ЭС: В.С.Собкин

СОБКИН ВЛАДИМИР САМУИЛОВИЧ (р. 10.09.1948), психолог.
 
Окончил факультет психологии МГУ (1972). Кандидат психологических наук (1982, «Психологический анализ уровней литературного развития старшеклассников»). Доктор психологических наук (1997, «Динамика ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте»).
Академик отделения образования и культуры РАО (2001, член-корреспондент с 1992).
 
Профессор кафедры психологии личности факультета психологии (2006–н.вр.).
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов социология образования; детская, возрастная и педагогическая психология; психология искусства.
Принимал активное участие в проведении цикла социологических исследований, посвящённых художественным интересам школьников, отношению школьников к средствам массовой информации. Разработал ряд оригинальных методик, направленных на диагностику уровня литературного развития учащихся, которые были апробированы в массовых социологических опросах
Директор Института социологии образования РАО (1993–2015). Под его руководством выполнено большое число научно-прикладных исследований, федеральных целевых программ «Развитие образования в России», «Дети России», «Дети Чернобыля», «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе: 2001–2005», «Информатизация системы образования». Полученные результаты были использованы при разработке проектов отдельных статей законов «Об образовании» (1992), «Об изменениях и дополнениях в “Закон об образовании”» (1996), федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (2003), ряда нормативных документов Министерства образования РФ.
 
Лауреат премии Президента РФ в области образования за цикл исследований «Социология образования» для учебных заведений высшего профессионального образования (2002, соавт.).
Заслуженный деятель науки РФ (2008). Почётный работник общего образования РФ (2002).
 
Государственные награды: орден Почёта (2019), медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» (II ст. – 2004).
 
Основные труды: «Современный российский педагог: эскиз к социологическому портрету» (соавт., 2015), «Комментарии к театральным рецензиям Льва Выготского» (2015), «Современный учитель: жизненные и профессиональные ориентации» (соавт., 2016), «Психология девиантности. Дети. Общество. Закон» (соавт., 2016), «Исследователь в сфере образования: эскизы к социально-психологическому портрету» (соавт., 2018).
 
Литература: В.С.Собкин. Психологическая газета.