СУНЦ МГУ. Обучение в школе

Твои три кубика, о спецреспублика, ты так невелика.
Но твой учёный ум, и твой зелёный шум не смолкнут на века!
(Из Гимна ФМШ, автор Ю. Ким, 1966 г.)

В.А. Садовничий
"Воспитание у учащихся «высокого духа и причастности к университету и науке» — одно из важных достижений Школы.
В этом большая заслуга замечательного педагогического коллектива, который, следуя традициям, заложенным А.Н. Колмогоровым, открывает ученикам путь в большую науку"
 
 

Кафедры

2008


Интернат — особый мир. Здесь обитают существа, в других местах неведомые: «новички и новичихи», не теряющие своей «новизны» на протяжении всего года; «старики и старухи» без бород и седин. В этот странный, но все же вполне человеческий мир органически вписываются представители фауны — «ежи». Но и у них не всё как у всех. Они ходят на двух ногах; иголки если и есть, то спрятаны под обычными (или не очень обычными) костюмами; они обучаемы (хотя и не всегда легко); при еде пользуются не только передними конечностями, но и ложками и вилками. И совершенно особые существа — «супера». Это древнейшее, очень древнее и просто древнее население интерната. Никакие запреты, приказы, никакие преграды не могут изгнать их. И интернат сдался и молча наблюдает за этими удивительными существами, чаще присутствующими в небольших количествах, увеличивающихся в период кормления и видеосеансов. Они подвержены таинственным законам природы. Можете вообразить, что происходит в Дни посвящения, Рождения, гитарных вечеров...
(Из фольклора СУНЦ)
Интернат начинается с новых товарищей – сначала это больше всего привлекает. Здесь интересно говорить с каждым. У всех свои интересы, свои цели, но всех – это самое важное – объединяет любовь к точным наукам.В настоящее время в СУНЦ открыты 10-е и 11-е классы по специализациям: физико-математической, компьютерно-информационной, химической или биологической. Поступившие в 11-й класс занимаются только на физико-математической специализации, по причине очень высокой интенсивности занятий и предельного сжатия преподаваемого материала.
В его состав входят шесть кафедр, пять из которых профильные – математики, физики, химии, информатики и биологии, – а также кафедра гуманитарных дисциплин.
Традиционно кафедры математики и физики творчески развивают накопленный опыт преподавания в предыдущие годы.
На кафедре химии даётся представление о термодинамике, кинетике и равновесии. Преподавание органической химии базируется на современной теории строения. Ученики химического класса проходят химический практикум в лабораториях университета, слушают дополнительные лекции по химии, спецкурс по пиротехнике.
Организовано преподавание информационно-компьютерных дисциплин на кафедре информатики, а также основ математического моделирования, введение в язык программирования и практикума на персональных компьютерах. Ученики посещают дополнительные лекции по информатике, получают в 2  раза больше времени для работы в компьютерном классе (по сравнению с остальными специальностями), имеют возможность посещения выставок и конференций, так или иначе связанных с информационными технологиями.
Программы кафедры биологии, созданной при активном участии факультета биоинформатики и биоинженерии МГУ, особое внимание уделяют молекулярным основам жизни, рассматриваются строение и физико-химические свойства молекул, биоэнергетика клетки, процессы клеточного дыхания и фотосинтеза, основные направления генной инженерии и биотехнологии. Биокласс является единственным в России с углубленной подготовкой по биологии (с акцентом на молекулярную биологию и биохимию), по химии (с акцентом на получение навыков исследовательской работы в области органической химии), а также по физике и математике.
Кафедра гуманитарных дисциплин ведёт занятия по русскому и английскому языкам, преподает основы латинского языка, всемирной и отечественной истории, русской и зарубежной литературе, географии и обществоведению.
На занятия по физической культуре отводится 4 часа в неделю. Работают различные спортивные секции. Проводятся туристические походы и слёты.
 

Как поступить в СУНЦ?

Из «Правил приёма в специализированную школу-интернат при государственном университете» (1964 год): «Отбор кандидатов на зачисление в специализированную школу-интернат производится университетом совместно с органами народного образования на основе конкурсных экзаменов по профилирующим дисциплинам и собеседования учёных с поступающими, с учётом рекомендации педагогического совета школы».
Приём проходит в три этапа:
  1. Заочный – служит для наиболее широкого охвата учащихся. В популярных изданиях публикуются задачки, а также любому участнику на районных или областных олимпиадах по математике или физике предлагается написать письменную работу для поступления в школу;
  2. Очный – кандидаты приглашаются на собеседование в областной центр – здесь свои силы может попробовать каждый, независимо от предыдущих успехов. Перед экзаменационными комиссиями возникает непростая задача – выбрать одного лучшего из десяти.
  3. Летняя школа (ЛШ) – кандидаты, прошедшие очное собеседование, приглашаются в трёхнедельную ЛШ. Это время интенсивных занятий по профильным предметам. Каждый ученик изучает только два предмета, в зависимости от выбранного профиля. Здесь можно понять, насколько эффективно школьник может усваивать новые знания и может использовать их. Учебный материал ЛШ, не пересекается с тем, что проходили ученики в своих школах и его разработку ведут ведущие преподаватели. По результатам занятий в ЛШ проходит зачисление в учащиеся школы-интерната. Число участников ЛШ превышает число зачисленных в школу примерно в 1,5 раза. Исключение составляют победители Всесоюзных и Международных олимпиад по математике и физике – они принимаются в школу по собственному желанию, достаточно написать заявление.
Академики-основатели ФМШ считали, что участие в Летней школе является важнейшим элементом зачисления в ученики интерната.
Приёмная комиссия СУНЦ в настоящее время, следует основным правилам приёма в школу, заложенным 50 лет назад.
География приёма в школу – около 1800 названий городов и посёлков – охватывает территорию от Вологды до Махачкалы, от Бреста и до Уральских гор.
Поступить в школу можно на 2-годичное или 1-годичное обучение, правила приёма одинаковы. Ежегодно в школу поступает примерно 175 учеников и столько же выпускается.
 
 
 

Учиться в школе трудно



В школе учиться нелегко. Стоит в неё поступать тем, кто имеет горячее желание работать в области естественных наук и их применений, обладает хорошими способностями и, главное готов много и упорно трудиться.
А.Н. Колмогоров


Задают нам очень мало,
Что и говорить!
Ну, подумаешь, английский
Взять и повторить.
Ну, подумаешь, анализ
Надо подучить,
Сделать семь задач каких-то,
Быстро объяснить.
Разобрать конспекты лекций,
Выучить и знать, и мат. практикум легчайший
Выполнить и сдать.
А по алгебре задачи –
Просто чудеса!
У меня на них уходит
Только три часа.
Приготовится к контрольной,
Физику решить,
Сдать зачет, литературу
Малость, повторить.
Разобрать, закончить, сверить,
Прочитать, учить,
Написать, перепроверить,
Переповторить!
Доказать, списать, запомнить,
Съесть, перевести,
Засмеяться, завихренить
И с ума сойти…
Ю. Сафронов (1979-А)
Кто поступает в школу им. А.Н. Колмогорова и учится в ней? Ответ прост: самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Совсем не нужно рождаться гением, чтобы стать учеником, но совершенно обязательна склонность к физике и математике, стремление узнавать новое, изменять свои представления об окружающем мире и изменяться самому. Занятия идут по университетскому принципу: в год два семестра; лекции и семинары; факультативы и спецкурсы – это первый фундамент и закалка мысли.
В школе три математические дисциплины: начала математического анализа, геометрия и алгебра. Стабильных программ этих дисциплин не существует – они индивидуальны, отражают вкусы и опыт работы лектора, традиции, сложившиеся в школе. Курс математического анализа традиционен. Общие цели изучения курса геометрии мало чем отличаются от программы средней школы – это изучение свойств геометрических фигур на плоскости и в пространстве, развитие логического мышления. Курс алгебры рассчитан на подготовку математического аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин.
Курс физики соответствует углубленному курсу школьной физики. Большое внимание уделяется экспериментам и личным исследованиям учащихся.
Особое место в системе организации учебного процесса занимают математические практикумы; это, по существу, что отличает СУНЦ от средней школы. При этом, говоря о математических экспериментах (практикуме), речь идёт не только о тех вопросах постановки математического образования, где сливаются математика и информатика, но и просто о чертежах, расчётах, графиках, схемах, построениях моделей, составлении таблиц, решении задач. Здесь преследуются и более серьёзные цели – «привить вкус к конкретной, реальной математике, иллюстрировать наиболее тонкие теоретические разделы курса, показывать силу только что освоенных методов при решении практических задач» (А.Н. Колмогоров). Хорошо оснащённые помещения физического практикума, позволяют ученикам, увлечённым физикой, лично проводить практически любые опыты.
Важным компонентом учебного процесса является подготовка к вступительным экзаменам в вузы. А.Н. Колмогоров считал такую подготовку важнейшей целью математического образования в школе: «…учащиеся (и общество также) заинтересованы в том, чтобы обучение ... подготовило их возможно лучше к предстоящей работе в вузе или специальном учебном заведении». Но «ФМШ отнюдь не была задумана как своеобразные курсы по подготовке к конкурсным экзаменам. Мы стремимся еще в школе привить нашим питомцам навыки самостоятельного научного мышления, вооружить их всем, что необходимо, чтобы воспринимать университетские курсы не формально, а добиваясь полного и наглядного понимания существа дела…».
В школе существует система подготовки к олимпиадам самого высокого уровня. Отбор осуществляется в летней и зимней олимпиадах, которые проводят преподаватели в стенах школы. В дальнейшем учеников, прошедших отбор, дважды в неделю ждёт кружок и систематические поездки на соревнования. Сильнейшие школьники, побеждая на Всероссийских олимпиадах, приглашаются в национальные сборные страны и завоевывают медали на Международных олимпиадах.
Обязательна самоподготовка. Курируют выполнение домашних заданий, как правило, студенты – выпускники школы, помощники воспитателей. Самоподготовка проходит в отведенное время – два часа до ужина в классах и один час после ужина в комнатах общежития.
Учиться в школе нелегко, скажем прямо – трудно. Какая нагрузка у школьника? – спросите вы. Да вот такая – ответил стихами один из учащихся (см. справа), и с ним согласится любой выпускник школы.
Часто родители учащихся задают вопрос: «При такой колоссальной нагрузке, с моим ребенком ничего не случится»? На этот вопрос преподаватели в школе отвечают прямо: «Пока ничего не случалось!» Вас волнует перегрузка? Это понятно. Однако не упускайте из виду, товарищи родители, что для ребят в большинстве случаев работа над задачами - это радость, творчество. Ну, словом, своя ноша не тянет.
 

Дух исследований

Физико-математический бой
В 1972 году по инициативе А.Н. Колмогорова организовано Научное общество учащихся (НОУ) в составе секций: математики и физики. Направления НОУ: проведение школьных олимпиад, математических и физических боёв; организация спецсеминаров и спецкурсов, интересных встреч; участие в работе научных конференций для школьников по математике и физике. НОУ учредило свой печатный орган – «Физико-математический вестник». Более 60 выпусков газет «Физико-математического вестника» вышло под редакцией математика-фронтовика Г.Г. Григорьева. В марте 1986 года по решению педагогического совета ФМШ была проведена Всесоюзная физико-математическая конференция НОУ под девизом: «Реформе школы – знания, инициативу и творчество учащихся!». НОУ работает в СУНЦ и сейчас.
 
За прошедшие годы в школе утвердились многие новаторские и инновационные формы работы: математические и физические практикумы, математические КВН, турниры юных физиков, конференция школьников «Колмогоровские чтения», Заочная математическая школа для 8-х классов, праздники посвящения новых учащихся. Организуются туристические походы, созданы – художественная студия, клуб водного туризма, спортивные секции, летние трудовые лагеря в Крыму, строительные отряды в Москве, Смоленске и на Сахалине, проводятся учебно-познавательные поездки за рубеж в Венгрию, Польшу, Югославию, Англию, США и многое другое.
 
Физический практикум (2001)
Изучаем химию (2014)
Занятия по биологии (2017)
 

Правила общежития

…Жизнь пробуждается в 7:30. Вас разбудят своими нежными голосами дежурные, прошептав: «ПАДЪё-О-О-ОМ!», после чего вы начинаете активную деятельность. Через полчаса жители интерната спускаются на завтрак со скоростью, приблизительно равной скорости света.
Начало завтрака в 8:00, но если вы любите поспать, то знайте, что двери родной столовой закрываются в 8:45.
Начало учебного дня в 9:00, а заканчивается он приблизительно в 15:00. Всегда учащихся особо радует второй завтрак, о котором даже сочинили песню:
Завтрак, завтрак,
Второй завтрак.
Любим мы наш завтрак,
Без него никак
 
Так же существуют обед и ужин.
Затем в свои права вступает «отбой». Его характерные признаки: в 23:00 наступает конец света, на этаже появляется ночной воспитатель, которого, в свою очередь, плавно сменяет Оперотряд. В него входят ученики интерната. Состав Оперотряда постоянно меняется. И если вы все еще не спите, то вас отправят спать, пожелав спокойной ночи... (Из фольклора СУНЦ)
 
Учащийся обязан ночевать в стенах интерната. Если у вас есть родственники в Москве, то вам разрешается ночевать у них, только предварительно вы обязаны записаться в журнал, а именно: написать время ухода, координаты, по которым вас могут «проверить», и время возвращения. Двери проходной закрываются в 23:00.
Учебный корпус всегда в распоряжении учащихся. Обычно после ужина ученики поднимаются на любой из его этажей, где разрешается делать уроки до 22:00. К их выполнению здесь относятся с особым трепетом.
 
«Песни на трубе»
Столовая, большой зал (1980)
Аудитория «Аквариум» (1991)
Урок английского языка (2003)
С учителем физики (2006)
Выпускной класс (2016)

К началу

Опубликовано: октябрь 2013 г. Дополнено: декабрь 2018 г.