ЭС: М.С.Плисецкий

ПЛИСЕЦКИЙ МАРК СОЛОМОНОВИЧ (9.07.1881, местечко Корюковка Черниговской губ. – 3.07.1957, Москва), антрополог.
 
Кандидат исторических наук.
 
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов антропогенез, этномузееведение, история религии, научно-просветительская и политико-просветительская работа в области этнографии и антропологии. Основные труды посвящены этнографическим особенностям башкир, горцев Дагестана, грузинским евреям, спорным проблемам антропологии, музейному строительству и вопросам теории расового происхождения человека.
Участвовал в экспедициях с целью сбора сведений о жизненном укладе и обычаях особой этнической группы – грузинских евреев как сотрудник Центрального музея народоведения (1929) и этнологического факультета (1930). Посетил ряд населённых пунктов Закавказья – Кутаиси, Тифлис, Сурами, Ахалцихе, Мцхету, Цхинвали и другие. Материалы вошли в монографию «Религиозные верования народов СССР» (1931), в которой приняли участие также С.А. Токарев и С.П. Толстов.
Председатель ячейки Союза воинствующих безбожников в МГУ (1938–1941).
 
Административная деятельность. Являясь директором Института антропологии и Музея антропологии, фактически объединил их научную, экспедиционную и просветительскую деятельность. Наиболее активный период пришёлся на довоенные годы. Были проведены раскопки в Калининской области в местах поселения неолитического человека (1935); близ Симферополя у пещеры «Волчий грот», где была обнаружена стоянка неандертальского человека (1937–1940); снаряжены Островская экспедиция с целью раскопа самой северной в мире палеолитической стоянки близ Перми (1940, устье р. Чусовой) и Деснинская экспедиция для исследования бассейна р. Десны (1940); в Среднюю Азию в район Сурхан-Дарья с целью поиска остатков древнего человека (1946).
Наряду с археологическим направлением проводились обследования коренных народов Северного Урала с целью сбора исторического, бытового и этнографического материала (1939, коми, зырян, пермяков, сибирских татар, ненцев), в Центральный Дагестан для антропологического исследования типа аварцев и определения их места среди других типов кавказских народов (1946).
В 1938 г. музей получил для исследования ценнейшую находку – череп человека Мустьерского времени из пещеры Тешик-Таш (Узбекская ССР, археолог А.П. Окладников). В дискуссиях, сопровождавших это открытие, М.С. Плисецкий выступил с критикой теории «преднамеренности» неандертальских погребений, отрицая возможность существования религиозных представлений у неандертальцев (1952).
В связи с политической обстановкой в мире, распространением и укреплением фашистской идеологии, начал борьбу с расизмом во всех его проявлениях. В музее была открыта выставка «Расовые теории и фашизм» (1938), а затем новый зал «Культура и раса» (1941).
 
Первая мировая и Великая Отечественная войны. В годы Первой мировой принимал участие в революционных выступлениях солдат, находясь на нелегальном положении.
В 1941–1943 гг. находился в эвакуации в Уфе.
 
Основные труды: «Горцы Дагестана» (1929), «Религия и быт грузинских евреев» (1931), «Наука о происхождении человека. Альбом наглядных пособий» (1946), «Наука и религия о происхождении человека. Популярная лекция» (1950), «Классовая борьба в науке о человеке» (1951), «Как в борьбе с религией развивалась наука о происхождении человека» (1955), «Человек и его расы» (1956).
 
Литература: Нестурх М.Ф. М.С.Плисецкий//Советская антропология. 1957. № 1. С. 105–110; Щербакова М.Ю., Захарова Е.Ю. Еврейский квартал на пути формирования «нового человека»: фотоматериалы экспедиции М.С.Плисецкого к грузинским евреям в контексте советской этнографии и социального конструирования 1920-х – 1930-х гг. URL: http://www.kunstkamera.ru/files/lib/Kavkaz_SbMAE/978-5-88431-340-8_7.pdf