Портрет: Г.А.Китайгородская

КИТАЙГОРОДСКАЯ ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА (р. 13.09.1934, Москва), лингвист, методист.
 
Окончила Московский государственный педагогический институт иностранных языков имени М. Тореза (1958). Кандидат филологических наук (1969, «Интонация вопросно-ответного диалогического единства в современном французском языке»). Доктор педагогических наук (1988, «Система интенсивного краткосрочного обучения иностранным языкам»).
 
Заведующий кафедрой истории и философии образования факультета педагогического образования (1999–2017). Профессор (1990), директор Научно-методического центра интенсивного обучения иностранным языкам (1988–2013). Председатель Совета женщин МГУ (1997–2007).
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов методика преподавания иностранных языков; психолого-педагогические основы обучения иностранным языкам; интенсивное обучение иностранным языкам; психолого-педагогические аспекты подготовки и переподготовки педагогических кадров; система повышения квалификации педагогических кадров. Стажировалась у психотерапевта Г.К. Лозанова, разработавшего метод суггестопедии для ускоренного обучения иностранным языкам (1969, Болгарская Народная Республика).
Автор уникальной системы обучения – «Метод активизации возможностей личности и коллектива». Система Г.А. Китайгородской опирается на психологические резервы личности и коллектива при направленном управлении социально-психологическими процессами общения в группе, что позволяет учащимся в сжатые сроки легко и эффективно перерабатывать огромные объёмы новой информации. Научно-методический центр интенсивного обучения иностранным языкам был организован на правах института повышения квалификации.
«Мы обучаем общению на иностранном языке единственно возможным способом – через общение. У нас авторские учебники, с помощью которых мы создаем для наших слушателей яркую, интересную жизнь в аудитории. Каждый курс – это своего рода обучающая пьеса. Наши ученики получают роли-маски, они становятся непосредственными участниками различных событий, ситуаций. И благодаря нашим технологиям, ученики запоминают и тут же начинают использовать огромные объёмы лексического материала. А результаты, которых мы добиваемся за 2 месяца работы, несравнимы с годами обучения традиционным способом».
 
Заслуженный профессор Московского университета (2004).
 
Государственные награды: медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» (II ст. – 2005).
 
Основные труды: «Интенсивное обучение иностранным языкам: теория и практика» (1992), «Мосты доверия: интенсивный курс русского языка. Книга для преподавателя» (соавт., 1993), учебные пособия «Английский язык. Интенсивный курс» (соавт., 1978), «Французский язык. Интенсивный курс» (соавт., 1978).