Иннокентий (в миру Иван Алексеевич Борисов)

Иннокентий, в миру Иван Алексеевич Борисов, (1800–1857) – архиепископ Херсонский и Таврический, известный проповедник и ученый. Учился сначала в Воронежской, потом в Севской семинариях. В 1823 г. окончил Киевскую духовную академию первым магистром. В дальнейшем стал инспектором и профессором С.‑Петербургской семинарии, а также ректором С.‑Петербургского духовного училища. 10 дек. 1823 г. принял монашество и занял кафедру богословских наук в С.‑Петербургской духовной академии. В Академии был инспектором, членом правления, членом духовно-цензурного комитета. В 1826 г. стал архимандритом. В этот период Иннокентий написал три сочинения, за которые в 1829 г. он получил степень доктора богословия («Жизнь св. Киприана», «Жизнь св. апостола Павла» и «Последние дни жизни Иисуса Христа»). 27 авг. 1830 г. назначен ректором Киевской духовной академии. 21 нояб. 1836 г. возведен в сан епископа Чигиринского. 19 окт. 1841 г. избран действительным членом Академии наук, а в 1857 г. – ее почетным членом. 1 марта 1841 г. перемещен на епископскую кафедру в Вологду, 31 дек. того же года стал епископом Харьковским, а 15 апр. 1845 г. возведен в сан архиепископа. 24 фев. 1848 г. перемещен на Херсонскую епархию, которую занимал до кончины. Создал новые отрасли богословской науки – «религиозистику» (основное богословие), «богословие сравнительное» (оценка разных вероисповеданий с точки зрения православия), «экклезиастику» (учение о составе и юрисдикции церкви), «символику» (обзор символических изложений христианского учения в историческом порядке). Основал в Киеве новый духовный еженедельный журнал «Воскресное Чтение». Ему принадлежит редакция длительное время действовавшего законодательства о браке. Был инициатором многих реформ в области церковного управления, а также первопроходцем в деле изучения древностей Крыма, в частности, проведения археологических раскопок Херсонеса. В числе его работ «Памятник Веры» – собрание символов и вероизложений христианского учения; «История Соборов Вселенских и Поместных, в их подлинных деяниях»; «Вертоград духовный» – хронологический сборник лучших проповедей всех времен и народов; «Церковный архив» – библиотека древних и новых сочинений по истории церкви; «Памятник Унии»; подробный «Богословский Словарь»; издание «Записок» Петра Могилы и его «Православного исповедания веры»; «История русской церкви в связи с историй церквей славянских»; «История христианства в Польше». За пятью сборниками проповедей, изданными в бытность его ректором в Киеве, последовали собрания проповедей: «К пастве Вологодской» (1841), «Беседы на четыредесятницу» (1844), «Беседы о грехе и его последствиях» (1844), «С нами Бог» – беседы на Рождество Христово (1845), «Беседы к пастве Харьковской» (1847), «Слова Одесские» (1855), «Слова и речи, говоренные во время нашествия неприятелей». Полное собрание его сочинений в 11 т. издано в 1871–75 гг. Произвел переворот в русской проповеди, образовав целую школу новых русских проповедников.

Почетный член Московского университета с 1855 г.