Юбилей В.И. Вернадского: Исторический факультет

К 150-ЛЕТИЮ В.И.ВЕРНАДСКОГО. ГРАЖДАНСКИЕ ПОЗИЦИИ УЧЁНОГО И МЫСЛИТЕЛЯ
 
Проф. Л.С.Леонова: из статьи журнала «Вестник Московского университета. Сер. 8. История». 2013. №1
 
Владимир Иванович Вернадский (1863–1945) широко известен как разносторонний исследователь-естествоиспытатель, оригинальный мыслитель, организатор и историк науки. Но Вернадский никогда не отделял себя от судеб страны, никогда, по его собственным словам, не жил одной наукой. В 1943 г., анализируя прожитые годы, он следующим образом определил главные направления своей деятельности: «В центре моей семьи на первом месте всегда стояла моя научная работа. Прежде принимал большое участие в общественной жизни, в научных обществах, в политической жизни, вел всегда большую переписку как в России, так и за границей».
Огромное значение для освещения малоисследованных страниц деятельности В.И.Вернадского имеют опубликованные в основном в последние десятилетия источники – его публицистические статьи, дневники, переписка, воспоминания о нём и др.
В семье, по свидетельству Вернадского, «был культ декабристов и резко отрицательное отношение к самодержавию и крепостному праву». С самого детства Владимир Иванович вращался среди людей, обладавших широкими научными интересами, чутко откликавшихся на явления духовной культуры и общественного движения.
В семье были сильны национальные украинские традиции. В 1918 г. В.И.Вернадский характеризовал себя как «русского по культуре и по всему укладу моей духовной жизни, – правда, русского, вся жизнь которого непрерывно была связана и с Украиной, и с украинским движением, – украинское движение не есть что-нибудь чуждое и стороннее, а есть проявление жизни единого целого – русского племени».
Огромную роль в становлении Вернадского как учёного и гражданина сыграл Петербургский университет. На естественном отделении физико-математического факультета университета в те годы преподавали Д.И.Менделеев, В.В.Докучаев, А.Н.Бекетов, И.М.Сеченов, А.М.Бутлеров и др. чьи лекции открывали новый мир, стимулировали активные занятия научной работой.
К середине 1880-х гг. в университете сформировался кружок, получивший название «Братство». В него входили В.И.Вернадский, историки И.М.Гревс, А.А.Корнилов, историк и литературовед Д.И.Шаховской, востоковед С.Ф.Ольденбург, филолог Ф.Ф.Ольденбург, биологи Н.Г.Ушинский, А.Н.Краснов и др. Члены «Братства» поддерживали дружеские связи в течение всей жизни.
Значительная часть усилий «Братства» была сосредоточена на просветительской деятельности. В приобщении широких народных масс к культуре Вернадский и его друзья видели путь развития демократии в обществе, укрепления государства. Обращает на себя внимание фундаментальность подхода Вернадского к просвещению масс, обоснованность принципов, содержания просветительской деятельности, заинтересованность в ее результатах. По мнению Вернадского, школа «кроме грамотности, цифири и т.п. должна приготовлять человека к вполне гражданской жизни…». Он полагал, что их кружок должен следить за тем, что делается для народного образования в России, знакомиться с народной литературой, с постановкой народного образования в Западной Европе (школы масс во Франции, читальники в Галиции и т.п.), быть в курсе правительственных мероприятий в школьном строительстве, устраивать библиотеки, писать книг.
Вначале кружок не был политической организацией. Но, как свидетельствуют воспоминания Вернадского, Гревса, Корнилова, в кружке обсуждались актуальные вопросы общественной жизни, сочетания научной и общественной деятельности.
В 1885 г. Вернадский окончил Петербургский университет со степенью кандидата естественных наук. Был оставлен в университете при Минералогическом кабинете, а в марте 1886 г. утвержден в должности его хранителя.
В Научно-литературном обществе, где Вернадский продолжал активно работать, его выбрали в состав Научного отдела – руководящего центра общества. Членами общества были казненные 8 мая 1887 г. за покушение на Александра III А.И.Ульянов (секретарь общества), В.Д.Генералов, П.А.Андреюшкин, П.Я.Шевырёв. Впоследствии Вернадский писал, что «не подозревал долго [об их тайной деятельности], однако потом Шевырёв проговорился, и я спорил с ним против террора». Вернадский был и председателем Совета объединённых землячеств – нелегальной студенческой организации, члены которой нередко собирались на его квартире. Как писал впоследствии Вернадский, «может быть, по моему характеру и моим общественным и философским идеалам я очень был в курсе студенческого движения».
Вернадскому были близки народнические настроения. Среди его родственников, друзей, знакомых было немало народовольцев. Взгляды молодого ученого были тогда достаточно радикальными, однако он принципиально отвергал террор.
В 1887 г. на него поступил донос, и Вернадскому было передано «пожелание» министра народного просвещения И.Д.Делянова подать в отставку из столичного университета. Близость с казненными народовольцами, возмущение циркуляром «о кухаркиных детях» привели к тому, что он был зачислен в «неблагонадежные». Выход из сложной ситуации был найден предоставлением учёному заграничной командировки.
К концу 80-х – началу 90-х гг. XIX в. в основном сформировались социально-этические принципы Вернадского. Это высокая гражданственность, гуманизм, свобода личности, служение благу человечества. Вернадский осуждал произвол властей, давление цензуры, засилье бюрократии, преследование свободной мысли. Он приходит к выводу: «есть времена, когда без вреда для самого научного знания нельзя стоять в стороне от кипучих вопросов жизни». Он составляет свой план принуждения правительства поступать целесообразно в интересах прогресса в России. Поступательное развитие страны Вернадский связывал с демократическим устройством общества: «Ясно, что можно сплотить, можно оживить русское общество лишь пропагандой идеи. Но идеей этой может быть что-нибудь широкое. Такова демократия».
Искренняя сопричастность к жизни своего Отечества, активная жизненная позиция были характерны для гражданского сознания Вернадского. Ответственность за судьбу страны органически сочеталась у Вернадского с гражданским мужеством. Для него был неприемлем конформизм; он выступает за открытое изложение своих взглядов.
Выступая за демократическое устройство общества, Вернадский в качестве центрального лозунга выдвигал требование свободы личности. Однако определённых представлений о путях политического преобразования общества у него ещё не было.
В размышлениях Вернадского очень большое место занимает вера в могущество науки и в её преобразующую роль, убеждённость, что распространение знаний поможет осознанию массами своего положения, своей силы в обществе, повлияет на изменение социальных отношений.
С сентября 1890 г. начинается работа Вернадского в Московском университете. С января 1891 г. он систематически читает лекции по минералогии и кристаллографии на физико-математическом и медицинском факультетах, ведёт практические занятия. Авторитет его в университете неуклонно растет.
И в то же время Вернадский не может уйти от социальных проблем научного творчества и образования, не реагировать на волнующие общество вопросы.
90-е гг. XIX в. – период активного становления либерально-оппозиционных взглядов Вернадского, приведших его в кадетскую партию. В либерализме видел он силу, способную создать правовое государство. Он выступает за оформление либерального движения – организационно и идейно-политически. По его мнению, история русского общества не способствует формированию представлений о значении, роли политических партий в государстве: «Совсем мало традиции в русском обществе и совсем среди самых светлых людей неуменье представления о государственном значении партий. Оттого ли, что никогда определённая партия не имела у нас власти?» Партия должна, по мысли Вернадского, выработать ясную программу, где были бы четко сформулированы её цели с учётом исторического развития России.
Гражданские качества Вернадского глубоко проявились в 1891–1892 гг., когда он активно участвовал в борьбе с голодом. Общение с крестьянами помогало узнать их нужды, способствовало осознанию единства со своим народом. Находясь в Вернадовке (небольшое имение в Моршанском уезде Тамбовской губернии досталось Вернадскому после смерти старшего брата), он записывает в своем дневнике: «Я как-то всем существом сознал, что мне дорог этот народ, что я неразрывная часть его».
Вернадский ведет активную культурно-просветительскую работу. Его не покидает мысль о достижении поголовной грамотности крестьянства. Задачи образования, повышения культурного уровня народа он рассматривает в неразрывном единстве с воспитанием в нём гражданских качеств. Весной 1892 г. Вернадский стремится наладить издание журнала, популяризирующего научные знания и выражающего «известное стремление положительных идеалов».
Особое место в общественной деятельности Вернадского занимала его земская деятельность. В 1892 г. он был избран земским гласным Тамбовского губернского собрания.
В начале ХХ в. Вернадский активно включился в борьбу за автономию университета, которую он рассматривал как проявление и фактор демократии в обществе. В Записке «Об основаниях Университетской реформы» (1904) он изложил свой взгляд на принципиальные проблемы университетской жизни. Он считал необходимым учитывать менталитет университетской корпорации учёных, «по самой основе вещей» привыкших «иметь дело с свободной областью мысли, обсуждать с точки зрения разума все основы природных и общественных явлений, а тем более основы организации своего родного главного дела, своей alma mater». Считая невозможным политическое и административное давление на университет со стороны государства, Вернадский указывает на особый характер взаимосвязи между университетом и государством и обществом: «Университеты представляют особые организации, которые только частью своих интересов связаны с государством или обществом. Основы их строя покоятся в вечных областях мысли и истины… они могущественно влияют на государство и общество, до известной степени неизбежно отражают происходящие там течения, но в то же время имеют независимую от них вековую жизнь, связанную с созидательным научным вековым трудом». По его мнению, университетская реформа должна предусматривать полную автономию университетской профессорской корпорации; четкое определение полномочий попечителя учебного курса; право студентов на создание своих организаций; ликвидацию инспекции с полицейскими функциями; расширение доступа в университет при предоставлении университету права определения условий приёма; улучшение финансирования университета.
Революция 1905–1907 гг. – целая эпоха в общественно-политической биографии В.И.Вернадского. «Жизнь заставляет, и теперь она не даёт уйти в тихую научную и философскую работу, к которой все влечет меня, и вызывает на общественное дело». В октябре 1905 г. была образована партия конституционных демократов. В.И.Вернадский – учёный с мировым именем, последовательный борец за демократизацию высшей школы, земский деятель, член Государственного Совета Российской империи, имел большой авторитет и среди учёных, и среди политиков. Государственное мышление, талант и эрудиция, высокие нравственные качества определяли постоянное делегирование его в ЦК – высший руководящий орган кадетской партии. На учредительном съезде партии (12–18 окт. 1905 г.) он был избран в состав ЦК, в состав Московского комитета партии и в состав редакционного комитета, созданного при ЦК для рассмотрения издаваемой партией литературы. Вернадский входил в состав культурной комиссии, сформированной ЦК в янв. 1906 г. по решению II съезда партии кадетов. 3 июня 1906 г. он был введён в состав комиссии по международным отношениям, которой было поручено разработать соответствующий раздел программы кадетов. 30 сент. 1906 г. ЦК поручает комиссии «по сношениям с иностранными органами печати», в которую рекомендован Вернадский, разработать программу деятельности и представить доклад ЦК. 1 февр. 1907 г. ЦК поручает Вернадскому подготовить доклад «об университетском вопросе». 4 марта 1907 г. ЦК обсуждает вопрос «о более близкой связи с примыкающими к к.д. парламентскими фракциями» и уполномочивает Вернадского вести переговоры от имени ЦК «с украинцами».
В апреле 1906 г. Вернадский был избран членом Государственного Совета от Академии наук. Статус члена Государственного Совета не помешал Вернадскому выступить с критикой принципов формирования Совета, его социального состава, внутреннего регламента, не согласующихся с задачами демократического реформирования России и перспективой конституционного устройства страны. Вернадский оценил реорганизованный Государственный Совет «с точки зрения государственной целесообразности» как «одно из самых неудачных и самых бесцельных созданий бюрократического законодательного творчества последних месяцев». Он считает, что «патриотизм и сознание государственного блага» должны быть выше узких классовых и сословных интересов, выше мелких личных интересов членов Государственного Совета.
Публицистическая деятельность Вернадского в годы революции носила ярко выраженный общественно-политический характер. В.И.Вернадский регулярно публиковал статьи, в которых поднимались актуальные вопросы общественной жизни. Только в газете «Новь» за полгода её существования в 1907 г. он опубликовал 20 передовых статей.
В идейно-политическом наследии Вернадского революционных и послереволюционных лет большое место занимает проблема российского парламентаризма. Он характеризует особенности создания, характер и опыт деятельности российского парламента, верхней и нижней палат.
Много внимания уделяет он партии кадетов – целям её деятельности в Думе, средствам реализации программы, участию в избирательных кампаниях, блокировке кадетов с другими оппозиционными силами. Вернадский был уверен, что именно Партия народной свободы обладает программой, «верно отвечающей историческим условиям русской жизни» и способна, придя к власти, осуществить программные требования.
Роспуск Думы в 1906 г. Вернадский расценивает как «акт безумия и самоубийства». Он участвует в редактировании подготовленного П.Н.Милюковым «Выборгского воззвания». Депутаты призвали население в знак протеста против разгона Думы к неповиновению власти – предлагали прекратить выплату налогов, не признавать займов правительства, не являться новобранцам на призывные пункты и т.д. до тех пор, пока не будут объявлены выборы во вторую Государственную Думу.
Вместе с коллегами по академической курии Вернадский подал официальное заявление о выходе из Государственного Совета.
Начавшийся спад революционного движения сопровождался активизацией реакционных сил, террором, погромами. В своих статьях, отличающихся глубиной анализа политической ситуации, содержащих конкретные предложения по выводу страны из тяжёлого кризиса, Вернадский размышляет о существующих в обществе вариантах преодоления «смуты и анархии». Одна из идеологем, по его мнению, заключается в «идеализации прошлого». Согласно ей, прежняя практика государственного бытия должна сохранить своё неизменное значение, жизнь государства должна идти и впредь по тому же пути, по которому так долго совершалось развитие Российской империи. В стремлении подавить народное движение, направленное против старого режима, власть вступила на путь террора, принявшего огромные масштабы. Однако «великое народное движение» «не может быть остановлено такими примитивными, хотя бы жестокими и ужасными средствами». Но если сторонники старого строя «раздавят движение», «не подорвут ли они в случае успеха все живые силы страны?» – ставит вопрос Вернадский.
Вторая идейно-политическая платформа – это платформа социалистических партий. Следуя ей, пишет Вернадский, надо захватить власть, установить диктатуру тех классов населения, в интересах которых должен быть изменён государственный и общественный строй. «Достигнуть этого, как всякой диктатуры, можно только силой, путём вооружённого восстания или террора». Вернадский осуждает насильственные действия, запрограммированные левыми политическими силами, сомневается в их позитивном результате. «Не приведут ли они в конце концов к бесцельной гибели живых сил русского народа, к торжеству темных сил реакций? Не работают ли они в конце концов… на пользу идеологов прошлого?».
Вернадский предлагает своё решение выхода страны из кризиса: «На больной вопрос общественной этики, что должен делать отдельный человек для того, чтобы помочь стране выйти из бедствия, чем он может помочь общей беде – …ответ один: он должен войти в политическую партию, он должен участвовать в её работах, в её деятельности.
В конечном результате совместной работы всех партий получается политическая организация народа, та сила, которая, в конце концов, совершенно реорганизует государство, придаёт ему новую форму, в которой задачи и цели государственной политики определяются волей организованного народа… Чем энергичнее будет организация партий, чем шире она охватит русскую жизнь, тем скорее и полнее прекратится анархия». Неучастие в выборах Вернадский считает противообщественным явлением, а о занявших такую позицию гражданах пишет, что они «живут иностранцами в своем отечестве». До осознания ими необходимости вступления в какую-либо политическую партию «они должны решать практический вопрос выборов. С нравственной точки зрения для них здесь один выход – на этот момент они должны войти в ряды политических партий, подать голоса по их спискам и по их указаниям. В этом теперь патриотический долг каждого русского гражданина». Вернадский апеллирует к гражданским обязанностям, нравственному долгу населения, постоянно подчеркивая, что «от того, как мы поведем себя в эти месяцы и годы, во многом зависит будущее нашей страны», что «может быть никогда еще не стояла перед отдельным человеком такая ответственная нравственная задача, какая стоит теперь перед нами. Ибо теперь… мы участвуем в строении будущего, кладем камни сооружения, которое определит судьбу поколения». «Общее благо должно стоять впереди личных интересов и привычек»; «…нередко один голос решает судьбу выборов…», – пишет Вернадский. Призывая народ вступать в политические партии, он сознавал невозможность объединения всего народа в одну партию, нереальность ситуации, когда бы весь народ «имел одну мысль и одну душу, – партий будет несколько».
Публицистическая деятельность Вернадского в годы революции 1905–1907 гг. – страстный призыв к сохранению Думы. Возможный роспуск новой Думы Вернадский отождествляет с государственным переворотом, предупреждает о его последствиях. Он осуждает «придворные и дворянские круги», заинтересованные в роспуске Государственной Думы. Глубокая боль сквозит в его словах о возможном падении государственного могущества страны, её авторитета в мире: «В пылу партийной борьбы правые не останавливаются перед медленной распродажей государственного достояния. Они забывают об интересах государства, защищая мелкие – по существу – интересы своего класса или сословия… Неужели нам предстоит перейти через унижение иностранного вмешательства? Лица, ищущие денег у иностранных банкиров для того, чтобы с помощью этих денег произвести в стране государственный переворот, способны на всё… В их руках судьба России находится в огромной опасности».
В публицистике Вернадского 1908–1916 гг. значительное внимание уделяется проблемам высшей школы, которые рассматриваются во взаимосвязи с ситуацией в стране, политикой власти, действиями партий. Эффективность государственного управления, военную мощь России, её независимость, благосостояние населения Вернадский ставил в прямую зависимость от уровня образованности стоящих у власти людей, понимания ими значения образования и науки в жизни страны.
В феврале 1911 г. в знак протеста против введения полицейского режима в Московском университете Вернадский вместе с большой группой учёных ушел из университета. В сентябре 1911 г. он переезжает в Санкт-Петербург, где сосредоточивается на научной деятельности в Академии наук.
В годы Первой мировой войны научная и общественная деятельность Вернадского тесно переплетались. Он активно работает в созданной по его инициативе Комиссии по изучению естественных производительных сил России (КЕПС), являясь председателем Совета этой комиссии. Продолжается его деятельность в Тамбовском земстве. В сентябре 1915 г. он вновь становится членом Государственного Совета.
Отчётливо сознающий научный потенциал России, её природные богатства, Вернадский не приемлет ситуации, когда Россия оказывается в качестве сырьевой базы западных стран.
Ставя задачу составления и издания сборника материалов, содержащих оценку «белого угля, руд, источников, животных и растительных продуктов нашей страны», Вернадский преследует также цель активизации гражданских качеств народа, воспитания в нем сознательного отношения к проблемам, вставших перед Россией.
26 февр. 1917 г. ряд членов Государственного Совета и среди них Вернадский послали царю в Ставку телеграмму, в которой предлагали Николаю II отречься от престола, сместить правительство и передать власть Временному комитету Государственной Думы. Вернадский считал Временное правительство демократическим. Он призывал соотечественников к гражданской ответственности, организованности, объединению в политические партии. Вернадский резко осуждал политику большевиков, направленную на переход всей власти к Советам, обострявшим социальное и политическое противоборство.
В марте 1917 г. Вернадский вновь был избран ординарным профессором Московского университета по кафедре минералогии и геологии. Указом Временного правительства от 11 августа 1917 г. он был утверждён в должности товарища министра народного просвещения. Он проявляет инициативу в создании новых учебных и научных центров, широкой организации внешкольного образования. Основной тезис его выступлений по вопросам науки и образования – государственные интересы России, государственное строительство и научные искания, научная работа неразделимы.
В Октябрьской революции Вернадский увидел разрушительную, а не созидательную силу. По мнению ученого, в стране развертывалась «небывалая в истории катастрофа или, может быть, новое мировое явление». В записях 1917 г. нашли отражение боязнь анархии, опасение развала государства, кровавой междоусобицы, возмущение в связи с фактами уничтожения культурных ценностей, тревога за будущее России. Аналитический ум Вернадского позволил ему определить реальную расстановку классовых и партийно-политических сил в стране. Он отмечал, размышляя о событиях в Москве, что «в сущности, массы за большевиков», что, «несомненно, в большевистском движении очень много глубокого, народного», что «большевистское движение, несомненно, имеет корни в населении – в черни, толпе. Она не верит интеллигенции».
Неоднократно возвращался Вернадский к мысли о том, что русский народ не подготовлен к жизни в условиях демократии. И в контексте тревожных размышлений – оптимистическая нота: «Вместе с тем и очень ясно чувствую силу русской нации, несмотря на её антигосударственное движение… Что бы ни случилось в государственных формах, великий народ будет жить». Вернадский убеждён, что поворот в развитии России в 1917 г. настолько «глубок, что то, что за ним сохранится, само по себе огромно.
Несмотря на неприятие идей социализма и власти большевиков, одобрение белого движения, Вернадский после Октябрьской революции интенсивно занимается научной работой, отдавая свои знания на благо родины. В октябре 1918 г. он был избран первым президентом Украинской Академии наук, в октябре 1920 г. избирается ректором Таврического университета. Сразу же после избрания президентом АН он публично заявил о своем выходе из конституционно-демократической партии с мотивировкой, что глава Академии должен быть беспартийным, отказаться от политической деятельности.
Прервав политическую деятельность, Вернадский не мог отказаться от политических оценок происходивших событий. В его раздумьях значительное место занимает проблема российской государственности. Он убеждённый сторонник сохранения единства России «в смысле великого государства, что является великим благом для общества». Акцентируя внимание на проблеме «единой неделимой России», Вернадский подчеркивает, что это не старый, а новый лозунг. Речь идёт о воссоздании России – «новой, великой, свободной и демократической с прочно владеющим землею крестьянином. Такой России еще не было».
Остро переживая русско-украинские распри, Вернадский выступает за русско-украинское единение как залог воссоздания единой, великой, неделимой России. «Культура украинская… вполне и целиком соединена с идеей единой и неделимой России и может найти в ее великих рамках полную возможность своего самого широкого проявления».
Вернадский резко осуждал «красный террор», но призывал не к мести, а к «нравственному возрождению».
Вернадский видит новую Россию единым и великим государством, федеративным или с автономными провинциями. Он противник любой диктаторской власти и не мыслит эффективного развития государства «при бесправном de jure или de faсto – положении творческих производительных сил страны, из них главнейшие – крестьянство и интеллигенция».
Реалии гражданской войны приводят Вернадского к выводу о невозможности реставрации дореволюционных порядков: «старая Россия не вернется», «мечтать о реставрации могут только люди, абсолютно лишённые чутья реальной действительности» (нояб. 1920 г.). В раздумьях Вернадского о судьбе своего Отечества – сомненья, противоречия, пессимизм, оптимизм. Любовь к Родине, гражданская совесть, убеждение в силе творческой личности определяют поведение Вернадского в этот сложнейший исторический период.
Вернувшись в начале марта 1926 г. в СССР, Вернадский активно включился в научную жизнь. Он полон творческих планов. Основное место его работы – Государственный радиевый институт и КЕПС.
В феврале 1930 г. Вернадский напишет: «Социальный опыт нашего масштаба может быть удачен, если к его проведению будут привлечены не только люди огромной воли, но и люди науки, люди ума, знания и таланта».
Вернадский видел, что наряду с утверждением новых форм жизни, обогащением её содержания, в обществе шли процессы, несовместимые с провозглашаемыми социалистическими принципами.
Сложившиеся в стране порядки Вернадский критиковал с позиции патриота своей Родины, будущее которой ему «дорого и велико». Особенно угнетал Вернадского «деспотизм» в духовной жизни, «в области непризнания идей свободы» – свободы совести, слова, научного, философского, религиозного искания.
Великая Отечественная война советского народа, осознание роли СССР в разгроме фашизма укрепили патриотические позиции Вернадского. Никогда у него не было сомнения в победе СССР и гибели гитлеризма.
Под влиянием становления сильной советской государственности, уверенности в победе над фашистами Вернадский приходит к выводу о конструктивном потенциале большевизма: «Сейчас исторически ясно, что, несмотря на многие грехи и ненужные – их разлагающие – жестокости, в среднем они (большевики) вывели Россию на новый путь. Если – как я уверен – есть все основания думать, что борьба с Гитлером кончится победой, – исторически Ленин и Сталин стояли на правильном пути». В 1944 г. в письмах к сыну он, по существу, дал положительную характеристику новой России: «Я думаю, что если бы у нас был царь, то нашествие немцев кончилось бы иначе».
В письмах, дневниках Вернадский неоднократно поднимал вопрос о цене победы в Отечественной войне, считая, что она могла бы быть иной, если бы не массовые репрессии, в т.ч. и против военных кадров.
Вернадский возлагал большие надежды на трансформацию тоталитарного государства (каким было, по его мнению, советское государство) в демократическое. Он прогнозировал «коренные изменения» в развитии нашей страны в связи с победой в войне и влиянием союза с «англосаксонскими государствами – демократиями, в которых в жизнь вошли глубоким образом идеи свободы мысли, свободы веры и формы больших экономических изменений с принципами свободы».