Слово о Московском университете: 2017

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ И НАУКА

Слово о Московском университете, произнесённое в Татьянин день на торжественном заседании Конференции МГУ. 25 января 2017 года

Сегодня — Татьянин день, день рождения Московского университета. Старейшему университету страны исполнилось 262 года, но он неизменно молод душой, полон сил и планов.

В 2005 году, когда отмечался юбилей Московского университета, этот день по указу Президента РФ стал Днём российского студенчества. И теперь его празднует вся страна.

Сегодня прежде всего мы отдаём дань памяти отцам-основателям университета — М.В. Ломоносову, И.И. Шувалову и императрице Елизавете, подписавшей судьбоносный указ в день именин матери Шувалова — Татьяны. С их имён начинается история Московского университета. С них мы начинаем и Татьянин день.

Поздравляю всех участников этого торжественного заседания, всех людей Московского университета и всё университетское сообщество страны — тех, кто учит, и тех, кто учится — с Татьяниным днём и Днём российского студенчества!

Татьянин день — праздник со своей историей, с традициями, которым больше двух веков. Утром — богослужение в университетской церкви, потом — торжественное заседание с актовой речью ректора и выступлениями гостей, и, конечно, студенческие гулянья.

Сегодняшний Татьянин день — особый. Днём университет посетил Президент России В.В. Путин, он встретился со студентами, провёл заседание Попечительского совета, который он возглавляет. На заседании деятельность Московского университета получила высокую оценку, были одобрены наши предложения по дальнейшему развитию. Спасибо Владимиру Владимировичу за постоянное внимание и поддержку Московского университета.

По традиции, я каждый год выступаю в Татьянин день с актовой речью, выбирая тему, которая освещает ту или иную сторону жизни университета. В прошлые годы я говорил о студентах, о почётных профессорах, об университетской корпорации. В этом году тема моего выступления «Московский университет и наука».

В письме к И.И. Шувалову, излагая свой проект университета, Ломоносов отмечает, что он послужит «к приращению наук, следовательно, к истинной пользе и славе отечества». М.В. Ломоносов именно так всю свою жизнь посвятил науке.

Хочу подчеркнуть: наука в России с самого начала своего становления считается не просто личным интересом и занятием, но делом государственной важности.

И Московский университет играет в этом ключевую роль. Образование в нём неотделимо от науки: его профессора — это учёные; они ведут научные исследования и читают лекции. Здесь формируются научные школы, вырастают интеллектуальные творцы и лидеры. Здесь появляются первые в стране научные общества. Среди них — Московское общество испытателей природы — старейшее научное общество в России, не прекращавшее своей деятельности с момента создания.

Тема моего выступления — многоплановая. Начну так: наука и университет, или как развитие науки влияет на университет, его структуру и содержание образования.

Университет начинался с трёх факультетов — медицинского, философского и юридического, потом философский факультет разделили на физико-математическое и историко-филологическое отделения, ставшие факультетами, и до 1918 года в университете было четыре факультета. Сегодня их 42. И за этим стоит ход развития науки, дифференциация и специализация научного знания, их неизбежная интеграция и междисциплинарность.

В XIX веке в Московском университете возникли первые научные лаборатории и институты. Наиболее интенсивно развивались медицинские институты. К концу XIX века в клиническом городке медицинского факультета на Девичьем поле было 13 клиник и 6 институтов!

Начиная с середины XX века страна переживает бурный рост науки. После войны настоящим «героем нашего времени» становится учёный. Развивается ядерная энергетика. Нужны кадры для атомной науки и техники. Постановлением правительства в 1946 году в Московском университете создаётся Научно-исследовательский физический институт — сейчас это НИИ ядерной физики имени Д.В. Скобельцына. С началом космической эры (в этом году исполняется 60 лет этому событию) специалистами института создана научная аппаратура, установленная на более чем 400 спутниках. И совсем недавно, в конце прошлого года, принято решение о создании нового факультета космических исследований.

В 1953 году построен комплекс зданий университета на Ленинских горах, оснащённый лучшим в то время научным оборудованием, и высотка МГУ становится символом взлёта науки и образования.

Когда императивом развития науки становятся вычислительные технологии, в университете создается Научно-исследовательский вычислительный центр (1955) — первый вычислительный центр в системе образования и один из первых в стране вообще. В его истории отражён весь ход становления этой отрасли — от «Стрелы» и БЭСМ до супервычислителей.

В 1970 году в университете создаётся факультет вычислительной математики и кибернетики, где готовят специалистов в области информационных технологий — тоже первый в стране.

Конец XX века — бурное развитие наук о жизни и медицины. Московский университет, отпустивший в 1930-е гг. в самостоятельное плавание свой медицинский факультет (сейчас это 1-й Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова) создаёт факультет фундаментальной медицины и строит университетскую клинику — Медицинский научно-образовательный центр. Потом так поступают и другие университеты. То же можно сказать и о многих других новых факультетах: биоинженерии и биоинформатики, наук о материалах, фундаментальной физико-химический инженерии и др.

А теперь давайте вглядимся в лицо науки — вернее, в её лица — в тех учёных, которые своими трудами делали науку  — по М.В.Ломоносову, «к истинной пользе и славе отечества».

А.А. Кизеветтер, выпускник и профессор Московского университета, возглавивший в вынужденной эмиграции в Праге в 1930-е гг. Русское историческое общество, писал: «Длинная вереница крупных светил науки, связанных с Московским университетом, так блестяща, что этот блеск просто слепит глаза».

Много лет я рассказываю об этих светилах, о выдающихся людях Московского университета — в Татьянин день, на лекции 1 сентября, на научных конференциях. Каждый раз делаю акцент на тех или иных страницах истории — и лицах науки.

История науки — непрямой и непростой путь; это не только достижения и открытия, это и гипотезы — ошибочные или подтверждающиеся со временем. В ней есть и светлые, и тёмные страницы. Мы помним всё — и успешные, и трудные годы. Мы помним всех, кто посвятил ей свою жизнь, — и тех, к кому судьба была благосклонна, и тех, на чью долю выпали тяжёлые испытания. Это — люди Московского университета, дети нашей alma mater; каждый из них ей дорог.

Давайте вспомним начало развития науки в университете.

XIX век. Наука только начинает формироваться как отдельная область деятельности. Научное знание ещё не специализировано, первые поколения учёных Московского университета пробуют себя на разных научных поприщах. Так, И.А. Двигубский (1771–1840) — выпускник медицинского факультета, впоследствии декан физико-математического отделения и ректор университета, написал один из первых учебников по физике, разработал русскую ботаническую номенклатуру, составил первую сводку флоры Подмосковья. И при этом ещё возглавлял Общество любителей российской словесности.

Выпускник Московского университета П.Л. Чебышёв (1821–1894) — основатель первой математической школы в России, один из классиков теории приближений функций, теории чисел и теории вероятностей. Всю жизнь он особенно интересовался теорией машин и механизмов, усовершенствовал параллелограмм Уатта — механизм, при помощи которого круговое движение переходит в прямолинейное. П.Л. Чебышёв занимался и конструированием вычислительной машины, он создал арифмометр с непрерывной передачей десятков, который значительно превосходил имеющиеся в то время машины. «Чебышёвым» мы назвали первый супервычислитель Московского университета.

П.Л. Чебышёв никогда не забывал университет — портрет его учителя профессора Н.Д. Брашмана всегда был на его письменном столе.

Самым ярким представителем химической науки в то время был В.В. Марковников (1837–1904), основавший лабораторию органической химии. Правило Марковникова знают химики всего мира. Более 30 лет он проработал в университете, возглавлял кафедру химии физико-математического факультета.

Его преемником по кафедре стал Н.Д. Зелинский (1861–1953), который заложил основы органического катализа. Он изобрёл противогаз (на активированном угле), спасший много жизней в Первую мировую войну. Более полувека Н.Д. Зелинский проработал в Московском университете. Легендарная личность — родился при крепостном праве и стал советским академиком, Героем Социалистического Труда. В его лице университетская химия перешагнула из XIX века в XX век и ярко продемонстрировала свои возможности. Совсем недавно родственники Н.Д. Зелинского передали в дар Московскому университету картины из семейной коллекции.

На ступенях физического факультета — два памятника: А.Г. Столетову (1839–1896) и П.Н. Лебедеву (1866–1912). А.Г. Столетов открыл первую в России физическую лабораторию, установил вошедшие в учебники законы внешнего фотоэффекта, создал первый фотоэлемент. Ученик А.Г. Столетова П.Н. Лебедев впервые измерил давление света, получил мировое признание. Когда в 1911 году он вместе со многими коллегами (Н.Д. Зелинским, В.И. Вернадским и другими) ушёл из университета в знак протеста против действий министра Л.А. Кассо, его пригласили на работу в Нобелевский институт в Стокгольме. Он не уехал — не хотел оставить своих учеников. На следующий год он был выдвинут на Нобелевскую премию, но, к сожалению, не дожил до её присуждения. Как отметил потом С.И. Вавилов, многие из учеников П.Н. Лебедева «только потому и решили сделаться физиками, что в России был П.Н. Лебедев».

В XIX веке формируется «золотой фонд» нашей медицины. Это выпускники и профессора медицинского факультета Московского университета Н.И. Пирогов, И.М. Сеченов, С.П. Боткин, Н.В. Склифосовский, Н.Ф. Филатов, В.П. Сербский, Ф.Ф. Эрисман и многие другие.

Историю нашей страны тоже писали выпускники и профессора Московского университета. С.М. Соловьёв (1820–1879) 35 лет работал в университете (6 лет деканом и 10 — ректором) и 30 лет писал свой капитальный труд — 29 томов «Истории России с древнейших времён». «Честный историк был и честным гражданином», — сказал о нём его ученик, впоследствии профессор Московского университета В.И. Герье.

В.О. Ключевский (1841–1911) — не только выдающийся учёный-историк, но и блестящий лектор. В.О. Ключевский был полностью погружён в историю. «Я человек XIX века, и в ваш XX век попал совершенно случайно, по ошибке судьбы, позабывшей убрать меня вовремя», — говорил он о себе.

Итоги XIX века были подведены на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Успех России превзошёл все ожидания. Французская газета «Либерте» писала: «Мы находимся ещё под влиянием чувства удивления и восхищения… В течение немногих лет русская наука, промышленность и торговля приняли такое развитие, которое поражает всех тех, кто имеет возможность составить себе понятие о пути, пройденном в столь короткий срок». На научном конгрессе, который проходил в рамках этой выставки, более половины докладов были российскими.

На рубеже веков Россия — на подъёме. Потом — трудные годы Первой мировой войны. Революция. Знаковая фигура науки этого времени — В.И. Вернадский (1863–1945). Фактически последний энциклопедист и полиглот (знал 15 языков), он не только стал основоположником ряда наук — геохимии, биогеохимии, радиохимии, радиогеологии и др., но и поднялся на качественно новый уровень знания, синтезировав науки о Земле и науки о жизни в новое научное мировоззрение. Его учение о биосфере и ноосфере — редкий по значимости вклад в интеллектуальную историю человечества.

Когда в 1908 году министр просвещения А.Н. Шварц заявил, что место науки — в академии, а не в университетах — учебных заведениях, В.И. Вернадский заметил, что «русские университеты являются крупными и самостоятельными очагами научной работы».

После революции он призвал учёных, интеллигенцию России не допустить разрушения научных и учебных учреждений, создавать новые. По его инициативе было создано около 30 научно-исследовательских институтов и учреждений.

XX век — это новые имена и новые научные направления. Это расцвет отечественной науки. Рассказать обо всём и обо всех, как я уже говорил, невозможно. Вместо «Полного собрания» — своего рода «Избранное». Начну, традиционно, с математики.

Начало века — это, конечно, Д.Ф. Егоров и Н.Н. Лузин, отцы-основатели знаменитой Московской математической школы, у которой есть своё «генеалогическое древо» – древо Лузина. Д.Ф. Егоров и Н.Н. Лузин создавали научную школу на этапе великого перелома в истории страны. Это не могло не отразиться на их судьбах, которые во многом были трагическими.

Несколько имён древа Лузина.

П.С. Александров — основатель топологической школы. А.Н. Колмогоров разработал аксиоматику теории вероятностей, получил фундаментальные результаты в математической логике, теории функций, теории информации; многое сделал для развития математического образования, его имя носит университетская школа-интернат. И.Г. Петровский, М.А. Лаврентьев и М.В. Келдыш — каждый из них был блестящим учёным, развивавшим фундаментальные направления в математике и в то же время знаменитым своими прикладными разработками; все трое внесли огромный вклад в организацию науки и образования: И.Г. Петровский был ректором Московского университета, М.А. Лаврентьев основал Сибирское отделение Академии наук и создал в Новосибирске первую в стране школу-интернат для одарённых, М.В. Келдыш был президентом Академии наук. Занимая высокие посты, каждый из них был по-настоящему демократичен, готов помочь и поддержать новые научные направления. Л.С. Понтрягин — один из создателей современной алгебраической топологии; честный, бескомпромиссный человек; уже известным математиком резко изменил направление деятельности, разработал теорию оптимального управления и теорию игр. Трудно поверить, что всё это сделал человек, лишённый зрения. А.Н. Тихонов молодым ворвался в науку, тоже начинал с абстрактной математики, топологии — известна теорема Тихонова; занимаясь геофизикой, решая обратные задачи геологоразведки, предложил метод решения некорректно поставленных задач. А.Н. Тихонов — основатель факультета вычислительной математики и кибернетики.

Со многими людьми, о которых я рассказываю, я был знаком лично, воспринял многие их уроки; за моими словами — и личные воспоминания. Один из тех математиков, у кого я учился — И.М. Гельфанд — основатель современной школы функционального анализа. Он видел зарождение новых математических направлений, разработку которых поручал своим многочисленным ученикам. Один из примеров его прозорливости — понимание того, что биология стоит на пороге революции, связанной с внедрением математических методов. Он внёс большой вклад в становление Института физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского, заведовал в нём лабораторией математических методов в биологии, руководил семинаром, который собирал ярких учёных. Многие зарубежные учёные думали, что есть два Гельфанда — математик и биолог.

Среди тех, кто посвятил себя механике, назову А.Ю. Ишлинского — крупнейшего специалиста в области гироскопов, создателя теории управления ракетами, активного участника ракетно-космических программ. Л.И. Седов — всю жизнь занимался механикой сплошных сред, гидроаэродинамикой, получил основополагающие результаты в теории взрыва, распространения ударных волн, что имело большое значение для создания космических аппаратов и новых типов вооружений.

Физика. Появившиеся в начале XX века теория относительности и квантовая механика стали основой для создания новых технологий, в том числе в области ядерной энергетики — мирной и военной. С.И. Вавилов и П.А. Черенков открыли новый вид излучения, объяснение которому дали И.Е. Тамм и И.М. Франк. Это открытие было удостоено Нобелевской премии. Основополагающие работы по квантовой теории сверхтекучести и сверхпроводимости создали Л.Д. Ландау и Н.Н. Боголюбов. Н.Н. Боголюбов, математик по образованию, создав ещё до войны новое направление в нелинейной механике, обратился потом к задачам физики и получил ряд выдающихся результатов, в том числе в физике элементарных частиц. А.М. Прохорову и Н.Г. Басову мы обязаны созданием лазера; они тоже Нобелевские лауреаты. Д.В. Скобельцын стоял у истоков развития физики космических лучей и физики высоких энергий. Его именем назван Институт ядерной физики МГУ, который после него возглавил С.Н. Вернов, руководивший экспериментами по исследованию космических лучей на первых спутниках, в результате которых был обнаружен внешний радиационный пояс Земли.

Химия. В XIX веке в университете была только одна кафедра химии. А сейчас их 16. XIX век — это специализация научного знания, в области химии в том числе. Эстафету исследований по органической химии продолжил А.Н. Несмеянов, которого мы помним не только как учёного, но и как ректора периода строительства комплекса зданий университета на Ленинских горах.

Развитие химии во многом проходило на путях взаимодействия со смежными науками. Были созданы крупные школы в области физической химии — это В.И. Спицын и химической физики  — это Н.Н. Семёнов, лауреат Нобелевской премии по химии, создатель теории цепных реакций. Назову и главу школы аналитической химии И.П. Алимарина, химии полимеров В.А. Каргина, электрохимии — А.Н. Фрумкина.

В биологии, наряду с развитием классических дисциплин, таких как ботаника, зоология, анатомия, особенно успешно развивались исследования на стыках естественных наук — биологии и химии, биологии и физики. Выдающихся успехов в области экспериментальной цитологии и генетики добился Н.К. Кольцов. С.Е. Северин заложил основы современной медицинской биохимии. А.И. Опарин разработал естественнонаучную теорию происхождения жизни на Земле. Микробиолог В.Н. Шапошников заложил основы современной биотехнологии. А.А. Красновский раскрыл механизмы первичных стадий фотосинтеза и эволюцию этих процессов. А.Н. Белозерский добился больших успехов в области химии и биохимии нуклеиновых кислот, заложив основы современной молекулярной биологии. Ю.А. Овчинников создал новое направление – биоорганическую химию.

Психология. «Моцартом психологии» называли Л.С. Выготского, основоположника культурно-исторического подхода в психологии, на котором и сегодня строится система обучения не только у нас на факультете психологии, но и во многих университетах мира. По словам Дж. Брунера, американского психолога, «в области психологии Запад еще долго будет черпать идеи у России: у России был Выготский». Культурно-исторический подход лежит в основе и психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева, основателя факультета психологии, и нейропсихологии А.Р. Лурии (их можно считать создателями «детектора лжи»), и концепции поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, и психофизиологической школы Е.Н. Соколова, и других научных школ.

Историческая наука, зависящая от идеологического влияния, в XX веке находилась в непростом положении. Наиболее значительный вклад внесли Б.А. Рыбаков, декан исторического факультета и затем проректор, М.Н. Тихомиров, создатель и первый заведующий кафедрой источниковедения, А.В. Арциховский, почти 40 лет руководивший кафедрой археологии. Б.А. Рыбаков и А.В. Арциховский буквально совершили революцию в археологии, превратив её в самостоятельную отрасль исторического знания. Благодаря их открытиям мы смогли иначе взглянуть на доисторическую и Древнюю Русь, убедиться в том, что общество тех эпох было культурным и высокообразованным, не только не отстававшим в своем развитии от других европейских народов, но и в отдельных вопросах – в частности, по показателю массовой грамотности — даже превосходившим их. Благодаря работам М.Н. Тихомирова мы получили более полное представление о допетровской России.

Многие, наверное, заметили, что я говорил только об учёных-мужчинах. Но ведь половина нашего коллектива — лучшая половина — это женщины. И я хочу сказать о нескольких выдающихся женщинах-учёных.

Академик О.А. Олейник. Более полувека работала на кафедре дифференциальных уравнений, около 30 лет руководила ею. Выдающийся математик, специалист в области уравнений частных производных.

Г.В. Андреенко — под руководством профессора Б.А. Кудряшова получила кровеостанавливающий препарат тромбин, спасший в войну десятки тысяч жизней. В эвакуации в Уфе внедрила в производство другой кровеостанавливающий препарат — витамин К. Совместно с Е.И. Чазовым разработала первое в стране лекарство, растворяющее тромбы — фибринолизин.

Б.В. Зейгарник — основоположник патопсихологии. В эвакуации работала вместе с А.Р. Лурией в нейрохирургическом госпитале на Урале, занималась проблемами реабилитации после тяжёлых ранений.

Академик Е.Н. Кондратьева — микробиолог, заведующий кафедрой, президент Международной ассоциации микробиологов; мастер спорта и судья международной категории по конному спорту. «Коня на скаку остановит» – это и про неё. Дочь экономиста Н.Д. Кондратьева.

Два декана химического факультета — академик А.В. Новосёлова и К.В. Топчиева. А.В. Новосёлова руководила факультетом в годы строительства на Ленгорах. Заложила основы школы физико-химических исследований полупроводников. К.В. Топчиева — крупный специалист по катализу; одна из первых мастеров спорта в стране по волейболу.

Вернусь теперь к современной науке. Гениальная идея о существовании гравитационных волн как следствие общей теории относительности не сразу показалась вероятной даже создателю теории относительности и лишь спустя некоторое время получила твёрдую теоретическую основу. И то, что она не имела экспериментального подтверждения, было вызовом для учёных. В 1970-е гг. появилась информация о якобы экспериментальном подтверждении существования гравитационных волн. Вскоре оказалось, что это не так. Это только подогрело интерес к проблеме, многие сомневались в их наличии. Последние годы над этим работала огромная международная коллаборация LIGO. У нас, в Московском университете, более 20 лет назад лазерными гравитационными антеннами начал заниматься профессор В.Б. Брагинский. Ему удалось создать в университете сильную научную группу, сам он был её лидером и вдохновителем. LIGO — сложнейшее инженерное сооружение. В.Б. Брагинский сформулировал и решил ключевые проблемы, определяющие предельную чувствительность этой уникальной установки. И — самое главное — успел узнать об открытии при жизни.

Гравитационные волны, зарегистрированные в прошлом году, порождены слиянием двух чёрных дыр массой 29 и 36 масс Солнца на расстоянии 1,3 млрд световых лет. Вклад в мировое открытие внёс и глобальный роботизированный телескоп МГУ, который произвёл самый обширный и быстрый в мире поиск источника гравитационных волн.

На дворе — XXI век. Новые идеи, новые проекты — и неизменная активность и плодотворность университетской научной среды. В рамках Программы развития Московского университета ведутся исследования по приоритетным направлениям; реализуется космическая программа, весной запущен спутник «Ломоносов», передающий ценную информацию. Растёт производительность суперкомпьютерного комплекса — он самый мощный в России и на высоких позициях в мире. Развивается университетский Медицинский научно-образовательный центр — университетская клиника. Недавно создан Институт регенеративной медицины, соответствующий требованиям России и Евросоюза для производства клеточных препаратов и лекарственных средств. Выполняя поручение президента России, мы создаём антидопинговый центр, который, помимо решения задач в области спорта, станет новой площадкой для медико-биологических исследований.

У Московского университета хорошие показатели публикационной активности. МГУ почти в 2 раза превышает российский и мировой уровень по доле высокоцитируемых статей. Это означает, что мы работаем на переднем крае науки, занимаясь прорывными темами.

МГУ — единственный университет в стране, где практически поровну представлены преподавательские и научные кадры.

И, конечно, важна наша связь с Российской академией наук. В университете работает около 300 академиков и членов-корреспондентов РАН, они руководят многими кафедрами и лабораториями. 

Наша позиция всегда звучит и на заседаниях президентского Совета по науке и образованию, и везде, где обсуждаются вопросы науки и образования.

Свой рассказ о науке в Московском университете я хочу закончить словами В.И. Вернадского: «не в массе приобретённых знаний заключается красота и мощь умственной деятельности, даже не в их систематичности, а в искреннем, ярком искании».

Ещё раз поздравляю всех с праздником — Татьяниным днём и Днём российского студенчества! Желаю всем творческих успехов, ярких исканий и открытий!