МГУ–2013: К 130-летию Музея антропологии

16 октября 2013 г. Музею антропологии исполнилось 130 лет. Среди естественнонаучных музеев России, Музей антропологии является одним из старейших и, возможно, самым уникальным, если учесть его конкретную тематику и собрание, связанные с эволюцией, морфологией и ранними этапами материальной культуры человека. На сегодняшний день фонды музея насчитывают более полумиллиона экспонатов и представлены 5 отделами: антропогенеза, палеоантропологии, археологии, этнографии и иллюстративным фондом.
В течение многих десятилетий коллекции музея используются для научно-исследовательских, учебных и просветительских целей. На их основе подготовлено множество специалистов в области палеоантропологии, антропогенеза, археологии палеолита, криминалистики, медицины и других смежных дисциплин. Созданные за прошедшие годы экспозиции, посвящённые эволюции человека и его биологическому и культурному многообразию, с одной стороны, отвечали задачам, поставленным временем, но, с другой, – всегда были подготовлены на самом высоком научном уровне. Открытые для широкого посетителя залы музея посетили, наверное, миллионы учащихся средних школ, студентов медицинских колледжей и институтов, пединститутов и университетов, преподавателей биологии и психологии, а также просто обычных граждан.
Инициатива создания музея принадлежала университетскому профессору зоологии Анатолию Петровичу Богданову (1834–1896). В 1863 г., только что назначенный заведовать Музеем зоологии Московского университета, он создаёт Общество Любителей Естествознания (ОЛЕ), основную задачу которого определяет как изучение России «в естественнонаучном отношении и распространение научных знаний в массе публики». Через год при ОЛЕ организуется антропологический отдел, ставящий основной задачей ознакомление широких слоёв населения с многочисленными народами, населяющими нашу страну. ОЛЕА – стало вторым антропологическим обществом в Европе. Первое было организовано Полем Брока в Париже (1859). Основой для развития антропологии должен был стать музей, который смог бы предоставить наглядные пособия для изучения вариаций человека во времени и пространстве. Лучшим способом сбора материала было признано проведение выставки, материалы которой после её окончания, могли бы составить основу будущего музея.
Но только лишь третья выставка, организованная Обществом, стала основой для создания Музея антропологии. В 1867 г. ОЛЕА была организована Этнографическая выставка (после проведения которой ОЛЕА было переименовано в Общество Любителей Естествознания, Антропологии и Этнографии – ОЛЕАЭ), а в 1872 г. – Политехническая. Кроме того, что обе они стали основанием для организации в Москве новых музеев, они имели большое значение для развития антропологии в России. Уже на Этнографической выставке был представлен Антропологический отдел, позволившей публике впервые ознакомиться с древнейшей историей человечества и антропологическим методами. А торжественное открытие в 1877 г. Политехнического музея, созданного на базе коллекций предшествующей выставки, завершилось «Высочайшим соизволением» на проведение Всероссийской Антропологической выставки.
Антропологическая выставка проходила в Московском Манеже с 3 апреля по 2 сентября 1879 г. За время работы её посетили более 100 тыс. человек. Она пользовалась огромным успехом у всех слоёв населения, и основная её цель была достигнута – было получено разрешение на организацию Антропологического музея. Однако прошло 4 года, прежде, чем коллекции будущего музея смогла увидеть публика. За недостаточностью места, коллекции выставки находились до 1883 г. в свёрнутом состоянии, когда по соглашению между Московским университетом и Государственным Историческим музеем (ГИМ), только что получившим новое здание, было решено устроить Антропологический музей на территории ГИМ, с тем, однако, чтобы он оставался подразделением университета.
Как видно из документов[1], постановление о создании Музея антропологии представляет собой переписку между Учёным советом Московского университета в лице его ректора Николая Саввича Тихонравова (1877–1883) и директором Государственного Исторического музея графом А.С. Уваровым. Последнее письмо о согласовании университетом условий размещения Музея антропологии в помещении ГИМ от 4 октября (ст.ст.) 1883 г. и считается датой его основания.
Если идея создания Музея антропологии при Московском университете и её реализация в виде учреждения и выделения помещения целиком и полностью принадлежит А.П. Богданову, то дальнейшие 40 лет деятельности музея неразрывно связаны с именем Дмитрия Николаевича Анучина (1843–1923). В течение следующих 25 лет Музей антропологии занимал 4 зала в подвальном этаже ГИМ, где и была организована первая экспозиция. Тогда же Д.Н. Анучиным была создана научная концепция комплектования музея. Сутью этой концепции было триединство изучения человека – объединение знаний по его ископаемой истории, физических особенностях и материальной культуре. С 1883 г. и до конца своих дней Д.Н. Анучин был бессменным руководителем музея. Д.Н. Анучин использовал все возможности – как официальные – покупая экспонаты у фирм и частных лиц на ту небольшую сумму, которую выделили ему университет (500 руб.), так и неофициальные – привлекая к комплектованию коллекций своих личных друзей и общественных деятелей. Кроме того, источником пополнения коллекций были экспедиции, организованные при поддержке ОЛЕАЭ.
За период пребывания в помещении ГИМ (до 1907 г.) фонды Музея антропологии значительно увеличились. Если в момент организации фонды вместе с библиотекой составляли менее 8000 ед. хранения, то к началу XX в. только в одном отделе краниологии насчитывалось уже более 8000 черепов разных народов России и других стран мира. Коллекции по антропогенезу пополнились за счёт скелетов и черепов гоминоидов, появились восковые модели по эмбриологии человека. Отдел археологии обогатился коллекциями из стран Европы и Америки, а также из разных мест России. Небольшая этнографическая коллекции (108 предметов) выросла в новый этнографический отдел, в котором появились предметы материальной культуры народов Америки, Азии, Африки, Австралии, Океании, а также коллекции по быту разных народов России, собранные в экспедициях, организованных ОЛЕАЭ.
На рубеже ХIХ–ХХ вв., в связи с расширением фондов ГИМ положение Музея антропологии на его территории ухудшилось, и Д.Н. Анучин вынужден был обратиться в правление университета с ходатайством о выделении помещения под Антропологический музей на территории университета. Переговоры велись несколько лет, и, наконец, в 1907 г. состоялось окончательное перемещение коллекций музея в помещения университета. Новая экспозиция расположилась в левом крыле здания по адресу Моховая, 11, на втором этаже, и состояла уже из шести залов.
В новом музее соблюдалось соотношение экспозиции, отражавшее целостную концепцию музея человека. Два зала были посвящены антропогенезу и палеоантропологии, один – археологии, два – этнографии (позже, к 1920-м гг., этнографическая экспозиция была еще расширена на два зала), и в одном зале располагалась библиотека.
В археологическом зале были представлены как палеолитические, так и неолитические находки с территории России и Европы, а также археология бронзового и железного веков. В залах антропогенеза и палеоантропологии находились коллекции скелетов, черепов и чучел приматов, краниологическая коллекция народов мира, заспиртованные эмбриологические препараты, маски, муляжи черепов ископаемых гоминид и манекены.
К 1917 г. в музее хранились уже десятки тысяч экспонатов по разным разделам антропологии, этнографии и археологии. Осенью 1923 г. после смерти Д.Н. Анучина, заведующим музеем стал Виктор Валерьянович Бунак.
В 1920-е гг. фонды музея расширялись за счёт многочисленных экспедиций по всей территории Советского Союза. В это время штат постоянных сотрудников института, музея и кафедры антропологии был невелик: отчёты МГУ за 1923–1925 гг., публиковавшие списки сотрудников, называют В.В. Бунака, Б.А. Куфтина, Б.С. Жукова, М.А. Гремяцкого, Н.А. Синельникова. Основная же работа по сбору материалов по всей территории СССР велась в комплексных экспедициях, организованных совместно различными научными учреждениями. Это были экспедиции как археолого-палеоантропологические, так и антрополого-этнографические. Результатом их работы явилось существенное увеличение фондов всех отделов музея. К началу 1930-х гг. в музее накопилось большое количество ценных в научном отношении материалов по антропологии, археологии и этнографии, которые обеспечивали преподавание в университете соответствующих дисциплин. Экспозиция служила в основном учебным и исследовательским целям и была закрыта для посещений широкой публики.
Смена политической власти в 1917 г. привела к тому, что государство все более активно пыталось регламентировать научную жизнь в стране. Состоявшийся в 1927 г. ХV съезд ВКП(б) провозгласил курс на культурную революцию, в результате чего музеи были жёстко переориентированы с культурно-просветительской и научной деятельности на политико-просветительскую. Проведенный в 1930 г. I музейный съезд, закрепил эти тенденции и провозгласил курс на музейную перестройку. Основная её идея сводилась к переходу от показа предметов, организованных по систематическому признаку, к показу диалектических законов природы и общества на основе марксистско-ленинской идеологии и участию музеев в ударных кампаниях страны.
Все эти изменения не могли не коснуться и Музея антропологии. В 1929 г. среди руководящего состава университетских антропологов созрела идея преобразовать музей в открытое культурно-просветительское учреждение для широкой пропаганды антропологических знаний, сохранив за ним научно-учебные функции. Конкретная организационная работа была проведена Николаем Александровичем Синельниковым. В 1930 г. постановлением НКП РСФСР Музей антропологии был превращён в самостоятельное учреждение в рамках МГУ. Открытая музейная экспозиция требовала помещений, штатов и денежных средств. Трудности были преодолены, нужные залы были получены, и музей занял помещение на втором этаже центральной части здания на Моховой, 11, в котором он находится и в настоящее время. В октябре 1930 г. Н.А. Синельников был назначен и.о. директора музея. Им были подготовлены общий план экспозиции и тематика отдельных залов, которые фактически были сохранены до ремонта 2005 г.
В январе 1931 г. Н.А. Синельников передал свои функции вновь назначенному Марку Соломоновичу Плисецкому. М.С. Плисецкий был замечательным организатором, так как активная просветительская деятельность музея сделала возможным активную экспедиционную и научную деятельность кафедры антропологии и Института антропологии, способствовала развитию науки. Он был активным популяризатором науки и постоянно публиковал работы по антропологии для широкого круга читателей; был председателем Союза воинствующих безбожников Московского университета (в дальнейшем СВБ был переименован в Общество «Знание»).
Уже в 1931 г. в основном зале музея была открыта первая в России экспозиция, посвящённая происхождению человека. Значительная её часть отводилась учению Ч.Дарвина, были представлены данные сравнительной анатомии, эмбриологии, разнообразие мира приматов, ископаемые находки древнего человека.
В 1933–1936 гг. была первоначально разработана выставка, а затем постоянная экспозиция, посвящённая проблеме биологического разнообразия человечества и борьбе с теориями о неравноценности рас. Над составлением тематико-экспозиционного плана этой части экспозиции под руководством М.С. Плисецкого работали такие известные учёные, как Н.Н. Чебоксаров, А.И. Ярхо, А.М. Золотарёва, Т.А. Трофимова, а также сотрудники НИИ антропологии Я.Я. Рогинский и Г.Ф. Дебец. Научное консультирование осуществляли известные учёные-этнографы С.А. Токарев и С.П. Толстов.
В экспозицию расового отдела входили разделы, отражающие биологическое единство всех рас, характер наследования расовых признаков и метисационные процессы. Был специальный отдел, посвящённый морфологическим вариациям населения Земли, при этом особо выделялись признаки, имеющие основное значение для классификации больших рас. В тоже время были показаны параллельные морфообразующие тенденции внутри основных рас, уделено внимание депигментации, что имело существенное значение в критике расовых концепций.
В краниологическом отделе было продемонстрировано, что индивидуальные, возрастные, половые вариации черепа часто превосходят расовые. В витрине, посвящённой вариациям вместимости черепа, было показано, что расовые признаки не имеют никакой связи с объёмом мозга, что принципиально для понимания несостоятельности теорий о неравноценности рас.
Такие отделы зала, как «Расовые типы мира» и «Этнорасовый состав населения СССР» были посвящены биологическому многообразию строения лица и тела и демонстрировали наиболее часто встречающиеся комбинации признаков. В разделе подчеркивалась условность всякой расовой классификации и наличие широкой гаммы переходов между расами. В заключение осмотра были представлены существующие расовые теории и показана их полная несостоятельность.
Во второй половине 1930-х гг. был открыт еще один зал, посвящённый теме «Раса и культура». Ведущая идея экспозиции была направлена к тому, чтобы показать, что как общий уровень культуры, достигнутый различными народами, так и формы её не стоят ни в какой связи с расовыми особенностями, но определяются культурно-хозяйственными типом и стадией развития производительных сил.
Несмотря на то, что экспозиции музея, так или иначе, отвечали задачам, поставленным временем, и носили политический оттенок, они всегда были подготовлены на самом высоком научном уровне и соответствовали передовому краю международной науки.
Научно-просветительская и методическая деятельность музея достигла в предвоенные годы чрезвычайно высокого уровня. За 1935–1939 гг. посещаемость выросла почти в 2,5 раза: с 30 тыс. человек в год до 68 тыс. Основной контингент: учащиеся средних школ, студенты вузов, студенты рабфаков и техникумов, преподаватели, музейные работники. Довольно значительна была доля и простых, интересующихся посетителей. Помимо этого, музей постоянно устраивал временные и передвижные выставки, сопровождавшиеся чтением лекций. Так только в 1939 г. были организованы 8 выставок, в т.ч. в таких «престижных» местах того времени, как ЦПКиО им. А.М.Горького, Дворец культуры завода им. И.В.Сталина (в последующем ЗИЛ), кинотеатр «Наука и знание» (на Арбате).
Музей предвоенных лет был также и научно-методическим центром. Ежегодно в его стенах организовывались курсы повышения квалификации в области антропологии для преподавателей средних школ: биологов, географов и историков. Проводились методические и учебно-научные конференции для лекторов в области антирелигиозной пропаганды и сотрудников краеведческих музеев СССР.
Военные годы – 1941–1945 – не могли не сказаться на деятельности музея. Экспозиционные залы превратились в комнаты для отдыха бойцов, а подвальные помещения, где размещались коллекции, использовались для различных специальных целей. Штат музея значительно сократился. Кроме того, осенью 1941 г. взрывной волной частично было разрушено здание на Моховой, что нанесло повреждения экспозиции, хранилищу и библиотеке. Работы по восстановлению выполнялись в 1942–1943 гг., однако для посетителей восстановленная экспозиция зала была открыта только в 1945 г., так как в военные годы в зале временно размещались читальный зал МГУ, проводились занятия биологов, антропологов, этнографов и археологов.
В 1950 г. Музей антропологии был объединён с Институтом антропологии (приказ Минвуза №396 от 14.03.50 г. и приказ по МГУ №172 от 12.05.50), и вошёл в его состав в качестве отдела научных фондов и экспозиции.
Экспозиция единственного сохранившегося зала музея, посвящённая эволюции человека была обновлена в 1954–1955 гг. Коллективом сотрудников (М.Ф. Нестурх, М.Д. Гвоздовер, М.И. Урысон и др.) под руководством М.С. Плисецкого были разработаны новые отделы такие как «Неандертальские находки на территории СССР», «Палеолит СССР», «Охота», «Искусство верхнего палеолита».
В 1960–1962 гг. по инициативе и при непосредственном участии директора НИИ и музея антропологии Всеволода Петровича Якимова экспозиция зала антропогенеза была переработана коренным образом с учётом новейших палеоантропологических открытий и актуальных проблем происхождения человека. В этой работе принимали участие М.Д. Гвоздовер, Т.Д. Гладкова, В.И. Кочеткова, М.Ф. Нестурх и М.И. Урысон. Эта экспозиция (с небольшими изменениями) функционировала до начала капитального ремонта Старого здания университета в 2005 г., сохраняя, несмотря на продолжительный срок существования, всю полноту информации об эволюции человека. В экспозиции зала были представлены такие темы, как краткая история развития науки о происхождении человека; доказательства родства человека с животными (сравнительная анатомия, эмбриология, атавизмы и рудименты); многообразие приматов; основные качественные отличия человека от животных (прямохождение, строение кисти, членораздельная речь, высокоразвитый мозг); ископаемые низшие и высшие приматы; архантропы (питекантропы); палеоантропы (прогрессивные и неандертальцы); неоантропы; культура и искусство древних людей (жилище, наскальная живопись, орудия труда, костяные украшения и мелкая пластика).
Диорама, посвящённая реконструкции жилища древнего человека, созданная на основе раскопок Авдеевской палеолитической стоянки, которые проводятся сотрудниками НИИ и музея антропологии с 1949 г. (М.В. Воеводский, М.Д. Гвоздовер), была в 1982 г. удостоена серебряной медали ВДНХ СССР.
Несмотря на то, что выставочная деятельность музея прекратилась, он сохранил свое значение в массово-просветительской работе. В 1980-е гг. музей ежегодно пропускал около 250 экскурсий школьников и студентов медицинских училищ и пединститутов, курсантов военных училищ. Кроме того, ежегодно в музее проводились занятия с преподавателями-биологами вузов, проходящими повышение квалификации на биологическом факультете МГУ, и учителями-биологами средних школ. Продолжался сбор материалов по палеоантропологии и археологии, на базе коллекций проводились занятия со студентами и готовились диссертации.
В 1982–1983 гг. Музей антропологии, под руководством Владимира Павловича Чтецова совместно с МГУ организовал и провёл советско-японскую антропологическую выставку «Происхождение человека. Место неандертальцев и кроманьонцев в эволюции человека». Выставка проходила в 7 городах Японии: Токио, Осака, Сидзуока, Асахикава, Уцуномия, Фунуи и Хиросима. За время работы выставку посетили более 300 тыс. человек.
В 2000–2003 гг. по инициативе и при активной поддержке зам. директора НИИ и музея антропологии А.Л. Пурунджана силами небольшого коллектива (В.М. Харитонов, О.М. Павловский, С.Г. Ефимова, Е.И. Балахонова, Д.В. Пежемский, А.М. Маурер) была разработана экспозиция второго зала музея, посвящённая биологическому и культурному многообразию человечества. Она состояла из 9 витрин, в двух из которых рассматривались расовые биологические вариации человечества, в одной – палеоантропологическое формирование населения Евразии, ещё в двух – новые антропологические методы: восстановление лица по черепу и обобщённый фотопортрет. В четырех других витринах представлены предметы искусства и материальной культуры народов Северной Америки, Африки, Новой Гвинеи и Океании.
В 2005 г. Музей антропологии был закрыт в связи с началом капитального ремонта Старого здания Московского университета.
 
Учёный секретарь НИИ и музея антропологии им. Д.Н.Анучина Е.И. Балахонова
 

[1] Ректора
Октября 4 дня 1883 г.
№ 2268
Для предварительного просмотра Вашему Превосходительству
 
Милостивый Государь, Граф Алексей Сергеевич!
Полученное письмо Вашего Сиятельства от 3-его минувшего июня за №433 на имя бывшего Ректора, им было доложено Совету Университета в заседании 10-ого минувшего сентября, в коем, выражая свое согласие на принятие предлагаемых Советом Университета условий, сообщенных им в письме к Вашему Сиятельству от 25 минувшего мая за №1180, при которых Совет Университета признал возможным допустить передачу антропологических и археологических коллекций, принадлежащих Университету, в помещение Императорского Российского Исторического Музея, - Вы, вместе с тем, находите необходимым изменить редакцию 1-ого пункта обозначенных условий, а именно: "вышеозначенная коллекция остается навсегда собственностью Московского Университета, но также остается навсегда в стенах Исторического Музея". По обсуждении сего вопроса, Совет Университета, в упомянутом выше своем заседании, признал возможным изъявить свое согласие на изменение редакции 1-ого пункта означенных условий, но только в том случае, если Исторический Музей, при сохранении других, уже известных Музею условий, применит еще следующее условие: "если антропологические и археологические коллекции навсегда останутся в стенах Исторического Музея, то со стороны сего последнего никогда не должно быть требование от Университета каких-либо денежных субсидий и все расходы, сопряженные с содержанием в порядке означенных коллекций, даже в случае необходимости обновления оных, а равно расходы по содержанию комнаты для работ Профессора Университета и комнаты для практических занятий студентов должны производится на средства Музея, Университет же подобного рода обязанности навсегда слагает с себя".
 Сообщая о таковом постановлении Совета Университета, имеем честь покорнейше просить Ваше Сиятельство о последующем - не оставить меня уведомлением по сему делу.
Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности.
(Центральный исторический архив Москвы. № фонда- 418, описи -53, ед.хранения 171, стр. 33, 33об, 34)