Ударная стройка
1948. Котлован
|
1948. Котлован
|
|
1948. Бетонирование нижней плиты фундамента
|
1948. Cлева направо: зам. начальника строительства А.А.Ушаков,
ректор А.Н.Несмеянов,
И.П.Морозов (четвёртый),
А.П.Терентьев на осмотре котлована
|
|
1950 (август). Каркас здания
|
||
1950 (январь). Каркас здания
1950 (август). Каркас здания
|
||
1950. Автокраны механического парка
|
1950
|
|
1951. Монтажник-высотник
|
||
1951. Комсомольцы-облицовщики -
ученики школы рабочей молодёжи
|
|
|
1951. Студенты физфака
|
||
1951. Укладка асфальта
|
||
1951. Отделочные работы
|
||
1949. Студенты и аспиранты истфака на строительстве здания МГУ. Крайний справа - Ю.В. Бромлей (источник)
1953
|
||
1954
|
1948-1953 – пять лет, темпы по современным меркам для такого масштабного строительства небывалые, комплекс университета на Ленинских горах принял студентов 1 сентября 1953 г.
Проектирование было еще далеко не закончено, как уже начались строительные работы «нулевого цикла». Инженеры-конструкторы и архитекторы В.Н.Насонов и Н.В.Никитин блестяще решили эту «фундаментальную» задачу с помощью закона Архимеда: вес здания должен быть равен весу вынутой глины – чтобы «давление здания на грунт оставалось близким к давлению, которое испытывали грунты на этой глубине от снятых слоёв пород в условиях из естественного залегания». 20 декабря 1948 г. были заложены заряды, для подготовки взрыва на выброс грунта. Стали копать гигантский котлован под Главное здание. Первый кубометр земли из котлована был вынут стахановцем-экск
Кто строил университетские здания? Постановлением Совмина строительство было возложено на Управление строительства Дворца Советов, которым руководил генерал А.Н.Комаровский (Управление одновременно занималось организацией по стране нескольких крупных строек), непосредственным начальником строительства был А.В.Воронков, штаб которого размещался в бревенчатом доме на территории будущего ботанического сада. Материалы подвозились со складов по специально построенной железнодорожной ветке, которая и сегодня работает на «новейшей» территории МГУ.
16-ти тысячный коллектив строителей Московского университета (начиналась стройка в 1948 г. с 80 человек) работал с необыкновенным энтузиазмом, особенно молодежь. Перевыполнение индивидуальной дневной нормы в два раза было обычным делом, – выдавали и по пять норм. Получив конкретную рабочую профессию мастера-строител
Многие совмещали работу с учебой в школах рабочей молодежи, строительных институтах, различных образовательных курсах. Война не дала этим ребятам возможности учиться, поэтому мечта об образовании стала главной в их жизни. Ребята строили «свой университет», собираясь продолжить в нем учебу. Работали под лозунгом: «Закончим в срок строительство нового университета и сами будем учиться в нем!» Стать студентом университета – к этой цели стремились многие и она не была недостижимой. Для рабочих-строител
Работали на стройке и студенты университета, – около полутора тысяч их помогали строителям в период летних каникул, постоянно проводили трудовые воскресники. Помогали не только на строительной площадке, проводили большую агитационную работу: организовывали встречи, беседы и собрания, выступали с концертами.
После окончания работ по закладке фундамента на стройку пришли верхолазы монтажники металлических конструкций, электросварщики создатели ажурной стальной клетки, а каменщики уже клали кирпич. В Постановлении Совмина СССР (1947 г.) специально оговаривалось, что «б) внутренняя планировка <высотных> зданий должна создавать максимум удобств для работы и передвижения внутри здания. В этих же целях при проектировании зданий должно быть предусмотрено использование всех наиболее современных технических средств в отношении лифтового хозяйства, водопровода, дневного освещения, телефонизации, отопления, кондиционировани
Строительство продвигалось необыкновенно быстрыми темпами, иногда опережая задания по проектированию. Проектировщики применяли меры по ускорению выпуска ряда рабочих чертежей, требовавших для их исполнения большого количества времени и людей. Рабочий чертеж имел определенный размер – пол-листа ватмана. Чертеж выполняли только карандашом, очень четко писались цифры и надписи, затем с него снимались фото (30 х 40 см) и в необходимом количестве отправлялись на стройку. За год строительства (к апрелю 1950 г.) был закончен 18 этаж Главного здания, вынут 1 млн. кубометров земли, уложено 130 тыс. кубометров бетона, смонтировано 8,6 тыс. тонн арматуры, установлено 15 тыс. тонн металлоконструкц
А еще через год кирпичная кладка на центральной части главного корпуса дотянулась до 26 этажа, выше – укладывались бетонные полы. Теперь основными на строительстве стали профессии штукатуров, маляров, паркетчиков, лепщиков, столяров-краснод
Здание достигло 200-метровой высоты, и начался демонтаж колоссального башенного крана “УБК-15”, возвышавшегося над территорией стройки более двух лет. Он рос вместе со зданием. С его помощью были подняты десятки тысяч тонн различных материалов. Затем он уступает место специальному мачтовому крану, сооружаемому для подъема отдельных частей шпиля и звезды. Установка шпиля на башне главного корпуса началась в сентябре 1951 г.
Одновременно со строительством прокладывались дороги. И не просто подъездные пути, а нормальные магистральные проезды. Спустя год после открытия университетское здание стояло оплетенное сетью номерных улиц: проезд 296, проезд 3529, проезд 3538 и т. д. Неужели вам ничего не говорит: проезд 726? А между прочим это Ломоносовский проспект, а Ленинский – это проезд 296. Университетские профессора обратились в органы городского управления (сейчас бы мы сказали в мэрию, а тогда – в исполнительный комитет Московского совета депутатов трудящихся) со следующей просьбой: «Московский университет просит Вас вынести решение о наименовании проездов именами выдающихся государственных деятелей и русских ученых, а именно: проезд 296 наименовать Ленинский проспект; 726 – Ломоносовский проспект; 3529 – улица Штернберга; 3528 – Лебедевская улица; 3538 – Менделеевская улица; 3539 – Мичуринская улица; Центральный проезд – Павловская улица; Хозяйственный проезд – Тимирязевская улица. Площадь между проездами 296, 3528, 3538 и продолжением Паркового проезда у главного подъезда наименовать Площадь Сталина. Площадь между Центральным проездом, хозяйственным проездом и основными зданиями физического химического факультетов наименовать: площадь Ломоносова. Одновременно университет просит переименовать Воробьевское шоссе в Университетскую набережную».
Время от времени некоторые журналисты выступают в печати с «сенсационными» материалами, что Москву в послевоенные годы строили заключенные и военнопленные. Однако в полной мере это не подтверждается документами. Когда было решено отказаться от сооружения Дворца Советов, коллектив строителей его Управления перешел на возведение жилых и специальных зданий типа Института органической химии, новых зданий ЦК ВКП(б) и т.п. Подрядчиком называют Министерство внутренних дел, курируемое Л.П.Берией, самым могущественным из наркомов. В Москву были направлены эшелоны строительных материалов и рабочей силы. Вот что по этому поводу говорит авторитетный источник – «История Москвы» (1997): «Предложение всесильного наркома сулило немалую выгоду, но горком партии все-таки настоял перед ЦК, чтобы на строительство домов в городе заключенных не привлекали. Архивы говорят лишь об использовании военнопленных немцев на строительстве домов в центре, в том числе и на улице Горького (ныне Тверская), чтобы люди смотрели на работу «завоевателей». Заключенные для этих целей в Москву не завозились. «Зона» была на строительстве университета, да и то лишь на установке фундамента и работах «нулевого цикла». Через некоторое время по требованию МГК ВКП(б) от услуг МВД отказались и здесь». Об этом помнят профессора университета, участвовавшие в работе различных комиссий (например только по оборудованию их работало 36), академик Е.М.Сергеев в своих воспоминаниях также подтверждает этот факт, и говорит что довольно скоро все заключенные были отозваны.