МГУ–2013: Факультет педагогического образования

Юбилеи. 20 февраля исполнилось 75 лет со дня рождения декана факультета, Заслуженного профессора Московского университета чл.-корр. РАО Розова Николая Христовича. Выпускник механико-математического факультета (1958) Н.Х. Розов работает в МГУ с 1961 г., с 1997 г. – декан и заведующий кафедрой образовательных технологий (с 1999 г.) факультета; профессор кафедры дифференциальных уравнений механико-математического факультета (1989–н.вр.). Специалист в области дифференциальных уравнений и их приложений, математической теории управления, истории и методологии математики, содержания и методики дифференцированного математического образования в средней и высшей школе, информатизации образования, педагогического образования в непедагогических вузах. Развивает направление «Деятельностная педагогика». Читает курсы «Обыкновенные дифференциальные уравнения», «Дополнительные главы обыкновенных дифференциальных уравнений», «Качественная теория дифференциальных уравнений», «Асимптотические методы в анализе и дифференциальных уравнениях», «Методика применения информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе», «Гуманитарная математика», «Научные основы школьной математики». Автор учебников и пособий для поступающих в вузы. Принимал активное участие в создании Школы-интерната им. А.Н.Колмогорова, Всесоюзной заочной математической школы; в работе редколлегии журнала «Квант», руководстве секцией средней школы ММО.
Награждён Национальным орденом Мадагаскара (1998), медалью «Ветеран труда». Лауреат премии Правительства РФ в области образования (2009). Заслуженный работник высшей школы РФ (2003).
 
Новое в структуре. В 2013 г. организовано отделение повышения квалификации (рук. А.С. Кошель). На факультет переведён ряд сотрудников упразднённых ИППК, ЦПНПК и ЦИОИЯ, при этом факультету были переданы функции повышения квалификации профессорско-преподавательского состава МГУ.
 
Общие сведения. Факультет был организован в 1997 г. Основная его задача – обеспечение отечественной высшей школы (и, прежде всего, МГУ) преподавательскими кадрами с высокой психолого-педагогической, информационно-компьютерной и методической подготовкой. Эта подготовка в настоящее время осуществляется через реализацию программы «Преподаватель высшей школы» (для магистрантов и аспирантов). Предварительная ориентация на преподавательскую деятельность и психолого-педагогическая подготовка ещё на этапе получения высшего образования обеспечивается программой «Преподаватель» (для бакалавров и студентов). На факультет ежегодно зачисляется около 150 слушателей из числа студентов других факультетов МГУ.
С 2004 г. на факультете открыта магистратура по программе «Менеджмент образования» для подготовки специалистов широкого профиля по вопросам организации образования и руководства образовательным процессом, куда могут поступать лица с дипломом бакалавра по конкретной научной специальности.
В настоящее время формируется блок программ повышения квалификации преподавателей МГУ. Подготовка научно-педагогических кадров осуществляется в аспирантуре и докторантуре по педагогическим наукам. Повышение квалификации учителей реализуется в рамках более чем 10 программ.
Деканом факультета является чл.-корр. РАО Н.Х. Розов; зам. декана – доц. Л.В. Попов, доц. О.А. Машкина, проф. А.В. Боровских.
В составе факультета работают кафедры: истории и философии образования (зав. проф. Г.А. Китайгородская), образовательных технологий (зав. проф. Н.Х. Розов); лаборатория развития гендерного образования (рук. доц. И.В. Костикова).
Научные исследования проводятся в рамках 9 направлений. Работает еженедельный научно-практический семинар. Факультет регулярно проводит конференции и симпозиумы, в т.ч. международного уровня, участвует в конференциях «Ломоносовские чтения», «Ломоносов» и др., в «Фестивале науки».
В УМО по классическому университетскому образованию действует Учебно-методический совет по педагогическому университетскому образованию (председатель проф. Н.Х. Розов).
Работает научно-практический семинар (рук. проф. Н.Х. Розов, проф. А.В. Боровских).
С 2005 г. работает межфакультетский клуб «Дебаты», объединяющий студентов, изучающих китайский язык, и шиноязычных учащихся МГУ. Цель клуба – развитие у студентов навыков аргументации и оппонирования. Активно работает Клуб педагогического мастерства, объединяющий интересующихся психологическими и методическими проблемами обучения и изучения.
Издаётся журнал (входящий в список ВАК) «Вестник Московского университета. Серия XX. Педагогическое образование» и периодический сборник «Труды Ломоносовских чтений».
Факультет сотрудничает с факультетами психологии, социологическим, химическим, географическим; НИВЦ, СУНЦ им. А.Н.Колмогорова; с Комитетом образования Москвы, с РАО, с Центром образовательных проектов «Сигма» (г. Новосибирск). Осуществляется активное сотрудничество с рядом педагогических университетов России (МПГУ, МГПУ, РГПУ, ЯрГПУ, ВГУ и др.) и средних школ.
В области международного сотрудничества факультет поддерживает деловые связи с Белградским университетом, Юго-Западным университетом им. Неофита Рильского (Благоевград, Болгария), университетом г. Ариэль (Израиль), Центральной Академией педагогических исследований КНР и Университетом им. Сун Ятсена.
 
Наука. Научные исследования проводились по темам: Педагогическое образование в непедагогических вузах; История и философия науки и образования; История университетского образования; Философия и методология инновационной педагогики; Деятельностный подход в психологии и педагогике и подготовка специалистов; Проектирование воспитательной системы вуза; Предметная подготовка (содержание, методика, информационно-компьютерное обеспечение); Теория дифференциальных уравнений.
Произведён анализ, с точки зрения общего понятия стандарта, введённых ФГОС. Как оказалось, ФГОС являются не стандартами, а проектами, а единственным настоящим стандартом образования является ЕГЭ. Предложены реальные пути стандартизации в образовании.
Исследованы основные проблемы материально-технического и методического обеспечения основных образовательных программ ФГОС, обозначены причины неготовности школ к реализации ФГОС нового поколения и предложены механизмы преодоления возникших проблем. Показаны пути адаптации информационно-предметной среды школы к требованиям ФГОС и необходимость разработки государственного стандарта учебно-материальной базы школы.
Исследована проблема развития субъектности педагога. Предложены методики формирования этой субъектности в рамках педагогического образования.
Рассмотрена проблема модернизации современного среднего общего образования в условиях неопределённости, обусловленной неясностью приоритетных целей обучения, воспитания и развития, несформированностью системы знаний о мире, о человеке, о сложности познания, отсутствием надлежащих междисциплинарных подходов и методов обучения как основы целостного мировидения и экологической идеалогии. Обращено внимание на необходимость педагогической поддержки взросления школьников через построение образовательных моделей с последующим выбором или соотнесением их вариантов. Показаны возможные пути преодоления неопределённости.
Осуществлён анализ изменений отношения государства и общества к науке и образованию в России XVI–XVIII вв. Раскрыта органическая связь этих изменений с социально-политическими, экономическими и культурными процессами, которые осуществлялись в России в то время. Выделены особенности развития в России науки, школьного и университетского образования. Проанализированы основные события истории создания Академии наук и её значение в развитии духовной культуры в нашей стране. Показана выдающаяся роль в становлении науки и образования в России Петра Великого, Екатерины Великой, М.В.Ломоносова. Исследована роль В.И. Вернадского в развитии высшей школы и науки в России
Предложен новый подход к математическому моделированию химических синапсов, в основе которого лежит модифицированная идея быстрой пороговой модуляции (fast threshold modulation, или FTM); классическим примером здесь служит система ФитцХью-Нагумо. Построена модель кольцевой нейронной сети с однонаправленными химическими связями, представляющая собой сингулярно возмущённую нелинейную систему дифференциально-разностных уравнений с запаздыванием. Изучены вопросы существования и устойчивости в такой системе релаксационных периодических движений; установлена реализуемость в ней феномена буферности.
Рассмотрены две сингулярно возмущённые нелинейные системы дифференциально-разностных уравнений с запаздыванием: одна из них является обобщением предложенной Хопфилдом простейшей математической модели отдельного нейрона, а другая моделирует функционирование кольцевой сети из трёх и более однонаправленно связанных нейронов. Для этих систем исследованы вопросы существования, асимптотики и устойчивости релаксационных периодических движений.
Предложен новый способ моделирования феномена нейронных систем, основанный на привлечении сингулярно возмущённых нелинейных дифференциально-разностных уравнений с двумя запаздываниями. Установлено существование в этой модели устойчивых релаксационных колебательных процессов с чередованием на отрезке времени длины периода относительно спокойных участков с пакетами интенсивных всплесков (феномен «bursting behavior»).
Осуществлена групповая классификация уравнений эйконала, решения которых описывают фронты волн, распространяющихся в анизотропной среде. Выявлены типы сред, для которых уравнение эйконала либо интегрируется, либо редуцируется к меньшей размерности.
 
Учебная работа. В 2013 г. состоялся 15-й выпуск слушателей (117 человек), успешно закончивших факультет.
Учебный план предусматривает изучение теоретических и прикладных аспектов психологии и педагогики, дидактики и методики преподавания, современных образовательных информационно-компьютерных технологий, организуется приобщение к преподавательскому мастерству (режиссура педагогического процесса, риторика и техника речи, культура мышления в преподавании и дискуссии и т.д.) и получение дополнительной общекультурной и специальной подготовки.
Занятия на факультете ведут крупные специалисты в области педагогики и психологии: академики РАО В.И. Купцов, В.А. Попков, чл.-корр. РАО А.А. Вербицкий, М.А. Лукацкий, Т.С. Назарова, Н.Х. Розов, профессора А.А. Андреев, А.В. Боровских, С.В. Девятова, Г.А. Китайгородская, М.Н. Кочагина, Н.С. Пряжников, С.Д. Смирнов, О.В. Суходольская-Кулешова, Ю.В. Фокин.
Помимо обязательных традиционных курсов «Педагогика», «Психология», «Методика преподавания», имеется большое количество инновационных, изучаемых по выбору: Психология инновационного обучения; Режиссура педагогического процесса; Основы техники саморегуляции; Конфликтология в педагогической деятельности; Педагогический менеджмент; Мировая экономика и образование; Основы публичного выступления.
Разрабатываются и внедряются новые курсы: Инструментальная дидактика; Конкретная педагогика; Методика раскрытия творческих способностей детей; Личностно-ориентированная философия образования; Информатизация образовательного процесса; Основы преподавания в Интернете; Дистанционное образование; Веб-сервисы для преподавателя.
По программе «Преподаватель» за 16 лет подготовлено 577 слушателей, по программе «Преподаватель высшей школы» – 154, аспирантуру и докторантуру (включая соискателей) закончили 57 человек. В магистратуре ежегодно проходят подготовку по специальности «Менеджмент образования» 12–15 иностранных студентов. Стажировку на факультете в 2013 г. осуществили 15 преподавателей из иностранных вузов. На магистерской программе «Менеджмент образования» и в аспирантуре обучаются 34 студента и аспиранта из КНР.
На факультете работает диссертационный совет по педагогическим наукам, в 2013 г. в нём были защищены 1 кандидатская и 2 докторских диссертации, все они подготовлены аспирантами, докторантами, соискателями факультета.
Довузовская подготовка. Факультет участвует в повышении квалификации учителей, осуществляя в рамках программы «МГУ-школе» обучение по программам: Профилактика зависимого поведения в школьной среде; ИКТ в школьном математическом образовании; Конкретная педагогика; Основы преподавания в Интернете; Семейная педагогика; Педагогические исследования в современном образовании; Педагогическое сопровождение одарённых детей; Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся. Часть из этих программ реализуется в дистанционной или смешанной форме.
В 2013 г. прочитан цикл лекций «Семейная педагогика» в Институте семейного воспитания (г. Астана Республика Казахстан); дистанционная лекция «Компетентностный и деятельностный подходы в формулировании образовательных целей, задач и результатов», (г. Кзыл-Орда, Республика Казахстан).
 
Конференции. Сотрудники принимали участие в 35 конференциях различного профиля. Организованы и проведены:
– Ломоносовские чтения. Секция педагогического образования (23–25 апр.);
– XX международная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных по фундаментальным наукам «Ломоносов–2013. Секция “Педагогического образования и образовательных технологий”»;
– III международная командная педагогическая олимпиада-универсиада;
– международная конференция «Деятельностная педагогика и педагогическое образование» (13–19 сент.). 
 
Публикации. В 2013 г. с авторским участием сотрудников опубликованы 80 работ научного, методического, научно-популярного и информационного характера, в т.ч.:
 
Андреев А.А. Дистанционное и электронное обучение. Учебное пособие;
Боровских А.В., Попов Л.В., Розов Н.Х. Что такое стандарт и что такое «не-стандарт»? // Педагогика. № 2. 2013. С. 45–57;
Новикова Г.В. Методы контекстного обучения как средство формирования субъектности педагога // Вестник Воронежского государственного технического университета. Т. 9. №5.2. 2013. С. 85–90.
 
Адрес официальной страницы: www.fpo.msu.ru