Портрет: К.А.Ганшина

ГАНШИНА КЛАВДИЯ АЛЕКСАНДРОВНА (1881, Варшава Варшавской губ. Царства Польского, Российская империя – 21.10.1952, Москва), филолог.
 
Окончила Варшавские женские педагогические курсы (1901), историко-филологический факультет МГУ (1921). Доктор филологических наук (1943, «Грамматика современного французского языка»). Профессор (1924).
Член-корреспондент отделения методик преподавания основных дисциплин в начальной и средней школе АПН РСФСР (1945).
 
Заведующий кафедрой французского языка филологического факультета (1943–1952). Заведующий общеуниверситетской кафедрой иностранных языков (1937–1942). Руководитель языковой предметной комиссии исторического факультета (1934–1939). Преподаватель французского языка факультета общественных наук (1924–1925). Лектор французского языка историко-филологического факультета (1919–1921).
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов современный французский язык, лингвистические основы методики преподавания иностранного языка в средней и высшей школе.
Одна из первых авторов учебных пособий по вопросам методики преподавания иностранных языков и учебников для средней школы. Рассматривала методику обучения как конгломерат данных, заимствованных из других наук. Первые советские учебники ставили своей задачей научить читать и понимать с помощью словаря несложный текст и устную речь. Изучение иностранного языка с помощью текстов опиралось на использование русского языка и углублённое изучение грамматики. Рекомендовалась тщательная устная проработка языкового материала, лексика вводилась с помощью наглядности, а грамматика изучалась практически и усваивалась   индуктивно. Имитативный путь усвоения языкового материала являлся ведущим.
На примере французского языка К.А. Ганшина показала, что описание языка как системы должно идти от всего текста к его частям (морфологическим формам и звукам): от синтаксиса к морфологии, от морфологии к фонетике.
 
Государственные награды: ордена – Ленина (1951), «Знак Почёта» (1944), медаль «За доблестный труд».
 
Основные труды: «О преподавании новых языков» (1917), «Современный французский язык» (1945), «Учебник французского языка для начинающих» (1924), учебное пособие «Французско-русский словарь» (1930).