ЭС: И.И.Ильясов

ИЛЬЯСОВ ИСЛАМ ИМРАНОВИЧ (р. 7.06.1937, Москва), психолог.
 
Окончил Московский государственный педагогический институт иностранных языков имени М. Тореза (1965), факультет психологии МГУ (1967). Кандидат психологических наук (1973, «Исследование восприятия расстояний и его формирования: на материале деятельности водителя автомобиля»). Доктор психологических наук (1987, «Структура и формирование процесса учения»). Доцент (1976). Профессор (1992).
 
Профессор кафедры психологии образования и педагогики (2004–н.вр.); профессор (1990), заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии (1995–2004) факультета психологии. Работает в МГУ с 1973 г.
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов педагогическая психология, методика преподавания психологии.
Внёс вклад в исследование структуры процесса учения. Описал учение как деятельность субъекта, изучил факторы эффективности учения, условия формирования способности к учению, развития мышления в учении. Разработал обобщённую иерархическую модель структуры процесса учения, включающую компоненты трёх уровней: исходного макроуровня; изменений по параметрам знаний и действий, усваиваемых в учении; уровня познавательных механизмов эмпирического и теоретического мышления, мнемических и символических операций. Создал методику обучения эвристическим приёмам решения творческих задач.
Лауреат премии Президента РФ в области образования за создание психолого-педагогического комплекса «Теория и практика формирования умственной деятельности» для системы непрерывного образования (1998, соавт.).
Заслуженный профессор Московского университета (2000).
 
Основные труды: «Система эвристических приёмов решения задач» (1992), «Рабочая концепция одарённости» (соавт., 1998), «Психологические типы. Когнитивные стили» (соавт., 2003), «Познание и личность: типологический подход» (соавт., 2004), «New Directions in Researche of Typology and Styles of Self-realization of Personality» (соавт., 2018), «Я и Мир сквозь призму психологии: системная концепция жизнесозидающего субъекта» (соавт., 2020), «Развитие жизнетворчества поликультурной личности XXI в.» (соавт., 2020), учебные пособия «Спецпрактикум по педагогической психологии» (соавт., 1979), «Формирование учебной исследовательской деятельности. Обучение чтению научного текста» (соавт., 1986), «Педагогическая психология. Словарь» (соавт., 2021).
 
Литература: И.И.Ильясов. Факультет психологии МГУ.