Ахутина Татьяна Васильевна
(род. 15.08.1941, г. Дзержинск Горьковской обл.). Окончила Московский государственный педагогический институт им. В.И.Ленина (1963).
Кандидат психологических наук (1970). Доктор психологических наук (1989). Профессор (2004).
Главный научный сотрудник (2017–н.вр.), заведующий лабораторией нейропсихологии (1992‒2017) факультета психологии. Работает в МГУ с 1966 г.
Награждена медалью «Ветеран труда» (1998).
Заслуженный научный сотрудник Московского университета (1998).
Область научных интересов: нейропсихология и нейролингвистика.
Тема кандидатской диссертации «Психолингвистический и нейропсихологический анализ динамической афазии». Тема докторской диссертации «Нейролингвистический анализ механизмов синтаксической организации высказывания».
Читает курсы «Нейролингвистика. Афазиология», «Специальная психология», «Нейропсихологический подход к диагностике, профилактике и коррекции трудностей обучения», «Нейропсихологические основы коррекционно-развивающего обучения».
Основные труды: «Развитие зрительно-предметного восприятия и речи у детей. Методика работы с детьми с нарушениями в развитии в группе подготовки к школе» (соавт., 2011), «Нейролингвистический анализ лексики, семантики и прагматики» (2014), «Методы нейропсихологического обследования детей 6–9 лет» (соавт., 2016), учебные пособия «Диагностика развития зрительно-вербальных функций» (соавт., 2003), «Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов» (соавт., 2007), «Нейропсихологическая диагностика и нейропсихологическая реабилитация пациентов, находящихся в сниженных состояниях сознания после повреждения головного мозга. Клинические рекомендации» (соавт., 2014), «Клинико-психологическая диагностика и клинико-психологическая реабилитация пациентов с нарушениями регуляторных функций при повреждениях головного мозга. Клинические рекомендации» (соавт., 2014), «Клинико-психологическая реабилитация пациентов с апраксиями при повреждениях головного мозга. Клинические рекомендации» (соавт., 2014), «Клинико-психологическая диагностика и клинико-психологическая реабилитация пациентов с нарушениями памяти при повреждениях головного мозга» (соавт., 2015), «Нейропсихолог в школе. Индивидуальный подход к детям с трудностями обучения в условиях общего образования» (соавт., 2017).