МГУ–2015: Факультет педагогического образования

Общие сведения. Факультет был организован в 1997 г. Основная его задача – обеспечение отечественной высшей школы (и, прежде всего, МГУ) преподавательскими кадрами с высокой психолого-педагогической, информационно-компьютерной и методической подготовкой. Эта подготовка в настоящее время осуществляется через реализацию программы «Преподаватель высшей школы» (для магистрантов и аспирантов). Предварительная ориентация на преподавательскую деятельность и психолого-педагогическая подготовка ещё на этапе получения высшего образования обеспечивается программой «Преподаватель» (для бакалавров и студентов). Подготовка научно-педагогических кадров осуществляется в аспирантуре и докторантуре по педагогическим наукам. Повышение квалификации учителей реализуется в рамках более чем 10 программ.
Деканом факультета является чл.-корр. РАО Н.Х. Розов; зам. декана – проф. А.В. Боровских, доценты Л.В. Попов, О.А. Машкина.
В составе факультета работают кафедры: истории и философии образования (зав. проф. Г.А. Китайгородская), образовательных технологий (зав. проф. Н.Х. Розов); лаборатория развития гендерного образования (рук. доц. И.В. Костикова).
В УМО по классическому университетскому образованию действует Учебно-методический совет по педагогическому университетскому образованию (председатель проф. Н.Х. Розов).
Работает научно-практический семинар (рук. профессора Н.Х. Розов, А.В. Боровских).
С 2004 г. на факультете открыта магистратура по программе «Менеджмент образования» для подготовки специалистов широкого профиля по вопросам организации образования и руководства образовательным процессом, куда могут поступать лица с дипломом бакалавра по конкретной научной специальности.
С 2005 г. функционирует межфакультетский клуб «Дебаты», объединяющий студентов, изучающих китайский язык, и иноязычных учащихся  МГУ. Цель клуба – развитие у студентов навыков аргументации и оппонирования. Активно работает Клуб педагогического мастерства для интересующихся психологическими и методическими проблемами обучения и изучения.
Действуют программа дополнительного образования «Семейная педагогика» и 9 программ повышения квалификации.
Факультет сотрудничает с факультетами психологии, социологическим, химическим, географическим; Институтом комплексных исследований образования МГУ, НИВЦ, СУНЦ им. А.Н.Колмогорова; с Комитетом образования Москвы, с РАО, с Центром образовательных проектов «Сигма» (г. Новосибирск).
Осуществляется активное сотрудничество с рядом педагогических университетов России (МПГУ, МГПУ, РГПУ, ЯрГПУ, ВГУ и др.) и средних школ.
В области международного сотрудничества факультет поддерживает деловые связи с Белградским университетом, Юго-Западным университетом им. Неофита Рильского (Благоевград, Болгария), университетом г. Ариэль (Израиль), Центральной Академией педагогических исследований КНР и Университетом им. Сун Ятсена.
 
Наука. Научные исследования проводились по темам: Деятельностный подход в психологии и педагогике и подготовка специалистов; История и философия науки и образования; История университетского образования; Педагогическое образование в непедагогических вузах; Предметная подготовка (содержание, методика, информационно-компьютерное обеспечение); Проектирование воспитательной системы вуза; Теория дифференциальных уравнений; Философия и методология инновационной педагогики.
Проведён эксперимент по обучению русскому языку в рамках традиционной модели с использованием принципов МА в академической программе Летней школы. В ходе эксперимента доказано, что как с учебно-методической, так и с психологической точки зрения обучение в соответствии с принципами МА способствует лучшему усвоению языкового материала и благоприятно влияет на создание творческой, личностно значимой, а, следовательно, развивающей атмосферы занятий, что в свою очередь «работает» на повышение эффективности учебного процесса.
Проведён анализ феноменологических описаний игры, позволивший установить, что игра является скорее не формой деятельности, а специфической внешней, социальной формой мышления.
В анализе использован метод перехода внешней формы феномена во внутреннюю и обратно, введённый Л.С. Выготским, позволяющий выявить общую сущность этого феномена, сохраняющуюся при этих переходах.
Проведён анализ мотивации профессиональной деятельности педагогов. Сделаны выводы об иерархии мотивов трудовой деятельности «творческих» педагогов, стремящихся к самореализации в профессии, и пассивных, «нетворческих» педагогов.
Произведён анализ проблем, возникающих при изучении курса математики средней школы на примере темы «Неравенства». Показано, что причиной основных затруднений школьников является каскад из неявных смен представлений о математических объектах и действиях с ними, которые никак не обрабатываются в методике.
 
Учебная работа. На факультет ежегодно зачисляется около 150 слушателей из числа студентов других факультетов МГУ, изъявивших желание добровольно пройти, параллельно с освоением избранной области науки на своих факультетах, дополнительную подготовку для получения педагогической квалификации «Преподаватель» с целью иметь в дальнейшем возможность преподавать предмет, соответствующий основной специальности. Для магистрантов и аспирантов факультетов МГУ, проявляющих интерес к педагогической карьере, проводится подготовка в рамках образовательной программы для получения педагогической квалификации «Преподаватель высшей школы». Всем успешно завершившим обучение вручается диплом государственного образца о присвоении преподавательской квалификации.
Учебный план предусматривает изучение теоретических и прикладных аспектов психологии и педагогики, дидактики и методики преподавания, современных образовательных информационно-компьютерных технологий, организуется приобщение к преподавательскому мастерству (режиссура педагогического процесса, риторика и техника речи, культура мышления в преподавании и дискуссии и т.д.) и получение дополнительной общекультурной и специальной подготовки.
По программе «Преподаватель» за 18 лет подготовлены 747 слушателей, по программе «Преподаватель высшей школы» – 174, аспирантуру и докторантуру (включая соискателей) закончили 69 человек.
В 2015 г. факультет окончили 84 человека (17-й выпуск).
В магистратуру факультета на подготовку по специальности «Менеджмент образования» ежегодно приходят 12–15 иностранных студентов.
Стажировку на факультете прошли 18 преподавателей из иностранных вузов. На магистерской программе «Менеджмент образования» и в аспирантуре обучаются 22 студента и аспиранта из КНР.
Помимо обязательных традиционных курсов «Педагогика», «Психология», «Методика преподавания», имеется большое количество инновационных, изучаемых по выбору – «Мотивация учебной деятельности», «Режиссура педагогического процесса», «Педагогический менеджмент», «Информатизация образовательного процесса», «Психология и педагогика семьи», «Инструментальная дидактика», «Конкретная педагогика», «Методика раскрытия творческих способностей детей», «Личностно-ориентированная философия образования», «Информатизация образовательного процесса» «Основы преподавания в Интернете», «Дистанционное образование», «Технология презентаций в профессиональной деятельности» и др.
Занятия на факультете ведут крупные специалисты в области педагогики и психологии: академики РАО В.А. Попков, В.П. Борисенков, члены-корреспонденты РАО А.А. Вербицкий, М.А. Лукацкий, Т.С. Назарова, Н.Х. Розов, профессора А.А. Андреев, А.В. Боровских, С.В. Девятова, М.Н. Кочагина, Н.С. Пряжников, С.Д. Смирнов, О.В. Суходольская-Кулешова, Ю.В. Фокин, И.Г. Хангельдиева.
 
Довузовская подготовка. Факультет участвует в повышении квалификации учителей, осуществляя в рамках программы «МГУ-школе» обучение по программам: Профилактика зависимого поведения в школьной среде; ИКТ в школьном математическом образовании; Конкретная педагогика; Основы преподавания в Интернете; Семейная педагогика; Педагогические исследования в современном образовании; Педагогическое сопровождение одарённых детей; Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся. Часть из этих программ реализуется в дистанционной или смешанной форме.
Профессора С.В. Девятова, В.А. Попков, Н.Х. Розов руководят педагогическими экспериментами по реализации авторских концепций образования в ряде средних школ и средних специальных учебных заведений.
 
Конференции. Сотрудники факультета принимали участие в 57 конференциях различного профиля Организованы и проведены:
– Ломоносовские чтения. Секция педагогического образования (19–24 апр.);
– XXII международная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных по фундаментальным наукам «Ломоносов–2015. Секция “Педагогического образования и образовательных технологий”» (13–16 апр.);
– V международная командная педагогическая олимпиада-универсиада;
– международная конференция «Деятельностная педагогика и педагогическое образование» (Воронеж, 18–22 сент.).
 
Публикации. Факультет издаёт журнал «Вестник Московского университета. Серия XX. Педагогическое образование» (гл. ред. проф. Н.Х. Розов), выходящий 4 раза в год. Его профиль: статьи монографического характера по теории и практике педагогического образования в непедагогических вузах, по содержанию, методике и истории преподавания в высшей и средней школе, по новым образовательным технологиям, по профессиональному и непрерывному образованию, по дидактике и частным методикам учебных предметов.
Ежегодно издается сборник трудов «Ломоносовских чтений», проходящих на факультете.
В 2015 г. с авторским участием сотрудников опубликованы 68 работ научного, методического, научно-популярного и информационного характера, в т.ч.:
 
Учебное пособие
 
Хангельдиева И.Г. Креативные технологии в образовании, или как стать креатором. Опыт переосмысления.