Талызина Нина Фёдоровна

(28.12.1923, село Лучинское Ярославской обл. – 6.01.2018). Окончила Ярославский педагогический институт им. К.Д.Ушинского (1945).

Кандидат психологических наук (1950). Доктор психологических наук (1969). Доцент (1960). Профессор (1971). Действительный член АПН СССР/РАО (1989).

Заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии (1966–1995), декан/руководитель Учебного центра по переподготовке работников вузов в области психолого-педагогических основ учебного процесса (1989–2018) факультета психологии. Заведующий кафедрой педагогики гуманитарных факультетов философского факультета (1963–1966). Работала в МГУ с 1950 г.

Награждена орденом Кубы (1988).

Лауреат премии Президента РФ в области образования (1997), премии им. М.В.Ломоносова (2001).

Заслуженный профессор Московского университета (1997). Отличник высшего образования.

Область научных интересов: исследование строения познавательной деятельности, закономерностей процесса учения; диагностика сформированности познавательных умений, методы управления процессом их становления.

Ломоносовскую премию получила за цикл работ «Деятельностная теория учения и обучения».

Тема кандидатской диссертации «Умозаключения при решении геометрических задач». Тема докторской диссертации «Психологические основы управления усвоением знаний».

Читала курсы «Педагогическая психология», «Деятельностный подход в психологии», «Психодиагностика интеллекта», «Деятельностная теория учения».

Основные труды: «Психолого-педагогические проблемы программированного обучения на современном этапе» (соавт., 1966), «Теоретические проблемы программированного обучения» (1969), «Управление процессом усвоения знаний» (1975), «Пути и возможности автоматизации учебного процесса» (1977), «Системно-структурный подход к построению курса химии» (соавт., 1983), «Формирование познавательной деятельности учащихся» (1983), «Пути разработки профиля специалиста» (соавт., 1987), «Природа индивидуальных различий. Опыт исследования близнецовым методом» (соавт., 1991), учебник «Практикум по педагогической психологии» (2002), учебные пособия «Педагогика высшей школы. Цикл лекций» (соавт., 1974), «Методика составления обучающих программ» (1980), «Педагогическая психология. Психодиагностика интеллекта» (соавт., 1987), «Усвоение научных понятий в школе» (соавт., 1999).