ЭС: Н.Е.Кузьменко

КУЗЬМЕНКО НИКОЛАЙ ЕГОРОВИЧ (р. 4.03.1944, конезавод «Восход» Краснодарского края), химик.
 
Окончил химический факультет МГУ (1967). Кандидат химических наук (1970, «Экспериментальное определение вероятностей электронных переходов для двухатомных молекул (SiF, SiCl, SiBr, CH)»). Доктор физико-математических наук (1987, «Распределение интенсивностей в электронно-колебательно-вращательных спектрах двухатомных молекул»). Профессор (1992).
 
Профессор кафедры физической химии (1990–н.вр.), заведующий лабораторией молекулярной спектроскопии (1996–н.вр.), заместитель декана по учебной работе (1992–н.вр.) химического факультета.
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов молекулярная спектроскопия, моделирование механизмов химических реакций с участием кластеров переходных металлов методами квантовой химии, фундаментальное химическое образование.
Изучает проблемы спектроскопии и квантовой динамики двухатомных молекул. Развил количественную теорию описания интенсивности в р-вибронных спектрах, соответствующих связанно-связанным и связанно-свободным электронным переходам; теорию дробных возрождений волновых пакетов в ангармонических молекулярных системах. Разработал новые принципы спектрального анализа.
 
Уделяет большое внимание взаимодействию средней и высшей школы в области химического образования, созданию инновационных подходов к преподаванию школьной химии, организации олимпиадного движения. Соавтор новой системы заочно-очного приёма абитуриентов, внедрённой на факультете в 1993 г. Один из кураторов специализированного химического класса московской общеобразовательной школы №171.
«У большинства людей химия ассоциируется с химическим оружием, загрязнением окружающей среды, техногенными катастрофами, производством наркотиков и т.д. Преодоление хемофобии и массовой химической безграмотности, создание привлекательного общественного образа химии – одна из главных задач школьного химического образования… Необходимо дать детям грамотное представление о свойствах веществ и их превращениях в природе. Ученики должны знать, из чего состоят предметы вокруг них, и что с этими предметами может происходить при различных воздействиях: как горят дрова, из чего состоит воздух, почему ржавеет железо, как можно собрать разлившуюся ртуть».
 
Лауреат премии Президента РФ в области образования за разработку концепции «Новые подходы к взаимодействию средней и высшей школы в области химического образования. Концепция и практическая реализация» для высших учебных заведений и учебных заведений среднего профессионального образования (1999, соавт.).
Заслуженный профессор Московского университета (2001). Почётный работник высшей школы РФ (1998). Заслуженный работник высшей школы РФ (2011).
 
Основные труды: «Вероятности оптических переходов двухатомных молекул» (соавт., 1980), «Проблемы описания интенсивностей в электронных спектрах двухатомных молекул в адиабатическом приближении» (соавт., 1983), «Факторы Франка-Кондона для двухатомных молекул» (соавт., 1984), «Спектроскопические методы» (соавт., 1996), учебники и учебные пособия «Краткий курс химии» (соавт., 2000), «Основы физической химии. В 2-х ч.» (соавт., 2013), «Начала химии: для поступающих в вузы» (соавт., 2016); «О модернизации образования в России» (соавт., 2005), «Проблемы и перспективы фундаментального химического образования в России» (соавт., 2009). Автор пособий для поступающих в вузы.
 
Литература: Ерёмин В.В., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В. др. Школьное химическое образование в России: стандарты, учебники, олимпиады, экзамены. Российский химический журнал. 2003. Т. XLVII. №2