Этажи поднялись в небо (Начальник строительства МГУ А.В. Воронков)

// Техника – молодёжи. 1951. Июль. № 7.
 
 
Так выглядело строительство новою здания университета в мае 1951 года.
С каждым днем все выше и выше поднимаются белые полосы керамической облицовки,
все меньше неодетого в кирпич и бетон железного каркаса.
На переднем плане – геодезисты размечают направление будущих проспектов парка.
 
Первый день творенья бывает иногда довольно прозаичным. Его можно сравнить с доставкой глины в мастерскую скульптора. Бесформенной массой лежит она на полу, и трудно поверить, что пальцы ваятеля превратят ее в нечто прекрасное.
Такими внешне непримечательными, но важными вехами в истории возникновения гиганта строительной индустрии на берегу Москвы-реки явились дни подготовительных работ.
Под строительство была отведена далекая и необжитая окраина по соседству с деревней Раменки. Эта деревушка соединялась с городом единственным шоссе, которое местами переходило в проселочную дорогу. А ведь нужно было наладить бесперебойную доставку огромного количества строительных материалов. Одного кирпича требовалось многие десятки миллионов штук. Стальной каркас только главного корпуса весит почти сорок тысяч тонн. А керамическая облицовка здания занимает 220 тысяч квадратных метров, то есть 22 гектара плит. Впрочем, всего того, что жадно поглощает стройка, для которой эпитет «грандиозная» кажется, пожалуй, скромным, трудно перечислить.
Поэтому не нога строителя, а нога специалиста-дорожника впервые вступила на территорию, где ныне высится громада университетского здания. Осенью 1948 года первая партия рабочих под руководством инженера И. Малашкова высадилась из автомобилей среди деревьев вишневого сада как первый десант будущей многотысячной армии строителей.
Сюда, на участок, который раньше принадлежал плодоовощному и ягодному совхозу «Ленинские горы», пришли созидатели. Они не могли, по природе своей, принести гибель деревьям. Ни один удар топора не нарушил жизни и тишины вишневого сада. Ему пришлось только переменить место давнишнего жительства.
Вишни были заботливо вывезены на территорию будущего университетского агроботанического сада. Здесь они окажутся в необычном для них обществе растений, собранных во всех концах мира.
Вишневые деревья зацветут в соседстве с пальмами из Аравии, кактусами из Мексики, пышными цветами Виктории-регии с Амазонки и многими другими представителями растительного царства — гостями из дальних стран. Здесь же рядом со старыми сортами пшеницы заколосится ветвистая пшеница академика Лысенко. Здесь встретятся и такие растения, которые стали земляками вопреки самой природе, — карликовые деревья и виноград, выращенные мичуринцами вместе в северных широтах, в тундре.
 
... Едва была разбита первая палатка в вишневом саду, как началась разведка трасс и устройство шоссейных дорог. А потом местные жители услышали и веселую перекличку паровозных гудков. По новой железнодорожной ветке побежали товарные вагоны.
Сейчас протяженность рельсовых путей достигла 40 километров. Возникла и новая железнодорожная станция «Ленинские горы», насчитывающая более двух десятков путей.
Все то, что связано с великой стройкой в районе Ленинских гор, принадлежит не столько сегодняшнему, сколько завтрашнему дню. Так и железнодорожная ветка, о которой идет речь, сыграет важную роль в обслуживании нужд дальнейшей застройки юго-западного района Москвы, в направлении которого будет по генеральному плану развиваться и расти наша красавица столица.
Сегодня в районе Ленинских гор нормально функционирует целый ряд шоссейных дорог — жизненно важных артерий, питающих строительство всем необходимым. Грузовые потоки по ним иногда достигают 1 000 автомашин в смену! Принять такое огромное количество строительных материалов и оборудования возможно только потому, что доставка их организована не с одной, а с нескольких сторон.
Новые здания Московского университета являются воплощением самой передовой, самой прогрессивной строительной культуры. Об этом, в частности, красноречиво говорит сама организация строительных работ. Это, так сказать, глубоко эшелонированное строительство. То, что видишь глазом, находясь на самой площадке, является как бы передним краем того творческого наступления, которое с таким размахом и героизмом ведут днем и ночью строители.
А там, за передним краем, есть еще крепкий и надежный тыл. Без него немыслимо гигантское созидательное наступление. Эти, так сказать, второй и третий эшелоны представляют собой источники энергетических и материальных ресурсов, сеть ремонтно-механических баз, производственные мастерские, обширное складское хозяйство и многое другое. Все это размещено продуманно, говоря языком наступления на близких и дальних подступах.
На первой линии находятся люди, вооруженные машинами созидания. Если оперировать для сравнения данными из богатого строительного прошлого Советского Союза, то многие цифры для наших сегодняшних масштабов покажутся маленькими. Так мы выросли, поднялись над прежними мерками.
Мощность механизации на стройках недалекого прошлого была такова, что на каждого рабочего приходилось по 0,3–0,4 лошадиной силы.
Университет воздвигают руки 20 тысяч строителей. Я не считаю при этом многочисленных энтузиастов, которые добровольно принимают участие в субботниках. Если разделить мощность всей механизации, которая применяется на строительстве, на число постоянных рабочих, то на каждого из них придется уже по одной лошадиной силе.
Можно долго, не отрываясь смотреть на подъемные механизмы в их слаженном действии.
Советские инженеры создали подъемные механизмы специально для сооружения высотных зданий. Это так называемые башенные и ползучие краны разной мощности. А помимо их есть и десятки других поменьше — автомобильные, гусеничные, железнодорожные и другие. Без них гигантская стройка лишилась бы неутомимой стальной мускулатуры.
Металлический каркас быстро одевается в каменную одежду. Только верхняя часть его еще чернеет голой сталью, окрашенной темным, смолистым составом для предохранения от коррозии. На самой вершине пока еще обнаженных металлических конструкций между небом и землей повисла над бездной решетчатая стрела «УБК–15» — универсального башенного крана. Это достойное детище советской техники, которое по всем показателям превосходит американский деррик-кран.
Это наиболее приспособленный для высотных строительств кран. Он берет стальной ручищей и доставляет на любой этаж, в небесную глубь, груз весом до 15 тонн. А на боковых крыльях главного корпуса работают его меньшие механические собратья — шесть ползучих кранов. Каждый из них может поднять 5 тонн груза.
 
Врагом скоростного строительства справедливо считаются обычно «мокрые» методы нанесения штукатурного раствора на стену. Готовые гипсовые плиты, которые мы широко применяем, позволяют обойтись без так называемых «мокрых» работ, в значительной мере вытеснить их. Полностью отказаться от них, однако, нельзя.
Но механизация сделала и их союзниками высоких темпов возведения стен.
На некотором расстоянии, не очень далеко от широкого фронта строительных работ, так сказать, во втором и третьем эшелонах, находятся ремонтно-механические базы. Они представляют собой цехи с огромным к разнообразным станочным парком. Здесь быстро, без промедления устраняют большие и мелкие поломки таких сложных и тяжелых механизмов, как башенные краны и экскаваторы.
Автомобильные гаражи вмещают целые моторизованные полки грузовиков. Этот огромный автопарк обслуживается многочисленными ремонтными мастерскими.
По всей территории разбросаны вместительные склады. Площадь, которую они занимают, в общей сложности измеряется гектарами. Это неудивительно. Стройка иногда получает в сутки по 300–400 вагонов с материалами и оборудованием.
За передним краем стройки расположено также множество вспомогательных производственных предприятий.
Стройка располагает собственными бетонорастворными заводами. Есть и заводы сборных строительных деталей, деревообделочные мастерские, которые поставляют оконные рамы, двери, мебель.
Междуэтажные перекрытия местного производства площадью до 10 квадратных метров не являются для творцов нового университета диковинкой. Это привычные для здешнего строительства размеры.
Можно сразу, за один прием поставить краном на предназначенное ей место огромную плиту. Она мгновенно превращается в готовый, точно пригнанный потолок с плафоном для одной комнаты, а для другой, расположенной вверху, становится полом.
Для перегородок между помещениями таким же образом монтируются сборные плиты. Нужна только незначительная доводка и кисть маляра для окончательной отделки. Впрочем, и в роли маляров здесь зачастую выступают механические помощники — ловкие, быстрые.
Санитарно-технические мастерские изготовляют укрупненные узлы, внутри которых проложены трубы горячего и холодного водоснабжения, канализации и т. д.
Следует упомянуть и о мощном, оснащенном портальными кранами цехе металлоконструкций. Некоторые элементы этих металлических конструкций велики и тяжелы. Башенный кран, однако, легко поднимает и переносит любую многотонную конструкцию.
Вот она плывет, словно потеряв вес, в воздухе. Через несколько минут она точно установлена там, где нужно монтажникам.
 
В тылу большой стройки, но, разумеется, вблизи от нее, организованы благоустроенные жилища для рабочих. Вначале только одна палатка одиноко белела в вишневом саду, о котором я рассказывал раньше. От этой палатки мы через несколько месяцев шагнули к огромному поселку, который насчитывает 20 тысяч постоянных обитателей — строителей.
Вырос целый городок с водопроводом, канализацией, электричеством.
Он радиофицирован и снабжен телефонной связью. Здесь есть своя поликлиника, клубы, столовые, магазины, которые не уступают московским, почтово-телеграфное отделение.
В зимнее время поселковые дома обслуживаются системой центрального отопления от больших котельных установок.
В подготовительный период на строительной площадке, как на войне перед крупным наступлением, были сконцентрированы все наши силы: люди, техника, материалы.
В начале 1949 года взрывом, возвестившим начало работ, были выброшены первые кубометры грунта. Взрывчатое вещество оказалось сказочно сильным землекопом. Этот землекоп разрыхлял и дробил плотный и мерзлый грунт, а мощные экскаваторы быстро перебрасывали его ковшами в кузовы сотен самосвалов.
Люди, любуясь университетским зданием, не увидят его фундамента. А он достоин восхищенного внимания.
Ведь впервые в мировой практике такое монументальное высотное сооружение воздвигнуто не на скальном основании, залегающем под землей, как построены американские небоскребы, а на упругом основании. Глубоким бурением было установлено, что на Ленинских горах скала находится на расстоянии 100 метров от поверхности земли. Чтобы вырыть котлован для фундамента такой глубины, пришлось бы вынуть миллионы кубометров грунта.
Вопрос о фундаменте был решен с новаторской смелостью и блеском.
Строители вырыли котлован глубиной всего в 16 метров. Даже и при этом условии потребовалось выбрать 300 тысяч кубометров земли. 30 тысяч железнодорожных вагонов смогли бы забрать и перевезти такое огромное количество грунта на другое место. Из этих вагонов, поставленных один за другим, образовался бы поезд длиною в 300 километров.
Вес вынутого нами грунта почти равен весу всего сооружения.
Поэтому оно не может «утонуть», не может произойти заметной осадки. Надежной опорой здания служит дно котлована.
Монтаж стального каркаса сооружения в основном закончен. Все элементы каркаса соединены сварными швами. Общая их длина составляет 150 километров.
Массивные колонны каркаса, воспринимая вес всего здания, передают эту тяжесть на мощные железобетонные фундаменты. Давление под колоннами равно весу водяного столба высотой свыше полутора километров.
Сейчас завершается кладка верхних этажей. Полным ходом идет наружная облицовка керамикой и внутренняя отделка помещений. Украина, Грузия, Узбекистан, Эстония, Урал, Алтай шлют гранит и мрамор для богатого убранства фасадов. Общая поверхность керамической, гранитной и мраморной облицовки 320 тысяч квадратных метров.
Еще трудятся монтажники, плотники, штукатуры. Еще не увенчана центральная часть университета сорокаметровым шпилем с золотой звездой. А уже развернуты работы по благоустройству, планировке и озеленению окружающей территории.
Прекрасные магистрали, начинаясь еще от городской черты, будут как бы указывать юношам и девушкам пути, которые ведут к знанию, к науке. Первая магистраль будет проложена от самой заставы вдоль трассы Воробьевского шоссе, значительно расширяя ее. Уйдет вдаль асфальтовая лента другого широкого проезда. Он пройдет по Калужскому шоссе к ВЦСПС, а дальше, минуя университет, направится в сторону Мосфильма и затем выйдет на Можайское шоссе.
В заключение скажу несколько слов о наших людях. Для молодых монтажников, каменщиков, плотников и многих других участие в строительстве явилось своеобразным университетом, в котором они многому научились.
Большая часть рабочих, примерно сорок процентов всего коллектива, молоды. Эта молодежь приехала почти из всех областей Советского Союза. Среди строителей есть немало девушек.
Молодежь расширила и углубила свои знания, приобрела большое профессиональное мастерство. Многие новички, недавние чернорабочие, изучили различные специальности.
В нашем учебном комбинате за два года подготовлено пять тысяч квалифицированных строителей. А сейчас в нем еще больше учащихся, чем в минувшем 1950 году.
Наш вечерний техникум выпускает средних командиров для разных участков строительной площади. Из этого учебного заведения вышли, в частности, к техники и механики, которые сегодня умело управляют сложными машинами.
Растет и общеобразовательный уровень строителей: для рабочей молодежи открыта школа-десятилетка. Многие готовятся к поступлению в университет, когда он будет выстроен. Есть и такие, которые уже стали студентами. Они посещают занятия в старом здании на Моховой улице.
Комплекс университетских зданий является сооружением, которому нет равного в мире. Это будет замечательный исследовательский и учебный центр, оснащенный прекрасным оборудованием.
Университет возвысится перед нами, современниками сталинской эпохи, во всем своем величии, как зримое и реальное коммунистическое будущее, которое мы творим сегодня. Он предстанет как действительность, возникшая из мечты о коммунизме, как мечта, ставшая явью.
 
Рис. А. Катковского