ЧЕСТЬ МУНДИРА
Как выглядели студенты 50 лет назад? Во что они были одеты 100 лет назад? Кто надел первый студенческий мундир Московского университета в 1755 г.? И какого цвета и покроя он был? Эти вопросы интересуют как простых читателей, так и униформологов — исследователей по истории обмундирования.
Удалённость во времени и скудость материала усложняют поисковую работу. Однако, многочисленные воспоминания и визуальные свидетельства делают картину менее фрагментарной.
Мысль о единообразии формы как способе быстрого визуального различения своих и чужих, родилась естественным образом в армии, — ещё спартанцы носили красные туники. Распространилась эта традиция сначала на чиновников, потом и на учащихся.
Начало законодательному введению униформы для государственных служащих и учащихся было положено Петром I. В рамках широкой перестройки общества на новый лад, император уделил особое внимание внешней манифестации перемен. Он подписал два знаменитых указа: «О ношении платья на манер венгерского» (1700) и «О ношении всякого чина людям немецкого платья и обуви и об употреблении в верховой езде немецких сёдел» (1701). Петру также пришла в голову идея ранжировать придворных, военных и гражданских служащих по чинам. Знаменитая «Табель о рангах» (1722) содержала перечень 263 должностей. И мундир играл роль важнейшего атрибута чина.
В дальнейшем каждый верховный властитель стремился внести вклад во внешний вид подчинённых, определяя фасон, цвет, время и место униформы в соответствии с веяниями моды, со своими личными пристрастиями и предпочтениями. Императриц больше беспокоила (по имеющимся источникам) эстетическая сторона вопроса.
Елизавета Петровна (1741–1761) строго следила за бальными и маскарадными костюмами придворных дам, считая, что ей самой особенно к лицу военный мундир.
Екатерина II (1762–1796) впервые ввела цветовое деление форменной одежды чиновничьего сословия губерний: служащие северных областей носили светло-синие кафтаны, средней полосы — красные, а южные — тёмно-вишнёвые. Число студентов Московского университета в те времена не дотягивало и до сотни, поэтому специальных распоряжений власти они не заслуживали и получили свой первый красный мундир, мало чем отличавшийся от мундира чиновников средней полосы.
Первым серьёзное внимание форменной одежде студентов уделил Павел I (1796–1801). Он утвердил вид мундира, уже специально разработанного для университета.
Александр I (1801–1825) в начале своего правления принял участие в дизайне студенческой униформы, но после Отечественной войны 1812 г. у него появились другие заботы. Ношение же мундира император считал обязательным только на официальных мероприятиях и в торжественных случаях.
Единообразие и порядок были не единственными причинами введения униформы. К моменту восшествия на престол Николая I (1825–1855) студентов в университете насчитывалось около 900, поэтому такая масса стала определённо заметна в московском социуме. Николай I попытался составить из этого разнородного количества определённое качество. Перед Министерством народного просвещения была поставлена задача коренной реформы системы образования в соответствии со знаменитой формулой министра С.С. Уварова «Православие. Самодержавие. Народность». Поездки за границу на учёбу строго регламентировались, а все студенты должны были носить мундиры установленного образца — так Николай I представлял себе «прямо Русских». Обязательное ношение мундира и практически, одновременное введение полицейского надзора за учащимися вне университета — были, конечно, явлениями связанными. Но возникающие дисциплинарные проблемы носили до поры до времени единичный характер.
«Политический окрас» студенческий мундир приобрёл в начале царствования Александра II (1855–1881). К этому времени студенты, (а их в университете насчитывалось 1500, а к началу ХХ в. — 5000), получили первые навыки мыслить корпоративно. Они начали выдвигать перед правительством требования признания за ними определённых прав, научились заступаться за товарищей, выступать единой силой, бороться с полицией, которую выставляло против них государство. Крик «Наших бьют!» собирал десятки и сотни ребят, одетых так же, как и жертва. И полиции иногда приходилось отступать. Именно по этой причине правила, принятые правительством 31 мая 1861 г. отменяли студенческую форму, способствовавшую объединению и консолидации студенчества при «беспорядках». Так, постепенно, из формы для выделения студентов мундир стал символом общности.
Александр III (1881–1894), «вступив на престол, стал заводить строгие порядки». Первый его манифест так и назывался «О незыблемости самодержавия». А в университет вернулась форма, и в первую очередь, как при Николае I для облегчения полицейского надзора.
Правление последнего русского царя Николая II (1894–1917) изобиловало военными и гражданскими конфликтами, поэтому кардинальных изменений во внешнем виде служащих государственных учреждений, как свидетельствуют исследователи, не предпринималось. Многочисленные изменения мундиров гражданских чиновников касались деталей: петличек, воротничков, пуговиц... Университет конца XIX в. был наполнен не только студентами всех мастей (казённокоштными, своекоштными…), но и вольнослушательницами. В 1905 г., во времена Первой русской революции, в университетские аудитории к посещению лекций явочным порядком были допущены женщины, но речь об их форменной одежде не шла — достаточно было скромного и опрятного платья. После Октябрьской революции 1917 г. ношение единой формы, равно, как и всяческие знаки отличия, были упразднены. В советское и постсоветское время государственная форма для учащихся высших учебных заведений существовала и существует как исключение из правила. Русская народная мудрость сохранила множество высказываний об отношениях человека и одежды «По одежке встречают, по уму провожают», «Не одежда красит человека, а человек одежду», «Береги платье снову, а честь смолоду»… Писатель А.П. Чехов, выпускник медицинского факультета 1884 г., подвёл итог универсальной формулой — «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Существует ещё одно, как говорят, трудно формулируемое понятие «ЧЕСТЬ МУНДИРА». Современные студенты Московского университета не носят мундиры, но они прекрасно понимают, что означает БЫТЬ «СТУДЕНТОМ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА» – быть причастным к его великой истории, традициям, и в то же время, активно творить его настоящее и будущее. |
Подготовлено Е.В. Ильченко, В.В. Кочкаревой, А.А. Шарапковой. |