ЭС: Б.Н.Веденисов

ВЕДЕНИСОВ БОРИС НИКОЛАЕВИЧ (12(24).07.1869, с. Кунцево Московской губ. – 11.07.1952, Москва), инженер-механик.
 
Окончил физико-математический факультет Московского университета (1891), Московское инженерное училище Ведомства путей сообщения (1902). Доктор технических наук (1936).
Член-корреспондент отделения технических наук (железнодорожный транспорт) АН СССР (1943).
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов железнодорожный транспорт, строительство железнодорожных линий и сооружений.
Работу на железной дороге Б.Н. Веденисов начал в 1899 г., ещё будучи студентом, в качестве техника на изыскании пути Рязань–Тула. Одной из первых его инженерных работ был проект перегона Мыза–Нижний Новгород (путепровод под Арзамасским трактом). Автор изобретений ряда оригинальных конструкций и способов производства работ. Первым применил шлаковые подушки, получившие в дальнейшем широкое распространение для борьбы с пучинами (1908), горизонтальное бурение для отвода подземных вод с целью укрепления косогора, пневматическую подбивку шпал (1913). Доказал необходимость и выгодность при проектировании железнодорожных линий связи длиной более 200 км учитывать кривизну земной поверхности, дал формулы и разработал простые приёмы установления кратчайшего расстояния между двумя пунктами. По-новому разрешил важные вопросы о повышении эффективности борьбы со снегом на железных дорогах, о сопротивлении при движении по упругому рельсовому пути, проектировании, сооружении и содержании земляного полотна с учётом ориентации по сторонам света, о мощности рельсового пути на электрифицированных участках дорог.
 
Лауреат Государственной премии СССР за многолетние выдающиеся работы в области науки и техники (1943).
Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1942). Почётный железнодорожник СССР (1944).
 
Государственные награды: ордена – Ленина (1942, 1949), Трудового Красного Знамени (1939, 1945), Отечественной войны (I ст. – 1946).
 
Основные труды: «Механизация путевых работ и, в частности, подбивки шпал балластом» (1923), «О переходных кривых при больших скоростях движения» (1936), «Исследование о проведении железнодорожных линий между двумя отдалёнными пунктами» (1936), «Устройство пути и способы его лечения. В 2-х т.» (1937); «О повышении эффективности борьбы со снегом на железных дорогах» (1948), «Проектирование и содержание откосов земляного полотна с учётом их расположения по странам света» (1950).
 
Литература: Б.Н.Веденисов. Архивы РАН.