МГУ–1998: Философский факультет
Общие сведения. В настоящее время факультет имеет четыре отделения:
Философии
кафедры: философии (зав. проф. В.В.Миронов); социальной философии (зав. проф. К.Х.Момджян); истории зарубежной философии (зав. проф. А.Ф.Зотов); истории русской философии (зав. проф. М.А.Маслин); эстетики (зав. проф. Е.Г.Яковлев); этики (зав. чл.-корр. РАН А.А. Гусейнов); истории и теории мировой культуры (зав. проф. А.Л.Доброхотов); философской антропологии и проблем комплексного изучения человека (зав. акад. РАН В.С.Стёпин).
Религиоведения
кафедра философии религии и религиоведения (зав. проф. И.Н.Яблоков).
Политологии
кафедры: политологии (зав. проф. А.С.Панарин); истории социально-политических учений (и.о. зав. доц. А.А.Ширинянц); политических процессов России (зав. проф. В.И.Коваленко); мирового политического процесса (зав. проф. Ю.М.Павлов).
Философии и методологии науки
кафедры: логики (зав. проф. Ю.В.Ивлев); философии и методологии науки (зав. доц. А.В.Панин).
Выборы декана. 15 июня 1998 г. деканом философского факультета избран доктор философских наук профессор Владимир Васильевич Миронов. Зам. декана по учебной работе избрана доцент Елена Владимировна Брызгалина.
Выборы заведующего кафедрой. Зав. кафедрой философии избран по конкурсу проф. Владимир Васильевич Миронов. И.о. зав. кафедрой истории социально-политических учений назначен Александр Андреевич Ширинянц.
Наука. В области научной работы исследования ведутся по всему комплексу философских дисциплин. Основные направления НИР:
– История отечественной и зарубежной философии: история философии в контекстах различных культур.
– Эстетика: история эстетической мысли, основные направления эстетики, эстетическое восприятие и познание.
– Этика: историческое развитие нравственности и её современное состояние, нравственный прогресс, философия ненасилия.
– Философия религии и религиоведение: теология и религиозная философия, религия и свободомыслие.
– История и теория мировой культуры.
– Политология: россиеведение, рынок и менталитет в России, научный центр Экополис, объяснение и понимание в политической науке, Россия на рубеже тысячелетий: цивилизационные и геополитические прогнозы, политический консенсус в современном диалоге культур, типология политических систем современности.
– Логика и методология науки: классическая и неклассическая логика, логическая семантика, компьютерная логика, современные методологические программы, философия науки.
– Теоретическая философия: природа философского знания, философская онтология и гносеология.
Сотрудники факультета участвуют в исследовательских программах и грантах:
РГНФ
Феноменология в контексте европейской культуры (А.Ф.Зотов).
Философия в западной культуре ХХ в. (В.Н.Кузнецов)
Философия права в мировой культуре (В.Г.Кузнецов, В.Н.Кузнецов, Е.А.Чичнева).
Кризис фрагментации в теоретической социологии ХХ в. и пути выхода из него (К.Х.Момджян).
Нравственная саморефлексия личности в историческом процессе (А.В.Разин).
Политическое прогнозирование (А.С.Панарин).
Социокультурные проблемы политического партнёрства (И.А.Василенко).
Глобальное политическое прогнозирование в условиях стратегической нестабильности (А.С.Панарин).
Евразийство: методологические и историософские проблемы (А.В.Семушкин, М.А.Маслин).
Русская философия культуры. Основные этапы развития (М.А.Маслин).
К.Н.Леонтьев – неизданные статьи и письма. Подготовка к изданию (А.П.Козырев).
Уральский государственный университет
Философия как филология и мудрость и как мировоззрение на примере древневосточной и древнезападной философии (А.Н.Чанышев).
Фонд Фольксваген (Ганновер)
Философия в России: 1862–1922. Библиография (А.П.Козырев).
Грант Всемирного банка
Экспертно-информационная система по малому предпринимательству в России (А.В.Чусов).
Научная работа кафедр.
Кафедра философии была создана в 1952 г. как базовая кафедра философского факультета и как головная кафедра подготовки кадров высшей квалификации и философского образования в стране. До 1991 г. она называлась кафедрой диалектического материализма, а после 1991 г. кафедрой философии философского факультета. Заведующими кафедрой были проф. В.С.Молодцов (1952–1968), и.о. зав. проф. А.Я.Ильин (1968–1974), чл.-корр. РАН С.Т.Мелюхин (1974–1998). С 1998 г. кафедрой руководит Владимир Васильевич Миронов.
Ряд сотрудников кафедры становились деканами философского факультета, в т.ч. и на основе выбора: проф. В.С.Молодцов (1952–1968), проф. С.Т.Мелюхин (1974–1977), доц. А.В.Панин (1988–1998), В.В.Миронов (с 1998 г.).
На кафедре работали крупные специалисты в области фундаментальных проблем диалектики, онтологии, гносеологии и методологии, такие как академик РАН И.Т.Фролов, чл.-корр. РАН П.В.Копнин, профессора В.С.Молодцов, Ф.И.Георгиев, В.И.Мальцев, В.И.Черкесов, В.И.Купцов, З.М.Оруджев, С.П.Лебедев, С.А.Лебедев, В.Г.Борзенков, С.А.Пастушный, А.Я.Ильин, В.С.Швырев, А.Л.Никифоров, Ю.Б.Молчанов, Д.И.Дубровский, В.Г.Кузнецов, А.В.Панин.
Основные направления работы кафедры:
– исследование актуальных проблем и тенденций развития мировоззрения;
– разработка различных аспектов учения о бытии (онтология);
– исследование проблем гносеологии и эпистемологии;
– анализ философской методологии и особенности ее применения к различным сферам бытия;
– философские аспекты аксиологии, глобалистики и футурологии;
– исследование современных познавательных стратегий и соединение в них западных и восточных философских традиций;
– исследование влияния на развитие современной культуры научно-технического прогресса;
– закономерности и философские основания развития наук и их места в выработке современного мировоззрения.
Проф. В.В.Миронов, исследуя природу и специфику философии, обосновал положение о том, что философию следует принимать как двойственную форму сознания, сочетающую в себе рационально-теоретический (вектор на науку) и ценностно-эмоциональный (мировоззренческий вектор) аспекты, разрыв которых приводит к искажению в философском постижении мира. На основании этого было показано, что важнейшими признаками современной культуры выступает ее мировоззренческая поляризация, которая оформляется в традициях сциентизма и антисциентизма. Исследуя философию как особого рода герменевтическую деятельность, В.В.Миронову удалось показать особое значение интерпретационной философской деятельности, которая представляет собой наиболее «свободную» интерпретацию вторичной (текстовой) реальности. Это деятельность не только связана с поиском смыслов текста, но и является смыслообразующей деятельностью.
Проф. С.Т.Мелюхин является специалистом в области философской теории бытия, общей теории диалектики и методологии естественных наук, он разработал современное философское понимание материи как важнейшей структуры бытия, исследовал ее основные атрибуты. Ему удалось сформулировать основные модели материального единства мира, которые отражают локальные характеристики бытия. Одновременно, он обосновал положение о необходимости философского рассмотрения мира через философскую атрибутивную модель, которая хотя и опирается на достижения наук, но не сводима к ним. Основными моментами этой атрибутивной модели выступают понимание структурной неоднородности мира, его количественной и качественной бесконечности. С.Т.Мелюхин обосновал положение об особой интегративной функции философии в построении научной картины мира.
Проф. П.В.Алексеев является специалистом в области исследования природы и функции философского знания. Он выдвинул положение о наличии в структуре философского знания разнообразных модусов познания, и предложил модель их рассмотрения в единстве. В области исследований диалектики как метода, он обосновывал положение, согласно которому имеется предел противоположности между материей и духом, понятие материи включает в себя понятие духа. Из этого следует вывод о вечности духа и духовности материи. П.В.Алексеев является крупнейшим учёным-систематизатором, которому удалось впервые в стране подготовить и выпустить библиографический словарь «Философы России XIX и ХХ столетия», выдержавшего уже два издания.
Проф. В.В.Ильин – специалист в области гносеологии, истории науки и политологии. Он выдвинул концепцию генезиса науки, в которой формирование науки рассматривается как многоплановый процесс. Соответственно, проблема критериев научности понимается как проблема становления предметных типов знания, удовлетворяющих требованиям, аналогичным для наук логико-математического типа, естествознания и гуманитарных наук. Им разработаны функциональная концепция власти, модель теоретической политологии и проанализированы исторические и современные аспекты реформ и контрреформ в России.
Проф. В.М.Фёдоров установил исторические и логико-гносеологические основы биосферного мировоззрения и выдвинул идею о том, что учение о биосфере является общей концептуальной основой современного естествознания в целом («биосферное естествознание»). На основании этого он показал, что для ХХ в. характерным является формирование класса биосферных фундаментальных наук (генетическое почвоведение, биогеоценология, биогеохимия, геохимия ландшафтов и др.). В рамках теории познания он обосновал положение о необходимости сочетания восточной и западной культурных парадигм познания.
Доц. А.В.Иванов, осуществив сравнительный типологический анализ познавательных стратегий и ценностных ориентаций, выделил общеонтологические основания природы сознания, которые характерны для любой культуры. Сознание им трактуется как особого рода предметность. Им предложена оригинальная модель сознания, сочетающая в себе традиционные гносеологические парадигмы и софийную онтологию.
К.филос.н. И.С.Верстин разработал концепцию нежестких понятий применительно к проблеме формализации гуманитарных наук, показал возможность анализа диалектических и гносеологических аспектов при помощи аппарата теории нечетких множеств.
Ст. преподаватель А.Б.Толстов изучает взаимосвязь гносеологии, онтологии и философской антропологии, а также специальные области: эволюционную эпистемологию; операционально-деятельностный подход в гносеологии; феноменологическую герменевтику; эпистемологию и герменевтику экстраординарного опыта; русскую религиозную гносеологию. Результатом его деятельности явилась разработка концепции способов мышления в теоретической философии, позволяющая дополнить традиционные схемы классификации идейного многообразия историко-философской традиции и оценить современные гносеологические программы по критерию решения ими парадоксов, апорий и других затруднений, выделенных опытом рефлексивной мысли. В русле данных разработок предложены понятия эпистемологического фетишизма и эпистемической идеологии. Так, например, эволюционная эпистемология квалифицируется в качестве идеологии комплекса когнитивных наук, поскольку по целому ряду критериев ее теоретическая программа и концептуально-предметная база не позволяют считать ее гносеологической доктриной, ответившей на вызов альтернативных концепций. С другой стороны, математический платонизм, также выступающий в роли эпистемической идеологии соответствующей профессиональной деятельности, отмечен чертами специфического фетишизма (гипостазирование, реификация онтологического статуса идеальных объектов). Обоснование выдвигаемой концепции проводится средствами деятельностного подхода и философской герменевтики.
Асс. В.Ю.Кузнецов представил в новом ключе проблему единства мира и связал её с единством культуры: мир – самое, наверное, неопределенно-неопределимое и в то же время всеобъемлюще-самоочевидное, охватывающее не только все мыслимое, но и все немыслимое – в своем единстве отображается разве лишь всей целостностью культуры как универсума смыслов, предзаданных любому усмотрению и полаганию. Разрабатывает способы различения классических и неклассических стратегий философствования, философские основания образования и оригинальную проблему – философия фантастики.
Мл.н.с. В.Е.Дмитриев изучает выразительные возможности невербальных вариантов философствования и развивает оригинальную версию философии дословного. Им разработан метод графанализа, предназначенный для выявления трансформации смыслообразования в практике письма. На основе этого метода реконструирована философия письма В.В.Розанова. Исследование современных коммуникативных стратегий позволило выявить две тенденции развития философии в России: экспансивную и неэкспансивную. С целью преодоления патовой ситуации постмодернистских и постклассических практик сформулирована идея археавангардного творчества, позволяющая устранить оппозицию центристских и децентристских культурологических моделей.
Кафедра постоянно совершенствует систему спецкурсов и спецсеминаров, актуализирует их тематику и обеспечивает более углубленное изучение философии студентами. В 1998 г. читались спецкурсы и спецсеминары по темам: «Современные проблемы философии» (С.Т.Мелюхин), «Онтология» (С.Т.Мелюхин), «Структура философского знания» (В.М.Фёдоров), «Запад–Россия–Восток: сравнительно-типологический анализ познавательных стратегий и ценностных ориентаций» (А.В.Иванов), «Критика моделей рефлексивной субъективности» (А.Б.Толстов), «Судьба и логика самокритики западного философского разума: тематическое введение в гносеологию XX в.» (А.Б.Толстов), «Русская религиозная гносеология Серебряного века» (А.Б.Толстов), «Основные гносеологические программы XX в.» (А.Б.Толстов), «Классические и неклассические стратегии философствования» (В.Ю.Кузнецов), «Проблема единства мира» (В.Ю.Кузнецов), «Философия образования» (В.Ю.Кузнецов), «Философия как семиотическая проблема» (И.С.Верстин).
Кафедра принимает активное участие в подготовке учебников по философии. П.В.Алексеев в сотрудничестве с заведующим кафедрой философии и методологии науки А.В.Паниным издал серию учебников: «Теория познания и диалектика», «Философия» (вместе с «Хрестоматией по философии»), в 1998 г. вышло третье издание этого учебника. В.В.Мироновым в сотрудничестве с К.Х.Момджяном и В.Ю.Кузнецовым в 1996 г. издан учебник «Философия» в 2-х частях.
Кафедра социальной философии создана в 1991 г. Кафедра готовит специалистов в области социальной философии – особого раздела философского познания, обращенного на общество, историю и человека. Программа преподавания учитывает тот факт, что в истории человеческой культуры существовали и существуют две формы социального философствования – ценностная и рефлективная.
Ценностная социальная философия исходит из понимания философии как софийного знания, мудрости, призванной ответить на вопрос о смыслах человеческого существования в обществе и истории. Соответственно, задачей социальной философии становится обсуждение желаемых форм общественного устройства, возможного предназначения истории и норм достойного существования в ней, которые соответствуют высшим (с точки зрения философа) ценностям человеческого бытия.
Ценностная социальная философия – от платоновских воззрений на государство до историософии Ницше, Бердяева, Ясперса – во многом альтернативна научному познанию общества, выступает как своеобразная форма «социального проповедничества». Это обстоятельство, однако, не следует трактовать как «недостаток» ценностной философии. Именно она лежит в основе «суперсистем культуры» – взаимосоотнесённых знаний, верований, образов и норм – выступает как ценностное самосознание эпох человеческой истории.
Рефлективная социальная философия – в отличие от ценностной парадигмы – исследует общественную жизнь людей не в аспекте должного, а в аспекте сущего, интересуясь собственной логикой ее осуществления, которая дана нам принудительно, не зависит от ценностных предпочтений познающего субъекта.
Курс рефлективной социальной философии, читаемый на кафедре, делится на два объемных блока – философию общества и философию истории.
Задача первой – ответить на вопрос, что есть социум как особый род бытия, одна из подсистем окружающего и охватывающего нас мира. Что представляет собой человеческая деятельность как универсальный способ существования людей, выделяющий их из природы? Подчиняется ли она неким универсальным, не зависящим от воли людей законам? Что представляет собой общество как организационная форма воспроизводства социокультурной реальности? Существуют ли универсальные законы строения, функционирования и развития обществ, не зависящие от пространственных и временных параметров их существования и т.п.?
Задача философии истории – ответить на вопрос, что представляет собой история как событийная жизнь людей во времени и пространстве. Кто и при каких условиях «делает» человеческую историю? Как соотносятся в ней свобода, необходимость, случайность, вероятность? Каковы этнические измерения человеческой истории, в чем причина столь частых национальных противоречий и конфликтов? Каковы цивилизационные и формационные типы исторического существования обществ – что отличает «Запад» от «Востока», «капитализм» от «социализма» и др.? Какова направленность исторической эволюции человечества – прогресс, регресс или циклическое движение?
Единство ценностной и рефлективной проблематики определяет интересы преподавателей кафедры социальной философии.
Основными темами исследований проф. К.Х.Момджяна являются: методологические проблемы обществознания, специфика социально-философского познания общества: субстанциональная специфика социума; социально-философская концепция деятельности; принципы структурно-функционального анализа социальных систем; проблемы философии истории и историософии России; современные интерпретации социальной философии К.Маркса. К.Х.Момджян развивает идею деятельностного подхода к социальной реальности, рассматривая все формообразования социума как модусы и атрибуты субстанции деятельности. Им разрабатывается концепция общества как организационной формы самодостаточной деятельности людей, предложена многоуровневая модель социальной системы, в основе которой лежит типология необходимых форм деятельности. Особое внимание К.Х.Момджян уделяет проблемам концептуальной природы социально-философского познания: им предложена модель «бинарной» философско-социологической теории, предпринята попытка систематизации социально-философских категорий, рефлексивного изложения социальной философии методом восхождения от абстрактного к конкретному.
Проф. Е.В.Боголюбова разрабатывает проблемы культуры как существенного аспекта системности общества; анализирует категориальный аппарат социально-философского исследования культуры, проблему определения системы культурологического знания и места философии культуры в этой системе; основные этапы становления и развертывания проблем культуры в истории социальной и философской мысли.
Общая направленность научных исследований проф. И.А.Гобозова – философия истории, западные философско-исторические концепции, проблемы цивилизации (общее и особенное в цивилизации, критерии цивилизации и др.), проблемы смысла и направленности исторического процесса, исторического познания и исторического сознания, общественного прогресса. И.А.Гобозов разрабатывает проблему возрождения философии истории как науки, исследующей универсальные характеристики человеческого общества, анализирует единство онтологического и гносеологического в историческом процессе, обосновывает идею единства рационального и иррационального в истории, исследует в контексте философии истории категории исторического пространства и исторического времени.
Проф. В.С.Грехнев разрабатывает проблему значения различных психологических состояний жизни общества в согласовании или рассогласовании деятельности и взаимоотношений людей, исследует общественно-психологические условия преобразований в структурах хозяйства, власти, идеологии. В настоящее время научные интересы В.С.Грехнева концентрируются на проблемах, лежащих на стыке философии, социальной психологии, социологии.
Проф. М.В.Дёмин разрабатывает проблемы личности, человеческой деятельности, общественного и индивидуального сознания, философии истории. В его работах рассматриваются проблемы биологического и социального в человеке, потребностей и интересов людей, образа жизни, урбанизации, общения и предметной деятельности, труда и игровой деятельности, структуры деятельности, ее стимулов и мотивов, а также проблемы структуры сознания, ценностного сознания, природы информации и идеального.
Проф. Р.И.Косолапов ведет исследовательскую работу в трёх основных направлениях. Первое – изучение проблемы стимулирования труда, обоснование необходимости помимо материальных и духовных (экономических и моральных) стимулов, также стимулов творческих, обусловленных социальной природой и психофизиологическими особенностями человека. Второе – ступени обобществления труда и производства, обобществление формальное и реальное, их соотношение и влияние на создание посткапиталистической экономики. Третье – социально-философское осмысление международных отношений. Последние труды Р.И.Косолапова посвящены теории общественно-экономических формаций и исторических эпох, определению места современного российского общества в историческом процессе, причинам его общего кризиса и путям выхода из него. Значительное место в его деятельности занимают программные разработки и политическая публицистика.
Основной научный интерес проф. В.И.Разина – разработка проблем политической системы общественной жизни. Им разрабатывается понятие политической организации общества, исследуются закономерности ее изменения, взаимодействие различных ее частей. Раскрываются понятия международной политической организации общества и политического режима. Другое направление его научной работы связано с методологией, разработкой категориально-понятийного аппарата социальной философии. Им подготовлены главы в учебниках и коллективных монографиях по вопросам: методологическая функция социальной философии; ее законы и категории; философия и политика; демократия и диктатура; образ жизни; базис и надстройка; политическое строение общественно-экономической формации; государство как орудие управления.
Доц. В.С.Кржевов исследует проблемы типологии исторического процесса, соотношение собственности и власти в исторической эволюции человечества.
Основная тема научных исследований доц. В.Я.Пащенко – общая теория идеологии, политическая идеология, исторические судьбы концепции евразийства.
Ст.н.с. Е.П.Поликанова исследует в своих работах проблемы социальной структуры общества, вопросы социальной активности человека.
Доц. Т.П.Покровская исследует проблемы социально-философской антропологии, делая акцент на родовой природе человека, типологии его потребностей, принципах самоактуализации личности.
Доц. И.И.Шевчук исследует проблемы социальной динамики, прежде всего – вопросы соотношения эволюционной и революционной форм социокультурного изменения.
Ст. преподаватель О.А.Ефремов исследует проблемы развития современной цивилизации в свете различных философско-исторических парадигм, проблему «открытого» и «закрытого» обществ как основную дилемму современной истории.
Кафедра истории зарубежной философии. В составе кафедры 8 профессоров докторов наук, 8 кандидатов наук и 1 младший научный сотрудник. В т.ч.: профессора – А.Ф.Зотов, А.Ф.Грязнов, В.Н.Кузнецов, Г.Г.Майоров, В.В.Соколов, Г.Я.Стрельцова, В.Ф.Титов, А.Н.Чанышев, доценты В.В.Васильев, М.А.Гарнцев, В.Ф.Коровин, А.А.Костикова, Ю.Р.Селиванов, ст. преподаватель Е.А.Чичнева, асс. В.И.Бакина, мл.н.с. Е.В.Фалёв, мл.н.с. В.В.Анашвили.
Основными темами научной работы являются:
– методология историко-философских исследований;
– история классической зарубежной философии;
– современная западная философия.
Кафедра имеет самый большой по продолжительности общий курс по зарубежной философии (4 года), кроме этого предлагает спецкурсы: методология истории философии; история восточной философии; античная философия; проблемы истории классической философии; классический немецкий идеализм; теория познания Канта; философия жизни; аналитическая философия; фундаментальная онтология Хайдеггера; проблемы философии языка; современные тенденции в американской философии; классический и современный марксизм; структурализм. Профессора и преподаватели читают основные курсы: «История философии Древнего Востока» (В.В.Соколов, Г.Г.Майоров, А.Н.Чанышев, М.А.Гарнцев); «История философии Античности и Средневековья» (В.В.Соколов, Г.Г.Майоров, А.Н.Чанышев, М.А.Гарнцев); «История философии эпохи Возрождения и Нового времени» (В.В.Соколов, Г.Г.Майоров, В.Н.Кузнецов, Г.Я.Стрельцова); «История новейшей философии» (А.Ф.Грязнов, А.Ф.Зотов, Г.Я.Стрельцова); ведут спецкурсы и спецсеминары: «Онтология Аристотеля» (А.Н.Чанышев); «Неоплатонизм» (А.Н.Чанышев); «Физика и метафизика Аристотеля» (М.А.Гарнцев); «Проблема единого и многого в античной философии» (М.А.Гарнцев); «Аналитическая философия: становление и развитие» (А.Ф.Грязнов); «Эволюция онтологических концепций в современной западной философии» (А.Ф.Зотов); «Антропологическая проблематика в истории западной философии» (А.Ф.Зотов); «Два метода феноменологического исследования» (Ю.Р.Селиванов); «Постмодернистская феминистская причина» (А.А.Костикова); «Мифологические аспекты древнегреческой философии» (В.И.Бакина); «Экзистенциализм в Испании» (В.Ф.Титов); «Предмет философии в историко-философском процессе» (В.В.Соколов); «Философия Брентано» (В.В.Анашвили); «От феноменологии тела к языку телесного желания» (А.А.Костикова). Лекции обеспечены методической литературой: А.Н.Чанышев «Курс лекций по древней и средневековой философии»; В.В.Соколов «Средневековая философия»; В.В.Соколов «Европейская философия XV-XVII в.»; В.Н.Кузнецов «Немецкая классическая философия»; А.Ф.Зотов, Ю.К.Мельвиль «Западная философия ХХ века»; А.А.Костикова «Новая философия во Франции».
Кафедра истории русской философии была создана в 1943 г. Возглавил её проф. М.Т.Иовчук, с 1947 г. по 1983 год кафедрой заведовал проф. И.Я.Щипанов, и с 1955 г. она стала носить название: кафедра истории философии народов СССР. В 1985 г. кафедру возглавил проф. В.А.Кувакин, а в 1991 г. ей было возвращено ее первоначальное название. С 1992 г. заведующим кафедрой является проф. М.А.Маслин.
В первые годы существования разрабатывались преимущественно проблемы истории русской материалистической философии, были изданы философские произведения М.В.Ломоносова, А.Н.Радищева, просветителей конца XVIII – начала XIX вв., декабристов, В.Г.Белинского, а также исследования их взглядов. Начиная с конца 50-х гг. появляются работы и по истории русской идеалистической и религиозной философии, выходит в свет исследования философских взглядов Г.С.Сковороды, П.Я.Чаадаева, Л.Н.Толстого. С середины 70-х гг. на кафедре начинают проводиться исследования и русской религиозной философии начала XX в., а также XIX в., в частности в работах В.А.Кувакина анализируются воззрения Н.А.Бердяева, В.В.Розанова, Д.С.Мережковского, С.Н.Булгакова, Л.Шестова, в работах Л.Р.Авдеевой – взгляды А.А.Григорьева, Н.Я.Данилевского, Н.Н.Страхова. Последние годы сотрудниками кафедры были подготовлены и изданы антологии русской философии XIX– XX вв.: о России и русской философской культуре «Философы русского послеоктябрьского зарубежья» (сост. М.А.Маслин); «Русская идея» (сост. М.А.Маслин); «К.Н.Леонтьев: pro et contra» (В 2-х кн., сост. А.П.Козырев). На кафедре были подготовлены труды, освещающие всю совокупность философских идей России, например, такие обобщающие исследования, как «A history of Russian philosophy. From the tenth through the twentieth centuries» (2 vols. Buffalo); «Русская философия: Словарь»(под общ. ред. М.А.Маслина).
На кафедре обучаются более 30 аспирантов, исследующих разные аспекты истории русской философии. Выпускники кафедры в основном работают преподавателями философии в различных вузах Москвы, России и стран СНГ, в Институте философии РАН, а также других исследовательских центрах, некоторые из них ведут работу в государственных органах, издательствах, общественных организациях. Аспирантуру кафедры закончили граждане зарубежных стран (Сирии, Конго, Японии, Чехии, Словакии, Германии, Республики Кореи, КНР), продолжающие работу в истории русской философии.
В 1989 г. на кафедре создана учебно-научная лаборатория по изучению истории философии, социологии и культуры народов Кавказа и стран СНГ, которую возглавляет вед.н.с. Т.М.Караев.
Основные направления научной работы кафедры:
– исследование основных этапов русской философской культуры;
– подготовка к печати второго издания словаря «Русская философия»;
– участие в работе философско-экономического Ученого собрания МГУ;
– философско-богословская мысль в России;
– история философии народов Кавказа, народов стран СНГ, их культурной ориентации.
Проф., М.А.Маслин разрабатывает научные темы: «Философия русского послеоктябрьского зарубежья, в т.ч. евразийство», «Проблема соотношения русского российского и всемирного в истории отечественной философии».
Проф. А.Т.Павлов – «История преподавания и развития философии в Московском университете»; «Философские взгляды А.И.Герцена, их место и роль в истории русской философии».
Проф. А.Д.Косичев – «Философские дискуссии и философская наука в СССР в 20–30 гг.»; «Закономерности современного мирового общественного развития»; «Судьбы марксизма в наше время».
Проф. П.С.Шкуринов занимается исследованием русской философии XVIII – начала ХХ вв.
Проф. В.А.Кувакин изучает русскую религиозную философию, философию конца XIX – начала ХХ вв., проблемы гуманизма в русской и мировой философии. В 1998 г. он опубликовал книгу «Твой рай и ад: человечность и бесчеловечность человека: философия, психология и стиль мышления гуманизма» (М., Спб.,«Алетейя»).
Вед.н.с. Т.М.Караев разрабатывает проблематику: «История философии в культуре народов Кавказа, Средней Азии», «Культурные ориентации народов Кавказа», «Межнациональные отношения и их роль в культурологии», «Социальный идеал в мировоззрении народов Кавказа», «Фактор религиозной ориентации кавказских народов и современное состояние конфессий».
Ст.н.с. Л.Р.Авдеева изучает философские и социально-политические теории представителей консервативного направления России XIX столетия (Н.М.Карамзин, М.Р.Погодин, С.П.Шевырев, Н.Я.Данилевский, А.А.Григорьев, Н.Н.Страхов, К.Н.Леонтьев и др.); «Персонализм в России XIX в.» (Л.Н.Лопатин, А.А.Козлов и их последователи в начале XX в.). Читает курс лекций по истории русской философии на историческом факультете, ведет спецкурсы: «Персонализм в России XIX в.» (Л.Н.Лопатин, А.А.Козлов)», «Консерватизм в России XIX столетия: концепции, идеи, представители».
Доц. А.И.Болдырев проводит исследования по истории русской философии XVIII в., по истории русского масонства, изучает философские идеи в русской литературе XIX в., философские взгляды Радищева.
Доц. Судьин Г.Г. ведёт исследование по истории русской философии первой половины XIX в.: А.С.Пушкин и П.Я.Чаадаев; А.С.Пушкин и А.Н.Радищев; М.Ю.Лермонтов и В.Г.Белинский. Изучает дискуссионные проблемы философии славянофилов.
Ст.н.с. А.П.Козырев изучает философское наследие В.В.Соловьева, С.Н.Булгакова.
Ст.н.с. Ю.Б.Сенчихина занимается изучением истории древнерусской философии в России XVIII в.
Доц. Н.С.Козлов занимается исследованием русской философии X–XVIII вв., философией истории Л.Н.Толстого; философско-социологическими, этико-гуманистическими проблемами в творчестве Ф.М.Достоевского. Читает основные курсы лекций по истории русской философии, спецкурс «Философия русского средневековья», опубликовал более 50 работ, в т. ч. монографии: «Лев Толстой как мыслители гуманист», «Русская философская мысль X–XVII вв.».
На кафедре подготовлены и читаются основные курсы по истории русской философии для студентов философского, социологического, исторического, филологического факультетов, факультетов журналистики и психологии. В 1998 г. были прочитаны следующие спецкурсы и спецсеминары: «Евразийство», «Историко-философское россиеведение» (М.А.Маслин); «Философия в Московском университете», «Философские искания А.И.Герцена» (А.Т.Павлов); «Философские дискуссии и философская наука в СССР в 20–30 гг.» (А.Д.Косичев); «Философия России XVIII в.», «Проблемы космизма в русской философии XIX–ХХ вв.» (П.С.Шкуринов); «Философские идеи в русском масонстве XVIII – начала XIX в.», «Философские проблемы в творчестве Тютчева, Пушкина, Чехова» (А.И.Болдырев); «Дискуссионные проблемы истории русской философии» (Г.Г.Судьин); «Фактор российской (славянской) ориентации кавказских народов», «Религии народов Кавказа» (Т.М.Караев); «От Вл.Соловьёва к о. Сергию Булгакову» (А.П.Козырев). Все спецкурсы обеспечены учебниками, монографическими исследованиями, статьями в журналах «Вопросы философии», «Философские науки», «Вестник Моск. ун-та», в словаре «Русская философия».
Кафедра эстетики создана в 1960 г. Она была первой в стране кафедрой этого профиля. И в настоящее время она является единственной кафедрой в России, которая занимается исследованием и преподаванием дисциплин только эстетического характера.
В течение первых 27 лет кафедру возглавлял профессор М.Ф.Овсянников (1915–1987), учёный с мировым именем, автор многих трудов по истории философии и истории эстетической мысли. Его «История эстетической мысли», изданная в 1983 г., до сих пор служит учебным пособием для студентов философских факультетов и художественных вузов. С 1987 г. кафедру возглавляет проф. Е.Г.Яковлев.
За 38 лет своего существования кафедра превратилась в признанный центр эстетических исследований и подготовки кадров. Кафедра осуществила два издания учебника по эстетике, которыми два десятилетия пользовались студенты всех вузов. Сотрудники кафедры активно участвовали в издании 6-томной «Истории эстетической мысли», издании памятников мировой эстетической мысли. Сотрудники кафедры участвуют в Международных эстетических конгрессах. Кафедрой было организовано пять всесоюзных эстетических конференций, в которых участвовали все видные эстетики СССР и зарубежные гости. Кафедра регулярно проводит научные конференции по актуальным проблемам современной эстетики. На кафедре готовили докторские и кандидатские диссертации представители многих стран Европы, Азии, Америки.
Студентам, специализирующимся по кафедре, читаются спецкурсы не только по эстетическим дисциплинам, но и по проблемам, пограничным с эстетикой: истории искусства, социологии искусства, эстетическим проблемам экологии, моды, рекламы и т.п. Выпускники кафедры преподают философию и эстетику в вузах, работают в научно-исследовательских организациях, в музеях, в издательствах и журналах, в рекламных агентствах.
Кафедра эстетики ведет научную работу по следующим основным направлениям:
– теория русской эстетической мысли ХХ в.;
– основные направления современной зарубежной эстетики;
– проблема понимания предмета эстетики;
– взаимодействие эстетики, культурологии, искусствознания.
Проф. Е.Г.Яковлев ведет исследования в области истории и теории эстетики, религиоведения, искусствознания. Он является автором книг: «Эстетика: учебник» (1998), «Эстетическое как совершенное» (1995), «Искусство и мировые религии» (1975).
Проф. Е.В.Волкова ведет исследования в области эстетики конца ХIХ – начала ХХ в., эстетических проблем произведения искусства. Автор книг: «Трагический парадокс Варлама Шаламова» (1998), «Произведение искусства в мире художественной культуры» (1988), «Произведение искусства – предмет эстетического анализа» (1976).
Проф. А.С.Мигунов ведет исследования в области эстетики модернизма и пост модернизма. Им опубликованы книги: «Эстетика и искусство во второй половине ХХ в.» (1991), «Искусство и процесс познания» (1986), «Художественный образ. Эстетический анализ» (1980).
Проф. В.П.Крутоус ведет исследования в области методологии и понятийного аппарата эстетики, истории русской эстетической мысли. Он автор книг: «Родословная красоты» (1988), «Категория прекрасного и эстетический идеал» (1985).
Доц. Г.П.Турук ведет исследования в области социологии искусства, применения математики для исследования эстетических проблем, проводит многолетнее исследование художественных вкусов студентов МГУ.
Доц. В.М.Хоминская ведет исследования в области истории русской эстетики ХIХ в., занимается эстетикой Ф.М.Достоевского.
В 1998 г. кафедра провела научную конференцию «Эстетические проблемы маргинального и аутсайдеровского искусства».
Студентам философского факультета читается основной курс «История и теория эстетики». Для студентов, специализирующихся по кафедре эстетика, читаются спецкурсы: «Эстетика модернизма и постмодернизма» (А.С.Мигунов), «Парадоксы катарсиса в искусстве ХХ в.» (Е.В.Волкова), «Эстетический опыт. Современные концепции и проблемы теории» (С.А.Завадский), «Народность искусства» (Т.В.Кузнецова), «Эстетика Достоевского» (В.М.Хоминская), «Ницшеанская ветвь русской философско-эстетической мысли» (В.П.Крутоус), «Русская эстетика на рубеже веков» (В.В.Дубовицкий), «Количественные методы в эстетике» (Г.П.Турук), «Эстетика и психология рекламы» (С.А.Дзикевич). Кафедра ведет работу и на других факультетах. На историческом – для студентов отделения истории искусств читается курс «История эстетических учений». На социологическом факультете, факультетах психологии и журналистики читается курс эстетики. Все курсы обеспечены учебно-методической литературой.
Кафедра этики осуществляла научную работу по следующим основным направлениям:
– история этических учений и история нравов;
– проблема гуманизма в современной общественной жизни;
– теория ценностей;
– обоснование морали;
– мораль и экономика;
– мораль и политика;
– мораль и право.
По проблемам истории этических учений и истории нравов работают проф. А.А.Гусейнов, проф. Е.Л.Дубко, проф. А.В.Разин. А.А.Гусейнов читает спецкурс по этике Аристотеля, занимается анализом этических доктрин, оставленных великими моралистами прошлого, разрабатывает вопросы истории этики в теоретическом плане, что отражено в публикациях: «Этика Аристотеля», «Краткая история этики», «Великие моралисты» и др. Е.Л.Дубко занимается конкретно-историческим исследованием нравов, анализом нравственных кодексов, исследованием вопросов о том, как всеобщие нравственные императивы трансформируются в сознании конкретно-исторических общностей людей. А.В.Разин занимается исследованием истории этической мысли в аспекте выяснения вопроса о том, как через нравственность человек осознает себя в качестве индивидуального субъекта самосознания. По данной проблеме подготовлена монография.
Проблема гуманизма так или иначе содержится в творчестве всех преподавателей и сотрудников кафедры. Проблемы гуманизма отражены в сборнике «Наука и здравый смысл в России: кризис или новые возможности» (ред.: В.А.Кувакин, П.Хеар, А.В.Разин).
Теорией ценностей занимаются С.Ф.Анисимов и Т.И.Пороховская. С.Ф.Анисимов в отчетном году продолжал работу над совершенствованием учебного пособия «Введение в аксиологию».
Проблемами обоснования морали занимаются А.А.Гусейнов, Р.Г.Апресян, А.В.Разин. По данной теме имеются публикации в виде статей и глав монографий.
Тема мораль и экономика разрабатывается В.А.Вазюлиным. По данной теме читается спецкурс.
Тема мораль и политика разрабатывается Е.Л.Дубко. По ней читается курс лекций для отделения политологии.
Тема мораль и право разрабатывается А.И.Пашинским. Он читает курс права для студентов философского факультета. По вопросам юридической деонтологии и этики права им опубликованы учебные пособия.
Кафедра истории и теории мировой культуры изучала культуры Античности, Средневековья, Возрождения, России советского периода, а также различные культуры Востока (Япония, Индия, Китай). Сотрудники участвовали в грантах на перевод философских сочинений Сенеки (ст. препод. Т.Ю.Бородай), издания прозаических сочинений А.А.Фета (ст. препод. Г.Д.Асланова), перевод сутры Вишнудхармоттара (ст. препод. В.В.Вертоградова). Под редакцией проф. Г.С.Кнабе был выпущен сборник «Москва и московский текст русской культуры», он является соавтором учебника «Очерки по истории мировой культуры» и сборника «История мировой культуры. Наследие Запада». Т.Ю.Бородай в книге «Философия природы в античности и в Средние века» опубликовала перевод комментариев Фомы Аквинского и Симпликия к Аристотелю и статью об этих комментариях. Проф. А.Л.Доброхотов, как соавтор книги «Произведенное и названное», написал в ней главу «Мысль и образ: возможность встречи». Проф. М.И.Свидерская продолжала разрабатывать тему искусства Возрождения и тему взаимодействия искусства и религии. Вышло несколько статей по средневековой философии в различных философских периодических изданиях у мл.н.с. А.М.Шишкова и по раннехристианской философии – у ст. препод. В.Я.Саврея.
На кафедре для студентов II курса отделения философии и политологии в течение учебного года читается основной курс «История и теория мировой культуры» и проводятся семинарские занятия. Кроме того, для студентов кафедры читаются следующие спецкурсы: «Постромантические модели культуры» (проф. Г.С.Кнабе), «История рационализма» (проф. А.Л.Доброхотов), «Введение в изучение западноевропейского изобразительного искусства» и «Изобразительное искусство и культура эпохи Возрождения» (проф. М.И.Свидерская), «Культура и быт русского общества» (ст. препдо. Г.Д.Асланова), «Литература Древней Греции» и «Литература Древнего Рима» (доц. Т.В.Васильева), спецкурсы по философии Гегеля (препод. Д.А.Лунгина), раннехристианской экзегетике (ст. препод. В.Я.Саврей), кинематографу (препод. А.Н.Синицын).
На кафедре работает научно-методический семинар.
Кафедра философской антропологии и проблем комплексного изучения человека создана на основе договора между МГУ и РАН в лице Института философии и Института человека в 1988 г. Профессорско-преподавательский состав в настоящее время насчитывает 7 профессоров, 2 доцентов и 1 старшего преподавателя из числа штатных сотрудников ИФ и ИЧ РАН. Работают: акад. РАН В.С.Стёпин, проф. Л.П.Буева, акад. РАН И.Т.Фролов, проф. Б.Г.Юдин, проф. В.Л.Рабинович, проф. Ф.И.Гиренок, проф. В.С.Швырёв, доц. И.К.Лисеев, доц. Н.М.Смирнова, ст. препод. В.И.Аршинов.
Направления научной работы кафедры заданы как планами научно-исследовательских работ преподавателей в структурных подразделениях ИФ и ИЧ РАН, так и концепцией специализации в рамках кафедры философской антропологии и комплексных проблем изучения человека. Двойная обусловленность тематического поля исследовательских разработок обусловила широкий разброс тем, охватывающий практически все важнейшие разделы наук о человеке. В их числе: общие проблемы и категориальный аппарат философской, социальной и культурной антропологии; философские основания культурологии; культурно-антропологические параметры общественного развития; методологические, гуманитарные и этические аспекты современной биомедицины; проблемы глобального эволюционизма и генно-культурной коэволюции; проблемы глубинной экологии и экологических императивов современной культуры; социокультурная размерность философских оснований науки и философия образования; проблемы танатологии, метафора смерти в истории культуры; история антропологических идей в русской и западноевропейской философии; христианская антропология.
Кафедра логики была создана в 1947 г. Кафедру возглавляли П.С.Попов (1947–1948), В.И.Черкесов (1948–1957), В.Ф.Асмус (1957–1958), М.Н.Алексеев (1958–1965), И.С.Нарский (1965–1966), А.А.Зиновьев (1967–1968), А.А.Старченко (1968–1982), Ю.В.Ивлев (с 1982). В разное время на кафедре работали А.С.Ахманов, Н.В.Воробьёв, А.А.Ветров, Б.М.Кедров, В.А.Смирнов, Д.П.Горский, Н.И.Стяжкин, Д.И.Киреев, А.А.Ивин, В.Н.Костюк. Читали спецкурсы сотрудники кафедры математической логики механико-математического факультета А.А.Марков, С.А.Яновская, А.Г.Драгалин, Б.Н.Пятницын, Б.С.Грязнов, В.К.Финн, Г.И.Рузавин.
В первое десятилетие существования кафедры перед ней стояли сложные задачи организации учебного процесса и изменения имеющегося ранее в нашей стране негативного отношения к формальной логике как науке. Кафедра обеспечивала чтение трёхсеместрового курса логики на философском факультете, двухсеместрового курса на филологическом факультете по специальности «преподаватель русского языка и логики», а также семестровых курсов на других гуманитарных факультетах. В это время на кафедре и факультете в целом велись острые дискуссии о соотношении между формальной и диалектической логикой, о предмете и значении логики, ее месте в системе научного знания. Большой вклад в преодолении распространенного взгляда на формальную логику как низшую – по отношению к диалектической – ступень логики, пригодную лишь для «домашнего обихода», внёс Е.К.Войшвилло. Важную роль в формировании целой плеяды квалифицированных специалистов в области современной логики сыграл организованный профессором механико-математического факультета С.А.Яновской семинар, который посещали студенты, аспиранты и преподаватели кафедры.
Во второе десятилетие существования кафедры основные дискуссии велись вокруг содержания читаемых курсов, системы подготовки профессиональных логиков-философов, а также перспектив научных исследований на кафедре. В центре этих дискуссий стоял вопрос о философско-методологической значимости результатов, полученных в современной символической логике, и допустимости использования ее аппарата в логико-философских исследованиях.
В середине 60-х гг. произошёл существенный сдвиг в переориентации научного профиля кафедры и изменении учебного плана специализации с учётом современных тенденций в мировой логике.
В период с 1968 по 1982 г., когда кафедрой руководил А.А.Старченко, её педагогический и научный потенциал значительно вырос. Были установлены контакты с ведущими зарубежными логическими центрами, на VI Международном конгрессе по логике, методологии и философии науки (Ганновер, 1979) одним из приглашенных докладчиков был проф. Е.К.Войшвилло. Большое внимание в этот период уделялось профилизации лекционных курсов применительно к специфике разных специальностей, в том числе и курса для философов, особый акцент в котором делался на применении логических методов при постановке и решении проблем теории познания. Была создана уникальная система специализации – подготовки профессиональных кадров в области логики. Преподавателями кафедры были разработаны оригинальные спецкурсы: «Логическая семантика» (Е.Д.Смирнова), «Логика научного познания» (Е.К.Войшвилло). Особое место в структуре специализации в этот и последующие периоды занимали спецкурсы В.А.Смирнова, который знакомил студентов с самыми современными направлениями исследований в мировой логической науке.
Для периода с 1982 г., когда во главе кафедры встал Ю.В.Ивлев, характерна активная реализация творческого потенциала ее сотрудников. За это время защитили докторские диссертации Ю.В.Ивлев, Е.Д.Смирнова, В.А.Бочаров, В.С.Меськов, В.И.Маркин. Вышли в свет 15 монографий, большое количество учебников (многие из них выдержали несколько изданий) и учебных пособий. Серьезные коррективы были внесены в программу общего курса логики для студентов-философов. Большое место в нем стали занимать современные семантические методы анализа языковых контекстов и проблематика неклассических логик и их формально-методологических приложений.
В настоящее время на кафедре работают: профессора – Ю.В.Ивлев, Е.К.Войшвилло, Е.Д.Смирнова, В.А.Бочаров, В.И.Маркин, доценты – А.А.Старченко, Е.Б.Кузина, Д.В.Зайцев; ст. преподаватели И.П. Голованова, А.А.Ильин; н.с. О.В.Попов.
Ю.В.Ивлев работает в области модальной логики, квазифункциональной логики, деонтической логики, логики в управлении, теории аргументации. Им разработано новое направление в логике – квазиматричная (квазифункциональная) логика; построен ряд квазифункциональных систем с фактическими модальностями; предложены квазифункциональные варианты деонтической, эпистемической и паранепротиворечивой логик; выдвинута задача перестройки основных разделов математики на базе понятия квазифункции; разработана семантика логических модальностей без использования понятия модельной структуры и относительно ограниченных множеств описаний состояний.
Областями научных интересов Е.К.Войшвилло являются релевантная логика, логика научного познания, теория понятия, теория натурального вывода, модальная логика, силлогистика. Им разработана современная теория понятия; проведена экспликация семантического понятия информации; построена семантика обобщенных описаний состояний для первопорядкового фрагмента релевантной системы Е и «семантика ослаблений» для полной системы Е; осуществлены философско-методологические приложения релевантной логики, связанные с уточнением понятий закона науки, научного объяснения, существенного признака, диспозиционного предиката и др.
Е.Д.Смирнова занимается логической семантикой, логическим анализом естественного языка, интенсиональной логикой, теорией познания, философскими основаниями логики. Она разработала теорию семантических категорий для языков с кванторами и операторами, на этой основе уточнила понятие логической формы; предложила новый подход к анализу интенсиональных контекстов, построила первопорядковую интенсиональную логику; построила нестандартную семантику с не всюду определенным предикатом истинности и пресыщенными оценками, позволяющую с единых позиций обосновать широкий класс логических систем и выявить эпистемологические предпосылки, лежащие в их основе; исследовала проблему обоснования вводимых в научных теориях идеальных конструктов и финитную установку Д.Гильберта с её последующими модификациями; предложила нестандартный подход к анализу логико-семантических идей Л.Витгенштейна; исследовала вопросы философских оснований логики (связь логики и мышления, концепции психологизма и антипсихологизма и др.).
Областями научных интересов В.А.Бочарова является силлогистика, свободная логика, онтология и мереология Лесневского, логические аспекты теологии, автоматический поиск доказательств. Он обосновал семантическое отличие силлогистики Аристотеля от традиционной силлогистики; построил расширенную силлогистику со сложными терминами и доказал ее дефинициальную эквивалентность булевой алгебре; разработал кванторное расширение силлогистики и доказал его дефинициальную эквивалентность элементарной онтологии Лесневского; построил исчисление предикатов первого порядка с нестандартными (неэкзистенциальными) дескрипциями и доказал его непротиворечивость, данный аппарат был использован для анализа онтологического аргумента Ансельма и его критики Кантом; разработал алгоритм автоматического поиска доказательств в классических исчислениях высказываний и предикатов в натуральной форме их представления.
Научные интересы В.И.Маркина лежат в области силлогистики, модальной логики, логических систем Н.А.Васильева, компьютерных приложений логики. Он построил ряд логических систем с модальностями de re и адекватные этим системам реляционные и окрестностные семантики возможных состояний индивидов, средствами этих семантик осуществил экспликацию различных типов признаков; осуществил современную формальную реконструкцию известных силлогистических теорий – позитивных фрагментов силлогистик Брентано-Лейбница, Больцано, Льюиса Кэрролла, аристотелевского и традиционного вариантов сингулярной негативной силлогистики, аподиктического фрагмента модальной силлогистики Аристотеля; для широкого класса силлогистических систем доказал теоремы о погружаемости их в современные логические исчисления; построил обобщенную позитивную силлогистику с полной системой силлогистических констант, в ее рамках выразимы все возможные объемные отношения между двумя терминами; совместно с Т.П.Костюк осуществил формализацию воображаемой логики Н.А.Васильева и его ассерторической силлогистики; под руководством В.А.Смирнова (и при участии А.В.Смирного и А.Е.Новодворского) создал первый в России курс дедуктивной логики при поддержке компьютерной программы интерактивного поиска вывода.
А.А.Старченко ведёт исследования в области теории аргументации, логико-методологических проблем права, эпистемической логики. Он выдвинул и логически обосновал идею необходимости и реальной возможности достижения объективной истины в судопроизводстве; разработал логический механизм достоверного доказательства судебных версий; исследовал принципы правовой герменевтики; дал комплексный анализ категории «убеждение», разработал рациональные основы типологии убеждений; обосновал методологические функции аргументации и принципы согласования её полей.
Д.В.Зайцев занимается релевантной логикой, алгеброй логики, проблемами обработки и представления информации. Им пострены реляционные семантики по т.н. «американскому плану» для основных систем релевантной логики; предложены информационные семантики обобщенных описаний состояния для некоторых систем релевантной логики; развиты прикладные семантические и синтаксические теории релевантного следования первого уровня; разрабатывается обобщенная теория чистого релевантного следования.
Кафедра философии и методологии науки была выделена из кафедры философии в 1992 г. В настоящее время сотрудниками кафедры являются: профессора – В.Г.Кузнецов, Ю.А.Петров; доценты – А.В.Панин, Ю.Д.Артамонова, Е.В.Брызгалина, А.В.Чусов.
Кафедра является ведущей в России в исследовании философских проблем биологии и медицины, методологических концепций гуманитарных наук, проблем сциентизма и антисциентизма и др. Основные направления научной работы:
– разработка общих проблем философии науки: наука как общественный феномен, место науки в культуре, история науки, природа научного знания;
– исследование основных методологических концепций науки: логический эмпиризм, критический рационализм, постпозитивизм, структурализм, герменевтическая методология науки, феноменологическая концепция науки;
– философские проблемы конкретных наук: биологии, медицины, физики, математики, истории, языкознания, литературоведения, правоведения.
А.В.Панин критически пересмотрел ряд фундаментальных идей постпозитивистской методологии науки, к которым он относил идеи автономии в развитии научного знания (К.Поппер), необходимости соединения философии и истории науки, понятия «исследовательской программы» (И.Лакатос), «парадигмы» (Т.Кун), «теоретического плюрализма» (П.Фейерабенд), рациональности и её типов. Осмысление этих идей приводит А.В.Панина к выводу о необходимости преодоления в методологии науки дихотомии теоретического и эмпирического уровней знания и выделения третьего, метатеоретического (или архетипического) уровня, аналогами которого являются понятия «парадигма» Т.Куна и «ядро исследовательской программы» И.Лакатоса. Им разрабатываются также проблемы: наука в системе мировоззренческой ориентации (дилемма «сциентизм и антисциентизм»), образ науки с человеческим лицом.
В.Г.Кузнецов – специалист в области логики и философии науки. Основной проблематикой его исследований являются логико-методологические аспекты герменевтического, структуралистского и феноменологического обоснования гуманитарных наук. В своих работах он поставил и решил задачи реконструкции истории развития герменевтического метода, определения основных признаков герменевтического методологического стандарта в гуманитарных исследованиях, логико-семантического минимума понимания, этапов становления герменевтической логики. Обосновал взгляд, согласно которому герменевтическое рассуждение есть мереологический вывод от части к целому (и наоборот), в основе этого вывода лежит «герменевтический круг». Обобщение полученных результатов привело В.Г.Кузнецова к выводу о возможности оформления особого раздела философского знания – логической герменевтики как совокупности логических систем, каждая из которых решает специфическую герменевтическую задачу. В развитие этой идеи им был построен ряд логических систем для анализа конкретных текстов и отношений между некоторыми философскими категориями, что дает возможность эмпирического обоснования логической герменевтики. В.Г.Кузнецов провел архивные исследования научного наследия проф. Г.Г.Шпета (1879–1937), дал сравнительный анализ герменевтической феноменологии М.Хайдеггера и Г.Г.Шпета. В настоящее время В.Г.Кузнецов занимается также философией права, где, в частности, им получено обоснование принципа соответствия положительного права идеалу естественного права как критерия оценки прогрессивности (или регрессивности) действующей правовой системы.
Ю.А.Петров занимается методологией науки. Им выдвинута и обоснована идея поаспектного семиотического сравнения (соизмеримости) теорий при одинаковости их гносеологических предпосылок; доказано, что ньютонова механика и теория относительности сравнимы и несовместимы по синтаксическим выражениям законов, в семантическом математическом аспекте эти теории сравнимы и ньютонова механика является частным случаем теории относительности, в семантическом физическом аспекте гносеологические предпосылки этих теорий различны и они несоизмеримы, в прагматическом аспекте сравниваются не законы теорий, а вычисления по этим законам (их приложения); предложены способы эффективизации понятия физической реальности для ньютоновой, релятивистской и квантовой механик; обоснована идея о действительной применимости эффективизированных категорий (материи, сущности, причинности, необходимости, случайности и др.) в философии физики и математики; разработана практическая логика мышления с перечислением мыслительных проблемных ситуаций и указанием правил их разрешения; выявлены прагматические условия корректности вопроса и проблемы скрытых предпосылок вопроса.
Е.В.Брызгалина – специалист по философским проблемам биологии и медицины, истории биологии и медицины, методологии науки. Её научные интересы сосредоточены вокруг проблем, порожденных новой ситуации в биомедицинских исследованиях (биотехнология, генная инженерия, медицинская генетика, биоэтика, биополитика). Разрабатываемые проблемы: категориальный аппарат человековедческой проблематики, общенаучный характер понятия «индивидуальность», биосоциальные исследования асоциального поведения, этико-правовые аспекты биомедицинских исследований, влияние современной науки на развитие права. Е.В.Брызгалина одной из первых в МГУ разработала содержательные и методические вопросы преподавания курса «Концепции современного естествознания».
Ю.Д.Артамонова занимается общими проблемами философии науки и специфическими аспектами философии гуманитарных наук, на большом фактическом материале ею исследуется соотношение идей немецкой герменевтической школы и французского постструктуралистского и постмодернистского направлений в области методологии науки.
А.В.Чусов – специалист в области общей методологии науки и философии математики и физики. Он разрабатывает новый подход к разработке категориального аппарата философии на основе математической теории категорий.
В рамках гранта Всемирного банка была создана «Экспертно-информационная система по малому предпринимательству в России» (рук. А.В.Чусов); исследовательский грант РГНФ «Философия права в мировой культуре» (рук. В.Г.Кузнецов, исп. В.Н.Кузнецов и Е.А.Чичнева) был посвящён разработке истории философии права и актуальной проблематике современного состояния этого важнейшего раздела философского знания.
Кафедра обеспечивает чтение общих курсов по методологии науки и философским проблемам естественных и гуманитарных наук. Кроме этого на кафедре поставлены спецкурсы: исторические эпохи и исторические методы; философия языка; методологические идеи современной философской герменевтики и постструктурализм; история биологии; философские проблемы медицины; этико-правовые аспекты современной биомедицинской практики; категориальные системы; категории “пространство” и “время”; элементы общей теории метода; философия права.
В 1998 г. разработаны программы следующих курсов: «Философия права» (В.Г.Кузнецов); «Логика научного познания» (В.Г.Кузнецов); «Основные проблемы современной методологии научного познания» (Ю.Д.Артамонова). Кафедра читает для студентов философского, филологического и некоторых естественных факультетов общие курсы: «Философия и методология науки», «Философские проблемы физики и математики», «Философия гуманитарного знания». В 1998 г. прочитаны следующие спецкурсы: «Проблемы соотношения биологического и социального в политологии», «Идеалы и нормы научности», «Эволюционная теория познания», «Современные дискуссии в области методологии гуманитарного знания», «Исторические эпохи и исторические методы», «Критическое мышление», «Введение в феноменологию», «Философия права», «Футуросинергетика России».
Кафедра политологии была создана в начале 1991 г. Ее основной задачей является разработка концептуальных основ политологического знания, исследование культурно-гуманитарных аспектов политики. На кафедре работают: проф. А.С.Панарин, проф. И.А.Василенко, доц. А.В.Попов, д.с.н. В.И.Шамшурин. По кафедре специализируется около 50 студентов, свыше 15 аспирантов. Выпускники кафедры работают в государственных органах власти (Администрация Президента РФ, Государственная Дума РФ), в международных общественных фондах.
Преподаватели кафедры ведут интенсивную научную работу. Основные направления научных исследований преподавателей, студентов и аспирантов кафедры:
– культурно-гуманитарное измерение политики;
– политическое прогнозирование;
– политическая антропология;
– политический менеджмент;
– социокультурные проблемы политического партнёрства;
– философия права;
– политическая психология и др.
Сотрудники читают общие курсы: «Философия политики», «Политология», «Политическая психология», «Политические системы современности», «Политическая антропология», а также спецкурсы по государственному управлению, политическому менеджменту, философии права и др. Ими выпущены в свет учебники по политологии (А.С.Панарин «Политология», 1997); Гаджиев К.С. «Политическая наука» (1996); по государственно-административному управлению (Василенко И.А. «Административно- государственное управление в странах Запада», 1996); по менеджменту (Попов А.В. «Теория и организация менеджмента в США», 1991). Кроме того, опубликованы монографии по геополитике, по политологическим судьбам России в ХХ в., по цивилизационному измерению политики и др.
Кафедра истории социально-политических учений была открыта менее 10 лет назад на базе кафедры истории социально-политических учений. Более 20 лет заведующим кафедрой был проф. Н.И.Бочкарёв. С 1998 г. и.о. заведующего кафедрой является Александр Андреевич Ширинянц. На кафедре работают: профессор-консультант Н.И.Бочкарёв, доценты А.А.Ширинянц, Н.Н.Железняк; ассистенты Ю.Б.Мишкинене, А.А.Зоткин; н.с. Д.В.Ермашов. По совместительству работают 2 доцента К.М.Андерсон и О.Ю.Бойцова.
На кафедре основные проблемы политологии рассматриваются в исторической и теоретической перспективе. Одним из приоритетных направлений своей научной работы кафедра считает разработку методологических проблем истории социально-политических учений. В настоящее время в рамках этого направления сотрудниками кафедры начато издание серии «Русская социально-политическая мысль ХIX – начала ХХ в.».
На кафедре читаются следующие основные курсы: «История политических учений с древнейших времен до Нового времени»; «История политических учений Западной Европы и Америки ХVIII – начала ХIХ вв.»; «История политических учений России ХIХ в.»; «История политических учений Западной Европы ХIХ в.»; «История политических учений первой половины ХХ в.»; «История политических учений второй половины ХХ в.». Все вышеперечисленные курсы обеспечены методической литературой. Кафедра читает также следующие спецкурсы и спецсеминары: «Политическая философия русского консерватизма» (А.А.Ширинянц); «Политическая культура российской интеллигенции ХIХ – начала ХХ в.» (А.А.Ширинянц); «Методология исследования социально-политической мысли» (Н.И.Бочкарёв); «Проблемы свободы и равенства в политической мысли Европы ХХ в.» (Н.Н.Железняк); «Проблемы методологии исследования истории политической мысли ХIХ в.» (Н.Н.Железняк); «Национальная культура политических традиций Нового времени» (К.М.Андерсон); «Власть и интеллигенция» (К.М.Андерсон); «Источниковедение истории политических учений Новейшего времени» (К.М.Андерсон); «Социально-политические проблемы в отражении древней мифологии» (О.Ю.Бойцова); «Анализ и обработка научных текстов» (О.Ю.Бойцова); «Основные проблемы западной политической науки последней трети ХХ века» (О.Ю.Бойцова); «Психологические методы в политической науке» (Ю.Б.Мишкинене); «Современная американская политическая философия» (Ю.Б.Мишкинене); «История и теория массовых коммуникаций» (Ю.Б.Мишкинене); «Личность и государство в политической мысли Средневековья» (А.А.Зоткин); «Философия политики Г.В.Ф.Гегеля» (А.А.Зоткин); «Русская консервативная мысль ХVIII – начала ХIХ в.» (Д.В.Ермашов).
В течение ряда лет кафедра сотрудничает с Гродненским государственным университетом им. Я.Купалы. Изданы два учебных пособия по истории социально-политической и правовой мысли России ХIХ – начала ХХ вв.
Кафедра политических процессов России. В настоящее время на кафедре работают профессора – В.И.Коваленко, А.М.Ковалёв, И.А.Козиков, М.С.Кудряшова, А.И.Костин, Е.Н.Мощелков, доценты – Г.С.Александрова, А.Ю.Шутов, Б.А.Богомолов, С.А.Марков.
Основные направления научной работы кафедры:
– политический процесс в России;
– взаимовлияние общеисторических императивов и отечественной политической традиции;
– федерализм и политическая регионалистика;
– политические технологии в обществах переходного типа.
Профессора и преподаватели работают по грантам: от Института «Открытое общество» за учебную программу «Политическая история России» (проф. В.И.Коваленко, проф. Е.Н.Мощелков); Программа «Университеты России – фундаментальные исследования»: «Взаимовлияние общеисторических тенденций и отечественных традиций в политическом процессе России на пороге XXI в.» (проф. В.И. Коваленко, проф. Е.Н. Мощелков).
Сотрудники кафедры читают общие курсы: «Политическая история России», «История Отечества», «Политические отношения и политический процесс в современной России», «Прикладная политология», «Политическая регионалистика», «Глобалистика и экополитология», «Глобалистика и экология (для студентов философского отделения)»; и спецкурсы: «Политическая география», «Современная цивилизация и пути развития России», «Россия и мир: возможные пути развития», «Тоталитарные и авторитарные режимы и опыт России», «Власть и управление», «Политические институты субъектов РФ», «Политический портрет лидера: методология и методика составления», «Эволюция политического сознания современного российского общества», «Трудовая демократия в переходном обществе России и Запада», «Научно-техническая политика в современной России», «Организация политической власти в современной России», «Разделение властей: международный опыт и Россия», «Правовое государство: генезис концепции, проблемы и перспективы его становления в России».
Все основные курсы обеспечены учебными программами, планами семинарских занятий и рядом учебно-методических пособий. В 1998 г. опубликовано учебное пособие «Современный политический процесс в России». Аспиранты кафедры (С.Рыженков, О.Калугин, И.Егоров) подготовили ряд глав для учебного пособия «Органы государственной власти субъектов РФ».
Кафедра мирового политического процесса была создана около десяти лет тому назад. Создание новой кафедры было обусловлено необходимостью теоретического исследования резко возросших, количественно и качественно изменившихся мировых социально-экономических и политических связей. За последние 20 лет мир превратился в целостность где стали действовать новые связи и отношения. Возник принципиально новый транснациональный уровень общения и регулирования, который находится в очень сложном взаимодействии с международным, национальным и региональным уровнями. Мир превратился в систему, в которой все части структуры функционально и необходимо взаимосвязаны в системе, которая функционирует в соответствии со своими собственными законами. Возникшая новая онтологическая реальность содержит множество явных и скрытых сторон, феноменов. Учитывая все это, кафедра поставила перед собой задачу разработки методологии исследования новой сложившейся действительности. Перед коллективом кафедры была поставлена задача разработки гносеологических, аксеологических проблем, а также исследования проблем управления мировым политическим процессом.
Таким образом, коллектив кафедры выдвинул задачу разработки новой дисциплины философии мировой политики и разработку основных философских проблем превращения мира в целостность, выявления сущности и закономерностей этого процесса.
Кафедра занимается изучением основных причин формирования и развития мирового политического процесса, проблем власти и управления, иерархичности организации мировой системы, выявления новых тенденций развития. Поскольку на мировой арене появляются новые субъекты мирового политического процесса, которые в ряде случаев стали играть более важную роль, чем государство, кафедра стала заниматься изучением множества новых субъектов, таких как ТНК, гражданское общество, мафия, диаспора и т.д., а также их взаимодействия в рамках мирового сообщества.
Все эти процессы исследуются на фоне политического пространства и времени. Существенно новым в деятельности кафедры является анализ взаимодействия мировой экономики и международной политики. Эта проблема имеет огромное теоретическое и политическое значение для творческого исследования проблем целостности мирового сообщества. На кафедре также анализируются взаимоотношения Восток-Запад, Север-Юг, Юг-Юг, зависимость и взаимозависимость в мировом политическом процессе, национальной стратегии и воли, интеграции, дезинтеграции в мировом политическом процессе, проблема свободы выбора пути развития, природы мирового политического конфликта, пути урегулирования межсубъектных отношений, исследования международных региональных проблем, проблем политических партий и движений.
Кафедра занимается и такой мало разработанной проблемой, как отношения России со странами СНГ, проблемой взаимодействия НАТО со странами Запада и Востока, расширение НАТО, обеспечение национальной безопасности России.
Члены кафедры выступали на всемирных философских и политологических конгрессах, панъевропейских, а также региональных научных мероприятиях.
Кафедра читает общие курсы: История мирового политического процесса (доц. А.П.Кабаченко); Теория мирового политического процесса (проф. Ю.М.Павлов); Теория международных отношений, сравнительная политология: региональные политические институты и процессы (доц. А.Л.Демчук). Для специализации предлагаются следующие дисциплины: Теория мирового политического процесса как предмет изучения (доц. Э.Н.Цыганкова); Субъекты мирового политического процесса; Политическое пространство и время в мировом политическом процессе; Взаимодействие и взаимозависимость в мировом политическом процессе; Взаимодействие мировой экономики и международной политики; Этнополитические процессы в современном мире; Политические партии и общественные движения (доц. Т.И. Шипуло).
Отделение религиоведения было создано в 1996 г. и имеет в своем составе кафедру философии религии и религиоведения (1959) и лабораторию изучения современных религиозных процессов. Кафедра обеспечивает чтение общего курса философии религии и религиоведения (для студентов отделений философии и политологии) и общепрофессиональных и специальных дисциплин на отделении религиоведения и предлагает дисциплины специализации: государственно-церковные отношения в истории России; эволюция религии в современном мире; свобода совести; диалог религиозного и нерелигиозного мировоззрений; вероучительные тексты; религиозная онтология и метафизика; христианская историософия; буддизм и буддийская философия; ислам и мусульманская философия и теология; католическая философия и теология; протестантская философия и теология; православная философия и теология; внеконфессиональная синкретическая философия; религии Востока.
Учебная работа. В настоящее время на факультете обучается около 600 студентов. За время обучения студентам предоставляется возможность освоить второй иностранный язык, древние языки, обучиться работе на компьютере. Окончившим соответствующие отделения присваивается квалификация: «Философ. Преподаватель философии»; «Политолог. Преподаватель политических наук» и «Религиовед. Преподаватель философии и религиоведения». Срок обучения 5 лет.
План приёма 1998 г. составлял: 80 мест на отделение философии, 30 мест на отделение политологии, по решению Учёного совета факультета 20 мест было выделено для отделения религиоведения.
Дополнительно к плану приёма по решению приемной комиссии факультета 20% абитуриентов, из числа успешно сдавших экзамены, но не прошедших по конкурсу, могут быть зачислены на факультет по контракту.
Поступающие на факультет сдают конкурсные экзамены по следующим дисциплинам:
1. Русский язык и литература (письменно);
2. Отечественная история (устно);
3. Иностранный язык (устно).
Медалисты и лица, приравненные к ним, зачисляются на факультет по результатам сдачи первого экзамена на «отлично», а при получении иных положительных оценок участвуют в общем конкурсе.
Прием документов – с 20 июня. Начало экзаменов – с 1 июля. Всем иногородним абитуриентам с 27 июня представляется общежитие на срок сдачи вступительных экзаменов и право пользоваться научной библиотекой университета.
Выпускники философского факультета имеют право работать в органах управления государством, в органах политической системы общества и средств массовой информации, в структурах высшего и среднего образования, в научных учреждениях, на предприятиях любых форм собственности.
Получена лицензия для подготовки дипломированных специалистов в рамках отделения религиоведения.
Работа по новому набору расширена за счёт выездных экзаменов в Севастополе, Снежинске, Петропавловске-Камчатском, Якутске и др.
В рамках традиционного Дня творчества студентов проведена научная студенческая конференция.
Начата работа по разработке направлений переквалификации и переподготовки специалистов. Факультет имеет большую аспирантуру (около 240 аспирантов), на специализированные советы по защите кандидатских и докторских диссертаций имеют выход все кафедры. Срок обучения в аспирантуре – 3 года. Кадровый состав факультета позволяет обеспечить высококвалифицированным руководством каждого аспиранта.
Иностранные граждане принимаются на обучение на философский факультет на основной курс (срок обучения – 5 лет), в магистратуру (2 года), в аспирантуру (очная – 3 года, заочная – 4 года), в докторантуру (3 года) и на стажировку (до 1 года).
Обучение проходит по трем направлениям - философия, политология и религиоведение. Иностранным учащимся обеспечен доступ в библиотеку МГУ, библиотеки научных институтов РАН и архивы; на факультете они могут пользоваться электронной почтой и сетью Интернет; им предоставляются возможности занятий спортом.
По окончании основного курса выпускники-иностранцы получают диплом специалиста и могут наряду с лицами, имеющими степень магистра, продолжить обучение в аспирантуре по специальностям: «онтология и теория познания», «история философии», «эстетика», «этика», «философия религии», «логика», «философия науки и техники», «философия политики и права», «социальная философия», «философская антропология и философия культуры», «политические институты и процессы», «политическая культура и идеология», «история социально-политических учений». В настоящее время на факультете учатся граждане 13 государств (не считая стран СНГ). На факультете с лекциями выступали ученые США, Канады, Германии. В рамках межвузовских договоров ведется сотрудничество с университетами Марбурга, Ростока, Тюбингена, Варшавы, Дублина.
Конференции. Учёные факультета приняли участие в 92 международных и российских конференциях, сделали 138 докладов.
Доктора и кандидаты наук 1998 г. Сотрудниками факультета защищены 1 докторская и 4 кандидатские диссертации.
Степень доктора философских наук была присуждена доценту кафедры философии А.В.Иванову за работу «Природа сознания: онтологические основания, гносеологическая структура, культурно-синтетический потенциал».
Были защищены также 4 кандидатские диссертации. Кандидатом политических наук стал н.с. кафедры истории социально-политических учений Д.В.Ермашев («Социально-политические взгляды Н.М.Карамзина»). Кандидатами философских наук стали ст. преподаватель кафедры социальной философии О.А.Ефремов («Специфика модернизма России в контексте первого этапа глобальной модернизации»); мл.н.с. кафедры истории и теории мировой культуры А.М.Шишков («Роберт Гроссетест и метафизика света»); мл.н.с. кафедры истории зарубежной философии А.В.Фалёв («Герменевтика Мартина Хайдеггера»).
Персоналии. Должности доцента получили ассистенты Ю.Д.Артамонова, Е.В.Брызгалина, С.А.Марков и старшие преподаватели Д.В.Зайцев, Ю.В.Селиванов, А.В.Чусов; на должность старшего преподавателя переведены н.с. И.П.Голованова и асс. Е.А.Чичнева; на должность ассистента – мл.н.с. В.И.Бакина, на должность научного сотрудника – мл.н.с. Ю.И.Шелестов. Вновь приняты ст. препод. А.Б.Толстов и асс. О.А.Ефремов.
Сотрудники факультета удостоены ученых званий:
Профессор – доценты В.В.Миронов, Е.Н.Мощелков, А.А.Старченко, В.И.Маркин и ст.н.с. И.А.Василенко.
Публикации. В 1998 г. учеными факультета было опубликовано: 12 монографий, 11 учебников, 12 учебных пособий, 6 наименований учебно-методической литературы, 3 сборника, 5 книг переводов (с комментариями и вступительными статьями) оригинальной философской литературы, 281 статья в отечественных и зарубежных изданиях, 130 тезисов докладов.