|
|
«Вы поставили себе маленькую задачку, добились цели — у вас должна быть уже следующая. Покорили гору, значит, есть ещё какая-то гора, вдалеке, главное её найти. Если вам что-то интересно — это уже здорово, потому что это заставляет нас совершенствоваться, развиваться.»
|
Статус РОССИИ как ПЕРВОЙ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕРЖАВЫ обязывает. С полёта Ю.А. Гагарина 12 апреля 1961 г. началась эра развития пилотируемой космонавтики.
Современные реалии нашей жизни таковы, что люди перестали мечтать о КОСМОСЕ, но КОСМОС это мало волнует. Если ему надо — он ПОЗОВЁТ.
Я ХОЧУ БЫТЬ БИОЛОГОМ
|
|
|
|
«Я НИКОГДА в жизни НЕ МЕЧТАЛ БЫТЬ КОСМОНАВТОМ… Когда я был маленьким, ещё в 1-м классе, то заявил своей маме, что я буду биологом... Мне очень нравилась природа, зверюшки… В школе занимался в биологических кружках.»
|
В 1996 г. окончил кафедру вирусологии биологического факультета МГУ, получив специальность биохимика, и начал работать в Институте медико-биологических проблем РАН.
|
Институт медико-биологических проблем РАН был создан в 1963 г. как Институт космической биологии и медицины. Одним из организаторов научно-исследовательского учреждения стал главный конструктор ракетно-космической техники С.П. Королёв. Главной его идеей было дать космосу поддержку всех сил общества — медицинскую, научную, оборонную, авиационную…
Уже через год институт обеспечил работу экипажа первого в мире многоместного космического корабля «Восход–1» под управлением лётчика-космонавта В.М. Комарова. На борту находились инженер К.П. Феоктистов — ПЕРВЫЙ ГРАЖДАНСКИЙ В КОСМОСЕ и врач Б.Б. Егоров — полковник медицинской службы. А в 1965 г. институт «дал добро» космонавту А.А. Леонову на ПЕРВЫЙ ВЫХОД человека В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС.
В конце 1980-х гг. руководителем института был назначен крупный специалист в области космической медицины А.И. Григорьев.
|
|
«В какой-то момент (космонавтом я тогда ещё быть не хотел) я понял, что с наукой надо что-то делать, потому что чем круче становится учёный в своей научной карьере, тем больше сужается его поле деятельности. Я стал ВЫДАЮЩИМСЯ СПЕЦИАЛИСТОМ ПО ЧЕТЫРЁМ МЫШЦАМ.
Но мне стало безумно скучно. Я стал начальником научной группы, и начальство хотело, чтобы я возглавил лабораторию. И я фактически занялся научным менеджерством: занимался поиском грантов, денег, а всю научную работу выполняли мои студенты и аспиранты...»
|
|
|
Более 40 лет прошло, прежде чем КОСМОС ПРИНЯЛ УЧЁНЫХ. В 2003 г. в отряд космонавтов были допущены первые научные работники. С.Н. Рязанский подал заявку и был зачислен. В 2005 г. он получил квалификацию « космонавт-исследователь», а в 2010 г. — « космонавт-испытатель».
Отряд космонавтов — это не просто 30 физически здоровых людей. «Космонавт должен всё уметь — и мышку препарировать, и технику чинить, и с парашютом прыгать. Работа космонавта — не “летать в космос”, а учиться и учиться…».
|
«Когда ты поступаешь в отряд, твоя должность, она записана в трудовой книжке, звучит “кандидат в космонавты” — такой недочеловек. Диплом космонавта ты получаешь через 2 года общекосмической подготовки. За это время космонавт сдаёт порядка 150 экзаменов, потом он приходит на государственный экзамен – это экзамен по 70 предметам — после этого диплом. И вот дальше: ты вроде как готовишься, а вроде, как может, и никогда не полетишь…»
|
В истории космических исследований 2003 г. отмечен чёрным. 1 февраля над Техасом сгорел американский шаттл «Колумбия» с семью астронавтами на борту. Соединённые Штаты продолжили программу освоения внеземного пространства, выкупив места учёных-исследователей у других космических держав до 2017 г.
Свободным, в новой ситуации, оказалось только левое от командира корабля кресло бортинженера – выпускника МАИ или МГТУ им. Н.Э.Баумана.
Я ОЧЕНЬ ХОЧУ БЫТЬ КОСМОНАВТОМ
|
«В 2005 г. меня вызвало руководство и сказало: “Сергей Николаевич, ВЫ НИКОГДА НЕ ПОЛЕТИТЕ В КОСМОС. Мы тебя пока не увольняем, но ты подумай, поищи новое место работы”… А кем я могу быть: ну, могу вернуться в лабораторию, заниматься наукой, или остаться в центре и стать инструктором. Но подумал, “нет, я же буду постоянно смотреть в глаза тем людям, у которых ещё есть шанс полететь”...
И вот тут я понял, что я ОЧЕНЬ ХОЧУ СТАТЬ КОСМОНАВТОМ И ОЧЕНЬ ХОЧУ ПОЛЕТЕТЬ В КОСМОС. Мне сказали “НЕТ” — по формальному признаку — “у вас нет инженерного образования”. По формальному признаку нельзя подходить к человеку.
Учёный получает информацию, воспринимает её, систематизирует, может хорошо воспроизводить — значит, учёный — обучаемый. И тут я понял, что моя цель полететь в космос и доказать, что учёный тоже человек, он тоже может летать…»
|
«Судьба Рязанского хранила...» — «подвернулся» «Марс–500». Проект родился в результате соглашения Института медико-биологических проблем и NASA. И главной его целью стало получение экспериментальных данных о состоянии здоровья и работоспособности человека, длительно находящегося в условиях изоляции в герметично замкнутом пространстве ограниченного объёма. Как, например, в случае марсианского полёта.
|
|
|
|
Эксперимент проводился с ноября 2007 г. по ноябрь 2011 г. и состоял из трёх этапов. «Марсонавт» С.Н. Рязанский « был изолирован» в должности командира экипажа сначала на 14, а затем, на 105 суток. «Марс–500» дал исключительную возможность космонавту-учёному пересдать экзамены на специальность бортинженера. «Это всего 105 экзаменов, которые я пересдал за 1,5 года. И в итоге стал первым бортинженером без инженерного образования».
Результат — в 2013 г. С.Н. Рязанский впервые полетел на Международную космическую станцию в должности инженера. Мест на МКС — 6, а мечтают попасть туда тысячи.
|
|
|
МИССИЯ–1: Космонавт-испытатель отряда космонавтов Научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина
|
|
|
|
|
26 сентября 2013 г. – 11 марта 2014 г.
Полёт на МКС-37/38. Три выхода в открытый космос
|
« Я очень рад, что именно с моих полётов начались сеансы связи станции “МИР” с Московским университетом в рамках Фестиваля науки»
|
Through the Universe — Вымпел МГУ, летящий в космосе
|
|
МИССИЯ–2: Командир корабля «Союз МС-05» — первый полёт в истории российской космонавтики, руководить которым будет учёный.
|
|
«Биолог-командир космического корабля — звучит смешно, нереально. Я стал первым бортинженером без инженерного образования, а теперь я лечу командиром корабля»
|
|
|
Паоло Несполи (Италия, ESA)
Сергей Рязанский (Россия, Роскосмос) Рэндольф Брезник (США, NASA)
|
28 июля 2017 г. с космодрома Байконур стартовала экспедиция МКС-52/53. За время полёта международный экипаж должен провести около 200 научных экспериментов. 14 декабря 2017 г. экипаж вернулся на Землю.
|
«В космосе никто не будет слушаться тебя только потому, что ты командир экипажа. Никаких рычагов принуждения на орбите не существует, поэтому авторитарный стиль работы там не работает, и единственно возможная тактика — это вовлечение и совместная работа в команде. Очень важно, чтобы экипаж уважал своего командира и доверял ему, и это ещё необходимо заслужить — в первую очередь принятием ответственности за ситуацию и за команду»
|
|
«Кстати, на орбите отметим 60-летие запуска первого искусственного спутника Земли, в создании которого участвовал мой дедушка Михаил Рязанский. Знаменитый на весь мир сигнал первого спутника — его работа»
|
|
|
На космодроме Байконур
|
В поезде Таганско-Краснопресненской линии,
оформленном в честь 55-летия Дня космонавтики
|
ЗЕМЛЯ ГОРДИТСЯ
|
|
10 декабря 2015 г.
«Золотую Звезду» Героя России «за мужество и героизм, проявленные при осуществлении длительного космического полёта на Международной космической станции» С.Н. Рязанскому вручил Президент РФ В.В. Путин.
|
|
«Я все время считаю, что я обычный человек, просто работа у меня необычная. Герой России — это больше не награда персональная, а это показатель того, что стране нужен пример. Это накладывает на меня обязательства по пропаганде интереса к космонавтике, науке, вообще стремлению к чему-то новому. Я должен быть этим примером для школьников, студентов. Это некий такой карт-бланш, который мне дали, и я должен его отработать. И на самом деле я понимаю, что это награда моим родителям»
|
|
Татьянин день 2016 г. Космонавт удостоен почётного звания «Звезда Московского университета». Награду вручил ректор В.А. Садовничий
МЕЖДУ ПОЛЁТАМИ
|
«С прошлого полёта я привёз 65 тысяч фотографий»
|
|
|
«Когда смотришь в иллюминатор космического корабля, видишь невероятную красоту нашей Вселенной и понимаешь, что мало кто сможет увидеть все это лично, хочется запечатлеть хотя бы малую часть этого космического чуда, чтобы поделиться неописуемыми эмоциями, переполняющими душу. Не каждый может слетать в космос, но я бы очень хотел, чтобы каждый смог его почувствовать»
|
|
|
|
«У меня куча хобби: я играю на гитаре, я очень много путешествую, фотографирую, возглавляю "Российское движение школьников", занимаюсь горными и беговыми лыжами...»
|
|
|