ЭС: А.Н.Веракса

ВЕРАКСА АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ (р. 7.10.1983, Москва), психолог.
 
Окончил факультет психологии МГУ (2005). Кандидат психологических наук (2008, «Особенности символического опосредствования в познавательной деятельности младших школьников»). Доктор психологических наук (2014, «Символическое опосредствование в познавательной деятельности дошкольников и младших школьников»).
Академик отделения психологии и возрастной физиологии РАО (2021, член-корреспондент с 2016).
 
Заведующий кафедрой психологии образования и педагогики (2017–н.вр.); профессор кафедры методологии психологии (2017–2018) факультета психологии. Директор Издательского дома МГУ (2016–н.вр.). Работает в МГУ с 2009 г.
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов психология развития, возрастная психология; познавательное развитие, социальная психология развития, психология спорта, символическое и знаковое опосредствование в познавательной деятельности.
Выполнил масштабное исследование когнитивного и эмоционального развития детей, в котором приняли участие более 20 тыс. дошкольников и школьников из 12 регионов РФ. В течение 10 лет изучал проблему разработки средств обучения дошкольников и младших школьников (в том числе на материале математических понятий, физических навыков и др.). Полученные результаты позволили выделить ключевые факторы академической успешности с учётом когнитивного и эмоционально-личностного развития детей.
Вице-президент Российского психологического общества по международной деятельности (2014–н.вр.). Главный редактор журнала «Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование» (2023–н.вр.), ответственный редактор журнала «Psychology in Russia: State of the Art» (2011–н.вр.).
 
Лауреат премии Президента РФ в области науки и инноваций для молодых учёных за лонгитюдное кросс-культурное исследование когнитивного развития детей дошкольного и школьного возраста (2020).
 
Административная деятельность. Как директор Издательского дома МГУ консолидирует масштабную издательскую программу подготовки университета к его предстоящему 270-летнему юбилею (2025). Основное внимание уделено публикации учебников, выходящих в серии «Классический университетский учебник».
 
Основные труды: «Мысленная тренировка в психологической подготовке спортсмена» (соавт., 2016), «Концепция возрождения отечественной традиции детского чтения» (cоавт., 2017), «Психология спорта» (соавт., 2019), «Child Development in Russia: Perspectives from an International Longitudinal Study» (ed., 2022), учебники и учебные пособия «Познавательное развитие в дошкольном детстве» (соавт., 2012), «Детская психология» (соавт., 2014), «Социальная психология дошкольника» (соавт., 2016), «Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника. Методические пособие» (2020).
 
Литература: А.Н.Веракса. Учительская газета.