ЭС: А.Г.Асмолов

АСМОЛОВ АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ (р. 22.02.1949, Москва), психолог.
 
Окончил факультет психологии МГУ (1972). Кандидат психологических наук (1976, «О месте установки в структуре деятельности»). Доктор психологических наук (1996, «Историко-эволюционный подход в психологии личности»). Профессор (1996).
Академик отделения психологии и возрастной физиологии РАО (2008, член-корреспондент с 1995).
 
Заведующий кафедрой психологии личности (1997‒н.вр.); профессор кафедры общей психологии (1992–1997) факультета психологии. Работает в МГУ с 1972 г.
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов культурно-историческая психология, психология личности, психология бессознательного, политическая психология, практическая психология образования. Разрабатывает принципы системного историко-эволюционного деятельностного подхода как методологии анализа закономерностей биологической эволюции, социальной истории и индивидуального развития человека в социальных и поведенческих науках. Развивает представления о толерантности как цивилизационной норме, обеспечивающей возможность межкультурного диалога и согласия между различными народами, религиями и мировоззрениями.
Под его руководством были разработаны и внедрены проекты, концепции и программы, оказавшие влияние на развитие системы образования РФ и формирование установок толерантности в современном обществе.
Главный психолог Государственного комитета СССР по народному образованию (1988–1992).
 
Лауреат премии Правительства РФ в области образования за создание цикла трудов «Формирование установок толерантного поведения и профилактики рисков ксенофобии в системе общего образования» (2010, соавт.).
Заслуженный профессор Московского университета (2008). Заслуженный работник высшей школы РФ (2005).
 
Государственные награды: орден Дружбы (2010).
 
Основные труды: «Наперекор оппозиции души» (1994), «Психоаналитические заметки чиновника» (1995), «Культурно-историческая психология и конструирование миров» (1996), «Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н.Леонтьева» (соавт., 1999), «Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества» (2008), «Стратегия и методология социокультурной модернизации образования» (2011), «Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие» (соавт., 2011), «Как рождается гражданская идентичность в мире образования: от феноменологии к технологии. В 2-х ч.» (соавт., 2011), «Оптика просвещения: социокультурные перспективы» (2012), «Формирование гражданской идентичности как ключевая задача образования и социокультурной модернизации России» (соавт., 2012), «Преадаптация к неопредёленности: непредсказуемые маршруты эволюции» (соавт., 2018), «Ребёнок в культуре взрослых» (соавт., 2019), учебники «Психология личности: принципы общепсихологического анализа» (1990), «Психология образования» (соавт., 2019), учебные пособия «По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии» (2002), «Психология личности. культурно-историческое понимание развития человека» (2010), «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий» (соавт., 2010).
 
Литература: А.Г.Асмолов. Персональный сайт.