Бодянский Осип Максимович

БОДЯНСКИЙ ОСИП МАКСИМОВИЧ (31.10.(12.11.) или 3(15).11.1808, местечко Варва Лохвицкого уезда Полтавской губ. – 6(18).09.1877, Москва), филолог-славист.
 
Окончил отделение словесных наук Московского университета (1834). Магистр славянской филологии (1837, «О народной поэзии славянских племён»). Доктор наук (1855, «О времени происхождения славянских письмен»).
Член-корреспондент историко-филологического отделения (русский язык и словесность) Санкт-Петербургской АН (1854).
 
Ординарный профессор кафедры истории и литературы славянских наречий/славянской филологии: а) славянских наречий, б) истории славянских литератур, в) славянских древностей историко-филологического факультета (1850–1868). Экстраординарный профессор (1842), ординарный профессор кафедры истории и литературы славянских наречий (1847–1848, 1849–1850) историко-филологического отделения философского факультета.
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов происхождение славянской письменности, народная поэзия славянских племен, фольклор.
Стажировался в университетах Западной Европы (1837–1842). О.М. Бодянский стал первым учёным, которому правительство предоставило стипендию на путешествие в земли южных и западных славян для усовершенствования в истории и литературе славянских наречий. Он побывал в Праге, Оломоуце, Брно (Чехия), Пеште (Венгрия), Вене (Австрия), Пресбурге (Словакия), посетил Болгарию, Сербию, Трансильванию, Силезию, Польшу, поселение лужицких сербов, Буковину, Галицию. Считал своей задачей «говорить всеми нынешними славянскими языками: это необходимо для живого и плодотворного знания славянщины». Был знаком с В. Караджичем, Ф. Палацким, Я.Е. Пуркине, П.Й. Шафариком.
Основоположник сравнительного изучения украинского и других славянских языков. Приводил обоснования самобытности украинского языка, исследовал его историю, фонетику и грамматику. Отстаивал фонетические принципы построения украинского правописания, ратовал за нормализацию украинского литературного языка на основе полтавского диалекта. Считал, что подлинная поэзия является выражением человеческого духа во всех его проявлениях, она «истинное изображение жизни в его действительности». Утверждал, что нет народа без поэзии, а значит, у каждого народа есть только ему одному свойственная поэзия как плод внутреннего его творчества, его поэтической способности.
Соорганизатор Славянского благотворительного комитета, занимавшегося оказанием помощи славянам, приезжавшим в Москву для получения образования (Ф.И. Буслаев, М.П. Погодин, С.М. Соловьёв). Секретарь Общества истории и древностей российских (1846–1848, 1858–1877). Занимался изданием «Чтений в Императорском Обществе истории и древностей российских при Московском университете», которые под его редакцией стали изданием периодическим, оказавшим существенное влияние на российское историческое языкознание. Член комитета по празднованию 100-летия Московского университета.
 
Награждён Демидовской премией за работу «О происхождении славянских письмён» (1856, половинная).
 
1848–1849 годы. Отставлен от работы в Московском университете за публикацию сочинения Дж. Флетчера «О государстве русском» в «Чтениях Общества истории и древностей российских», освещавшее обычаи и нравы царского двора.
 
Основные труды: «Об одном прологе Библиотеки московской духовной типографии и тождеств славянских божеств Хорса и Даждьбога» (1846), «Славянорусские сочинения в пергаментном сборнике И.Н.Царского» (1848), «Лингвистика О.И.Сенковского» (1848); «Ломоносов, как профессор-академик», «Замечания на проект общего устава императорских российских университетов».
 
Память. В отделе редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ хранится Славянская учебная библиотека учёного, насчитывающая 2349 томов на славянских и западноевропейских языках по истории, этнографии, литературе и культуре славянских народов.
 
Литература: Кондрашов Н.А. О.М.Бодянский. 1808-1877. Славист. – М., 1956.