Слово о Московском университете: 2019

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ И ТЕАТР РОССИИ

Слово о Московском университете, произнесённое в Татьянин день на торжественном заседании Конференции МГУ. 25 января 2019 г.

У всей страны сегодня праздник – День российского студенчества. У Московского университета – праздник двойной: Татьянин день – это день рождения нашей alma mater. 264 года исполнилось Московскому университету, и по этому торжественному случаю здесь собрались учащие и учащиеся – профессора и преподаватели, студенты и аспиранты, известные академики и начинающие учёные, выпускники Московского университета, высокие гости, чрезвычайные и полномочные послы, члены Попечительского совета МГУ.

Татьянин день – это одна из традиций, проходящих через всю историю университета. Мы храним её с позапрошлого века. И в то же время обновляем – идём в ногу со временем.

Позавчера в актовом зале исторического здания Московского университета на Моховой прошло заседание попечительского совета, которое провёл его председатель – Президент РФ В.В.Путин. Он сказал, что «высокий авторитет Московского университета, качество его фундаментального образования… признаны во всём мире». Президент подчеркнул, что МГУ, как флагман высшей школы России, призван сыграть значимую роль в реализации стратегических целей, которые стоят перед страной, и призвал к скорейшему созданию научно-технологического центра – Университетской долины.

Сегодняшний день – день святой мученицы Татианы по православному календарю – начался, по многолетней традиции, с торжественного богослужения в домовом храме Московского университета. Его вёл Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.

Завтра – студенческий праздник: праздничный гала-концерт участников фестиваля студенческого творчества «Татьянин день», открытие международного молодёжного научного форума «Ломоносов–2019» и, конечно, угощение медовухой. В этом году она сделана по особому рецепту – мёд с клюквой.

А сейчас мы собрались в Актовом зале на Воробьёвых горах, и, по традиции, ректор произносит актовую речь. Всегда в этих выступлениях мы говорили о традициях, об исторической роли, нашей любимой alma mater, и, конечно, о людях Московского университета.

2019 г. объявлен президентом страны Годом театра. Поэтому сегодня в своём выступлении я бы хотел сказать о неразрывной исторической связи Московского университета с русским театром – нашим национальным достоянием, которым гордится весь мир.

Русский театр – это два «столпа» русской драматургии – А.Н.Островский и А.П.Чехов, оба они – питомцы Московского университета. Великие режиссёры – создатели признанных в мире театральных школ В.И.Немирович-Данченко, В.Э.Мейерхольд, Е.Б.Вахтангов – тоже учились в Московском университете. На университетской сцене засияли звёзды актерского мастерства Ии Саввиной и Аллы Демидовой…

И начиналось всё вместе с университетом. 1755 г. Высочайший Указ об учреждении Московского университета. В Москве в это время ещё нет ни одного настоящего – то есть публичного, общедоступного – театра. Есть только крепостные театры вельмож, дворянские домашние театры, выступления заезжих кукольников и гимнастов… И вот в 1756 г., на годовщину Московского университета, в Аптекарском доме на Красной площади, где обосновался университет, зрители увидели первый спектакль университетского театра. Была поставлена пьеса французского драматурга Леграна «Новоприезжие». Это было первое публичное театральное представление в Москве. Так университет стал очагом московской театральной культуры.

В Указателе Императорского Московского университета говорится: «под непосредственным распоряжением университета был первый в Москве театр» (1826).

Руководил театром М.М.Херасков, известный драматург, будущий директор, а затем куратор университета, основатель университетского Благородного пансиона. Актёрами были студенты и гимназисты, среди них и Денис Фонвизин, впоследствии известный драматург, автор комедии «Недоросль» с бессмертной фразой «Не хочу учиться, хочу жениться!».

Первый куратор университета, И.И.Шувалов, покровитель всех видов искусств, поощрял театральное творчество. По его инициативе в 1757 г. в университете были открыты «классы художеств», где обучали музыке, актёрскому мастерству, рисованию. Академия художеств, учреждённая в 1757 г. в Санкт-Петербурге, первые 6 лет числилась при Московском университете.

Театр так привлекал студентов, что на Конференции (тогдашнем Учёном совете) был поставлен вопрос: «нельзя ли устранить то неудобство, что лучшие ученики берутся для театра, а классы, благодаря этому, пустеют?»

Среди таких лучших, увлечённых театром, был и будущий профессор и ректор университета П.И.Страхов, в актёрском репертуаре которого в студенческие годы была и женская роль в пьесе А.П.Сумарокова.

Женщинам тогда путь в университет был закрыт, и женские роли приходилось играть мужчинам. Или приглашать актрис со стороны, как об этом можно судить по объявлению в газете «Московские ведомости» от 27 июня 1757 г.: «Женщинам и девицам, имеющим способность и желание представлять театральные действия, также петь и обучать тому других, явиться в канцелярии Московского Императорского университета». Возможно, по этому объявлению в театр пришли Татьяна Троепольская, Авдотья Михайлова, Аграфена Мусина-Пушкина, ставшие первыми профессиональными актрисами в России.

И.И.Шувалов распорядился и о строительстве специального здания для театра, на которое выделялось 10 тыс. рублей. Здание не построили, но сам театр, театральный дух отныне навсегда поселился в университете. Вот что вспоминал о годах своей учёбы П.И.Страхов: «С наступлением сырой осенней погоды… начинались приготовления к театральным представлениям…: выбирались различные пьесы, трагедии, драмы, комедии, оперы, выбирались и действующие лица из способных студентов и учеников, женские роли разыгрывались учениками же, делались частые сыгрывания, или репетиции, на которых присутствовать не отказывались и некоторые профессоры, знатоки театрального искусства. Театральная сцена и партер устраивались в парадных больших сенях главного университетского здания».

Университетский театр сотрудничал с труппой итальянского антрепренёра Локателли, другими театральными антрепризами, приобретал опыт и известность, формировал московскую театральную культуру.

История московского театра в начале своего становления неотделима от университета. Малый театр ведёт отсчёт своей истории с 1756 г. – из университетского театра. На сцене университетского театра, в 1820-х гг. состоялся московский дебют М.С.Щепкина – основоположника русской актёрской школы. Здесь начался творческий путь другой легенды русского театра – П.С.Мочалова.

Университетская и театральная среда питали и обогащали друг друга. Малый театр даже называли «вторым университетом». На репетиции студенческого театра приходил М.С.Щепкин, учил студентов актёрскому мастерству. Профессора и студенты были постоянными и заинтересованными зрителями спектаклей Малого театра. М.С.Щепкин говорил: «Правда, я не сидел на скамьях студентов, но с гордостью скажу, что я много обязан Московскому университету в лице его преподавателей; одни научили меня мыслить, другие – глубоко понимать искусство».

На месте бывшей гостиницы «Москва», как раз между университетом на Моховой и Малым театром, в позапрошлом веке находилась кофейня Печкина – «самое умное и острословное место в Москве», по словам А.Ф.Писемского. Бывали там и профессора со студентами (Т.Н.Грановский, В.Г.Белинский, А.И.Герцен, А.Н.Островский) и актёры Малого театра (М.С.Щепкин, П.С.Мочалов). Обсуждали книжные новинки, театральные премьеры… А.А.Фет, бывавший там в студенческие годы, писал: «Кто знает, сколько кофейня Печкина разнесла по Руси истинной любви к науке и искусству!»

Начиная с 1830-х гг. происходит формирование русского тетра – русской драматургии, актёрской школы, театрального дела. До сих пор театральное искусство России развивалось в рамках западноевропейской традиции – и актёрской, и драматургической. И вот появляются «Недоросль» Д.И.Фонвизина, «Горе от ума» А.С.Грибоедова – это всё питомцы Московского университета. И вершина театральной драматургии середины XIX в. – творчество А.Н.Островского. А.Н.Островский учился на юридическом факультете, но жизнь свою посвятил не юриспруденции, а театру. Благодаря ему русский зритель смог увидеть на сцене – а, значит, прочувствовать и осмыслить, жизнь России во всём разнообразии и богатстве её социальных типов и характеров. «Гроза», «Бесприданница», «Волки и овцы», «Лес», «Таланты и поклонники» – им написано около 50 пьес, это классика нашей литературы. Все его пьесы вошли в репертуар Малого театра, который даже называют «Домом Островского».

А.Н.Островский был не только драматургом. Он был крупным театральным деятелем своего времени, руководил репертуарной частью московских театров, возглавлял театральное училище. Вот как оценил его роль И.А.Гончаров: «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: “У нас есть свой русский, национальный театр”. Он, по справедливости, должен называться “Театр Островского”».

Следующий шаг в развитии русского театра сделал А.П.Чехов. От национального театра, созданного А.Н.Островским, он шагнул к универсальному, общечеловеческому. Как писал Л.Н.Толстой, творчество А.П.Чехова «понятно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще». Пьесы А.П.Чехова переведены более чем на 100 языков, они идут во многих театрах мира. Это – явление всемирной культуры.

А.П.Чехов учился в Московском университете и высоко ценил своё медицинское образование. Как он признавался, «…занятия медицинскими науками имели серьёзное влияние на мою литературную деятельность; они значительно раздвинули область моих наблюдений, обогатили меня знаниями…».

К концу XIX в. в России уже сложилась хорошая актёрская школа, полноценный национальный репертуар. На рубеже веков русский театр получил и своих режиссёров. Поворотным моментом стала легендарная встреча в «Славянском базаре» в 1897 г. двух выдающихся театральных деятелей. В.И.Немирович-Данченко пригласил К.А.Станиславского обсудить создание нового театра. В ходе этой многочасовой встречи было решено создать «народный театр – приблизительно с теми же задачами и в тех планах, как мечтал Островский». Так был создан Московский Художественный театр – один из ведущих театров Москвы. Наверное, можно не добавлять, что и здесь университет оставил свой след. В.И.Немирович-Данченко учился на физико-математическом и юридическом факультетах, слушал лекции по литературе и искусству. Правда, ещё до окончания университета «свернул» в театр, в драматургию. Встреча с К.А.Станиславским окончательно определила его жизненный путь.

Сегодня Татьянин день и поэтому уместны шутки, весёлые воспоминания. В 1957–1958 гг. я работал на шахте «Комсомолец» в Горловке – добывал на глубине 500–600 м уголь. Недалеко была шахта, на которой работал Алексей Стаханов. А.Г.Стаханов был символом труда той эпохи, его знал весь советский народ, было стахановское движение. Тогда на шахте мы с напарником Володей Молчановым даже хотели перекрыть стахановский рекорд добычи угля за смену, но, взвесив силы, отказались.

Теперь о весёлом. А.Г.Стаханов приехал в Москву получать высокую награду. В.И.Немировича-Данченко попросили обеспечить ему «культурную» программу. Они пошли в Большой театр на балет «Пламя Парижа». А.Г.Стаханов спросил у В.И.Немировича-Данченко, будут ли петь на сцене артисты балета? Тот ответил, что нет: балет – это другой вид искусства: танец, движение. А.Г.Стаханов переспросил ещё раз, но получил тот же ответ. В конце спектакля – такая была постановка – все исполнители на сцене запели «Марсельезу». А.Г.Стаханов посмотрел на Владимира Ивановича и с улыбкой сказал: «Выходит, батя, мы оба первый раз в театре». Этот случай описан в одном из рассказов С.Д.Довлатова.

Евгений Вахтангов, создавший своё направление в режиссуре и давший имя одному из театров Москвы, прошёл такой же путь: из Московского университета – в театр, и тем же маршрутом – сначала физико-математический, а потом юридический факультет. 

Университет всегда оставляет глубокий след в жизни тех, кто прошёл через него. Вот что напишет В.И.Немирович-Данченко через полвека после окончания университета: «…глубоко и трепетно волнуется вся моя мысль каждый раз, когда наблюдается связь университета с театром. Эта связь – в давних традициях университета. Эта связь – … в достойнейших страницах истории русского театра. В этой связи заложено благороднейшее из человеческих переживаний – дружеское бескорыстное служение родине».

Наряду с драматическим в университете развивалось и музыкальное искусство. Музыка звучала в alma mater начиная с Аптекарского дома. Об этом тоже позаботился И.И.Шувалов – ценитель прекрасного. В музыкальном классе университетской гимназии преподавал приглашённый И.И.Шуваловым композитор, капельмейстер Мадридской королевской оперы Антонио Дуни.

Тогда же, уже в XVIII в., сложился университетский хор, который сегодня является старейшим любительским коллективом России. Он пел не только на университетских праздниках, но и на торжественных актах государственного звучания. Так, например, та же газета «Московские ведомости» за 11 июля 1774 г. сообщала, что по случаю празднования годовщины восшествия на престол императрицы Екатерины университетский хор пел «на музыке», то есть в сопровождении оркестра.

У Московского университета были и свои музыканты. Музыкой занимались многие студенты – некоторые так и остались любителями, но были и те, кто стал потом знаменитыми музыкантами. В 1830 г. на «испытаниях воспитанников в искусствах» на скрипке играл Михаил Лермонтов. Первой скрипкой студенческого оркестра был студент юридического факультета, впоследствии известный композитор Александр Спендиаров. В 1850 г. на университетской сцене выступил Николай Рубинштейн – он окончил юридический факультет, но в историю культуры вошёл как пианист и основатель Московской консерватории.

В конце XIX в. по решению министра народного просвещения и художественного совета Московской консерватории был определён такой статус хора, который зафиксировал неразрывную связь храма науки и храма музыки. Он стал называться «Хор студентов Императорского Московского университета при Московской консерватории». В университетском хоре начинал свою блестящую карьеру Леонид Собинов, тоже тогда студент юридического факультета. Для университетского хора П.И.Чайковский сделал музыкальное переложение «Гаудеамуса», написал песню «Блажен, кто улыбается» которая с тех пор не выходит из репертуара хора.

Связь университета с театром многообразна и всегда радостна, потому что несёт в себе большой заряд творческой энергии – той энергии, которая питает и научный поиск, и театральное действо.

Вот одна из страниц университетской (да и театральной тоже) истории, которая как нельзя лучше демонстрирует неразрывное единство университета и театра.

1955 г. Художественный руководитель ленинградской Александринки – Академического театра им. А.С.Пушкина – ставит спектакль «Они знали Маяковского» сразу на двух сценах: ленинградской и университетской московской. В Александринке В.В.Маяковского играет народный артист СССР, известный всей стране Николай Черкасов, в университете – мало кому известный студент химического факультета Юрий Овчинников. Оба спектакля имели успех и неожиданное продолжение: Н.К.Черкасов сыграл В.В.Маяковского на сцене Московского университета, а Ю.А.Овчинников – в Александринке! Лиля Брик, пришедшая на спектакль, была потрясена сходством. Ю.А.Овчинникову прочили актёрскую карьеру, он даже проходил пробы на фильм «Неподдающиеся», но не «свернул» с университетского пути, остался в науке – и достиг на этой стезе выдающихся успехов, стал академиком, вице-президентом Академии наук СССР.

Оказавшись на распутье, выбирая между театром и университетом, Ю.А.Овчинников выбрал университет. Были и те, кто из университета уходил в театр и поднимался до вершин актёрского мастерства. Факультет журналистики окончила И.С.Саввина, экономический факультет – А.С.Демидова.

Можно назвать много имён театральных деятелей, чьё творчество было связано с Московским университетом. Здесь ставил спектакли Ролан Быков, Марк Захаров, другие известные режиссёры.

Московский университет и сегодня неотделим от театральной среды – хотя бы потому, что А.Н.Островский и А.П.Чехов – это те два имени, которые по-прежнему являются ключевыми для московской театральной жизни.

Малый театр – Дом Островского продолжает славные традиции, заложенные ещё в позапрошлом веке, когда его называли «вторым университетом». Пьесы А.Н.Островского по-прежнему составляют основу его репертуара, мы часто бываем на этих спектаклях. Художественный руководитель Малого театра народный артист СССР Ю.М.Соломин входит в состав Попечительского совета Московского университета, а ректор Московского университета – в Попечительский совет Малого театра.

Имя А.П.Чехова носит другой, столь же легендарный театр – Московский художественный, который вырос прежде всего на чеховских пьесах. Спектакли МХТ – тоже в нашей памяти, как и встречи с известными актёрами (Андреем Мягковым, Евгением Евстигнеевым) и режиссёрами. О.П. Табаков – Почётный профессор Московского университета, он приезжал к нам вместе с молодёжной труппой театра, показавшей спектакль «Гусь пролётный».

Театр им. Евгения Вахтангова – тоже важная страница театральной жизни Московского университета. Мы помним много вахтанговских спектаклей, особенно «Без вины виноватые» и встречу с великими мастерами актёрского искусства Юлией Борисовой, Людмилой Максаковой, Михаилом Ульяновым, Юрием Яковлевым. 

В конце XX в. Московский университет открыл новую грань взаимодействия с театром, с искусством. Это – художественный цикл «Ректор Московского университета приглашает…»

Он начался в 90-е гг., когда жизнь резко сменила формат, обернувшись своей не самой благоприятной стороной. Казалось, и музы приумолкли, и храм науки притих. Но ненадолго. 1993 г. В университет приходит М.М.Плисецкая, легендарная прима-балерина Большого театра! И её супруг, выдающийся композитор современности Р.К.Щедрин! И храм науки ожил, и музам все были рады. Так университетская жизнь обрела новую грань, новое художественное измерение.

Если назвать всех, кто выступал на университетской сцене в цикле «Ректор приглашает…», то это будет практически весь цвет российской музыкальной и театральной культуры.

Назову ещё две легендарные пары: Е.С.Максимова и В.В.Васильев, Г.П.Вишневская и М.Л.Ростропович. Все они – почётные профессора Московского университета.

Отдельная страница этой истории – маэстро Е.Ф.Светланов. Те, кто были на том концерте, когда он первый раз был со своим оркестром, никогда этого не забудут – зал аплодировал полчаса! Мы помним и его последний концерт – он назывался «Любовь и смерть».

Сегодня Государственным академическим симфоническим оркестром России, которому присвоено имя Е.Ф.Светланова, руководит В.М.Юровский, который тоже неоднократно приезжал к нам.

На сцене Актового зала выступали самые известные российские оркестры под управлением выдающихся дирижёров. И о каждом надо сказать отдельно.

Оркестр Мариинского театра под управлением В.А.Гергиева. Мы познакомились с Валерием Абисаловичем ещё до того, как он возглавил Пасхальный фестиваль. Мы встречаемся с ним и артистами Мариинки каждый год – будь то концерт оркестра, которым дирижирует сам маэстро, будь то молодые певцы театра. В одном из интервью В.А.Гергиев сказал: «Спрашивать, почему в МГУ, это всё равно что спросить, зачем нужен Мариинский театр. Во-первых, мы дружим, а во-вторых, это символ России. Мы общаемся. Мы умеем музицировать, а более благодарной публики нам не найти».

За дирижёрским пультом на сцене Актового зала неоднократно стояли и такие выдающиеся мастера как В.И.Федосеев, В.Т.Спиваков, Ю.А.Башмет. И каждый раз мы чувствовали, что это не просто плановый концерт в их графике, но живое взаимодействие, мощный эмоциональный контакт университетской публики с музыкантами. То же можно сказать и о выступлениях выдающихся пианистов Д.Л.Мацуева, Н.Л.Луганского, В.П.Овчинникова.

Так же зал реагировал и на концертах известных мастеров вокала. На университетской сцене пели Е.В.Образцова, Д.А.Хворостовский, В.И.Пьявко, Х.Л.Герзмава.

Всего в цикле «Ректор Московского университета приглашает…» прошло около 200 концертов.

Несколько слов о том, как это начиналось. Трудные времена – начало 1990-х. Настроение у людей Московского университета тяжёлое. На одной из встреч Его Святейшество Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II познакомил меня с Г.В.Свиридовым. На всю жизнь я запомнил тот важный для меня разговор с Георгием Васильевичем. Он сказал: университету будет трудно и Вам тоже. Такие времена. Но есть три опоры, три столпа, на которые надо опираться: великая русская культура, вековые традиции народа нашей страны и его умение собирать силы в трудные времена. Опирайтесь на эти инварианты, – посоветовал Г.В.Свиридов. Он же предложил приглашать в университет выдающихся деятелей культуры, в частности, посоветовал пригласить с концертом Е.Ф.Светланова.

Так мы познакомились с Е.Ф.Светлановым, он стал часто бывать у нас со своим оркестром. Шло время… После того самого концерта, который Е.Ф.Фёдорович назвал «Любовь и смерть», он позвал меня в гримёрную и, уже одетый в спортивный костюм, попросил подняться с ним на высшую точку Главного здания университета. Мы поднялись на 32 этаж, затем вышли на балкон 28-го. Около получаса Е.Ф.Фёдорович молча смотрел на Москву с высоты птичьего полёта, а я стоял сзади и молчал. Наверное, так он прощался с городом и со своими любимыми местами… Вскоре Евгения Фёдоровича не стало. В память о нём на территории университета есть улица Светланова.

В цикле «Ректор Московского университета приглашает…» запомнился и концерт М.Л.Ростроповича. После блистательного действа на сцене Актового зала МГУ я пригласил Мстислава Леопольдовича на 9-й этаж отдохнуть, выпить чашечку чая. Прекрасные минуты общения! И всегда, когда я бываю в Брюсовом переулке, останавливаюсь у памятника великому маэстро и вспоминаю прекрасные встречи с Мстиславом Ростроповичем и Галиной Вишневской.

В начале XXI в. университет открыл ещё одну страницу своей истории. В 2001 г. у нас появился факультет искусств, который можно считать продолжением созданных стараниями И.И.Шувалова художественных классов. Классическое университетское образование в области теории и истории искусств здесь дополняется практической подготовкой творческих специалистов в разных сферах искусства. Выпускники факультета побеждают на международных конкурсах и выступают на профессиональной сцене.

Сегодня в стенах Московского университета творческая жизнь бьёт ключом. Самые разные таланты находят здесь благоприятную среду, собратьев по любви к искусству в многочисленных художественных коллективах. Среди них – наш Академический хор, который хорошо известен в музыкальной среде, он гастролирует в России и за рубежом, выступает в Большом и Рахманиновском залах Московской консерватории, Светлановском зале Московского международного Дома музыки, Концертном зале Мариинского театра и на других известных площадках, сотрудничает с профессиональными оркестрами, исполняя как классическую хоровую музыку, так и произведения современных авторов. Театр старинной музыки, в репертуаре которого оперы и инструментальная музыка. Студенческие театральные мастерские показывают свои спектакли на сцене Дома культуры МГУ. Мы хорошо знаем наш Камерный оркестр – постоянный участник многих торжественных церемоний. Наши концерты редко обходятся без выступлений студии бального танца «Грация». На факультетах – свои театральные традиции, свои студенческие театры, где не обходится и без участия преподавателей и профессоров… Творческая атмосфера, в которой жили гимназисты, студенты и профессора в Аптекарском доме на Красной площади, и сегодня наполняет университет.

Позавчера, на встрече c Президентом РФ В.В.Путиным студенты обратились к нему с предложением провести, в рамках Года театра, Всероссийский студенческий театральный фестиваль. Эта инициатива наших студентов была поддержана президентом, о чём он заявил на заседании попечительского совета. Значит, мы увидим много интересных спектаклей, начинающих режиссёров и актёров, из которых наверняка получатся будущие мастера сцены.

Университетская среда живительна и плодотворна, университетская культура сильна и многогранна, её обогащают и научный поиск, и художественное творчество.

Сколько людей Московского университета, от студента до доктора наук, выходят на сцену, чтобы донести до нас любовь к прекрасному, к людям, желание сделать мир лучше! Искусство так же развивало и развивает человеческую цивилизацию, как стремление к знаниям. Наверное, не случайно и сам амфитеатр как университетская аудитория восходит корнями к античному театру.

Как здесь не вспомнить слова Н.В.Гоголя, одного из тех драматургов, кто стоял у истоков формирования русского театра: «Театр – это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».

***

264 года Московского университета – это славные годы развития образования и науки в нашей стране, это история служения Отечеству. Частью этой истории стали и мы с вами – мы, люди Московского университета – чем мы гордимся и дорожим. Собираясь каждый год вместе, чтобы отпраздновать Татьянин день, мы вновь и вновь переживаем радостное чувство причастности к великой. С праздником всех! С днём рождения Московского университета! С днём российского студенчества!