МГУ–2000: Факультет психологии
Выборы декана факультета. На заседании Учёного совета 28 апреля 2000 г. состоялись выборы декана факультета. Новым деканом факультета психологии стал доктор психологических наук профессор А.И.Донцов. Заместителями декана избраны:
по учебной работе – доктор психологических наук профессор Т.Ю.Базаров;
по научной работе – доктор психологических наук профессор А.И.Подольский;
по интернациональной работе – доктор психологических наук профессор Т.Г.Стефаненко;
по административно-хозяйственной работе – кандидат психологических наук М.Ш.Магомед-Эминов;
по УМО – доктор психологических наук профессор В.А.Иванников;
по дополнительному образованию – кандидат психологических наук доцент С.Р.Пантилеев.
Наука. Научная работа в 2000 г. велась в рамках 15 приоритетных направлений, утвержденных Учёными советами МГУ и факультета психологии.
Закономерности развития и функционирования психики, сознания и личности. Развитие психологической теории деятельности
В рамках смысловой теории мышления изучалась мотивационная и эмоциональная регуляция мыслительной деятельности человека при решении сложных проблем. Завершена разработка:
а) мультирегуляторной модели личности и модели структуры личности,
б) теории смысловой реальности, смысловой регуляции деятельности и смысловой сферы личности,
в) методологических основ изучения и диагностики смысловой сферы.
Выяснена динамика изменения структуры самооценки в широком возрастном диапазоне, её связь с механизмами уровня притязаний личности. Разработаны принципы выделения типов ментальности на основе сходства семантических пространств респондентов в тех или иных типах ментальности на основе применения детерминационного анализа. Исследования проводились на материале анализа политических установок российских граждан, описания этно-, политических, гендерных авто- и гетеростереотипов, на материале психологии искусств и массовых коммуникаций. Проведены фундаментальные исследования познавательной и коммуникативной деятельности, опосредованной современными телекоммуникациями (Интернетом и телевидением).
Психология социального познания
Продолжено изучение феноменологии и структуры «современной этнической идентичности» на постсоветском пространстве в эпоху резких социальных перемен конца ХХ в. Изучены некоторые аспекты развития ценностных представлений в процессе социализации личности, а также связь характеристик Я-концепции и образа социального мира в подростковом возрасте. Разработана и опробована система методик для исследования неискренности коммуникативных сообщения. Проведен цикл исследований роли обратной связи в формировании сложных социоперцептивных умений.
Психическое здоровье личности и гармонизация ее развития: ресурсы, отклонения, диагностика, коррекция
Установлена зависимость показателей произвольной регуляции от сенсорных, моторных и семантических факторов, определяемых экспериментальной ситуацией, проявившаяся во всех группах испытуемых. На материале локальных поражений головного мозга изучены особенности нарушения высших психических функций у лиц с поражением срединных структур мозга. Проведён нейропсихологический анализ возможных причин школьной неуспеваемости, анализ возможного морфофункционального дефицита, характерного для разных вариантов школьной неуспеваемости и отклонений в развитии, нейропсихологическое обоснование рекомендаций для коррекционной работы.
Проведено сравнительное исследование нейропсихологических синдромов при артериальной гипертонии у больных позднего возраста и динамики этих синдромов при различной фармакотерапии. Получены данные о дисфункции глубинных, префронтальных и правополушарных (задние отделы) структур при данном заболевании и о разнонаправленности действия разных препаратов на различные составляющие когнитивных процессов.
Получены новые данные о механизмах влияния эмоционального опыта насилия на формирование пограничной организации личности, в частности, искажений половой идентичности в виде её «диффузии», нарушения в пространственно-временной организации телесной самоидентичности; показана роль «психологической зависимости от поля» в дефиците переживания индивидуальности, личностной автономии, тенденции к симбиотическим связям в межличностных отношениях, низком уровне креативности у пациентов с соматизированной депрессией; выявлена связь уровня эффективности копинговых стратегий с рядом параметров образа Я у больных алкоголизмом. Разработана и апробирована оригинальная методика с использованием компьютерных технологий, позволяющая оценивать чувствительность к изменению эмоционального состояния у другого (эмоциональная экспрессия). Разработана методика диагностики нарушений уровневой структуры эмоциональной регуляции, которая в настоящее время апробируется на детях с ранним детским аутизмом органического и эндогенного происхождения, с ранней эмоциональной депривацией, с патохарактерологическим развитием и формирующимися психопатиями.
Психология формирования и функционирования человека как субъекта труда
Проводились работы по изучению и описанию различных профессий, которым обучают студентов Московского университета. Специальное внимание было уделено изучению места и роли рефлексии в регуляции деятельности. Очерчены подходы к выявлению нарушений психологической безопасности и определению возможности подобных нарушений в связи с деятельностью конкретного специалиста.
Формирование и развитие познавательной, моральной и эмоциональной сфер личности на основных этапах жизненного цикла
Изучены особенностях развития самосознания при переходе от старшего подросткового к юношескому возрасту. На основе этих исследований разработаны новые профориентационные методики. Разработана новая программа профориентации для подростков. Отобраны и созданы модификации известных методик для диагностики уровня сформированности операциональной обратимости у дошкольников. Разработаны игровые ситуации, направленные на создание предпосылок возникновения интеллектуальной обратимости. Выделены различные типологические группы школьников по критерию уровня развития произвольности (приемы и способы организации интеллектуальной деятельности) и особенностей темперамента и типологических свойств НС (импульсивность). Разработана и апробирована программа коррекционных занятий со школьниками различных типологических групп. Исследованы особенности моральной компетентности младших и старших российских подростков в современном обществе. Разработан пакет формирующих и диагностических методик, направленных на выявление уровня развития и формирование моральной компетентности старших школьников. Разработаны методы диагностики социо-морального развития подростков; внедрена модель формирующего эксперимента, направленного на развитие индивидуального рефлексивного морального действия и на развитие положительной моральной атмосферы в классе. Изучено влияние детско-родительских взаимоотношений в подростковом возрасте и их влияния на социо-моральное развитие в подростковом возрасте.
Формирование познавательных способностей и качеств личности в обучении и воспитании
Установлено, что рефлексивная программа обучения даёт более существенный развивающий эффект, чем нерефлексивная, прежде всего оказывая влияние на развитие операций классификации и способности устанавливать причинно-следственные связи у детей 6–7 лет, а программа нерефлексивного типа оказывает более существенное влияние на развитие внутреннего плана действий. Закончена работа по изучению приёма систематизации учебного текста объяснительного типа как важнейшего компонента понимания изучаемого материала старшеклассниками и студентами. Изучена зависимость академической успеваемости студентов университета от подхода к учению, учебных умений, измеряемых по выполнению задания на выделение главного в научном тексте и умственных способностей, измеряемых стандартными тестами интеллекта. Закончено исследование влияния уровня тревожности на самостоятельность познавательной деятельности у учащихся старших классов и студентов младших курсов вуза. Показана зависимость формирования познавательной мотивации и сохранения её как ведущей у старшеклассников от методики их обучения в начальной школе Разработана целостная концепция исследовательского поведения, включающая анализ его структуры, функций и полисистемной детерминации осуществления и развития.
Психофизиология когнитивных процессов
Разработаны компьютерная четырёхмерная сферическая модель константности цветового зрения и соответствующий технический макет. Проведены серии экспериментов по регистрации суммарной электрической активности глаза интактной лягушки на смену цветов разной интенсивности в разных условиях световой и цветовой адаптации. Получены важные данные, касающиеся принципов кодирования информации о цвете в нейронных сетях зрительной системы. Осуществлена локализация нейрональных механизмов ритмической активности мозга человека в диапазоне альфа-ритма. Осуществлено межъязыковое исследование цветовой семантики. Изучены закономерности трансформации семантических пространств в процессе обучения. Исследованы особенности цветовой семантики, обусловленные различными нарушениями зрения, механизмы восприятия речевых звуков, а также экспрессия эмоций в речи. Продолжены исследования нейронных механизмов пластичности поведения на модели ЦНС беспозвоночных животных (моллюск). Идентифицированы синапсы между интероцептивными сенсорными нейронами и командными нейронами пассивно-оборонительного поведения. Показано, что феномены привыкания и гетеросинаптического облегчения суммарных постсинаптических потенциалов, лежащие в основе многих неассоциативных и ассоциативных видов научения на поведенческом уровне, можно объяснить динамикой элементарных постсинаптических потенциалов. Разработана математическая модель пресинаптической пластичности. В психофизиологическом исследовании стресса показано, что уровень бодрствования человека определяется активностью таких механизмов, как голубое пятно, паравентрикулярное ядро таламуса. Показано, что рост числа больных неврозами вызван такими факторами, как нестабильность обстановки в стране, неуверенность в будущем, преобладанием негативной информации в СМИ. Изучена гамма-осцилляции как особая форма неспецифической реакции активации, обеспечивающей протекание различных когнитивных и сенсорных операций. Описаны активные и пассивные формы внимания в виде комплексов реакций – сопряжённого изменения ЭЭГ-ритмов и осцилляторов, модулирующих сердечный ритм.
Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в гражданском обществе
Прошла апробация методов мониторинга, диагностики и прогнозирования динамики социально-психологической, особенно межэтнической, напряженности, в ситуациях социальной нестабильности.
Диагностика и учет индивидуально-психологических особенностей студентов как условие повышения эффективности обучения в вузе
Получены новые данные о мотивационно-личностной регуляции интеллектуальной деятельности студентов, испытывающих дефицит общения вследствие нарушений слуха. Выделены наиболее актуальные направления гуманизации высшего образования на данном этапе развития российской высшей школы.
Учебная работа. Проведён первый набор в магистратуру факультета по специальностям «Психология» и «Клиническая психология».
В 2000 г. начат перевод учебного процесса на работу в соответствии с новым федеральном стандартом. В силу этого произошло ряд существенных изменений в построении учебного плана, распределении общих и специальных дисциплин по семестрам.
Начал читаться новый общий курс «Психология сознания» (В.Ф.Петренко). Среди новых или значительно обновленных курсов: «Самосознание и самооценка» (Л.В.Бороздина); «Качественные методы социально-психологического исследования» (Т.В.Фоломеева); «Деятельность как психологическое понятие» (А.А.Леонтьев); «Психология информационных технологий» (А.Е.Войскунский); «Нейроэтология» (Е.Д.Шехтер); «Экологическая психофизиология» (Л.К.Хлудова); «Факторы риска в психологии развития ребёнка» (Г.В.Бурменская); «Введение в психологию развития», «Психология функционального развития» (А.И.Подольский); «Психология права» (О.В.Соловьёва); «Психология рекламного воздействия» (Л.В.Матвеева); «Современные теории личности» (Д.А.Леонтьев); «Глубинная психология» (М.Ш.Магомед-Эминов); «Психология маркетинга» (Т.В.Фоломеева); «Психология социальных изменений» (Е.В.Антонюк, Т.Л.Алавидзе); «Основы конфликтологической экспертизы» (М.А.Джерелиевская); «Тренинговые технологии при работе с кадрами» (А.Ж.Монасова); «Этика профессиональной деятельности психолога» (Н.С.Пряжников).
В 2000 г. проводился традиционный факультетский конкурс на лучшую студенческую работу. Победителями конкурса стали С.Пахомова (научн. рук. доц. О.А.Карабанова) и Р.Шилко (научн. рук. вед.н.с. В.Я.Романов).
Конференции. Организованы и проведены:
– всероссийская научная конференция «Человек, общество, культура в контексте глобальных изменений: проблемы интеграции гуманитарных наук»;
– конференция «Психология субъективной семантики в фундаментальных и прикладных исследованиях»;
– международная научная школа по нелинейной динамике в социальных науках и науках о жизни;
– научно-теоретический симпозиум «Деятельностный подход в психологии: состояние, проблемы, перспективы развития»;
– конференция «Психология общения 2000: особенности, проблемы и перспективы».
Доктора и кандидаты наук 2000 г. Сотрудниками факультета было защищено 4 докторских и 5 кандидатских диссертаций. Степень доктора психологических наук присуждена: Ж.М.Глозман («Патология общения и личность»), Т.С.Кабаченко («Нарушения психологической безопасности в контексте активности профессионала»), Л.В.Матвеевой («Общение в сфере телевидения»). Степень доктора философских наук присвоена А.Н.Кричевцу («Проблема условий возможного опыта в математике, психологии и искусственном интеллекте»).
Кандидатские диссертации защитили: И.С.Горина («Нейропсихологические синдромы нарушения психических функций у участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС»); И.В.Коротаева («Использование приема систематизации текста у старшеклассников и студентов»); О.Б.Степанова («Произвольная регуляция скорости движений рук у лиц с различными профилями латеральной организации мозга»); О.А.Тихомандрицкая («Ценности и самоотношения на этапе юношеской социализации»); В.А.Фокин («Внутренняя позиция участников производственного конфликта как детерминанты его типологии и динамики: на примере коммерческих организаций»).
Публикации.
Монографии
Асмолов А.Г. Президент по выбору: моделирование желаемого будущего;
Братусь Б.С. Русская, советская, российская психология: конспективное рассмотрение;
Джерелиевская М.А. Установки коммуникативного поведения;
Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия;
Леонтьев А.А. Система образования в России;
Леонтьев Д.А. Тематический апперцептивный тест;
Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций;
Нуркова В.В. Свершённое продолжается: психология автобиографической памяти личности;
Петренко В.Ф. Митина О.В. Бердников К.В. и др. Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости;
Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт;
Солнцева Г.Н., Корнилова Т.В. Риск как характеристика действий субъекта.
Учебники, учебные пособия
Андреева Г.М. Психология социального познания;
Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка;
Бодалёв А.А. (ред.) Общая психодиагностика;
Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний;
Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. Психология индивидуальных различий. Хрестоматия по общей психологии;
Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. Психология памяти. Хрестоматия по общей психологии;
Гусев А.Н. Дисперсионный анализ в экспериментальной психологии;
Кабаченко Т.С. Психология управления;
Капустин С.А. Теории нормальной и аномальной личности в классических направлениях психотерапии: проблема интеграции;
Климов Е.А. Психология: воспитание, обучение;
Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии;
Матвеева Л.В. Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации;
Соколова Е.Т. Основы общей психотерапии;
Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология;
Талызина Н.Ф. Педагогическая психология (на исп. яз.);
Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение;
Цветкова Л.С. Нейропсихология счёта, письма и чтения: нарушение и восстановление;
Нейропсихология / под ред. Е.Д.Хомской.