Архитектура здания-гиганта (Лауреат Сталинской премии академик архитектуры Л.В. Руднев)

// Техника – молодёжи. 1951. Июль. № 7.
 
 
Создать на Ленинских горах, у излучины Москвы-реки, крупное общественное сооружение — такая мысль издавна волновала русских зодчих. Талантливый архитектор александровской эпохи Витберг создал известный проект большого храма, но этот проект, как и многие другие, не был осуществлен. И до наших дней это просторное и живописное место в юго-западном районе столицы сохранилось нетронутым, свободным от построек.
Когда партия и правительство приняли программу строительства нового здания МГУ, перед коллективом архитекторов, привлеченных к проектированию этого грандиозного комплекса сооружений, встала сложная и увлекательная задача. Нам предстояло реализовать величественные новаторские идеи, содержащиеся в проектном задании правительства. Человечество еще не знало такого типа университетского здания, такого подхода к пониманию научного труда, такого ярко выраженного уважения к науке и ее деятелям. Разве хотя бы в одном университете, сооруженном в предыдущие эпохи, воплощено стремление способствовать не только передаче знания молодежи старшим поколением ученых, а и единению студенчества и профессуры, их дружбе в быту и науке? Нет, ни одного такого образца мы не имеем в прошлом.
Правительственное задание гласило: создать в новых зданиях университета самые благоприятные условия для ведения в небывалых до сих пор масштабах учебной и научной работы и одновременно обеспечить наилучшую обстановку для жизни и культурного отдыха учащейся молодежи, профессоров и преподавателей. Следовательно, необходимо было соединить в едином комплексе разнородные по своему характеру научные и учебные учреждения, лаборатории со сверхчувствительным оборудованием, обсерваторию, музеи, клуб с большим зрительным залом, общежитие для студентов и аспирантов, спортивные залы и бассейны для плавания, квартиры для профессоров и преподавателей. Перед нами стояла также задача найти такое объемно-пространственное решение для будущего сооружения, чтобы оно было не случайным нагромождением корпусов, а целостным архитектурным ансамблем, со своеобразным силуэтом, обогащающим общую силуэтную выразительность столицы.
Когда началась работа над эскизным проектом, коллектив архитекторов — действительный член Академии архитектуры С. Е. Чернышев, архитекторы-художники А. Ф. Хряков и П. В. Абросимов и автор этой статьи — не раз становился втупик, так как в ту пору еще было не вполне ясно, можно ли совместить жилье с учебными аудиториями в одном здании. И получались на первых эскизах то какие-то невообразимые памятники, то поднятые на высоту караван-сараи. Наконец основной принцип был найден; вернее, был создан общий образ сооружения.
«Если, — рассуждали архитекторы, — в основной высотной части (26-этажный центр с 18-этажными корпусами) по заданию должны быть размещены геологический, механико-математический и географический факультеты со своими библиотеками и музеями, а в самой непосредственной близости с их учебными помещениями должен быть актовый зал на 1500 человек, две общеуниверситетские аудитории, на 600 человек каждая, клуб с большим залом, ректорат, гимнастические залы, водный бассейн и т. д., то корпуса с жилыми комнатами студентов и преподавателей надо разместить так, чтобы не создавать унылых внутренних дворов-колодцев. Надо было сделать так, чтобы из каждой точки здания открывался широкий вид вдаль. Этому требованию удовлетворяло размещение корпусов в плане в виде расходящихся от центра ступенчатых линий, по рисунку несколько напоминающих, букву «Ж».
Детальной разработке проекта нового здания
во многом помогла гипсовая модель,
выполненная в 1/100 натуральной величины.
На снимке – скульптор-модельщик
Ф.В. Чесноков у модели

«Если бы я тут жил, — думал каждый из нас, — я мог бы с полным правом сказать, что я живу в доме науки и вся жизнь моя приспособлена к овладению сокровищами человеческого знания, к новому его обогащению. Когда я в университете — я дома, а когда я дома — я учусь». Это слияние личного быта и науки мы и стремились воплотить в архитектуре здания. Нам хотелось, чтобы каждый, кто проведет несколько лет в его стенах, считал бы эти годы самыми лучшими в своей жизни.

Так родилось решение разместить студенческие и аспирантские общежития для 6 тысяч человек и 200 квартир для профессорско-преподавательского состава в боковых крыльях, примыкающих к основному высотному зданию и обращенных фасадом к Москве-реке. Само понятно общежития правительство толковало по-новому.
Каждый студент должен получить отдельную комнату в 8 квадратных метров. Эти комнаты спланированы так, чтобы каждые две объединялись общими прихожей и санитарным узлом.
Такой же принцип планировки применен и для аспирантского общежития, только комнаты аспирантов решено было сделать несколько больше — в 12 квадратных метров. В каждом этаже общежития предусмотрена гостиная. Для профессоров и преподавателей были запроектированы удобные и уютные квартиры из нескольких комнат.
По соседству с основным зданием будут размещены здания для химического и физического факультетов. Эти два шестиэтажных корпуса воздвигаются за центральным зданием и обращены в сторону юго-западного района столицы. Органически вливаясь в ансамбль основного корпуса, они образуют внутренний университетский двор. Таким образом, основной университетский ансамбль вылился в живописную, симметрично нарастающую к центру композицию.
Рядом с основным корпусом биолого-почвенного факультета решено было расположить отдельные павильоны и сооружения агроботанического сада (оранжереи, теплицы, фотопериодические камеры, камеры искусственного климата, вегетационные домики и прочее), который создается в северо-западной части университетской территории на площади в 30–40 гектаров.
Работая над проектом, мы должны были предусмотреть в этом сложном архитектурном комплексе и максимальные удобства для его будущих обитателей. Необходимо было учесть все, вплоть до мелочей, в планировке помещений, средств и ходов сообщений, соединяющих отдельные крылья здания между собой.
Главный вход в главное здание расположен со стороны Москвы-реки. Он ведет в актовый зал и общеуниверситетские аудитории. С противоположной стороны, со стороны новой магистрали юго-западного района, расположен другой вход, ведущий через просторный вестибюль в общеуниверситетские аудитории, клуб, гимнастический зал, бассейн для плавания, к лифтовым холлам.
Из своих общежитий студенты и аспиранты смогут пройти к центральной группе лифтов по первому этажу через анфиладу, соединяющую вестибюли студенческого общежития с центральным вестибюлем здания, или же по самому верхнему этажу корпуса общежития.
Первые шесть этажей центрального корпуса займет геологический факультет. В 8-м и 9-м этажах разместится ректорат. Это очень удобное место, так как восьмой этаж — пересадочный для всех групп лифтов и сюда легко попасть из любого этажа здания.
В 9-м этаже — центральное управление межфакультетской библиотекой. Книгохранилище спроектировано так, чтобы специальная литература для определенных факультетов находилась в книгохранилище на высоте расположения данного факультета и его читального зала.
Общеуниверситетские кафедры располагаются на 7-м и 9-м этажах. С 10-го по 20-й этаж размещаются механико-математический и географический факультеты. На каждом этаже устраиваются светлые коридоры и залы. На 21-м–26-м этажах будет расположен музей землеведения. Вокруг помещения музея — терраса, с которой будет открываться вид на столицу.
Макет будущего музея истории естествознания в
Московском университете. Музей будет размещен
на одном из верхних этажей главного здания
В планировке физического факультета учтена необходимость четкого разделения научной и учебной работы.
Для химического факультета разработана специальная сложная конфигурация, вызванная необходимостью размещения большого числа лабораторий с трехсторонним освещением.
 
Немало пришлось поработать авторам проекта и над тем, чтобы придать всему этому монументальному сооружению ощущение легкости и изящества. Нам хотелось создать здания, в которых было бы легко и свободно дышать. Чтобы достигнуть этой легкости и свободы, мы решили одеть все здание в светлую керамику и завершить его центральную высотную часть, достигающую 235 метров, «золотым» шпилем. Естественно, что этот «золотой» шпиль будет не из настоящего золота. Он будет изготовлен из нержавеющей стали и покрыт желтым стеклом на алюминиевой амальгаме. Это даст полное ощущение сверкания золота.
Шпиль этот, между прочим, по одному из вариантов предполагается ставить с помощью аэростата.
Перед главным входом будет устроен большой бассейн с четырьмя фонтанами вокруг. В разбитом перед входом сквере будут установлены бюсты выдающихся русских ученых, а в центре на пьедестале — памятник М. В. Ломоносову. Весь большой партер перед университетом будет украшен скульптурами работы таких выдающихся мастеров, как В. Мухина, Н. Томский. Г. Мотовилов, А. Орлов и др. Нужно сказать, что совместная работа с ними значительно способствовала единству скульптурных и архитектурных форм, которое, как мне кажется, достигнуто в университетском комплексе.
В основу генерального плана застройки всей огромной территории университетского комплекса на Ленинских горах, раскинувшегося на площади, превышающей 160 гектаров, было положено гармоническое сочетание архитектурных сооружений с зелеными массивами.
Большие озелененные площадки перед университетом будут свободны от построек и откроют его для обозрения со многих точек города.
В то же самое время университетский комплекс органически связан с юго-западным районом столицы и кладет начало его продуманной застройке. Как уже говорилось, здание университета расположено на оси магистрали, идущей от центра Ленинских гор в глубь юго-западного района.
Но, кроме этой центральной магистрали, от него будут отходить еще два диагональных луча. Такая трехлучевая система — одна из национальных традиций русского градостроительства. Ею гениально воспользовался в свое время великий русский зодчий Захаров, построивший в Петербурге здание Адмиралтейства в центре сходящихся к нему трех основных магистралей города. Работая над проектом, мы стремились использовать богатое наследие русского зодчества, свойственные ему черты жизнерадостности, простоты, красочности. Так, например, задумываясь над пространственным решением университетского комплекса, я обратился к такому памятнику русской архитектуры, как Смольный институт, и это помогло найти правильное решение: Смольный подсказал мне идеи объемнопластического симметричного здания с возвышающейся центральной частью. Правда, это было обычное здание, а мы строим высотное. Надо сказать, что архитектура наших высотных зданий коренным образом отличается от архитектуры американских небоскребов. Небоскребы торчат унылыми зубьями, бессистемно скученными на небольших территориях. Они созданы американцами для бизнеса. Их очертания несовместимы с жизнеутверждающими чувствами, которые должна вызывать наша архитектура.
Нам высотные здания в большом городе нужны для организации пространства, для украшения городского ансамбля. Так, не копируя никаких исторических стилей, мы стремились наилучшим образом использовать самые ценные и прогрессивные традиции национального зодчества, чтобы создать такой монументальный архитектурный образ, который бы достойно воплотил гуманизм и замечательные достижения советской науки и был бы достойным памятником великой сталинской эпохи.
 

Актовый зал в новом здании университета 

 
КОРОТКО

* Для каждого высотного здания очень важна проблема вертикального транспорта. Университет оборудован 108 скоростными лифтами. Чтобы подняться на самый верхний, 26-й этаж, нужно всего 30 секунд.

* Многослойная конструкция стен нового здания университета с большими пустотами, заполненными воздухом, надежно изолирует многочисленные лаборатории. Через такие стены не проникают ни звуковые колебания, не тепловые влияния. Для изоляции от электро-магнитных волн внутри стен устроены специальные экраны в виде металлически сеток.

* Стены и потолки аудитории покрываются специальной краской, улучшающей акустику. Звуки голоса, отражаясь от слоя этой краски, приобретают особую отчетливость. Ни одно слово лектора не пропадет для слушателей.

* Строительные материалы и детали, предметы сантехнического оборудования для грандиозного здания насчитывают свыше трех тысяч наименований. Среди них есть и так называемый «московский камень». Это искусственный сплав доломита, кварцевого песка и мела.

Надцокольный поясок, длиною 2 500 м, выложен из «московского камня». Из него также отливают барельефы и скульптуры.

* В начале главной аллеи, ведущей к новому зданию университета, будет установлена скульптурная группа, изображающая Герцена и Огарева. Они сто лет назад здесь, на этих горах, поклялись посвятить отчизне «души прекрасные порывы».

Назад