Поиск формы
Обладавший прекрасным чувством монументального стиля, Б.М. Иофан в своих эскизах определил идею замысла сооружения. Прототипом высотной части послужили сразу несколько зданий Нью-Йорка, виденных Б.М. Иофаном еще до войны во время творческой командировки в США. Однако неизбежное сходство с американскими зданиями зодчий постарался ослабить, предусматривая размещение скульптурной композиции наверху центрального объема. Кроме того, существует свидетельство, что Б.М. Иофан компоновал высотную композицию, руководствуясь устной просьбой Сталина «сделать университет по возможности именно русским зданием». (Автограф СА России. 2005. № 4. Май. С. 16-17).
Авторы архитектурного проекта МГУ – действительные члены Академии архитектуры СССР Л.В. Руднев, С.Е. Чернышев, архитекторы А.Ф. Хряков, П.В. Абросимов - на фоне старого университетского здания на ул. Моховой. 1950-е. |
3 июля 1948 года Б.М. Иофан был освобожден от проектирования здания университета, разработка проекта поручалась группе архитекторов под руководством Л.В. Руднева. Кроме того, для постройки комплекса теперь отводилась и новая площадка – на расстоянии 700 метров от существующего Рублевского шоссе в сторону юго-западного района.
С учетом нового местоположения Главного здания МГУ Л.В. Руднев переработал и эскизный проект. Новый участок более располагал к центрально-симметричной, а не к фасадной композиции здания, которой, в свою очередь, отдавал предпочтение Б.М. Иофан. Для наглядной оценки масштабов будущего сооружения, в воздух было запущено несколько серебристых аэростатов, сохранившихся со времени обороны Москвы. Самый большой подняли на высоту 240 метров (запроектированная высота здания), другие послужили для обозначения восемнадцати- и девятиэтажных крыльев. Архитекторы, дежурившие в разных уголках города, видели еле заметные на горизонте точки и убеждались, что силуэт университетского здания будет виден издалека, оно действительно станет новой примечательной особенностью города. (Воронков А., Балашов С. Дворец науки. М., 1954. С. 137-138). К работе над проектом МГУ Л.В. Руднев приступил с творческим коллективом состоявшихся авторов - С.Е. Чернышеым, П.В. Абросимовым, А.Ф. Хряковым и конструктором В.Н. Насоновым. Перечень их осуществленных и неосуществленных проектов хорошо известен в архитектурной среде. К середине 1948 года сам Руднев уже являлся автором нескольких проектов высотных композиций, в том числе конкурсного проекта здания адмиралтейства в Москве (1947) и проекта реконструкции центра Воронежа (1946). Чуть позже им был выполнен и проект реконструкции центра Сталинграда (1950). (Асс В.Е. и др. Архитектор Руднев. М., 1963. С. 75–78.).
|
Сравнительная схема башенных элементов
Главного здания
|
Схема пропорционального построения фасада Главного здания
|
Своеобразие силуэту здания придает и его родство с силуэтом кремлевской стены: создав поистине новаторское сооружение, авторы искусно запечатлели в его облике достижения русской национальной архитектуры, снискавшей славу в веках.