МГУ–2012: Факультет дополнительного образования

Общие сведения
Факультет дополнительного образования МГУ создан в 1999 г. Декан проф. А.В. Михалёв. Факультет осуществляет координацию дополнительных профессиональных программ и самостоятельно реализует дополнительные профессиональные программы, к которым относятся: повышение квалификации, учебно-научная стажировка, профессиональная переподготовка, второе высшее образование, дополнительные образовательные услуги.
Всего на факультете открыта 41 программа повышения квалификации и профессиональной переподготовки, успешно функционирует более 40 различных очных и дистанционных программ для школьников, работают дистанционные специальные курсы для студентов. Ежегодно проходят обучение более 800 человек, в частности, в 2012 г. – 843 человека.
В состав факультета входят:
– Центр новых информационных технологий, включающий 3 лаборатории (ЦНИТ, дир. доц. С.Т. Главацкий);
– Центр переподготовки научно-педагогических кадров (ЦПНПК, и.о. дир. А.В. Петров);
– Центральные подготовительные курсы (ЦПК, дир. проф. И.Н. Сергеев);
– Центр развития гуманитарных технологий управления (дир. к.с.н. Е.К. Прокудина, науч. рук. чл.-корр. РАН В.В. Миронов);
– Малая академия (МА, рук. проф. Ю.А. Самоненко).
Совет факультета состоит из 16 человек (предс. проф. А.В. Михалёв, учёный секретарь доц. Ю.В. Попов).
Факультет поддерживает постоянные контакты с ведущими российскими и зарубежными университетами. В рамках совместных проектов осуществляются постоянные контакты с учёными более 30 университетов Франции, Германии, Испании, США, Мексики, Чехии, Китая.
 
Наука
В 2012 г. в ЦНИТ научная работа проводилась в рамках приоритетного направления «Информационные технологии в образовании и научных исследованиях». На базе современных информационно-коммуникационных технологий осуществлялась разработка информационной среды и программных комплексов системы дистанционного обучения МГУ, электронных учебных пособий, баз данных научного и учебного направления, математических основ информационной безопасности, а так же ряда разделов теоретической информатики, в частности, теории кодирования и теории символьных преобразований.
В рамках темы «Научные базы данных и Интернет-технологии в образовании и научных исследованиях МГУ» была продолжена работа по развитию и поддержке информационной среды дистанционного обучения (ИСДО). В рамках адаптации ИСДО к работе со следующим поколением учебной среды стандарта SCORM адаптированы компоненты сервиса «Experience API» v.0.9&0.95. Проведена глубокая модернизация основных автоматизированных рабочих мест системы дополнительного и дистанционного образования МГУ с учётом требований последних версий стандарта SCORM.
Спроектирована и внедрена система виртуализации на базе ПО VMWare ESXi версии 5.1.0. Её использование позволило значительно повысить надёжность системы, исключить полные отказы и сократить время устранения последствий инцидентов и/или сбоев.
Разработана новая версия программного обеспечения для проведения вебинаров. Добавлены новые функции и внесены следующие архитектурные изменения:
– создана возможность использования многостраничных документов (презентаций);
– клиентское место теперь поддерживает 2 режима работы: без подключения к серверу (создание, редактирование и сохранение презентации в файле) и с подключением к серверу (загрузка файла презентации на сервер и проведение дистанционного семинара);
– добавлена функция импорта презентаций в формате PowerPoint (с использованием COM) и PDF (с помощью Ghostscript), что позволяет использовать имеющиеся наработки преподавателей при проведении вебинаров;
– технология Microsoft Ink заменена на собственную реализацию «маркерной доски», что позволило решить проблемы с мерцанием изображения при обновлении информации, а также реализовать возможность изменения размеров доски. Упростился процесс инсталляции клиентского места.
В 2012 г. были осуществлены следующие модификации системного программно-аппаратного обеспечения системы ДО и сети факультета.
Проведена установка и наладка нового оборудования для системы дистанционного обучения (СДО) и сайтов факультета. Установленная конфигурация включает два сервера IBM X3650M4 с двумя процессорами Intel® Xeon® E5-2600 и 16 Гб ОЗУ. Обновление оборудования позволило восстановить требуемую избыточность и надёжность работы всех систем как центрального узла дистанционного обучения факультета, так и вспомогательных систем. Также существенно повышена производительность всех систем.
Осуществлён переход на новые платформы всех компонентов СДО, что позволило существенно улучшить производительность и надежность системы. Обновлены версии серверов приложений Tomcat (до версии 7.0.32), JBoss (до версии 7.1).
В сотрудничестве с механико-математическим факультетом продолжена работа по математическому моделированию вестибулярной функции. Проведено изучение информационных процессов вестибулярной системы с целью дальнейшего применения математических моделей для навигации, испытания прототипов вестибулярных протезов и помощи в ориентации. С целью получения упрощённой модели разрядов первичного афферентного нейрона вестибулярной системы была выполнена модификация уравнений Ходжкина-Хаксли, использующая экспериментальные данные, полученные на вестибулярных афферентных нейронах.
Сотрудники факультета по итогам совместной работы с механико-математическим факультетом приняли участие в подготовке заявки на получение российского патента «Устройство автоматической коррекции установки взора при визуальном управлении в экстремальных условиях орбитального полёта» и в подготовке заявки на получение международного патента «Автоматическая коррекция установки вертикальной позы вестибулярной системой с помощью микроэлектромеханической системы-MEMS» совместно с лабораторией нейрофизиологии Автономного университета Пуэбла (Мексика).
В рамках темы «Разработка компьютерных технологий и средств дистанционного образования» продолжено развитие теоретических основ информатики –итеории кодирования и теории символьных преобразований, где получен ряд фундаментальных результатов, а также продолжена разработка новых учебных приложений. В частности, рассмотрено понятие ПБВ-пар многообразий линейных алгебр, изучены комбинаторные свойства примитивных элементов шрайеровых многообразий, для которых справедлива теорема о свободе. Получен ряд новых результатов и дан обзор теории колец частных градуированных колец. Получена точная верхняя оценка длины конечномерной ассоциативной алгебры. Показана монотонность функции длины на матричных подалгебрах порядков 2 и 3. Изучены алгебраические системы, определяющие детские рисунки Гротендика, в частности, анти-Вандермондовы системы. Решена восходящая к Хаусдорфу задача погружения произвольного семейства (вещественнозначных) функций на множестве во вполне нормальную оболочку. Продолжена разработка обобщённой теории второго порядка. Доказано свойство компактности для обобщённой логики второго порядка. Исследованы модели обобщённой арифметики 2-го порядка и обобщённой теории поля вещественных чисел 2-го порядка. Исследован вариант первичного радикала луп. Предложены два способа построения генераторов псевдослучайных последовательностей на основе полилинейного регистра сдвига, и в простейших случаях описаны возможные параметры выходных последовательностей.
Кроме того, исследованы алгебраические криптосистемы и линейно оптимальные коды над ассоциативными и неассоциативными структурами. Построены новые классы неассоциативных группоидов с перестановочными (неассоциативными) степенями. Найдены простые системы образующих кодов Рида-Маллера и Рида-Соломона в их представлении идеалами группового кольца на полем из q элементов.
Разработаны вычислительные аспекты исследования групповых кодов, описаны новые классы групп, для которых все групповые коды абелевы и построены новые примеры неабелевых групповых кодов. Показано, что неединичный коммутатор не может быть истинной степенью в группе без кручения с метрическим условием малого сокращения С`(λ) для достаточно маленьких λ. В амальгамах свободных групп конечного ранга получено решение поисковой проблемы вхождения в подгруппу. Оценена сложность решения данной проблемы. Для амальгамированных произведений свободных групп с мальнормальной объединённой подгруппой показано, что таблица умножения относительно специальных нормальных форм является контекстно-свободной.
Создана система обучения, тренировки и тестирования знаний в конкретной предметной области. Основой системы является текст: учебник или методическое пособие в некоторой предметной области, представляющий собой относительно небольшой курс, в котором рассматривается ряд взаимосвязанных вопросов. Пилотный проект созданной системы обучения – ТЭЛА (тромбоэмболия легочной артерии).
Подготовлен электронный конспект лекций по теме «Конечные кольца и их приложения». Подготовлено учебное пособие по алгебре для подготовки к сдаче экзамена кандидатского минимума по специальности 01.01.06 – математическая логика, алгебра и теория чисел.
В рамках реализации научной темы «Визуальная антропология в науке и университетском образовании»:
– подготовлен спецкурс, который в течение 10 лет апробировался на историческом факультете, на 7 выездных школах в разных регионах страны, и на основе которого ведутся курсы визуальной антропологии в ряде вузов и школ Москвы, а также в Самаре и Казани;
– разработана универсальная методика научного видеодокументирования для создания экранных сообщений разного предназначения;
– в течение последних лет совместно с рядом гуманитарных факультетов на принципах визуальной антропологии проводится работа по сбору и подготовке аудиовизуальных материалов преимущественно по культурологии, антропологии, истории, фольклористике, философии, психологии, экономике и др. В настоящий момент видеоархив ЦНИТ насчитывает около 900 фильмов по культурам народов всех континентов. Всего по теме выпущено 8 сборников статей и 1 монография.
В 2012 г. осуществлены подготовка и проведение очередного VI международного московского фестиваля и научно-практической конференции визуальной антропологии «Камера-посредник», учредителями которых являются МГУ совместно с Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН.
В рамках программы прошли российско-норвежский семинар, три мастер-класса, проведённые специалистами из Италии, Канады, Хорватии, три специальные программы и научно-практическая конференция, посвящённая полевым исследованиям традиционной культуры в России.
С помощью современных мультимедийных технологий в ЦНИТ решается задача по сохранению и актуализации аудиовизуального архива (более 3000 часов уникальной учебной и научной информации), что призвано обеспечить доступ к киновидеофонду МГУ широкому кругу заинтересованных пользователей.
В 2012 г. осуществлены съёмка и монтаж аудиовизуальной презентации публичной лекции акад. РАН В.А. Тишкова «Власть и нациостроительство в странах постсоветского пространства».
 
Учебная работа
Учебный процесс осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами 3-го поколения и собственными образовательными стандартами МГУ. Кроме того, сотрудники участвуют в создании новых государственных стандартов по дополнительному образованию в сфере информационных технологий и новых учебных программ в этой области, читают лекции и проводят практические занятия по ряду дисциплин, как на факультете дополнительного образования, так и на других факультетах. Продолжено чтение курса «Введение в бизнес-консалтинг, проектирование и внедрение корпоративных систем управления».
На базе ЦНИТ с 2002 г. функционирует Школа дистанционного обучения, в рамках которой реализуется программа обучения школьников всем основным дисциплинам среднего образования, а также работа со студентами, аспирантами и преподавателями вузов и школ РФ и стран СНГ.
Деятельность МА направлена на всестороннюю поддержку школьного образования, внедрения инновационных и дистанционных образовательных технологий в учебный процесс. Список программ пополнился циклом гуманитарных дисциплин для школьников старших классов, объединённых в единую программу «Гуманитарный лицей», и специальной программой «Школа юного президента» для учащихся средней школы, наряду с углубленным изучением предметов стандартного курса включающей в себя курсы риторики и логики.
Для учителей, педагогических работников и воспитателей предлагаются краткосрочные курсы повышения квалификации, в ходе которых происходит знакомство с инновационными подходами к эффективной организации учебного процесса. В частности, в рамках проекта «МГУ – школе» обучение по программе «Педагогика и психология» прошли несколько десятков российских учителей физики.
ЦПК осуществляют подготовку абитуриентов к олимпиадам и вступительным испытаниям на все факультеты МГУ, а также подготовку к ЕГЭ. В настоящее время на курсах обучается 500 школьников. Совместно с Подготовительным отделением МГУ начата работа по дистанционным формам обучения.
На факультете представлен широкий спектр программ дополнительного (и второго высшего) образования. С 2011 г. осуществляется обучение по направлению подготовки 080100 «Экономика» (квалификация «бакалавр»). На эту программу по результатам вступительных испытаний по обществознанию принимаются выпускники имеющих государственную аккредитацию вузов, с дипломами бакалавров, специалистов и магистров. Форма обучения – вечерняя. Срок обучения: 3 года. В 2012 г. дипломы специалиста с квалификацией «Экономист» получили 37 человек. Также открыт ряд программ по психологии, педагогике, менеджменту, другим дисциплинам.
С 2006 г. на факультете функционирует Центр развития гуманитарных технологий управления. Центр осуществляет подготовку слушателей на специализированных программах МВА: «МВА – Корпоративное управление», «МВА – Индустрия моды», «МВА – Арт-менеджмент».
 
Конференции
Сотрудники ЦНИТ приняли участие в работе 44 российских и зарубежных конференций, где представили 50 докладов.
 
Публикации
Опубликовано 50 научных статей в российских и зарубежных журналах, а также сборниках трудов научных конференций.
С 1995 г. издаётся научный журнал «Фундаментальная и прикладная математика». В 2012 г. были подготовлены русские и англоязычные версии 7 выпусков журнала. Информация о новых выпусках размещена по адресу http://mech.math.msu.su/~fpm/.