ЭС: М.Ш.Магомед-Эминов

МАГОМЕД-ЭМИНОВ МАДРУДИН ШАМСУДИНОВИЧ (р. 3.11.1948, Мугертан, Дагестанская ССР), психолог.
 
Окончил факультет психологии МГУ (1983). Кандидат психологических наук (1987, «Мотивация достижения: структура и механизмы»). Доктор психологических наук (2009, «Деятельностно-смысловой подход к психологической трансформации личности»). Старший научный сотрудник (1992). Доцент (2004).
 
Заведующий кафедрой экстремальной психологии и психологической помощи/психологической помощи и ресоциализации (2004–н.вр.), заведующий лабораторией по изучению личности в экстремальной стрессовой жизненной ситуации (1990–н.вр.) факультета психологии. Работает в МГУ с 1981 г.
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов психология личности и мотивации, психологическая травма и посттравматический стресс.
Автор культурно-деятельностного подхода к психологической трансформации личности. Один из пионеров исследования посттравматических стрессовых состояний в российской психологии. Собрал, систематизировал и проанализировал огромный эмпирический материал, представленный более 15 тыс. анкет, результатами обследования свыше 6000 человек, среди которых военнослужащие и гражданские лица, непосредственные участники Афганской войны 1979–1989 гг.; население из различных регионов РФ и других республик СССР, лично не принимавшие участие в военных событиях на территории Афганистана; военнослужащие, участвовавшие в вооружённых конфликтах в Чеченской Республике; лица, пострадавшие в чрезвычайных ситуациях, терактах; участники экстремальных ситуаций; люди с различным травматическим опытом. Создал первую в России Психологическую службу для воинов-ветеранов Афганистана (1986).
Впервые разработал общепсихологический подход к феномену «экстремальности» как «новой, неповседневной, изменившейся реальности, в которую человек переходит из предшествующей (повседневности), и из которой он направлен на дальнейший переход». Предложил оригинальную трактовку экстремальности как предельного феномена, имеющего как негативную (страдание, небытие), так и позитивную (стойкость, испытание, мужество, бытие в мире) стороны. Предложил смысловую концепцию стресса и модель экстремального и пост-экстремального роста и развития личности. Для восстановления человека, получившего травматический опыт не только выживания в войне, но и травму возвращения в изменившуюся социально-политическую реальность, разработал научно-теоретические основы, методологию, классификацию психотехнологий психологической помощи. В данной модели ситуация помощи становится жизненной ситуацией, в ходе которой начинает осуществляться трансформация личности человека, в ходе восходящей и нисходящей работы личности, в которой нечто должно быть утрачено в личности, а нечто выращено и укреплено.
 
Под его руководством на факультете читаются авторские курсы: «Групповая психотерапия», «Посттравматический стресс: теория, психодиагностика и психологическая помощь», «Психическая травма», «Личность в экстремальной стрессовой жизненной ситуации», «Психодинамическая психотерапия», «Травмотерапия», «Теория и практика психологической помощи», «Экстремальная психология», «Психология утраты», «Психология горя», «Психотравматология, психотанатология, психоадаптология», «Позитивная психология», «Превентивная психология и технологии ресоциализации».
 
Основные труды: «Экстремальная психология. В 3-х т.» (2006–2011), «Психология психической травмы. От “железнодорожного спинного мозга” к “травматическому неврозу”» (2006), «Позитивная психология человека. От психологии субъекта к психологии бытия. В 2-х т.» (2007), «Конструирование временной формы» (2008), «Трансформация и работа личности» (2011), «Деятельностно-смысловой подход к психологической помощи» (2011), «Актуальные проблемы ресоциализации» (соавт., 2017), «Психология пандемии COVID-19» (2021), учебники и учебные пособия «Оптимизация современной системы психологической помощи» (соавт., 2016), «Методы и техники психологического интервью» (соавт., 2019), «Стрессменеджмент и работа с психологической травмой» (соавт., 2020).