МГУ–2012: Факультет психологии

Юбилеи. Исполнилось 70 лет кафедре общей психологии, являющейся преемницей кафедры психологии, созданной в структуре философского факультета 1 окт. 1942 г. Организатором кафедры был чл.-корр. АН СССР С.Л.Рубинштейн. В 1943 г. на базе кафедры было открыто отделение психологии – в стране началась подготовка и выпуск профессиональных психологов. В 1966 г. на базе отделения и кафедры был сформирован факультет психологии, а кафедра получила название кафедры общей психологии. Кафедрой заведовали профессора: Б.М.Теплов (1949–1951), А.Н.Леонтьев (1951–1979), А.А.Бодалёв (1979–1989), О.К.Тихомиров (1990–1999), чл.-корр. РАН В.Ф.Петренко (1999–2001), Б.С.Братусь (2001–н.вр.).
В настоящее время на кафедре работают 7 профессоров (среди них два члена-корреспондента РАО), 11 доцентов, 2 старших преподавателя, ассистент, 5 старших научных сотрудников, младший научный сотрудник.
На кафедре создана общепсихологическая теория деятельности. Её развитие тесно связано с именами А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурией, П.Я.Гальпериным, Б.В.Зейгарник, Е.Н.Соколовым, Н.Ф.Талызиной.
В 70–80-х гг. была разработана оригинальная теория мышления, автором которой стал О.К.Тихомиров. В рамках этой школы появились первые фундаментальные исследования психологических аспектов компьютеризации (О.Н.Арестова, Л.Н.Бабанин, Н.Б.Березанская, И.А.Васильев, А.Е.Войскунский, Е.Е.Васюкова, О.В.Гордеева, Т.В.Корнилова).
С 80-х гг. была разработана новая отрасль науки – психосемантика, основателем которой стал В.Ф.Петренко. Под руководством А.Н.Ждан были выполнены фундаментальные работы по истории психологии. Сотрудниками кафедры был обоснован и утверждён новый подход к психологии личности, связанный с культурно-исторической концепцией, с анализом мотивационно-смысловой сферы сознания (А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь, Л.В.Бороздина, В.К.Вилюнас, Д.А.Леонтьев, Е.Е.Насиновская, В.Ф.Петренко, А.А.Пузырей, В.В.Столин, Е.И.Шлягина). Особым направлением стала разработка эволюционной психологии. Была создана уникальная школа зоопсихологии под руководством К.Э.Фабри (Н.Н.Мешкова, Е.Ю.Федорович).
Помимо фундаментальных теоретических работ, кафедра общей психологии всегда была связана с практическими приложениями психологической мысли. Можно назвать осуществление программы «Дети Чернобыля» (В.А.Иванников), прикладные исследования по психосемантике (В.Ф.Петренко), психологии компьютеризации и интернетзависимости (А.Е.Войскунский), практической зоопсихологии (К.Э.Фабри, Н.Н.Мешкова). Впервые была начата работа по психологии посттравматических стрессовых расстройств (М.Ш.Магомед-Эминов).
Кафедра является признанным лидером общепсихологического образования в стране. Учебники и учебные пособия, авторами которых являются сотрудники кафедры, постоянно переиздаются: учебные книги Л.С.Рубинштейна и А.Н.Леонтьева, тома университетского учебника по общей психологии под редакцией Б.С.Братуся, учебник по экспериментальной психологии Т.В.Корниловой, учебник по методологическим основам психологии Т.В.Корниловой и С.Д.Смирнова, учебник по истории психологии А.Н.Ждан, учебник по психологии Н.Б.Березанской и В.В.Нурковой. Только за последние десятилетия (2002–2012) было опубликовано около 100 монографий, сборников, учебников, учебных пособий и хрестоматий.
 
Исполнилось 110 лет со дня рождения Лурии Александра Романовича (1902–1977), основателя отечественной нейропсихологии. Выпускник Казанского государственного университета (1923) А.Р.Лурия заведовал кафедрой нейро- и патопсихологии в 1967–1977 гг. Работал в области теории и методологии психологии, дефектологии, психофизиологии локальных поражений мозга, нейропсихологии, нейролингвистики. Лауреат премии им. М.В.Ломоносова (1967) за труды по нейропсихологии, опубликованные в 1956–1966 гг.
Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта». Академик АПН РСФСР (1947). Академик АПН СССР (1968).
Проведён московский международный конгресс, посвящённый юбилею (20–22 сент., 29 нояб. – 1 дек.).
 
Исполнилось 110 лет со дня рождения Гальперина Петра Яковлевича (1902–1988). Выпускник Харьковского медицинского института (1926) П.Я.Гальперин в 1970–1983 гг. заведовал кафедрой детской психологии. Работал в области психофизиологии. Лауреат премии Президента РФ в области образования (1997, посмертно).
Заслуженный деятель науки РСФСР (1980).
Проведена международная научная конференция «Новая жизнь классической теории: к 110-летию со дня рождения П.Я.Гальперина» (2–4 окт.).
 
Исполнилось 85 лет со дня рождения старшего научного сотрудника кафедры социальной психологии, Заслуженного научного сотрудника Московского университета Богомоловой Нины Николаевны. Автор социально-психологической концепции массовой коммуникации.
Почётный работник высшего профессионального образования РФ.
 
Исполнилось 75 лет со дня рождения профессора кафедры психологии образования и педагогики, Заслуженного профессора Московского университета Ильясова Ислама Имрановича. Специалист в области педагогической психологии.
Лауреат премии Президента РФ в области образования (1997).
 
Исполнилось 75 лет со дня рождения профессора кафедры нейро- и патопсихологии, Заслуженного профессора Московского университета Николаевой Валентины Васильевны. Специалист в области нарушений психической деятельности у больных с различными нервно-психическими и соматическими заболеваниями, психологических механизмов симптомообразования, культурно-исторического подхода к психосоматической проблеме. Читает курсы «Патопсихология», «Основы психосоматики».
Награждена медалью «Ветеран труда». Заслуженный работник высшей школы РФ (2005).
 
Исполнилось 65 лет со дня рождения заведующего кафедрой психологии образования и педагогики, Заслуженного профессора Московского университета Подольского Андрея Ильича. Специалист в области общей и прикладной психологии развития, возрастной и педагогической психологии, формирования и развитие умственной деятельности. Читает курсы «Психология функционального развития», «Теория и практика планомерно-поэтапного формирования умственных действий», «Введение в прикладную психологию развития», «Психологические основы современных обучающих технологий».
Лауреат премии Президента РФ в области образования (1997). Почётный работник высшего профессионального образования России.
 
Исполнилось 60 лет со дня рождения заведующего кафедрой возрастной психологии Карабановой Ольги Александровны. Специалист в области проблем развития в детском и подростковом возрасте. Читает курсы «Психология развития и возрастная психология», «Психология семейных отношений», «Коррекция психического развития ребенка», «Диагностика и коррекция детско-родительских отношений», «Возрастно-психологическое консультирование», «Основы психологического консультирования». Лауреат премии им. М.В.Ломоносова за педагогическую деятельность (2001).
Лауреат премии Правительства РФ в области образования (2010). Почётный работник высшего профессионального образования РФ (2001).
 
Исполнилось 60 лет со дня рождения заведующего кафедрой нейро- и патопсихологии Тхостова Александра Шамилевича. Специалист в области методологических проблем психологии, психологии субъекта, клинической психологии, психоанализа. Автор оригинальной концепции психологии телесности как социальной по происхождению, произвольной и иерархизированной функции. Читает курсы «Клиническая психология», «Психология телесности», «Введение в клинический психоанализ», «Психопатология», «Основы психосоматики».
 
Наука. Фундаментальные и прикладные исследования осуществлялись в соответствии с ПНР «Комплексные исследования человека» и «Духовно-нравственные ценности, язык, сознание и культура как основа консолидации российского общества». Проведён цикл исследований по темам «Культурно-деятельностная психология развития психики, сознания и личности», «Психология безопасности и противодействие терроризму», «Общие закономерности и индивидуальные особенности психического развития, обучения и воспитания», «Психология формирования и функционирования социальных групп, организаций и развития человека как профессионала», «Психология социального познания», «Психическое и психологическое здоровье: норма, отклонения, диагностика, коррекция, психологическое консультирование», «Инновационные методы и высокие информационные технологии в фундаментальных и прикладных психологических исследованиях когнитивных процессов и нейронауках».
В рамках научной школы культурно-исторической психологии и системно-деятельностного подхода проведён методологический анализ ряда современных направлений в развитии культурно-деятельностной психологии и сложных систем социокультурного мотивирования, составивший основу конкретно-научной методологии психологии в изучении развития психики, сознания, бессознательного и личности и проектирования социальной практики (проф. А.Г.Асмолов). Изучены методологические основания психологии мотивации, деятельностного и экзистенциального подходов (проф. Б.С.Братусь). Проведено исследование формирования идентичности личности в мультикультурной среде, кросс-культурной толерантности и стратегий совладания с трудными онлайн ситуациях в Интернете и кибербуллингом (проф. Г.У.Солдатова).
Было продолжено теоретическое и эмпирическое исследование закономерностей, основных стадий и феноменов онтогенетического и функционального развития личности в детском, подростковом, юношеском и зрелом возрасте. Типологический подход к анализу развития позволил выявить особенности мировосприятия детей с разными типами привязанности к матери. Изучено влияние особенностей социальной ситуации развития на формирование ценностно-морального сознания, самооценки и личностной автономии в детском и подростковом возрасте. Исследовано развитие социального интеллекта и социальной компетентности. Выполнено кросскультурное исследование имплицитных теорий семьи на основе многомерного шкалирования психосемантических данных на материале французской и российской выборок. Выявлено, что в дошкольном и младшем школьном возрасте большее значение для успешного решения «творческой» задачи имеют возрастные возможности познавательного развития ребенка, а в подростковом возрасте личностные новообразования (проф. А.И.Подольский, О.А.Карабанова).
В исследованиях по направлению «Психология формирования и функционирования социальных групп, организаций и развития человека как профессионала» проведена эмпирическая верификация концептуальной схемы анализа функционирования системы психологических стратегий и средств регуляции профессиональной деятельности специалистов в условиях выполнения текущих рабочих задач и в ситуации повышенной напряжённости деятельности. Выделены значимые индивидуально-личностные предикторы развития дезадаптационных состояний и нарушений психического здоровья специалистов с точки зрения эффективности затрат внутренних ресурсов и надёжности деятельности. Подготовлены программы превентивно-коррекционного профиля, направленные на развитие адаптационного потенциала специалистов и формирование эффективных навыков саморегуляции состояний в процессе модернизации организационной среды (проф. А.Б.Леонова).
Исследована феноменология социального познания в контексте различных социальных условий и особенности переживания социальных проблем представителями различных групп современного российского общества. Разработана модель социально-психологических механизмов потребительской лояльности как социальной установки, описывающая взаимодействие факторов: ассоциации с брендом, сила ассоциаций, удовлетворенность, интенция к рекомендации и потреблению. Разработана модель психологического сопровождения масштабных организационных изменений. Завершено исследование факторов успешной карьеры в различных организационных культурах. Изучены социально-психологические аспекты организации этической практики и этического лидерства в компании (проф. Т.Г.Стефаненко, Г.М.Андреева).
В рамках направления «Психическое и психологическое здоровье: норма, отклонения, диагностика, коррекция, психологическое консультирование» проанализировано развитие речи в фило- и онтогенезе, роль левого и правого полушарий в обеспечении речевых процессов. Изучены особенности зрительной и слухоречевой памяти у детей с минимальными мозговыми дисфункциями и расстройствами аутистического спектра. Исследованы функции программирования, контроля и серийной организации у успевающих детей и детей с трудностями обучения с помощью компьютеризированных методов. Изучены особенности личностных перестроек в позднем возрасте и их влияние на течение старения. Проведено изучение восстановления когнитивных функций после черепно-мозговой травмы. Продолжено популяционное исследование когнитивных функций у пожилых людей в российской популяции (проф. Т.В.Ахутина). Обнаружено влияние возрастных, образовательных, гендерных факторов на восприятие и переживание времени у здоровых испытуемых и при депрессиях позднего возраста. Исследованы особенности влияния на социальные когнитивные функции функциональной недостаточности различных зон мозга у юношей с эндогенными психическими расстройствами.
Проанализированы клинические аспекты феноменов непереносимости субъективной неопределённости; теоретические и феноменологические основания изучения психосоматического дизонтогенеза. Изучены психологические факторы риска девиантного поведения подростков; стратегии совладания подростков с эндогенными психическими расстройствами. Разработана категория «психосоматический синдром» и типология психосоматических синдромов, включая психосоматический синдром у больных с пролапсом митрального клапана и со стресс-индуцированной гипертонией. Обобщены психологические последствия влияния технологий на психику человека, предложена интегративная модель векторов влияния, апробирована методика диагностики изменения психологических границ при пользовании техническими средствами. Исследованы патологический гемблинг и Интернет-аддикция. Установлено, что факторами риска формирования патологического гемблинга являются нарушения произвольной регуляции и особое эмоциональное отношение личности к исходу игры (проф. А.Ш.Тхостов).
В рамках реализации темы «Инновационные методы и высокие информационные технологии в фундаментальных и прикладных психологических исследованиях когнитивных процессов и нейронауках» в теоретических и эмпирических исследованиях раскрыты новые возможности применения технологий виртуальной реальности в разработке инновационных методов изучения когнитивных процессов человека. Доказано, что технологии виртуальных сред содействуют развитию новых междисциплинарных направлений, таких как инновационное образование, когнитивная информатика, спорт высоких достижений, требующих сложной динамической стимуляции. Проведены пилотные психофизические эксперименты по оценке гиперостроты зрения на основе предъявления сверхмалых и сверхярких стимулов. Изучены механизмы различения реального и иллюзорного цвета. Выполнено экспериментальное исследование влияния индивидуальных особенностей наблюдателей на выраженность перцептивного феномена «слепота к изменению». Проведено исследование особенностей становления, развития и функционирования информационного общества, развития киберпсихологии, или психологии Интернета (проф. Ю.П.Зинченко). Изучение психологической регуляции принятия решений с помощью методов логистической регрессии и структурного моделирования позволило выделить предикторы предпочтений личностного выбора (проф. Т.В.Корнилова).
В Научном центре факультета в рамках реализации Программы развития МГУ выполнен ряд научных проектов (гранты, НИР по приоритетным направлениям, ФЦП), включая такие крупномасштабные, как «Разработка методологических основ моделирования психологических и психофизиологических механизмов функциональных состояний с использованием супервычислителей» (ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2013 гг.») и «Разработка инновационных технологий психологического и психофизиологического сопровождения подготовки профессионального спортсмена» (ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009–2013 гг.». Исследования выполнены с использованием оборудования, закупленного по Программе развития МГУ: электроэнцефалограф-регистратор компьютеризированный «Энцефалан-ЭЭГР-19/26», Комплекс реабилитационный психофизиологический для тренинга с БОС «Реакор» (Россия) Профессиональный компьютерный полиграф «Диана-04» с модулем фото-, аудио- и видео-регистрации (Аппаратно-программный комплекс полиграфа), Установка для регистрации движений глаз «RED-500» (SensoMotoric Instruments), Научно-исследовательский 256-канальный комплекс для регистрации и анализа электроэнцефалограммы с интеграцией психофизиологических показателей и данных «Brain Amp 256 Standart» (Germany).
 
Учебная работа. Научно-педагогическую деятельность ведут более 70 докторов и 140 кандидатов психологических наук, в т.ч. 1 член-корреспондент РАН и 12 действительных членов и членов-корреспондентов РАО.
Факультет продолжил работу по новым образовательным стандартам, устанавливаемым МГУ самостоятельно с присвоением квалификации (степени) специалист по специальности 030301 «Психология служебной деятельности», 030401 «Клиническая психология», 050407 «Педагогика и психология девиантного поведения». Впервые разработаны программы супервизии; модернизированы требования государственной итоговой аттестации и разработаны соответствующие контрольно-измерительные средства.
В то же время факультет осуществлял подготовку специалистов по образовательным программам: по специальности 030301.65 «Психология» с присвоением квали­фикация «Психолог. Преподаватель психологии»; по специальности 030302.65 «Клиническая психология» с присвоением квалификация. «Психолог. Клинический психолог. Преподаватель психологии»; по направлению 521000 «Психология» с присвоением степени бакалавра психологии (для иностранных студентов); по направлению 521000 «Психология» с присвоением степени магистра психологии.
 
В 2012 г. осуществлялось обучение по совместной магистерской программе, предполагающей получение «двойного диплома» по программе «Консультативная психология», реализуемой совместно факультетом психологии и Лондон-Сити университетом (Великобритания). Была проведена необходимая учебно-методическая работа по согласованию основных образовательных магистерских программ «Организационная психология» и открытию совместной магистерской программы с Университетом SUNY (США).
 
Конференции. Организованы и проведены:
– V съезд Российского психологического общества (14–18 февр.). В его работе участвовали 102 делегата, представляющих 57 региональных отделений РПО. Проведено 122 секционных заседания, на которых было заслушано 958 докладов. В его работе принял участие министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий С.К.Шойгу. На пленарном заседании с докладами выступили ректор В.А.Садовничий («Математика и психология в МГУ») и декан факультета Ю.П.Зинченко («Российская психология в современном мире: вызовы и перспективы»).
Съезд принял резолюцию, обозначившую основные приоритеты развития психологической науки и практики в нашей стране: повышение роли психологической науки в управлении обществом; развитие отечественных научных школ и создание инновационных перспективных направлений развития психологической науки и практики; развитие стандартов и этических принципов профессиональной деятельности практических психологов; сертификация практических психологов, создание общероссийского реестра сертифицированных психологов; сохранение специалитета как основной траектории подготовки психологов. Были утверждены важнейшие документы, регламентирующие профессиональную деятельность психолога «Этический кодекс психолога», «Этические принципы деятельности российского психолога» и «Клятва психолога России».
Президентом РПО избран, декан факультета психологии чл.-корр. РАО Ю.П.Зинченко.
В 3-х томах изданы тезисы научных материалов, подготовлен специальный номер «Национального психологического журнала».
– научно-практический конгресс «Здоровьесберегающие технологии в образовании» в рамках межгосударственного форума СНГ «Здоровье населения – основа процветания стран Содружества» (13 сент.);
– московский международный конгресс, посвящённый 110-летию со дня рождения А.Р.Лурии (20–22 сент., 29 нояб. – 1 дек.);
– международная научная конференция «Новая жизнь классической теории: к 110-летию со дня рождения П.Я.Гальперина» (2–4 окт.);
– круглый стол «Человек вне рамок», посвящённый 75-летию со дня рождения Л.А.Петровской (17 нояб.).
– летняя школа для учителей и школьных психологов «Деятельностная теория – практике образования» (27–28 июня);
 
Доктора и кандидаты наук 2012 г. Вед.н.с. кафедры психологии образования и педагогики Григоренко Елена Леонидовна защитила докторскую диссертацию «Влияние индивидуальных особенностей когнитивного развития на овладение навыками чтения и письма младшими школьниками». Была разработана обобщающая теоретическая модель овладения навыками чтения и правописания и их реализации. Показано, что русская орфография, по сравнению с орфографиями других языков, имеет ряд свойств (в особенности морфологических), учёт которых совершенно необходим при анализе методики овладения навыками чтения и правописания в русском языке. Эмпирические результаты убедительно показывают эффективность предложенного инструментария для исследовательской и диагностической работы с обучающимися чтению и письму на русском языке. Продемонстрировано, что формирование когнитивных репрезентаций, создающих основу и предпосылки овладения навыками чтения и правописания характеризуется значительной вариативностью, т.е. большим межиндивидуальным разбросом. Выявлена возрастная динамика такого формирования: на этапе «дочтения» и репрезентации, и составляющие навыков чтения и правописания (например, знание букв русского алфавита) являются продуктами статистического, т.е. имплицитного, обучения, а на этапе овладения чтением в рамках формального школьного обучения основная роль принадлежит эксплицитному обучению. Выявлены геномные регионы-кандидаты, которые, возможно, содержат гены, структурная вариативность которых может быть связана с генетической и неврологической основой онтогенеза и дизонтогенеза чтения.
Кандидатские диссертации защитили: мл.н.с. кафедры социальной психологии Винокуров Фёдор Никитич («Социально-психологические механизмы потребительской лояльности»); психолог 2-ой категории кафедры психологии образования и педагогики Корнилов Сергей Александрович («Кросс-культурная инвариантность аналитических, творческих и практических способностей российских, английских и американских учащихся»); асс. кафедры социальной психологии Рикель Александр Маркович («Профессиональная Я-концепция и организационная культура как факторы успешности карьеры»); психолог 2-ой категории кафедры возрастной психологии Сорин Антон Валентинович («Способы межличностного познания как фактор личностного развития старших подростков»); ст.н.с. кафедры общей психологии Федорович Елена Юрьевна («Сравнительный анализ подходов к изучению исследовательского поведения животных в психологии и этологии»); н.с. кафедры социальной психологии Хорошилов Дмитрий Александрович («Критерии валидности качественного исследования в социальной психологии»).
 
Публикации. Опубликовано 23 монографии, 51 глава и раздел в коллективных монографиях, 46 статей в зарубежных журналах, в т.ч.:
 
Монографии
 
Буякас Т.М. Личностные основания профессионального становления. Психология самоопределения;
Григорьева В.Н., Ковязина М.С., Тхостов А.Ш. Когнитивная реабилитация больных с инсультом и черепно-мозговой травмой;
Донцов А.И., Перелыгина Е.Б. Социальная стабильность: от психологии до политики;
Зинченко Ю.П., Донцов А.И., Перелыгина Е.Б. и др. Макропсихологические аспекты безопасности России;
Идобаева О.А., Подольский А.И. Психологическое благополучие современных подростков: актуальный уровень и пути его повышения;
Ковязина М.С. Нейропсихологический анализ патологии мозолистого тела;
Леонтьев А.Н. Эволюция, движение, деятельность / под ред. Д.А.Леонтьева, Е.Е.Соколовой;
Леонтьев Д. Motivation, Consciousness, and Self-regulation;
Рассказова Е.И., Тхостов А.Ш. Клиническая психология сна и его нарушений;
Самоненко Ю.А. Мотивация к техническому творчеству детей и подростков;
Инновационные модели психологической службы / под ред. М.Ш.Магомед-Эминова;
Теория и практика психологической помощи / под ред. М.Ш.Магомед-Эминова.
 
Учебники, учебные пособия
 
Ахутина Т.В., Камардина И.О., Пылаева Н.М. Нейропсихолог в школе;
Ахутина Т.В., Иншакова О.Б. (ред.) Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников;
Балашова Е.Б., Ковязина М.С. Нейропсихологическая диагностика в вопросах и ответах;
Белинская Е.П. Проблемы социализации: история и современность;
Белинская Е.П. Психология Интернет-коммуникации;
Капустин С.А. (ред.) Основные методы сбора данных в психологии;
Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. Учебник для бакалавров;
Леонова А.Б. (ред.) Организационная психология;
Талызина Н.Ф. Практикум по педагогической психологии.