МГУ–2004: Факультет психологии

Юбилеи. Исполнилось 80 лет со дня рождения профессора кафедры социальной психологии, академика РАО Андреевой Галины Михайловны. Г.М.Андреева преподает в МГУ с 1953 г. и является основательницей кафедры методики конкретных социальных исследований на философском факультете МГУ (1969) и кафедры социальной психологии на факультете психологии (1972). Участник Великой Отечественной войны.
 
Исполнилось 70 лет со дня рождения профессора кафедры общей психологии Ждан Антонины Николаевны. Специалист в области истории психологии и общей психологии. Ее учебник «История психологии. От античности до наших дней» выдержал уже 5 изданий. Она является также соредактором двух известных Хрестоматий по истории психологии; в настоящее время обе хрестоматии объединены в одну книгу «История психологии: ХХ в.». Автор программы по истории психологии. Читает курсы по истории психологии.
 
Новое в структуре. Создана кафедра психологии образования и педагогики (зав. проф. С.Д.Смирнов). Кафедра образована путем слияния кафедры педагогики и педагогической психологии (1963) и кафедры педагогики психологии и методики преподавания в высшей школе (1978, факультет повышения квалификации; 1991, переведена на факультет психологии). Слияние близких по проблематике кафедр осуществлено с целью обеспечения большей интеграции исследовательской и учебно-воспитательной работы на факультете, исключения дублирования и повышения эффективности управления работами психолого-педагогического направления.
 
Создана кафедра экстремальной психологии и психологической помощи (зав. доц. М.Ш.Магомед-Эминов). Психологическая дисциплина имеет дело с существованием человека за пределами обычного повседневного опыта в условиях природных и техногенных катастроф, социальных конфликтов, катаклизмов, войн, насилия, террора, тяжёлых болезней и утраты близких. Психология предстает как особая сфера психологической практики, связанная с другими видами помощи – социальной, экономической, медицинской, но имеющая свою качественную специфику и своеобразие. Со стороны образовательного процесса кафедра имеет целью организацию новой специализации для подготовки профессионалов.
 
Создан Центр психологической помощи (приказ №607, 11.09.2003). Цели и задачи центра:
– внедрение методов и моделей оказания психологической помощи;
– разворачивание практики оказания психологической помощи различных видов и форм;
– организация мобильных бригад на факультете психологии для оказания экстренной психологической помощи;
– организация психологической помощи для специалистов помогающих профессий – врачей, спасателей, в т.ч. психологов-практиков, испытавших травматический стресс;
– проведение экспертно-консультативной работы в государственных учреждениях, ведомствах по профильным проблемам.
 
Наука. Научно-исследовательская работа велась по 10 приоритетным направлениям фундаментальных научных исследований, утвержденных Учёными советами университета и факультета в рамках 35 научных тем.
Методология, теория и история психологии
По теме «Научные школы российской психологии ХХ столетия в соотношении с мировой наукой» продолжалась работа по историко-теоретическому анализу школы А.Н.Леонтьева. Осуществлялась подготовка к печати ряда архивных материалов, в т.ч. статей и тезисов Харьковской школы. Завершена работа над коллективной монографией (А.А.Леонтьев, Д.А.Леонтьев, Е.Е.Соколова «Алексей Николаевич Леонтьев: деятельность, сознание, личность»). Проводился сопоставительный анализ деятельностных концепций Леонтьева и Рубинштейна, Леонтьева и Эльконина, культурно-исторической психологии Выготского и деятельностного подхода Леонтьева, некоторых аспектов теории сознания в трудах Выготского и Рубинштейна.
Под руководством проф. Д.А.Леонтьева продолжались исследования по теме «Развитие психологической теории деятельности» по направлениям: Изучение механизмов самодетерминации личности; Экспериментальные исследования по психологии искусства и рекламы; Историко-психологической работа с наследием А.Н.Леонтьева и анализ и публикация зарубежной психологической классики и актуальных современных исследований.
Проводился ряд теоретических и экспериментальных исследований познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и воображения.
Помимо теоретической работы совместно с сотрудниками факультета вычислительной математики и кибернетики продолжалась доработка нового компьютерного тахистоскопа ТХ4.01 с минимальным временем экспозиции зрительных стимулов 8 мс, синхронизированной звуковой стимуляцией и регистрацией времени реакции. На его базе продолжались экспериментальные исследования имплицитной (неявной) памяти и её проявлений в восприятии и функционировании перцептивного внимания человека. Начаты исследования ещё одного феномена «функциональной слепоты» в условиях полного внимания к зрительной стимуляции – феномена «слепоты, индуцированной движением», описанного несколько лет назад. Подготовлен обзор литературы по данной теме и начата разработка методики для воспроизведения феномена и исследования его характеристик в условиях бинокулярного соревнования.
По теме «Основные этапы и факторы развития психики животных» продолжалось сравнительное исследование феноменологии и функций игры у синантропной и экзоантропной форм домовой мыши в условиях близких к естественным – в обстановке «жилой комнаты». Показано, что у последних отсутствуют игровые взаимодействия с объектами – игрушками, в то время как у синантропной формы наблюдаются продолжительные разнообразные игровые взаимодействия, в основном локомоторные, с указанными объектами. У детёнышей экзоантропных форм наблюдается лишь непродолжительное обследование этих объектов и последующее их использование в качестве укрытий.
Разработка методического аппарата современной психологии, в том числе на базе информационных технологий
По теме «Развитие и функционирование психики в условиях информационной культуры» исследовательская работа проводилась в области психологии познавательных (мыслительных) процессов и психологических аспектов применения информационно-коммуникационных технологий. Выполнялась работа по изучению и развитию научного наследия проф. О.К.Тихомирова. Осуществлялось историко-психологическое и теоретико-методологическое исследование его творчества, теоретическое развитие и эмпирическое обоснование ряда положений разработанной им смысловой теории.
Исследовались основные характеристики и особенности развития вербализованных операциональных смыслов (ВОС) в процессе принятия решения в сложных ситуациях. Выявлена избирательность и направленность вербального поиска лучшего хода, который ведётся лишь в нескольких направлениях, исходя из ограниченного набора ходов-кандидатов, лежащих в основе рассматриваемых вариантов и подвариантов. Совместно с N.Charness и др. у 179 шахматистов Канады, Германии и России разного возраста (20–81 годов) и мастерства исследовалось влияние возраста, мастерства и трудности задачи на глубину поиска. Обнаружено значимое влияние мастерства, трудности задачи, взаимное влияние мастерства и трудности и крайний эффект возраста на качество выбранного хода, прежде всего в позициях среднего уровня трудности.
При исследовании игровой деятельности, опосредствованной применением Интернета, раскрыты мотивационные механизмы такой деятельности, связанные с феноменологией «опыта потока»; проведено кросс-культурное исследование «опыта потока» в ролевых групповых играх в популяциях игроков в России и во Франции. Выявлены и проинтерпретированы различия в структуре «опыта потока» в двух указанных популяциях. Продолжена работа над изучением психологических особенностей применения опосредствованных Интернетом средств общения, познания и игры. Кроме того, поставлена новая проблема, связанная с особенностями морально-нравственного развития личности детей и подростков в условиях информационной культуры.
По теме «Психометрический и психосемантический анализ личностных психодиагностических методик» проводилась психометрическая работа с перечнем пунктов, используемых в стандартизированных опросниках защитных механизмов, построенных в контексте концепции Плутчика-Келлермана, которая позволила выявить четыре шкалы (фактора), содержание которых можно интерпретировать как проявление таких защитных механизмов как отрицание, компенсация, проекция и формирование реакции. Данные шкалы можно рассматривать как предварительную версию опросника защитных механизмов личности, который удовлетворяет необходимым требованиям надежности, валидности и репрезентативности и с определенными оговорками может быть использован в исследовательской практике. Также результаты исследования показали, что далеко не все из механизмов защиты, выделенные Плутчиком-Келлерманом, удается операционализировать в виде шкал стандартизированного опросника.
По теме «Психология сознания и самосознания» проводилось исследование феномена «разорванной коммуникации», который выражается в том, что между автором и зрителем, в силу действия объективных и субъективных факторов, затруднено осуществление диалоговой коммуникации, в результате чего автор легко встает на позицию манипулятивного общения и, следовательно, может негативно влиять (вплоть до деформации) на способы проявления чувств, мышление, характер волевой регуляции поведения, особенности вербальной и невербальной коммуникации реципиентов, и, таким образом, влиять на психику зрителей. Как показали результаты исследования, это происходит, в первую очередь, в результате рассогласования образов «я сам» и «мой зритель», «мой партнёр» по общению у авторов телевизионных сообщений, тележурналистов и воспринимающих их зрителей. А также продолжалось проведение исследований и руководство курсовыми и дипломными работами по измененным состояниям сознания.
В рамках темы «Ценностно-смысловая сфера человека: строение, развитие, кризисы» продолжалась разработка методических оснований общей психологии и исследовались проблемы перехода от естественнонаучной к гуманитарной парадигме в психологии, принципы возобновления диалога психологии, философии и теологии. Основные направления исследований включали: выявление философско-методологических оснований гуманитарного подхода в психологии; исследование и коррекцию мотивационных механизмов в норме и патологии; построение аксиологической психологии личности. Также продолжались исследования соотношения самооценки и уровня притязаний, и был построен первый вариант коррекционной схемы для гармонизации оценки себя человеком и его целевого выбора. В серии работ по дерматоглифике подтверждена связь сложных рисунков концевых фаланг пальцев (завиток, S-образный узор) с эмоциональной устойчивостью субъекта и простых рисунков (ульнарная и радиальная петля) с эмоциональной неустойчивостью, а также начат анализ дерматоглифических маркеров уровня интеллекта.
Общие закономерности и индивидуальные особенности психического развития, обучения, воспитания
По теме «Роль генотипа и среды в формировании индивидуальных различий в когнитивных характеристиках» проведено сравнительное исследование когнитивного развития близнецов и одиночнорожденных детей, которое позволило определить, в какой степени отставание в развитии близнецов, связанное с проблемами внутриутробного развития, недоношенностью, спецификой развития в условиях близнецовой ситуации и прочим, сохраняются на протяжении школьного возраста, а также на какие стороны когнитивной деятельности они влияют в наибольшей степени и в какой степени компенсируются средовыми (семейными и внесемейными) факторами.
По теме «Психологические закономерности и педагогические условия личностного развития» продолжалось исследование взаимодействия стержневых образований личности, образа «Я» и мировоззрения. Также продолжалось исследование проблематики учебной мотивации в русле деятельностного подхода. Экспериментально исследовалась взаимосвязь типа ведущей деятельности и характера самооценки развития социальных навыков подростков. Была выявлена значимая положительная связь познавательной мотивации с самооценкой подростком своего социального развития и оценкой социального развития сверстников. Исследовалось развитие личности взрослого в процессе психологического консультирования с целью выделения общих критериев развитой личности взрослого.
По теме «Изучение структуры, свойств и факторов учебной деятельности, закономерностей познавательного развития и формирования общих учебных умений» исследовалась сравнительная эффективность информационного и проблемного методов обучения. Проведённый анализ показал, что при информационном обучении скорость усвоения материала равного по качеству выше, а напряжённость меньше, чем при проблемном обучении. Однако, развивающий и мотивационный эффект информационного обучения значительно ниже, чем проблемного. Продолжалась экспериментальная работа по изучение интериоризации внешней деятельности как механизма познавательного развития. Показано, что если не связывать жестко внешнюю практическую деятельность с наличием внешних движений, то гипотеза А.Н.Леонтьева является вполне подтверждаемой эмпирически. В противном случае она противоречит фактическим данным.
По теме «Диагностика познавательного и личностного развития» продолжалась разработка способов психодиагностики ценностно-смысловых образований. Экспериментально показана возможность и целесообразность применения ценностно-нормативной методики (ЦНМ) для изучения особенностей развития и функционирования учебной мотивации в условиях повышенной эмоциональной напряженности. В отличие от применения традиционных методик изучение «Я» с помощью ЦНМ позволяет исследовать «Я» не только как когнитивное образование, но и на уровне готовности использовать знание собственных качеств в роли критериев, эталонов при выполнении актов внутреннего выбора.
По теме «Разработка целей, содержания, методов, форм и средств общего и профессионального обучения на базе деятельностного подхода» продолжались прикладные исследования по проблеме «Разработка целей и содержания учебного предмета «Язык»» на основании требований теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина и его концепции языкового сознания. Обоснована цель учебного предмета «Язык»: формирование обобщенного метода речевой деятельности через формирование умения строить и понимать вербальное высказывание. Также продолжались прикладные исследования по проблеме формирования умения переводить с различных иностранных языков.
По теме «Принципы и система психолого-педагогической подготовки преподавателя вуза» продолжалось исследование:
1) особенностей взаимодействия преподавателя и студентов, в частности, соотношения целевой гуманистической направленности педагогического общения как основного средства педагогического взаимодействия и реального стиля педагогического контакта и
2) проблемы содержания современного психолого-педагогического образования ориентированного на инновационную парадигму.
В исследовании приняли участие преподаватели вузов, а также студенты МГУ. Было обнаружено, что студенты выделяют личность преподавателя как один из ведущих факторов развития своей личности в период обучения в университете, одновременно отмечая неудовлетворенность повседневными педагогическими контактами. Между тем преподаватели показали недостаточный уровень осмысленности этого фактора.
В рамках темы «Возрастно-психологические особенности формирования личности» был продолжен цикл междисциплинарных исследований с участием кафедры общей психологии, социальной психологии, факультета журналистики в рамках межфакультетского гранта РГНФ: «Фактор информационной психологической безопасности в телевизионной и рекламной коммуникации», по результатам которых готовится к печати 2-й том исследований, касающийся вопросов обеспечения безопасности средств массовой информации для детей и подростков. Были продолжены изучение социо-морального развития в детском и подростковом возрасте; научно-исследовательская и практическая работа (в рамках психологической консультации по проблемам развития и воспитания детей и подростков, созданной при кафедре возрастной психологии) по изучению закономерностей развития и функционирования детско-родительских отношений и семьи в целом. Исследования проблемы личностного и профессионального самоопределения в подростковом и юношеском возрасте обнаружили взаимосвязь между уровнем развития планирования профессиональных перспектив и такой личностной характеристикой, как тревожность. Кроме того, в рамках этой темы рассматривалось развитие полоролевой идентичности в юношеском и зрелых возрастах.
По теме «Общие и специальные закономерности формирования основных видов познавательной деятельности» продолжались исследования по развитию социального интеллекта, социального познания и социальной компетентности в детском возрасте (исследовались представления детей дошкольного возраста о социальной причинности). Начато сравнительное исследование возрастно-психологических особенностей становления речи у детей в раннем возрасте в условиях современной технически (телевизионно-компьютеризированной) обогащенной предметной среде, в сопоставлении с классическими исследованиями по онтогенезу речи. Также продолжалось сравнительное изучение психологических механизмов развития творческого мышления в детском и подростковом возрасте на материале решения задач «на соображение». Работа выполнялась в русле исследований П.Я.Гальперина о творческом мышлении и касалась поиска психологических условий успешности решения задач «на соображение», новый аспект которого отражает влияние возрастно-психологических особенностей детей и подростков на процесс решения задач.
Психическое здоровье: норма, отклонения, диагностика, коррекция
По теме «Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия в норме и патологии» проводилось исследование эмоционально-личностных особенностей математически одарённых подростков с учётом типа ПЛО. Среди подростков этой группы выявлена более частая встречаемость амбидекстров и левшей по сравнению с идентичной по демографическим показателям контрольной группой. Это коррелирует с высокой успеваемостью и другими достижениями амбидекстров и левшей в области математики. Параллельно осуществлялось изучение расстройств регуляторных функций у больных с поражениями мозга. Особенностью данного этапа было введение в общую традиционную схему нейропсихологического обследования новых методик (Висконсинский тест сортировки карточек, словесно-смысловой тест Струпа и др.), позволяющих проводить количественную оценку регуляторных и нейродинамических характеристик психической деятельности.
По теме «Нейропсихологический анализ психических функций на разных этапах возрастного развития человека» продолжались исследования специфики формирования психических функций у детей в зависимости от возраста, времени обучения в школе и от культурных влияний среды. Получен серьёзный задел для банка нормативных данных по различным модально-специфическим видам памяти у детей и подростков (1200 испытуемых). В клинике ГУ НЦПЗ РАМН завершена работа по изучению динамики нейрокогнитивных расстройств при шизофрении и шизоаффективных заболеваниях в юношеском возрасте. Выявлены специфичные для каждой из нозологий нейропсихологические симптомокомплексы и различия в их изменениях после лечения. Продолжалось исследование особенностей ВПФ при нормальном старении и при депрессиях позднего возраста. Получены данные о возможном негативном влиянии патологического аффекта на познавательные процессы. По этой проблематике разработана оригинальная «Экспресс-методика оценки мнестико-интеллектуальной сферы в позднем возрасте».
При работе над темой «Закономерности формирования расстройств личности, методы их психологической коррекции и психотерапии» проведён сравнительно-исторический и междисциплинарный анализ основных представлений об объекте психотерапевтической помощи, психотерапевтическом процессе, психотерапевтических процедурах детского и взрослого психоанализа в школах А.Фрейд и М.Кляйн. Также на основе модификации проективных методик (ТАТ, САТ, теста Роршаха) апробировались формализованные процедуры оценки качества объектных отношений, их эмоциональной инвестированности, уровня дифференцированности-интегрированности, сепарации-индивидуации
Тема «Культурно-исторический подход к психосоматической проблеме» реализуется в серии продолжающихся исследований психологических механизмов возникновения и динамики ряда психосоматических феноменов в норме и патологии. Также была разработана теоретическая модель клинико-психологического анализа явлений телесности, сформулированы принципы их конкретно-научного исследования, определены этапы эмпирического синдромного анализа психосоматических расстройств, направленного на изучение феноменологии психосоматического онтогенеза.
При теме «Аномалии психического развития» начата теоретическая разработка проблемы психической устойчивости у детей в норме и её нарушения при разных видах аномального развития. Одновременно продолжалось исследование эмоционально-личностной сферы у подростков с разными вариантами дезадаптивного поведения (нервная анорексия, суицидальное поведение, другие расстройства поведения). Изучались стратегии совладания и защитные механизмы, образ Я и образ Другого, особенности межличностного взаимодействия, самооценка и самоотношение.
По теме «Когнитивная нейропсихология и коррекционно-развивающее обучение» проведены кинематический анализ ходьбы и стабилографическое исследование постуральной устойчивости больных с Паркинсонизмом, позволившие показать положительную динамику двигательных функций больных в ходе проводимого курса коррекции ходьбы. Также продолжено нейропсихологическое и психофизиологическое исследование мозговых механизмов нарушения звена готовности к общению при заикании и начато исследование нарушений когнитивных функций у больных с генерализованными и фокальной формами эпилепсии.
Появилась новая тема «Восстановление личности, произвольных форм деятельности и когнитивных процессов при локальных поражениях мозга», в рамках которой осуществлялась работа в направлении изучения механизмов и синдромов нарушения речи и когнитивных процессов. В основу нового взгляда на нарушения ВПФ был положен подход к их пониманию в контексте компенсаторного значения симптома в психической деятельности больного. Было показано, что афазия представляет собой автоматическую компенсацию речевого расстройства, наступающую в ответ на поражение соответствующих участков головного мозга. Параллельно велась работа по динамике стратегии восстановительного обучения с постепенным переходом от целостной к аналитико-синтетической и аналитической на основе разработки новых представлений о нейропсихологическом факторе. Создана оригинальная комплексная версия восстановительного обучения (КТ-тренажер).
Психология формирования, функционирования и развития человека как профессионала
По теме «Психологические условия функционирования и формирования человека как субъекта труда» продолжалась разработка одной из важнейших теоретико-методологических основ кафедрального приоритетного научного направления связанного с изучением времени и структуры профессионального опыта. Структура профессионального опыта рассмотрена в четырёхмерной системе координат: пространство, время, энергия и язык. Определены понятия и выделены составляющие следующих процессов: – временного синтеза, накопление опыта, осуществление (реализация) опыта, передача опыта и др. Рассмотрена временная составляющая профессионального опыта, описаны различия между пространственными и временными структурами опыта, сопоставлена философская категория формы с понятием структуры опыта.
Продолжались работы по организации и упорядочению сведений о профессиях психологического профиля. Проанализировано около 700 библиографических источников по всем разновидностям изданий; проведено субъективное оценивание и распределение изучаемых профессий по родственным множествам; составление кратких профессиоведческих характеристик; беседы и интервью с различными специалистами, имеющими базовое психологическое образование. В результате работы был составлен перечень профессий и специальностей психологического профиля и подготовлен план-проспект учебного пособия.
Проведены исследования по выявлению особенностей динамики функциональных состояний (ФС), а также применяемых средств управления ФС в течение рабочего дня на профессиональных контингентах: работников оперативных органов в системе МВД РФ, работников налоговых органов в системе МНС РФ, операторов справочной телефонной службы в 3-х организациях в сфере торговли, менеджерах по персоналу государственных и частных организаций.
Результаты исследований позволили установить, что спонтанно сложившиеся стереотипные средства регуляции состояния не позволяют эффективно управлять функциональным состоянием не только в условиях повышенной нагрузки и экстремальных ситуациях, но и в ситуациях спокойного режима выполнения работы.
В рамках темы «Выбор, становление и формирование профессиональной карьеры: необходимые условия, типичные конфликты и способы их преодоления» проведённое исследование мотивации к освоению профессии как главного фактора профессионализации показало, что учебная мотивация в значительной мере отличается от мотивации профессиональной. Соответственно, эффективность освоения профессии нельзя оценивать только по успеваемости студентов. Разработана специализированная методика для исследования мотивации к овладению профессией. Также были сопоставлены представления о профессионализме у студентов-психологов разных курсов (I, V курс). Показано, что специфические искажения образа, характерные для студентов I курса, могут провоцировать психологические кризисы в обучении, квазипрофессионализацию и даже отказ от профессии.
В рамках темы «Психология профессионала в условиях технической инновации и организационных изменений» основное содержание работы состояло в разработке концептуального обоснования и создания конкретных методических средств для психологического сопровождения деятельности представителей современных видов профессий. В эмпирическом исследовании, проведённом на служащих одной из организаций Министерства по налогам и сборам, была проанализирована эффективность спонтанно складывающихся форм отдыха и стратегий преодоления стресса на рабочих местах. В рамках данной работы было впервые проведено систематическое изучение эффектов стихийно формируемых приемов регуляции состояния работающего человека (таких как микропаузы в работе, общение с коллегами, телефонные разговоры и др.). Для этого была подготовлена специальная анкета «Способы отдыха и восстановления на рабочем месте». В результате было показано, что применение таких распространенных приемов и способов расслабления оказывается малоэффективным даже в ситуациях спокойной и ненапряженной деятельности.
Психология социальных групп и организаций
По теме «Активные формы социально-психологического воздействия» продолжалось эмпирическое изучение основных социально-психологических механизмов функционирования фокус-группы в контексте феномена малой группы. Обоснована адекватность фокус-групп как надёжного и валидного методического инструмента для исследования широкого спектра психологических механизмов и феноменов, лежащих в основе отношений человека к социальной среде. Также разрабатывались теоретические социально-психологические основания детского и семейного психологического консультирования как инструмента развития и реконструкции семьи.
Исследование современных отечественных организаций, проведенное группой (рук. проф. Т.Ю.Базаров) свидетельствует о различных способах реагирования на изменения внешней среды. Переход от управления организацией к управлению средой (контекстом организации) – предсказание тенденций развития ситуации, прогнозирование возможных проблем в достижении организационных целей, программирование будущего. Уникализация траекторий развития компаний – гибкость организационных форм, расширение границ организации и усложнение принципов внутриорганизационной деятельности, что требует порождения «точечных» знаний для решения уникальных проблем, и превращения корпоративного знания в источник конкурентного преимущества. Постоянство процессов изменений – интеграция изменений в корпоративную стратегию и культуру.
Психология когнитивных процессов: общепсихологический, психофизиологический, нейропсихологический и социально-психологический аспекты
По теме «Нейрофизиология, психофизиология и моделирование когнитивных процессов: теоретические и экспериментальные подходы» продолжались исследования по изучению механизмов ахроматического зрения на модели глаза беспозвоночных животных. Полученные экспериментальные данные свидетельствуют о наличии в сетчатке глаза моллюска двух типов нейронов, реагирующих на световые стимулы разной интенсивности деполяризацией (как клетки B-типа) или же гиперполяризацией (как клетки D-типа). По результатам исследования сформулирована гипотеза о «двумерном векторном коде в ахроматическом зрении» – едином для животных разного уровня эволюционного развития: беспозвоночных (моллюск), низших позвоночных (лягушка, рыбы) и высших позвоночных (обезьяна, человек).
Продолжены экспериментальные исследования мозговых механизмов когнитивных процессов, которые показали, что зрительная кора функционирует не только как структура, специфическая для зрительного восприятия, но также вовлечена в процесс построения сознательного зрительного образа (в работу кратковременной памяти, мысленного представления). Эти результаты позволили обосновать гипотезу о едином субстрате различных уровней сознательной репрезентации.
Проводились экспериментальные исследования психофизиологических механизмов коррекции стрессовых расстройств методом биологической обратной связи. В ходе мониторинга изменений мозговой активности в процессе проведения ряда БОС-процедур установлено, что в процессе тренингов, вне зависимости от специфики регулируемого параметра, происходят значительные перестройки корковых и корково-подкорковых взаимоотношений. Динамические изменения паттернов ЭЭГ проявляются в значительном увеличении/снижении мощности спектральных составляющих основных ритмов и в изменении структуры кросс-корреляционных связей. Применение метода пошаговой (3–4 мс) дипольной локализации генераторов ЭЭГ показало, что эффективность БОС-тренингов проявляется также в изменении положения, количества и локализации дипольных источников, отражающих участие различных механизмов мозга в этом процессе.
По теме «Механизмы профилактики стресса. Экопсихология» продолжались фундаментальные исследования особенностей стрессовой реакции у правшей и левшей. Проводилась работа по изучению динамики стрессовой реакции и её зависимости от индивидуальных особенностей. Получены предварительные результаты о связи интенсивности реагирования на стрессоры и скорости угасания реакции с личностной тревожностью и функциональной асимметрией мозга. Также изучались особенности влияния стимуляции биологически активных точек на снятие повышенного стрессового напряжения. Выявлены точки, механический массаж которых вызывал изменение уровня стрессового напряжения.
В рамках темы «Диагностика когнитивных состояний и процессов по сопряженному изменению ЭЭГ и сердечного ритма» исследование проводилось с позиции авторской концепции (проф. Н.Н.Данилова), базирующейся на представлении о роли осцилляторной активности мозга в процессах кодирования и декодирования информации и системной роли биоритмов в интеграции сенсорных процессов с поведенческими, включающими двигательные и вегетативные реакции. В итоге было выявлено два типа связей осцилляторных процессов центрального и периферического уровней при активном и пассивном внимании субъекта. Активное внимание отражается в тоническом усилении гамма-ритма, которое положительно коррелирует с усилением влияний высокочастотного дыхательного модулятора СР, а наблюдаемая при этом депрессия низкочастотных ритмов ЭЭГ – с усилением вклада низкочастотного дыхательный модулятора сердечного ритма. При пассивном внимании увеличена мощность метаболического модулятора СР, положительно коррелирующего с мощностью низкочастотных ритмов ЭЭГ.
По теме «Психология социального познания» проходило изучение представлений о справедливости, связи этих представлений с мерой погружения их носителей в правовой контекст (доц. О.В.Соловьёва). Эмпирически показано, что ядро социальных представлений о справедливости составляют скрипты справедливых и несправедливых событий из разных жизненных контекстов (межличностного, правового, социально-политического, делового, учебного и религиозно-философского), а содержание этих представлений отражает процесс адаптации молодежи к историческим и актуальным особенностям социальной ситуации в России. Также продолжилась работа по изучению представлений о СПИД и больных СПИД как факторов социального поведения. В рамках этого направления начато исследование особенностей представлений о психически больных. В данном исследовании анализируются и сравниваются профессиональные и непрофессиональные представления о психически больных.
По теме «Механизмы построения перцептивных образов и сенсомоторные координации» получены предварительные результаты, подтверждающие гипотезу о влиянии перцептивной гипотезы на сенсорную основу. Они позволяют говорить о перцептивно-перцептивных взаимодействиях как о взаимодействии различных неврологических уровней центральной нервной системы. Анализ имеющихся ранее полученных данных позволяет утверждать также, что в эти процессы вовлечены движения глаз наблюдателя. Для проверки этих положений были организованы исследования с использованием регистрации движений глаз на клиническом материале. Также продолжались исследования восприятия рельефа поверхности на материале дешифрования аэрокосмических снимков, а также механизмов построения образов на материале временных смещений в восприятии порядка событий.
Тема «Психофизиология компьютеризированного обучения» разрабатывалась в связи с проблемой – психофизиология взаимодействия человек-компьютер. Одной из важных задач являлась идентификация оптимальных ФС в процессе когнитивной деятельности и обучения человека. В исследовании были идентифицированы несколько типов ФС по комплексам осцилляторных процессов многоканальной ЭЭГ (включая высокочастотную электрическую активность – гамма-ритм) и сердечного ритма.
Человек в экстремальных условиях: диагностика, коррекция, психологическая помощь
В рамках темы «Личность и стресс: изучение личности в экстремальной жизненной ситуации» разработана программа подготовки специалистов в области оказания экстренной психологической помощи в зоне чрезвычайных ситуаций, в т.ч. переподготовка, психопрофилактика спасателей, социальных помощников, врачей и других участников ЧС. А также была проведена совместная работа с Министерством чрезвычайных ситуаций по прогнозированию разворачивания событий в событиях в Беслане в сентябре 2004 г. и выработка рекомендаций для силовых структур по поведению в различны зонах ЧС и на различных этапах бедствия.
Психология формирования установок толерантного сознания
Продолжена теоретическая, методическая и прикладная работа в рамках ФЦП «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». Фундаментальные и прикладные разработки в рамках программы осуществляются на основе историко-эволюционного подхода в психологии, выступающего как логическое развитие культурно-исторической психологии, и методологии неклассической психологии. Главными задачами этого года явились методологическая и методическая разработка психологических технологий и инструментария, а также их внедрение в социальную практику региональных Центров толерантности. Исходной ориентацией методологических и прикладных разработок являлась установка на социальное конструирование культуры толерантности, поддерживающей гарантию разнообразия и основанной на позитивном поиске продуктивного компромисса между непохожими друг на друга людьми.
Продолжались исследование по выявлению и описанию поведенческих стратегий личности в конфликтных ситуациях в зависимости от типа её толерантности, а также цикл исследований личностной идентичности людей, рожденных в межкультурных браках. Кроме того, проводились разработка и апробация системы программ проведения психологической работы с детьми, подростками и их родителями, разработка методик семейного консультирования и психокоррекции.
Культурно-историческая психология развития личности и сознания
Осуществляется цикл исследований по методологии культурно-исторической психологии; когнитивной психологии личности; психолингвистическому анализу личностных смыслов и значений как единиц сознания личности; мотивационных механизмов регуляции волевого, альтруистического и экспрессивного поведения личности; психологии кризисов личностной идентичности и защитных механизмов личности.
Проходили исследования по изучению роли теории деятельности А.Н.Леонтьева, концепции системного анализа развития и распада психических функций человека А.Р.Лурия, неклассической психологии развития Д.Б.Эльконина в зарождении неклассической психологии в условиях постмодернизма. Кроме того осуществлялась подготовка и реализация программы по феноменологии и методам изучения индивидуальности как инструментального плана личности. Проводились теоретические и эмпирические исследования неосознаваемой регуляции деятельности личности: изучалась роль бессознательного в творческом процессе, проводился анализ теоретических моделей и практики использования измененных состояний сознания с целью развития, коррекции и реализации творческого потенциала личности.
 
Учебная работа. На факультете читаются новые общие и специальные курсы лекций; проводятся специальные семинары, практики и практикумы.
Технология стратегического ассессмент-центра (Т.Ю.Базаров, с/п); Мир и психология (Б.С.Братусь, В.В.Умрихин, Т.М.Буякас, I курс); Организационное консультирование (А.В.Журавлёв); Практическое применение метода психодрамы (Е.А.Загряжская, V курс, с/п); Психология сексуальности (Ю.П.Зинченко, V курс д/о, VI курс в/о, III курс с/о, с/к); Общая психология, Введение в психологическое консультирование по детско-родительским, личностным и супружеским проблемам (С.А.Капустин); Возрастная психология,  Психология семейных отношений (О.А.Карабанова); Психология конфликта (V курс, с/к), Психологическое содействие постановке целей (V курс, с/п) (Г.Ю.Любимова); Психология публичной самопрезентации личности (Л.В.Матвеева); Управление человеческими ресурсами (Е.Н.Павлова); Дифференциальная психология (С.Р.Пантилеев); Социальная психология повседневности (Л.А.Петровская); Саморегуляция функционального состояния (О.Н.Родина, с/к); Психология индивидуальности (В.Я.Романов, с/к); Время жизни и деятельности профессионала (Ю.К.Стрелков, с/к); Введение в когнитивную науку (М.В.Фаликман,, IV–V курс, с/к); Психология потребительского поведения (Т.В.Фоломеева); Генезис индивидуальных различий (с/к); Психология уникальности: теория и методы идеографического анализа (с/к); Психофизиологическая эргономика (с/к).
 
Конференции. Организованы и проведены:
– II общепсихологические чтения (14–15 июня);
– Летняя студенческая школа «Психология классическая и неклассическая» (9–12 сент.);
– конференция «Подготовка психологов к оказанию психологической помощи в зонах ЧС» (10 сент.).
 
Доктора наук 2004 г. Степень доктора психологических наук присуждена доц. кафедры психологии труда и инженерной психологии Ивановой Елене Ивановне за работу «Системно-деятельностный подход к психологической профессиографии».  Cформулирована концепция системно-деятельностной профессиографии с позиций системной методологии, научных знаний о человеке, деятельностного и субъектно-деятельностного подходов в сочетании с актуальными принципами классической профессиографии. Разработан системно-деятельностный подход к психологической профессиографии, являющийся теоретико-методической основой деятельности психолога в области психологии труда, инженерной психологии и эргономики и примененных при решении информационных, ориентировочно-диагностических, конструктивных, прогностических, психодиагностических, методических и формирующих задач в разных сферах профессионального труда. На его основе разработан метод системного психологического анализа операторной структуры профессиональной деятельности – аналитическая профессиограмма, обеспечивающий построение моделей профессиональной деятельности, применяемых для решения задач профконсультирования, профподбора и профобучения. Представлена динамика развития психотехнологий профессиографирования, выделены три типа: операционально-технологический, системно-деятельностный операторный и системный субъектно-деятельностный. Системная субъектно-деятельностная психотехнология оснащена ориентировочной схемой профессиографирования и схемой применения комплекса методов, обеспечивающими процесс планирования исследовании, и новыми методами психологической интерпретации эмпирической информации, соответствующим уровням системного анализа.
 
Публикации.
Монографии
 
Асмолов А.Г., Пастернак Н.В. Ребёнок в культуре взрослых;
Гусев А.Н. Психофизика сенсорных задач. Экспериментальное исследование поведения человека в ситуации неопределенности;
Дряхлов Н.И. Россия и Германия: опыт трансформации;
Егорова М.С., Зырянова Н.М., Пьянкова С.Д. и др. Генотип. Среда. Развитие;
Елшанский С.П. Семантика внутреннего восприятия при зависимостях от психоактивных веществ;
Зинченко Ю.П. Клиническая психология сексуальности человека в контексте культурно-исторического подхода;
Измайлов Ч.А., Черноризов А.М. Психофизиологические основы эмоций;
Корнилова Т.В., Григоренко Е.Л., Смирнов С.Д. Подростки группы риска;
Леонтьев А.А. Словарь Л.С.Выготского;
Леонтьев А.А., Леонтьев Д.А., Соколова Е.Е. А.Н.Леонтьев: деятельность, сознание, личность;
Магомед-Эминов М.Ш. Работа личности;
Рождественская Н.А. Межличностное познание: психолого-педагогический аспект;
Россохин А.В., Измагурова В.Л. Личность в измененных состояниях сознания в психоанализе и психотерапии.
 
Учебники, учебные пособия
 
Базаров Т.Ю. (перевод, научн. ред., предисл.) Введение в социальную психологию: М.Хьюстон, В.Штребе;
Вилюнас В.К. Психология эмоций: Хрестоматия;
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию;
Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней;
Жуков Ю.М., Липатов С.А. Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг;
Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования;
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения;
Климов Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие;
Корнилова Т.В. (ред.), Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я. Эксперимент и квазиэксперимент в психологии;
Магомед-Эминов М.Ш. Новые аспекты психотерапии посттравматического стресса;
Матюшкина А.А. О предмете психологии характера и личности;
Мельникова О.Т. (перевод, научн. ред., предисл.) Маккуэрри Э. Методы маркетингового исследования;
Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации;
Леонтьев Д.А. Экспериментально-диагностический подход к изучению мышления;
Любимова Г.Ю. Психология конфликта;
Носкова О.Г. Психология труда;
Нуркова В.В, Березанская Н.Б. Психология;
Подольский А.И, Идобаева О.А. Диагностика подростковой депрессивности;
Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профориентация;
Салмина Н.Г.  Диагностика психического развития детей младшего школьного возраста;
Стефаненко Т.Г. Межкультурный диалог в школе. Теория и методология. Кн. 1, 2;
Цветкова Л.С. Восстановление высших психических функций.
Akhutina T., Pilayeva N. Metodika para el Desarolloy la Correccion de la Atencion en Nivos Escolares.