С.Н. Рязанский. Миссия выполнима

 
 
«Вы поставили себе маленькую задачку, добились цели — у вас должна быть уже следующая. Покорили гору, значит, есть ещё какая-то гора, вдалеке, главное её найти. Если вам что-то интересно — это уже здорово, потому что это заставляет нас совершенствоваться, развиваться.»
(Герой России космонавт-испытатель С.Н. Рязанский)
 
Статус РОССИИ как ПЕРВОЙ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕРЖАВЫ обязывает. С полёта Ю.А. Гагарина 12 апреля 1961 г. началась эра развития пилотируемой космонавтики.
Современные реалии нашей жизни таковы, что люди перестали мечтать о КОСМОСЕ, но КОСМОС это мало волнует. Если ему надо — он ПОЗОВЁТ.
 
 


Я ХОЧУ БЫТЬ БИОЛОГОМ
«Я НИКОГДА в жизни НЕ МЕЧТАЛ БЫТЬ КОСМОНАВТОМ… Когда я был маленьким, ещё в 1-м классе, то заявил своей маме, что я буду биологом... Мне очень нравилась природа, зверюшки… В школе занимался в биологических кружках.»
 
В 1996 г. окончил кафедру вирусологии биологического факультета МГУ, получив специальность биохимика, и начал работать в Институте медико-биологических проблем РАН.
 
Институт медико-биологических проблем РАН был создан в 1963 г. как Институт космической биологии и медицины. Одним из организаторов научно-исследовательского учреждения стал главный конструктор ракетно-космической техники С.П. Королёв. Главной его идеей было дать космосу поддержку всех сил общества — медицинскую, научную, оборонную, авиационную…
Уже через год институт обеспечил работу экипажа первого в мире многоместного космического корабля «Восход–1» под управлением лётчика-космонавта В.М. Комарова. На борту находились инженер К.П. Феоктистов — ПЕРВЫЙ ГРАЖДАНСКИЙ В КОСМОСЕ и врач Б.Б. Егоров — полковник медицинской службы. А в 1965 г. институт «дал добро» космонавту А.А. Леонову на ПЕРВЫЙ ВЫХОД человека В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС.
В конце 1980-х гг. руководителем института был назначен крупный специалист в области космической медицины А.И. Григорьев.
 
«В какой-то момент (космонавтом я тогда ещё быть не хотел) я понял, что с наукой надо что-то делать, потому что чем круче становится учёный в своей научной карьере, тем больше сужается его поле деятельности. Я стал ВЫДАЮЩИМСЯ СПЕЦИАЛИСТОМ ПО ЧЕТЫРЁМ МЫШЦАМ.
Но мне стало безумно скучно. Я стал начальником научной группы, и начальство хотело, чтобы я возглавил лабораторию. И я фактически занялся научным менеджерством: занимался поиском грантов, денег, а всю научную работу выполняли мои студенты и аспиранты...»
 
Более 40 лет прошло, прежде чем КОСМОС ПРИНЯЛ УЧЁНЫХ. В 2003 г. в отряд космонавтов были допущены первые научные работники. С.Н. Рязанский подал заявку и был зачислен. В 2005 г. он получил квалификацию «космонавт-исследователь», а в 2010 г. — «космонавт-испытатель».
 
Отряд космонавтов — это не просто 30 физически здоровых людей. «Космонавт должен всё уметь — и мышку препарировать, и технику чинить, и с парашютом прыгать. Работа космонавта — не “летать в космос”, а учиться и учиться…».
 
«Когда ты поступаешь в отряд, твоя должность, она записана в трудовой книжке, звучит “кандидат в космонавты” — такой недочеловек. Диплом космонавта ты получаешь через 2 года общекосмической подготовки. За это время космонавт сдаёт порядка 150 экзаменов, потом он приходит на государственный экзамен – это экзамен по 70 предметам — после этого диплом. И вот дальше: ты вроде как готовишься, а вроде, как может, и никогда не полетишь…»
 
В истории космических исследований 2003 г. отмечен чёрным. 1 февраля над Техасом сгорел американский шаттл «Колумбия» с семью астронавтами на борту. Соединённые Штаты продолжили программу освоения внеземного пространства, выкупив места учёных-исследователей у других космических держав до 2017 г.
Свободным, в новой ситуации, оказалось только левое от командира корабля кресло бортинженера – выпускника МАИ или МГТУ им. Н.Э.Баумана.
 
 


Я ОЧЕНЬ ХОЧУ БЫТЬ КОСМОНАВТОМ
«В 2005 г. меня вызвало руководство и сказало: “Сергей Николаевич, ВЫ НИКОГДА НЕ ПОЛЕТИТЕ В КОСМОС. Мы тебя пока не увольняем, но ты подумай, поищи новое место работы”… А кем я могу быть: ну, могу вернуться в лабораторию, заниматься наукой, или остаться в центре и стать инструктором. Но подумал, “нет, я же буду постоянно смотреть в глаза тем людям, у которых ещё есть шанс полететь”...
И вот тут я понял, что я ОЧЕНЬ ХОЧУ СТАТЬ КОСМОНАВТОМ И ОЧЕНЬ ХОЧУ ПОЛЕТЕТЬ В КОСМОС. Мне сказали “НЕТ” — по формальному признаку — “у вас нет инженерного образования”. По формальному признаку нельзя подходить к человеку.
Учёный получает информацию, воспринимает её, систематизирует, может хорошо воспроизводить — значит, учёный — обучаемый. И тут я понял, что моя цель полететь в космос и доказать, что учёный тоже человек, он тоже может летать…»
 
 
«Судьба Рязанского хранила...» — «подвернулся» «Марс–500». Проект родился в результате соглашения Института медико-биологических проблем и NASA. И главной его целью стало получение экспериментальных данных о состоянии здоровья и работоспособности человека, длительно находящегося в условиях изоляции в герметично замкнутом пространстве ограниченного объёма. Как, например, в случае марсианского полёта.
 
Эксперимент проводился с ноября 2007 г. по ноябрь 2011 г. и состоял из трёх этапов. «Марсонавт» С.Н. Рязанский «был изолирован» в должности командира экипажа сначала на 14, а затем, на 105 суток. «Марс–500» дал исключительную возможность космонавту-учёному пересдать экзамены на специальность бортинженера. «Это всего 105 экзаменов, которые я пересдал за 1,5 года. И в итоге стал первым бортинженером без инженерного образования».
Результат — в 2013 г. С.Н. Рязанский впервые полетел на Международную космическую станцию в должности инженера. Мест на МКС — 6, а мечтают попасть туда тысячи.
 
 


МИССИЯ–1: Космонавт-испытатель отряда космонавтов Научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина
26 сентября 2013 г. – 11 марта 2014 г.
Полёт на МКС-37/38. Три выхода в открытый космос
«Я очень рад, что именно с моих полётов начались сеансы связи станции “МИР” с Московским университетом в рамках Фестиваля науки»
Through the Universe — Вымпел МГУ, летящий в космосе
 
 
МИССИЯ–2: Командир корабля «Союз МС-05» — первый полёт в истории российской космонавтики, руководить которым будет учёный.
«Биолог-командир космического корабля — звучит смешно, нереально. Я стал первым бортинженером без инженерного образования, а теперь я лечу командиром корабля»
Паоло Несполи (Италия, ESA)
Сергей Рязанский (Россия, Роскосмос)
Рэндольф Брезник (США, NASA)
28 июля 2017 г. с космодрома Байконур стартует экспедиция МКС-52/53. За время полёта международный экипаж должен провести около 200 научных экспериментов.
 
 
«В космосе никто не будет слушаться тебя только потому, что ты командир экипажа. Никаких рычагов принуждения на орбите не существует, поэтому авторитарный стиль работы там не работает, и единственно возможная тактика — это вовлечение и совместная работа в команде. Очень важно, чтобы экипаж уважал своего командира и доверял ему, и это ещё необходимо заслужить — в первую очередь принятием ответственности за ситуацию и за команду»
 
«Кстати, на орбите отметим 60-летие запуска первого искусственного спутника Земли, в создании которого участвовал мой дедушка Михаил Рязанский. Знаменитый на весь мир сигнал первого спутника — его работа»
 
На космодроме Байконур
В поезде Таганско-Краснопресненской линии,
оформленном в честь 55-летия Дня космонавтики
 
 


ЗЕМЛЯ ГОРДИТСЯ
10 декабря 2015 г.
«Золотую Звезду» Героя России «за мужество и героизм, проявленные при осуществлении длительного космического полёта на Международной космической станции» С.Н. Рязанскому вручил Президент РФ В.В. Путин.
«Я все время считаю, что я обычный человек, просто работа у меня необычная. Герой России — это больше не награда персональная, а это показатель того, что стране нужен пример. Это накладывает на меня обязательства по пропаганде интереса к космонавтике, науке, вообще стремлению к чему-то новому. Я должен быть этим примером для школьников, студентов. Это некий такой карт-бланш, который мне дали, и я должен его отработать. И на самом деле я понимаю, что это награда моим родителям»
 
 
Татьянин день 2016 г. Космонавт удостоен почётного звания «Звезда Московского университета». Награду вручил ректор В.А. Садовничий
 
 
 


МЕЖДУ ПОЛЁТАМИ
«С прошлого полёта я привёз 65 тысяч фотографий»
«Когда смотришь в иллюминатор космического корабля, видишь невероятную красоту нашей Вселенной и понимаешь, что мало кто сможет увидеть все это лично, хочется запечатлеть хотя бы малую часть этого космического чуда, чтобы поделиться неописуемыми эмоциями, переполняющими душу. Не каждый может слетать в космос, но я бы очень хотел, чтобы каждый смог его почувствовать»
 
«У меня куча хобби: я играю на гитаре, я очень много путешествую, фотографирую, возглавляю "Российское движение школьников", занимаюсь горными и беговыми лыжами...»
 
Использованы материалы со страницы С.Н. Рязанского
Подготовлено В.И. Ильченко, Е.В. Ильченко, В.В. Кочкаревой.
Опубликовано 28 июля 2017 г.