В прошлые годы я говорил о студентах Московского университета, о его почётных профессорах, об университетской корпорации. В этом году я назвал своё выступление «Московский университет – alma mater со школьной скамьи».

В июле 1754 г. М.В.Ломоносов отправляет И.И.Шувалову письмо с кратким изложением своего проекта Московского университета. Сказав о необходимости трёх факультетов – юридического, медицинского и философского – и 12 профессоров, в конце М.В.Ломоносов пишет: «При университете необходимо должна быть гимназия, без которой университет, как пашня без семян». Это единственный поэтический образ на полторы страницы делового письма. И это, конечно, не случайно. За этими словами – не только мысль о том, что качество университетского образования закладывается в школе, но и, очевидно, воспоминания самого М.В.Ломоносова о своих непростых школьных годах.

В проект об учреждении Московского университета, который был доложен Сенату, вошла ломоносовская идея о гимназии. Точнее, о двух гимназиях, одной для дворян и другой для разночинцев. Подготовительное отделение, как сказали бы мы сейчас.

В проекте И.И.Шувалова был заложен бюджет университета в 10 тыс. рублей. В Сенат проект представлял граф П.И.Шувалов, двоюродный брат Ивана Ивановича – он был всесильным вельможей, в его руках были военное ведомство и финансы. Слово «лоббировать» появилось гораздо позже. Но Сенат увеличил бюджет университета в 1,5 раза.

Так создание Московского университета по существу положило начало становлению высшей и средней школы в их единстве.

Гимназии размещались в одном здании с университетом в здании Главной аптеки у Воскресенских ворот – это была одна из красивейших казённых построек в самом центре города, у стен Кремля – на этом месте сейчас Государственный Исторический музей.

К моменту открытия профессоров ещё не было, учителей полностью не хватало, не было и студентов. Поэтому 26 апреля 1755 г. был день инаугурации – открылась фактически университетская гимназия. Таким образом, жизнь Московского университета началась с гимназии.

В мае 1755 г. И.И.Шувалов, как куратор университета, составил инструкцию по управлению гимназиями для директора университета А.М.Аргамакова: «При обучении учеников надобно наблюдать, чтоб разными понятиями не отягощать и не приводить их память в замешательство, а всякого по склонности во всякой науке стараться прилежно обучать. Не переводить из одного класса в другой, ежели кто не выучил всего того, что в оном классе положено учиться». Руководитель гимназий тогда назывался ректором, руководитель университета – директором.

Студентами университета ученики гимназий становились по итогам публичного экзамена с участием профессоров и самого директора университета (ректором он стал назваться позднее). Лучшим ученикам, как было сказано в Проекте об основании Московского университета: «Директор волен по своему благоразсуждению на 15 или на 20 рублёв всяких полезных книг в награждение роздать, дабы чрез то как их самих, так и прочих поощрить к прилежнейшему продолжению их учения».

Первым ректором гимназий стал Иоганн Маттиас Шаден из Тюбингена, последователь философских взглядов Лейбница и Вольфа, у которого в Марбурге учился М.В.Ломоносов. И.М.Шаден руководил гимназиями 20 лет, в соответствии с планом, утверждённым университетской конференцией – тогдашним учёным советом. До конца жизни И.М.Шаден читал в университете курс философии. Он был выдающимся педагогом-практиком, сторонником фундаментального образования в гимназиях.

Как учились тогда в гимназиях?

Из лучших учеников назначался авдитор, который до начала урока проверял домашнее задания, так что учитель только объяснял новый материал. Преподавали в старших классах университетские профессора и адъюнкты, в младших – способные студенты.

Предметы в университете и гимназиях были часто одни и те же, только в университете они преподавались «пространно», а в гимназиях «сокращённо». Учили математику, русскую словесность, историю, географию, физику, философию, иностранные языки, архитектуру, геральдику… Конференция утверждала методические рекомендации для учителей – они назывались Способы учения. Каждый ученик мог выбирать предметы и учителей. 

Одним из самых любимых учителей был Григорий Михайлович Кичеев, учитель русской грамматики и арифметики. Вот какую характеристику даёт ему один из питомцев гимназии П.Илл.Страхов: «… ни у кого не бывало столько успевавших, никого ученики столько не любили и не боялись, как его… Он учил необыкновенно хорошо, объяснял всё чрезвычайно вразумительно, так что каждое сказанное им слово как будто бы само собою … проникало в уши и надолго залегало в понятиях и памяти учеников, и потому охотников учиться у него было множество, в списках всегда значилось более полуторы тысяч человек, в классе всегда было большая теснота».  

Установленных сроков обучения не было. Каждый мог учиться так долго, как позволяли средства. Только небольшая часть шла в студенты. Гимназическое образование позволяло идти на государственную службу.

За дисциплиной строго следили. Были наказания разной степени: дворян могли посадить в карцер (кстати, он сохранился в библиотеке на Моховой), а разночинцев – наказать розгами. Самым суровым наказанием был перевод на собственный кошт – то есть лишение казённого обеспечения.

Дворяне и разночинцы питались отдельно и носили разные мундиры, дворяне – темно-зелёные, разночинцы – малиновые. Мундиры выдавались только по торжественным дням.

Университетские гимназии сразу стали популярнейшими в России учебными заведениями, центром притяжения талантливой молодёжи. Уже в первый год в списках учеников находим такие прославленные имена как Матвей Мудров, будущий декан медицинского факультета, Денис Фонвизин, будущий драматург, автор «Недоросля», Григорий Потёмкин, будущий князь Таврический.

Г.А.Потёмкина с Д.И.Фонвизиным в числе лучших учеников возили в Петербург представить императрице; видели они там и М.В.Ломоносова.

Правда, Г.А.Потёмкин был потом исключен за леность и «нехождение в классы». Есть предание о разговоре Г.А.Потёмкина, уже князя Таврического, с профессором А.А.Барсовым:

– Помните ли, Антон Алексеевич, как вы было выключили меня из университета? – спросил Потёмкин.
– Ваша Светлость тогда сего заслуживали, – ответил профессор.

Д.И.Фонвизин оставил яркие воспоминание о своей учёбе. Вот его рассказ об одном экзамене, сдаваемом комиссии: «Накануне экзамена делалось приготовление; вот в чём оно состояло: учитель наш пришёл в кафтане, на коем было пять пуговиц, а на камзоле четыре… “Пуговицы мои вам кажутся смешны, – говорил он, – но они суть стражи вашей и моей чести: ибо на кафтане значат пять склонений, а на камзоле четыре спряжения… Когда станут спрашивать [члены комиссии] о каком-нибудь имени, какого склонения, тогда примечайте, за которую пуговицу я возьмусь; если за вторую, то смело отвечайте: второго склонения. С спряжениями поступайте, смотря на мои камзольные пуговицы, и никогда ошибки не сделаете”.  Вот какой был экзамен наш!»

Первоначально в гимназии был отдельный класс для художников. Нескольких учеников послали в Петербург обучаться искусствам. Среди них был Василий Баженов, ставший знаменитым архитектором. Именно ему был заказан П.А.Демидовым – известным благотворителем университета – проект университетского здания на углу Моховой и Никитской. Учеником В.И.Баженова был Матвей Казаков, с чьим именем для нас связан университет на Моховой.

Первый набор художественного класса стал основой созданной в 1757 г. Академии художеств, которая до 1764 г. входила в состав Московского университета.

В 1758 г. в Казани была основана гимназия, которая также была в ведении Московского университета, получая от него учителей и денежные средства. На её основе позже был создан Казанский университет.

Как писал П.Илл.Страхов: «Университет с гимназиями составляет как бы одно целое, неделимое, так что в понятии … всех русских людей … учиться в гимназии то же самое значило, что учиться в университете».

Гимназия создавалась вместе с университетом как единый государственный образовательный проект в то время, когда образование не было ещё общественной и личной потребностью. Родители не поощряли к этому своих детей. Достаточно вспомнить сцены из фонвизинского «Недоросля» – например, что говорит мать Митрофана, госпожа Простакова об обучении географии: «А извозчики-то на что ж? Это наука не дворянская».

Однако государство осознавало потребность в образованных гражданах, заботилось о создании высшей и средней школы, вкладывало в это средства, а Московский университет успешно решал задачи государственной важности.

Число учеников гимназии быстро росло. В 1760 г. их было немногим более 100 человек, в 1787 – уже 1010, в начале XIX в. – 3300. Студентов было значительно меньше: в 1760 г. – 30 человек, в 1787 г. – 82. Как писал впоследствии М.К.Любавский, «Среди всей этой школьной молодёжи юноша-студент был почти не виден».

Эти цифры говорят о том, что образование, первоначально внедряемое государством сверху, постепенно, в значительной степени благодаря усилиям Московского университета с его гимназией, переходило в разряд важных жизненных ценностей, особенно в дворянской среде.

Более полувека (57 лет) гимназия была, по словам П.Илл.Страхова, «самою деятельною и полезнейшею помощницею Московскому университету в священном, великом деле воспитания и просвещения русских юношей». А университет в это время создавал уникальную систему высшего образования, основанную на фундаментальных знаниях, способную готовить великих людей для великой страны.

В пожаре 1812 г. университетские здания сгорели, и гимназии не стало. Первый школьный образовательный проект Московского университета – гимназия – состоялся и завершился. Но университет не остался без пополнения. Скажу ещё об одном школьном проекте университета. Это – Благородный пансион.

В 1778 г. в газете «Московские ведомости» было объявлено об открытии Вольного Благородного пансиона – платного учебного заведения для дворян, учреждённого Московским университетом. Это был новый этап в развитии образования. Если университет изначально был учреждён императрицей для решения государственных задач, то создание пансиона было ответом на потребности лучших представителей российского общества, которые потянулись к Московскому университету за знаниями. Изменилось отношение к образованию в семье и в обществе.

Екатерина II передала университету для пансиона здание в самом центре города, на углу Тверской улицы и Газетного переулка, там, где сейчас здание Центрального телеграфа.

Основал пансион куратор университета М.М.Херасков, а руководил им более 30 лет выдающийся педагог А.А.Прокопович-Антонский, профессор университета, один из основателей и первый председатель Общества любителей российской словесности. В 1819 г. он стал директором университета.

Благородный пансион был частью Московского университета, только, в отличие от гимназии, не финансировался из университетского бюджета, а содержал себя сам. Кроме платы за обучение и проживание, «каждый пансионер при вступлении должен был внести серебряную ложку, которая и оставалась в пользу заведения». В пансионе учились юные дворяне от 8 до 14 лет. Число воспитанников доходило до 400 человек.

В списках учеников Благородного пансиона такие выдающиеся исторические личности как генерал А.П.Ермолов, поэты В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов, М.Ю.Лермонтов и многие другие.

Чему и как учить, решал университет. «Университетский совет как на первый раз начертáет, так и впредь … начéртывать будет порядок всех учений, в пансионе преподаваемых».

Хороших учебников было мало, и А.А.Прокопович-Антонский задумал целую программу издания учебных пособий по разным предметам. Университетские профессора, преподававшие в пансионе, именно здесь отрабатывали свои методики, создавали учебники. Примечательно, что свой первый учебник арифметики Д.М.Перевощиков написал именно для пансиона, и И.А.Двигубский учебник по физике тоже издал сначала для воспитанников пансиона и только потом – для всеобщего пользования. Более 90 учебных книг было издано под эгидой пансиона.

Сегодня мы называем это программой «МГУ – школе». Наши профессора создают целые линейки школьных учебников по разным предметам.

Образование в пансионе было разностороннее, по-настоящему университетское. Как сказал один из его воспитанников, окончивший впоследствии университет М.А.Дмитриев, «главное достоинство университетского учения состоит в том, что науки ложатся в голову в свя́зи и в системе».

Лучших учеников награждали – в зависимости от того, чем отличился – картиной, нотами, рапирой; их имена печатались в «Московских ведомостях».

Приятель М.Ю.Лермонтова по пансиону вспоминал: «Мишель за свои сочинения и успехи в истории получил первый приз: весело было смотреть, как он был счастлив, как торжествовал».

М.Ю.Лермонтов оставил проникновенные строки о своей alma mater:

Святое место! Помню я, как сон,
Твои кафедры, залы, коридоры,
Твоих сынов заносчивые споры…

В пансионе воспитывали любовь к книге, привычку постоянно читать. Как вспоминает один из питомцев: «Всякая минута, свободная от трудов по классам…, отдана была чтению. Читали за чаем, за обедом, за ужином. Даже в обязанность вменялось принести за стол книгу».

Многие прославились своими книжными собраниями, часть которых хранится в Научной библиотеке Московского университета. Любопытно, что одна из наград на торжественных актах присуждалась за хорошее произношение на русском языке.

Словесность не просто была главным учебным предметом. Питомцев побуждали к собственному творчеству. Многие из них стали гордостью русской литературы, как уже названные мной поэты Золотого века русской литературы.

В пансионе не только учились; здесь проходили концерты, балы, спектакли, заседания научных обществ, созданных университетскими профессорами – сюда, в Московский университет, приезжала образованная Москва.

Историей университетскому пансиону, так же, как и гимназии, было отведено полвека. Но он успел многое. Что отметим прежде всего?

Нераздельность образования и воспитания, что было с самого начала университетской традицией.

Подготовка к классическому университетскому образованию – научно фундаментальному и методически передовому, которое мог дать Московский университет.

Активная культурная жизнь, подтвердившая роль Московского университета как ведущего культурно-просветительского центра.

Перешагнём из XIX века в XX.

Третий школьный проект Московского университета – школа-интернат для одарённых.

50-60-ые гг. ХХ в. – время бурного развития науки и образования в нашей стране. Достаточно сказать, что в 1953 г. открыт новый комплекс зданий МГУ на Ленинских горах.

В 1958 г. началось обсуждение вопроса о создании специализированных школ-интернатов для одарённых детей. Сначала на страницах ведущих газет выступили известные академики: нобелевский лауреат Н.Н.Семёнов, физики Я.Б.Зельдович и А.Д.Сахаров, математики М.А.Лаврентьев и А.Н.Колмогоров.

В Новосибирске уже в 1962 г. была специализированная школа-интернат, созданная М.А.Лаврентьевым, выпускником и впоследствии профессором Московского университета, ставшим основателем Сибирского отделения Академии наук.

В 1963 г. в Москве решающую роль сыграл И.К.Кикоин – академик, заместитель руководителя атомного проекта, сделавший для средней школы не меньше, чем для университетского образования и науки. Ему принадлежат слова, которые можно назвать гимном школе. «Школа, именно школа готовит героев и академиков, писателей и генералов. Звёзды Героев страны, дипломы академиков, врачей, инженеров, разряды специалистов высшей квалификации по любой профессии – всё это хранится в школьном ранце, в учебниках, в светлом разуме и добром сердце наших наставников. Всё дело в том, чтобы вовремя извлечь эти звёзды и дипломы из школьных сокровищниц».

И.К.Кикоин переговорил с ректором МГУ И.Г.Петровским, который, в свою очередь, заручился поддержкой президента Академии наук М.В.Келдыша. Все трое, вместе с министрами среднего и высшего образования и руководителями оборонных отраслей подписали письмо о создании школ-интернатов для одарённых.

Было принято Постановление Совета Министров СССР «Об организации специализированных школ-интернатов физико-математического и химико-биологического профиля», и к концу 1963 г. открыты физико-математические школы-интернаты при Московском, Ленинградском и Киевском университетах.

Академик И.К.Кикоин преподавал в нашей школе-интернате физику. Математику вёл академик А.Н.Колмогоров, чьё имя она теперь носит. А.Н.Колмогоров был и председателем Попечительского совета школы. Он вёл уроки по 20 часов еженедельно, после занятий рассказывал школьникам о музыке, живописи, архитектуре, ходил с ними в походы. Академик П.С.Александров подарил школе коллекцию моделей различных геометрических поверхностей, изготовленных по его заказу в Германии.

Так формировалась уникальная среда, создавалась атмосфера, благоприятная для интеллектуального развития и творчества.

В школе любят устраивать праздники, ставят капустники. Юлий Ким, преподававший в школе обществоведение, написал песню, которая стала гимном школы.

Мы живём в Филейной части
Белокаменной Москвы.
Здесь мы трудимся по части
Укрепленья головы.
Здесь при помощи разных дядей
Мы стараемся дружно, чтоб
До семи законных пядей
Довести наш бледный лоб.

Над «пядями во лбу» наших школьников сегодня работают университетские преподаватели, среди которых 15 докторов и более 30 кандидатов наук.

Результаты впечатляют. Среди выпускников школы-интерната – более 2000 кандидатов наук, более 300 докторов наук, 2 академика и 10 членов-корреспондентов Академии наук, известные представители деловых кругов, бизнеса.

Ежегодно несколько десятков школьников становятся победителями и призёрами международных и всероссийских олимпиад по математике, физике, информатике, химии, биологии. Наша школа-интернат стабильно занимает 2-е место среди лучших школ Москвы. На программу развития школы выделено 90 млн. рублей. Рядом с ней планируется построить новое здание для школы.

Ещё до создания школ-интернатов для одарённых родился ещё один университетский проект для школьников – олимпиады.

Вообще история предметных олимпиад для школьников началась в 1934 г., но системной деятельностью, настоящим олимпиадным движением стала около 20 лет назад, когда Московский университет сделал на олимпиады главную ставку в деле поиска и поддержки талантливой молодёжи.

Вспомним, что ещё в 70-х гг. прошлого столетия механико-математический факультет начал проводить олимпиады для студентов – сейчас мы называем это универсиадами. И здесь мы были первыми.

По предложению Московского университета в 2007 г. был создан Российский совет олимпиад школьников, в состав которого вошли ведущие эксперты, целый ряд академиков.

Сегодня олимпиады для школьников стали не только площадкой поиска и поддержки талантливой молодёжи, но и неотъемлемой частью государственной системы образования. Московский университет возглавляет олимпиадное движение, которым охвачено ежегодно 1,5 млн школьников.

Новый век – новые идеи, новые проекты. Университетский кампус перешагнул за Ломоносовский проспект, там одно за другим вырастают новые здания – Фундаментальная библиотека, Шуваловский и Ломоносовский корпуса, Медицинский центр, общежитие. И, конечно, наш новый проект – школа-интернат для одарённых детей. Она уже органично вписалась в кампус. Её строительство должно быть завершено летом этого года.

Строя новую школу, мы создаём современную, высокотехнологичную, комфортную образовательную среду для талантливых ребят со всей страны, которые получат уникальный шанс учиться у университетских профессоров и преподавателей.

У одарённых школьников России появится больше возможностей для развития своих талантов. У Московского университета появится больше способных студентов. У нашей страны появится больше хороших, востребованных специалистов. Это станет достойным продолжением того колоссального вклада в развитие школьного образования, который вот уже более 260 лет вносит Московский университет.

Сегодня, в день рождения нашей alma mater, мы снова оглядываемся на пройденный путь и подводим итоги. Охватить историю Московского университета во всей полноте невозможно. Это – история научных обществ и архитектурных ансамблей, научных открытий и образовательных традиций, героических подвигов и учебных будней. И, конечно, это история человеческих судеб: ректоров и профессоров, учёных и педагогов, студентов и школьников. 261 год назад первый российский университет собрал под одной крышей подростков-гимназистов, студентов и профессоров. Одни учили других, ученики становились учителями, а университет шёл вперёд, взращивая всё новые и новые поколения образованных граждан великой России! И мы продолжаем свое дело – преподаватели и студенты, учёные и педагоги, учителя и ученики – все вместе мы служим родному университету и родной стране!

Поздравляю всех с замечательным праздником! Поздравляю всех людей Московского университета с Татьяниным днём, днём рождения нашего университета, а всю университетскую корпорацию страны – с Днём российского студенчества! Желаю всем новых побед: учёным – новых открытий, преподавателям – талантливых учеников, студентам – успешного продвижения по дороге знаний! А Московскому университету – динамичного развития и процветания!