Елизавета Петровна – русская императрица с 25 ноября 1741 г., дочь Петра Великого и Екатерины I (18.12.1709 г., с. Коломенское, Москва – 24.12.1761 г., Санкт-Петербург). Девизом её правления было: «Да не доконченная исправиши». «Её ум, характер и привычки были глубоко национальны. И эта идея национальности ярко окрашивает все направления её царствования».
Августейшая дщерь бессмертного преобразователя России унаследовала энергию своего отца, строила дворцы в двадцать четыре часа и в двое суток проезжала путь от Москвы до Петербурга, побеждала первого стратега своего времени Фридриха Великого, брала Берлин, восстановила власть Правительствующего Сената, определила постройку Зимнего дворца, отменила смертную казнь.
М.В.Ломоносов отметил это в оде стихами:
«Ты суд и милость сопрягаешь,
Повинных с кротостью караешь,
Без гневу злобных исправляешь,
Ты осуждённых кровь щадишь».
Кроме того: учредила Русский театр, Академию художеств, утвердила «Регламент императорской Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге» (с того времени Академия наук стала именоваться «Императорской»), возвела Троице-Сергиев монастырь.
Она же основала первый в России классический университет. М.В.Ломоносов пророчески сказал об учреждении Московского университета по указу Всепресветлейшей, Самодержнейшей Великой Государыни Императрицы Елисавет Петровны, Самодержицы Всероссийской:
«…Твой Университет
О имени Твоём под солнцем процветает;
Тобою данными красуясь вечно правы,
Для истинной красы Российские державы»!
Елизавета в одах
Елизавету Петровну, как соучредительницу Московского университета, естественно воспринимать сквозь призму её отношений с Ломоносовым и Шуваловым. Однако трудность такого подхода состоит в том, что главным средством выражения своих мыслей были оды – жанр лирической поэзии. Возникнув в Древней Греции просто как «песня», «стихотворение», российская ода, достигшая своего наиболее характерного выражения в творчестве М.В.Ломоносова и А.П.Сумарокова, являлась исключительно пафосным, торжественным лирическим произведением, посвященном изображению крупных исторических событий и героев, отражению «высоких» патриотических тем.
К числу известнейших ломоносовских од в честь императрицы относятся:
«Ода на прибытие из Голстинии и на день рождения великого князя Петра Фёдоровича 1742 г. февраля 10 дня».
Повод: 7 ноября 1741 г. Елизавета Петровна объявила манифестом о назначении наследником престола своего (сына старшей сестры Анны Петровны) – Карла Петра Ульриха, получившего в России имя Петра Фёдоровича. А 5 февраля 1742 г. он прибыл из Голштинии в Петербург.
«Ода на прибытие императрицы Елисаветы Петровны из Москвы в Санкт-Петербург 1742 г. по коронации».
Повод: Елизавета Петровна была коронована в Москве 25 апреля 1742 г. Указ Сената о её возвращении в Петербург был издан 22 сентября и получен в Академии наук 26 сентября. Встреча Елизаветы Петровны состоялась 20 декабря того же года. Ода не была напечатана своевременно, так как изменилась политическая обстановка. Подготавливая переворот, Елизавета стремилась заручиться поддержкой европейских держав. При посредничестве французской дипломатии Швеция обещала ей помощь при условии возвращения земель, отвоёванных Петром I. Елизавета на это не пошла, но после переворота, когда военный разгром Швеции уже был очевиден, поспешила вступить в мирные переговоры. Русское правительство добивалось при этом избрания наследником шведского престола Адольфа-Фредерика Гольштейн-Готторонского, надеясь этим обеспечить своё влияние в Швеции. Публикация оды, воспевавшей победы русский войск над шведами, представлялась нежелательной. В 1751 г., после смерти Фредерика I, определилась враждебная по отношению к России политика Адольфа-Фредерика. Появление в печати оды, напоминавшей шведам о результатах их военной авантюры, 1741 г., стало целесообразным.
«Ода на день тезоменитства великого князя Петра Фёдоровича 1743 г.».
Ода не была напечатана своевременно, вероятно, по тем же внешнеполитическим причинам, что и предыдущая. 17 июня 1743 г. в Або закончились мирные переговоры и подписан «уверительный акт», а 23 июня был заключён мир, который Елизавета подписала только 19 августа 1743 г. Воспользовавшись формой обращения к наследнику, Ломоносов призывает правительство следовать политике Петра I.
«Ода на день брачного сочетания великого князя Петра Фёдоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны 1745 г.».
Написана в конце июля-августе 1745 г., когда шли приготовления к бракосочетанию Петра Фёдоровича с принцессой Ангальт-Цербстской Софией-Фредерикой, прибывшей в Россию в феврале 1744 г. и 28 июня принявшей православие (получила имя Екатерина). Свадебная церемония началась 21 августа 1745 г. Празднества продолжались 10 дней и закончились выводом на Неву ботика Петра I. Ломоносов воздерживался от личных характеристик и политических рассуждений, построив свою оду как «вымышленное описание царства любви».
«Ода на день рождения её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, самодержицы всеросийския 1746 г.».
Ода была преподнесена от имени Академии наук (все предыдущие оды были поднесены и отпечатаны Ломоносовым за свой счёт). Приурочена к 37-летию со дня рождения императрицы. К моменту её написания исполнилось 5 лет пребывания Елизаветы у власти. В 1746 г. Ломоносов стал действительным членом Академии наук; в том же году была открыта под его началом первая в России химическая лаборатория. Он был полон самых радужных надежд на «щедроты» и благосклонность императрицы к развитию русской науки. Отсюда – оптимистическая настроенность, уверенно-радостная интонация всего стихотворения.
«Ода на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 г.».
Ода является одним из самых популярных поэтических произведений Ломоносова. В 1747 г. правительство Елизаветы увеличило ассигнования на академические нужды. Этот факт дал Ломоносову возможность воспеть самую задушевную его идею – идею высокой национально-государственной и нравственной пользы наук.
«Ода на день рождения императрицы Елисаветы Петровны 1747 г.».
Написана после 13 августа 1747 г., когда в Академическом собрании был оглашён новый устав и утверждены новые штаты Академии наук. Ломоносов связывал с новым уставом надежды на успешное развитие наук в России и улучшение положения учёных. В этой же оде он выступает как поборник мирной политики, так как в это время западные державы стремились втянуть Россию в войну на стороне Австрии, Англии и Голландии против Франции и Пруссии. Поэтому Ломоносов особенно настойчиво славит мир («возлюбленную тишину»).
«Ода на день рождения императрицы Елисаветы Петровны 1748 г.».
Ода посвящена военно-дипломатическому успеху России, которая, демонстративно двинув войска к Рейну, способствовала окончанию войны за Австрийское наследство и заключению Аахенского мира. За эту оду Ломоносову было пожаловано 2000 рублей.
«Ода, в которой ея величеству благодарение от сочинителя приносится за оказанную ему величайшую милость в Сарском Селе 27 дня 1750 г.».
Написана после представления Ломоносова императрице И.И.Шуваловым в Царском Селе, где находилась резиденция Елизаветы). Ломоносов излагает свой взгляд на развитие наук и просвещения в России. Он намечает обширную программу научных исследований, охватывающую все отрасли естествознания доступные самому учёному: географию, геологию, минералогию, океанографию, астрономию. Особо он останавливается на механике, химии, астрономии, метеорологии, их практическом применении. Масштабное перечисление громадного круга действий науки, взятой как целое, позволяет Ломоносову найти связь между красотой и пользой.
«Ода императрице Елисавете Петровне на праздник рождения ея величества и для всерадостного рождения великой княжны Анны Петровны декабря 18 дня 1757 г.».
Поднесена от имени Академического собрания по случаю рождения дочери Петра Фёдоровича Анны (9 декабря 1757 г.). Ода, в которой были затронуты вопросы войны и мира, получила большой резонанс в связи с усиливавшейся Семилетней войной. В Академической типографии печатался указ о новом рекрутском наборе.
«Ода императрице Елисавете Петровне на торжественный праздник тезоименитства ея Величества сентября 5 1759 г. и на преславные ея победы, одержанные над королём Прусским нынешнего 1759 г.».
Поводом к созданию оды послужила победа русской армии под Кунерсдорфом, но Ломоносов вспоминает в ней весь победоносный, хотя и тяжкий, ход военных событий. Слава, завоеванная русским оружием, поднятым во имя нарушенной справедливости, в защиту европейского статус-кво, превращает Россию в вершителя европейских споров. Ода построена на контрасте между мирной Россией, возглавляемой Елизаветой, и Пруссией, вовлеченной Фридрихом II в водоворот военных событий. Ломоносов задумывается над значением «субъективного» фактора в истории; он занимается поисками критерия для оценки исторического деятеля и для определения нравственного удельного веса его личности.
«Ода императрице Елисавете Петровны на праздник ея восшествия на престол ноября 25 дня 1761 г.».
Опубликована когда было получено сообщение о взятии русскими войсками прусской крепости Шведниц. Ломоносову в этом году исполнилось 50 лет – впервые в его поэзии появляется указание на его возраст. С начала 1760-х гг. Ломоносова поднимает в своём творчестве тему Петра. В оде он выводит галерею царственных предков Елизаветы Петровны, особо выделяя среди них Петра Великого.
«Ода императору Петру Фёдоровичу на восшествие на престол и купно на новый 1762 г.».
Ода написана после смерти Елизаветы Петровны (25 декабря 1761 г.). 28 декабря была отправлена в печать и разошлась в небывалом числе экземпляров, так что в течение месяца потребовалось два (совершенно идентичных) издания. Ломоносов обращается к новому императору с призывом следовать политике его предшественницы и завершить войну с разгромленной Пруссией, не умоляя интересов России. Окружая Петра III гиперболическими уподоблениями, Ломоносов напоминает ему о его манифесте «последовать стопам» Петра I.
«Ода императрице Екатерине Алексеевне на ея восшествие на престол июня 28 дня 1762 г.».
Ломоносов сравнил между собой два только что минувшие царствования – Елизаветы и Петра III – на фоне частой в одах галереи царственных предков. Вступление Екатерины II на престол рождает у Ломоносова надежду на восстановление славы, утраченной в результате политики Петра III, заключившего мир и вступившего в военный союз с Фридрихом. В оде излагается новое понимание славы, более конкретное, не «внешнеполитическое», а касающееся коренных вопросов государственного устройства. Ломоносов обращается к царям, предлагая как мерило славы государя отношение к нему нации. Истинная слава царя, властителя, правителя, таким образом, определяется отношением всей нации к народу.
«Ода императрице Екатерине Алексеевне в новый 1764 г.».
19 декабря 1763 г. Ломоносову был объявлен указ о производстве его в статские советники. Ода составлена в общих риторических выражениях и резко отличается от публицистической направленности первой оды Екатерине II, которой та, по-видимому, осталась недовольна. Ломоносов стремится подтвердить права Екатерины на русский престол, хотя она не была «внукой» Петра I, а только женой свергнутого ею внука Петра III. 2 мая 1763 г. императрица подписала указ об отставке Ломоносова (взят ею обратно 13 мая).