Мейер Михаил Серафимович

(30.08.1936, Москва – 19.04.2022). Окончил Институт восточных языков при МГУ (1960).

Кандидат исторических наук (1965). Доктор исторических наук (1989). Профессор (1992).

Президент (2012–2022), директор (1994–2012); профессор (2018–н.вр.), заведующий кафедрой истории стран Ближнего и Среднего Востока (1990–2018); зам. директора по научной работе (1991–1994) Института стран Азии и Африки.

Награждён орденами Дружбы (2005), Восходящего солнца (Япония, III ст. – 2010), медалью «За освоение целинных земель».

Заслуженный профессор Московского университета (2003). Почётный работник высшего профессионального образования России.

Область научных интересов: история стран Ближнего и Среднего Востока в Средние века и Новое время, социально-политические процессы в современной Турции, историография и источниковедение Турции.

Тема кандидатской диссертации «Народные выступления в городах Османской империи в конце ХVII – начале ХVIII в.». Тема докторской диссертации «Социально-политический кризис Османской империи в ХVIII в.».

Читал курсы «История стран Азии и Африки в Средние века, Новое время и в ХХ в.», «История Турции в Средние века и Новое время», «Источниковедение и историография Турции», «Социальная структура Турции», «Политическая система Турецкой Республики», «Современные проблемы исторического развития стран Востока», «История исламского мира».

Основные труды: «Османская империя в ХVIII в.: Черты структурного кризиса» (1991), «История Турции в средние века и новое время» (соавт., 1992), «Турция. Книга странствий» (соавт., 2000), «Ближний Восток и ислам в российской науке и образовании. Традиции и современность» (2003), «Всемирная история: в 6-и т.» (соавт., т. 6 – 2017, т. 5 – 2014, т. 4 – 2013), «Евразийство: истоки, концепция, реальность» (соавт., 2014), «Zaman Treni» (соавт., 2017), учебные пособия «Современные социально-экономические и политические процессы в странах СНГ» (соавт., 2005), «Сборник пособий по исламоведению и корановедению» (соавт., 2012). Автор учебных пособий для общеобразовательной школы.