МГУ–2016: Факультет журналистики

Юбилеи. 13 января исполнилось 85 лет со дня рождения доцента кафедры зарубежной журналистики и литературы Ванниковой Нинели Ивановны. Выпускница филологического факультета (1955), специалист в области истории средневековой литературы и французской литературы XX в. Преподаёт дисциплины «История зарубежной литературы Средних Веков и Возрождения», «История зарубежной литературы XVII–XVIII вв.». Заслуженный преподаватель Московского университета (2000).
 
2 января исполнилось 80 лет со дня рождения инженера кафедры зарубежной журналистики и литературы Круглова Евгения Васильевича. Выпускник факультета журналистики, работает в МГУ с 1958 г. Специалист в области развития журналистики Индии и других стран Южной Азии, СМИ Южной Кореи, Тайваня, Гонконга, современной индустрией информационных технологий азиатских стран.
 
28 апреля исполнилось 80 лет со дня рождения редактора кафедры зарубежной журналистики и литературы Приваловой Евгении Антоновны. Выпускница факультета журналистики, доктор филологических наук. Специалист в области всемирной истории журналистики, истории американских средств массовой информации, американской внешнеполитической пропаганды. Читает курс «История американской журналистики XVIII – 40-е гг. XX в.».
 
12 января исполнилось 75 лет со дня рождения старшего научного сотрудника кафедры социологии массовых коммуникаций Шумилиной Татьяны Валентиновны. Выпускница факультета журналистики (1965), работает в МГУ с 1966 г. Специалист в области общей социологии, теории и социология СМИ, социологических методов исследования документов. Преподаёт дисциплины «Социология», «Социология СМИ». Заслуженный научный сотрудник Московского университета (2007).
 
26 января исполнилось 75 лет со дня рождения старшего научного сотрудника кафедры зарубежной журналистики и литературы Уриной Наталии Валентиновны. Выпускница факультета журналистики (1972). Специалист в области журналистики Италии в историческом и современном контексте, роли СМИ в политической коммуникации и особенностях итальянской публицистики, специфики итальянской модели информационного общества и онлайновой журналистики Италии. Заслуженный научный сотрудник Московского университета (2001).
 
5 апреля исполнилось 75 лет со дня рождения профессора кафедры социологии массовых коммуникаций Фомичёвой Ирины Дмитриевны. Выпускница факультета журналистики (1966), работает в МГУ с 1969 г. Специалист в области социологии массовых коммуникаций, интерактивного режима коммуникации и методов эмпирических исследований СМИ. Преподаёт дисциплины «Социология», «Социология СМИ», «Подходы и методы в исследованиях СМИ», «Программирование эмпирического исследования».
 
5 сентября исполнилось 75 лет со дня рождения профессора кафедры телевидения и радиовещания Нуриджанова Генриха Аваковича. Специалист в области телевизионных политических технологий. Преподаёт дисциплины «Основы журналистики: Телевидение»; «Основы тележурналистики», «Телевидение в политических технологиях».
 
22 марта исполнилось 65 лет со дня рождения старшего преподавателя кафедры стилистики русского языка Шнейберг Любови Яковлевны. Специалист в области синтаксиса сложного предложения, сложного синтаксического целого. Читает курс «Русский язык и культура речи: синтаксис».
 
3 июня исполнилось 65 лет со дня рождения заведующего кафедрой социологии массовых коммуникаций Коломийца Виктора Петровича. Специалист в области социологии массовых коммуникаций, СМИ и рекламы. Преподаёт дисциплины «Теория и практика медиаисследований», «Социология», «Социология СМИ» и «Средства массовой информации в постклассической социологии»
 
23 октября исполнилось 65 лет со дня рождения доцента кафедры зарубежной журналистики и литературы Шишкина Алексея Петровича. Выпускник филологического факультета, работает на факультете журналистики с 1997 г. Специалист в области русской и зарубежной литературы XIX–XX вв. Преподаёт историю зарубежной литературы: от античности до XX в.
 
16 января исполнилось 60 лет со дня рождения профессора кафедры теории и экономики СМИ Щепиловой Галины Германовны. Выпускница Уральского государственного университета (1981), заведующий кафедрой журналистики Филиала МГУ в г. Севастополе. Преподаёт дисциплины «Модели рекламных рынков в условиях цифровизации», «Медиабизнес и деловые коммуникации», «Реклама в медиабизнесе», «Медиаэкономика», «СМИ и журналистика в современном обществе».
 
18 января исполнилось 60 лет со дня рождения профессора кафедры истории и правового регулирования отечественных СМИ Панкеева Ивана Алексеевича. Выпускник факультета журналистики (1983). Специалист в области интеллектуальных прав. Преподаёт дисциплины «Право СМИ», «Деонтология журналистики».
 
12 февраля 60 лет со дня рождения доцента кафедры редакционно-издательского дела и информатики Долининой Светланы Яковлевны. Выпускница факультета журналистики (1981), работает в МГУ с 2000 г. Специалист в области истории русской литературы второй половины ХIХ в., истории редактирования ХIХ–ХХ вв. Преподаёт дисциплины «Основы редактирования медиатекста», «Научное редактирование». Автор курса «Редакторы-классики и классика редактирования».
 
4 августа исполнилось 60 лет со дня рождения профессора кафедры зарубежной журналистики и литературы Корниловой Елены Николаевны. Выпускница филологического факультета. Специалист в области сравнительного литературоведения, сравнительной мифологии, истории зарубежной литературы, античной литературы и философии, истории мировой культуры. Преподаёт дисциплины «История античной литературы», «История зарубежной литературы II половины XIX в.: реализм», «История зарубежной литературы первой половины XIX в.: романтизм».
 
31 октября исполнилось 60 лет со дня рождения доцента кафедры литературно-художественной критики и публицистики Купцовой Ольги Николаевны. Специалист в области теории и истории драмы, русской драматургии XIX в., русского театрального процесса конца XVIII – начала XX вв., усадебного театра, драматургии А.Н.Островского, театральной режиссуры Вс.Э.Мейерхольда, русско-французских театральных связей, истории театральной критики, современного русского театра. Преподаёт дисциплины «История русской культуры», «Основы теории искусства. Театр», «Принципы анализа драматического спектакля», «Русская драматургическая классика XIX в.: авторский замысел и театральные интерпретации», «Современный театральный процесс в России».
 
20 апреля исполнилось 55 лет со дня рождения профессора кафедры теории и экономики средств массовой информации Полуэхтовой Ирины Анатольевны. Окончила филологический факультет (1984). Специалист в области массовой коммуникации, аудитории СМИ, медиапотребления, социологии рекламы. Преподаёт дисциплины «Медиасоциология», «Медиаметрия», «Общая социология», «Социология СМИ». Руководитель общероссийского мониторингового исследования «Телевидение глазами телезрителей».
 
8 ноября исполнилось 55 лет со дня рождения заведующего кафедрой периодической печати Смирновой Ольги Владимировны. Выпускница факультета журналистики (1983). Специалист в области технологий деятельности журналиста, методологии преподавания журналистики, медиаобразования, гендерных проблем и СМИ, проблем цифрового равенства, глобальных проблем современности и журналистики. Преподаёт дисциплины «Основы журналистики», «Современная газетно-журнальная периодика», «Особенности работы с медиатекстом в журнале “Seasons of life”», «Межкультурные коммуникации».
 
15 декабря исполнилось 55 лет со дня рождения профессора кафедры стилистики русского языка Клушиной Натальи Ивановны. Специалист в области медиастилистики, стилистики, дискурсологии. Преподаёт дисциплины «Практическая стилистика», «Культура речи журналиста», «Язык СМИ».
 
Наука. Ведущие темы и результаты:
 
«Медиа в современном обществе: конвергенция, интерактивность, мобильность» (науч. рук. проф. Я.Н.  Засурский)
 
– СМИ в мировых информационно-коммуникационных процессах. Определены основные исторические этапы развития еженедельной прессы, выявлены типологические особенности и основные факторы влияния в трансформации типов. Рассмотрены основные тенденции развития журнальной прессы в мультимедийном глобальном пространстве и национальные приоритеты её развития в США и европейских странах.
Ст.н.с. Л.Г. Михайлова проанализировала эволюцию американского еженедельника The Publishers’ Weekly (PW) за 165-летнюю историю его существования. Из специализированного оперативного бюллетеня для книготорговцев и книгоиздателей еженедельник постепенно превратился, благодаря продуманной долговременной редакционной политике, в издание, совмещающее аналитику в областях книгопечатания, издания литературы и торговли книгами с квалифицированным руководством для библиотекарей и широкого круга читателей в мире книжных новинок, а также c оперативным откликом на последние тенденции в сфере информационных технологий. Благодаря комплексному реагированию на состояние отрасли, PW смог укрепить свои авторитетные позиции и стать наряду с такими качественными обозрениями новинок книгоиздания США как «Нью-Йорк Таймс Бук ревью», «Нью-Йорк Букс ревью ов букс» и «Лос-Анджелес ревью ов букс» современным СМИ, востребованным у широкого круга читателей. Это наиболее оперативное СМИ в данной области, сохраняющее авторитет и в наше время ускорившихся информационных потоков, имея подзаголовок The International News Magazine of Book Publishing and Bookselling и количество выпусков в год – 51.
Мл.н.с. И.Я. Новицкая рассмотрела исторические корни развития печати в Швеции в целом и еженедельников, в частности. Острейшая необходимость, которую испытывала Швеция и другие страны Европы в Новое время, заключалась в получении и массовом распространении необходимой актуальной информации из разных регионов своей страны и из-за рубежа. Анализ процессов, происходивших в XVII в., служит основой для тщательного исследования еженедельной прессы в XVIII в., который предопределил те направления, по которым стала развиваться пресса. В еженедельной печати XVIII в. уже отчётливо заметны те черты, которые в дальнейшем будут отличать прессу XIX–ХХ и даже XXI вв. Во-первых, это отход от простой подачи кратких новостей. С XVIII в. намечается тенденция к серьёзному всестороннему рассмотрению произошедших событий и их комментированию. Во-вторых, это значительное расширение содержания периодических еженедельных изданий, в которых начинают публиковать обширный материал и статьи по вопросам культуры и литературы, политики и экономики и прочим областям науки и обществознания. В-третьих, начинает публиковаться немало прозаических и поэтических произведений, что станет впоследствии характерно для XIX–XXI вв. В-четвертых, намечается объединение трёх функций периодической печати, действующих до настоящего времени: информационная, функция создания общественного мнения и, развлекательная. В-пятых, намечается демократизация еженедельной печати. Интересные и яркие периодические издания читают и король, и образованные слои общества, и люди из народа. В-шестых, в еженедельной прессе появляются объявления, анонсы и реклама. В-седьмых, возникновение специализированных печатных изданий и изданий, которые в XIX в. получат название газет и журналов «с определённым адресом», к каковым относится множество еженедельников, адресованных, например, детям, дамам, юношеству.
Ст.н.с. Н.В. Урина изучала основные тенденции развития еженедельной прессы Италии. Последовательно определены основные этапы становления и развития еженедельников в ХIХ–ХХ вв. Еженедельники представлены изданиями различной периодичности и объёма, адресованы массовой и узко очерченной аудитории. Особую нишу занимают еженедельники, вписавшие в историю итальянской журналистики как славные, так и бесславные страницы, особенно в период фашизма. В отличие от газетного, журнальный сектор итальянской печати всегда считался весьма благополучным и развитым. Однако в 90-х гг. прошлого века в нём усилились негативные явления, связанные с падением тиражей, закрытием некоторых изданий и соответственно уменьшением рекламных инвестиций. В новом тысячелетии кризисные явления стали ещё более ощутимыми, хотя количество еженедельников остаётся значительным (около 500). На фоне онлайновой конкуренции в конце 1990-х гг., с одной стороны, усилилась тенденция к снижению тиражей и продаж, а с другой, – к дальнейшей специализации и тематизации изданий, заметная в прогрессе ежемесячников (от гастрономических до научных) и некоторых специализированных еженедельников (особенно экономических и компьютерных). Особое внимание уделено типологическому разнообразию еженедельников и выявлению тех факторов, которые оказывают влияние на трансформацию изданий как в традиционной, так и в онлайновой форме. Рассмотрены конкурирующие информационные еженедельники «Панорамы» и «Эспрессо», особенности иллюстрированных еженедельников общего интереса и телегиды, а также специализированые еженедельники. К последним отнесены католические журналы, в т.ч. «Фамилья кристиана», и женские.
 
«Система СМИ России»
(науч. рук. проф. М.В. Шкондин, проф. Я.Н. Засурский)
 
– СМИ как коммуникативная система. Предпринято исследование журналистики, СМИ как системного объекта, целостность которого обеспечивает публичность социальной деятельности. Согласно исследованию, создаваемые журналистикой ресурсы публичности пока не обеспечивают разрешение противоречия между общественными потребностями в публичности и возможностями её удовлетворения. Создаваемые для этого интегративные качества и свойства пока не оптимизированы в должной мере.
Информационное поле журналистики, её информационный потенциал далеко не в полной мере вбирают в себя достижения интеллектуального потенциала общества, которые проявляются в инновационных результатах деятельности в сферах науки, политики, экономики и культуры. Привлечение к процессам обогащения и обновления информационного потенциала журналистов, представителей других сфер социальной деятельности недостаточно оптимизировано.
Ограничены возможности освоения информационного потенциала для членов общества, различных социальных субъектов, в т.ч. организаций, политических и экономических структур. Информационный потенциал личности, различных социальных общностей, содержащийся в предлагаемой журналистикой медиакартине мира, пока не вполне адекватен инновационным достижениям в интеллектуальном потенциале общества. К тому же он не оптимизирует в необходимой степени публичность различных социальных множеств, их многочисленных медиапространств.
В поле анализа вошли также такие системные свойства журналистики, её интегративные качества, как функциональные, структурные, коммуникативные, организационные, составляющие целостность журналистики как социальной системы.
В статье «Сравнительный анализ освещения крымских событий 2014–2015 гг. в отечественной и зарубежной прессе» ст.н.с. М.Л. Князева (соавт. Д.А. Ляхович) характеризует способы формирования информационного поля по этой тематике российской и зарубежной журналистики. Исследуются проблемы оптимизации функциональных, жанрово-тематических и стилевых подходов авторов публикаций.
Она также исследует способы формирования информационного поля по тематике патриотизма в отечественных СМИ. Анализирует условия и факторы слабой актуализации этого важного проблемно-тематического направления.
В статьях М.В. Шкондина характеризуются целостность современных СМИ, их важнейшие интегративные качества и свойства. Выявляются условия и факторы оптимизации в современных условиях публичной сферы общества, устранения острого противоречия между общественными потребностями в публичности и возможностями их удовлетворения, которые предоставляют СМИ. Анализируются процессы трансформации в информационном потенциале общества, в медикартине мира в сознании массовой аудитории. Выявляются ресурсы оптимизации функциональной, структурной, коммуникативной и познавательно-отражательной целостности медиасистемы. Исследуются механизмы более тесного взаимодействия информационного потенциала общества, отражаемого СМИ, и интеллектуального потенциала общества, достижения которого не находят широкого отражения в медийном пространстве.
– Периодическая печать в России. В современных условиях всё более обостряются проблемы структурной организованности медиасистемы. Медиаструктура, которая призвана активизировать потенциал различных частей системы, её компонентов, соединить их в единое целое, не содержит часто необходимых механизмов обеспечения публичности значительных медиапространств. Исследованы методологические аспекты структурной организации периодической печати, прежде всего региональной, имеющиеся в ней возможности публичной оптимизации региональных медиапространств.
Структура как один из важнейших интегративных результатов формирования целостности медиасистемы служит её функциям, обеспечивает их реализацию соответствующими механизмами. Оптимальная структура медиа представляет собой единое медиапространство, вбирающее в себя всю совокупность различных региональных и иных медиапространств и всю совокупность экономических, правовых, технологических, редакционных, организационных и иных взаимодействий. Оптимальный уровень этого взаимодействия обеспечивает публичность, совместное участие социальных субъектов в процессах освоения и преобразования действительности в рамках субъективного фактора общественного прогресса.
Возможности периодики, несмотря на прогресс электронных СМИ, в региональных социальных пространствах весьма широки, и её структурные образования часто играют активную роль в региональных информационных процессах. В этой связи возникает потребность в современной разработке основ типологического анализа региональной периодики и модификации с её помощью типов и форматов региональных изданий с учётом реалий их взаимодействия в данных социальных пространствах.
В статье ст.н.с. С.И. Борисова (сб. «Исследование медиа: тенденции 2016») исследуются способы освоения действительности в массовом информационном процессе. Теоретическое, эстетическое освоение пока не достигло необходимой оптимальности, хотя техническая революция активно способствует этому. Отмечена возрастающая роль эстетического освоения мира и проделан сравнительный анализ того, как оно реализуется в различных СМИ. Автор развивает эстетическую методологию новых медиа, прежде всего телевизионной документалистики, анализирует художественные средства экранной выразительности, сопоставляя их с другими СМИ.
Н.с. Д.С. Ильченко исследует возрастающую роль научной и научно-популярной проблематики в информационном поле российской печати. Ставится проблема качества и достоверности текстов научной направленности. Исследуются причины лженаучных сообщений, получивших распространение в медиа. Методология исследования основана на понимании миссии прессы как эффективного средства популяризации науки, продвижения научных достижений в жизнь. Описаны задачи и компетенции научного журналиста.
Ст.н.с. Л.Г. Свитич провела (соавт.) контент-аналитическое исследование региональных газет России, которое характеризует использование информационных ресурсов в редакционной практике. Сопоставляются данные опроса редакторов и журналистов. Анализируются источники информации, локальность публикаций, тематическая и жанровая структура. Хотя в периодике по количеству публикаций лидирует новостная журналистика, редакции значительное внимание уделяют аналитическим и публицистическим жанрам. Важной стороной их деятельности стало использование коммуникативных жанровых форм. Это в значительной мере усиливает возможности общественного диалога, в т.ч. в сферах экономики и политики.
 
«Журналистика в XXI в.»
(науч. рук. проф. Е.Л. Вартанова)
 
– Актуализация теории журналистики и СМИ. Проводилась работа в рамках приоритетного направления «Журналистика в XXI в.» по теме «Актуализация теории журналистики и СМИ». Представляется научно перспективным продолжение изучения вопросов идентификации российской теории журналистики и СМИ, теоретического осмысления практик функционирования новых медиа, систематизации и классификации современного теоретического знания в области журналистики и СМИ, выработанного отечественными исследователями, в зарубежном контексте и в исторической перспективе.
Современная интерпретация и контекстуализация существующих теоретических положений, которые бы учитывали специфику российского пути теоретизации журналистики и СМИ, потребовала изучения актуальной динамики развития академического медиадискурса в условиях полипарадигмальности.
Ст.н.с. Д.В. Дунасом было выявлено четыре доминирующих процесса: интернационализация, десоветизация, девестернизация и ферментация. Интернационализация предполагает заимствование и адаптацию теоретико-концептуального аппарата из зарубежного, преимущественно англо-саксонского академического дискурса. В условиях глобализации интернационализация воспринимается как неизбежный процесс. Так или иначе, национальные школы изучения журналистики и СМИ не только интегрируются в зарубежные медиаисследования, но и обретают единую динамику развития, находят общие исследовательские приоритеты и методологические основания в мировом исследовательском сообществе. Десоветизация понимается как комплексный процесс переосмысления понятий самой журналистики и её функций, теоретических концепций, описывающих её природу. Одной их базовых характеристик функционирования научных школ, даже в период модернизации, является их преемственный подход – следование классическим традициям. В случае с современными российскими исследованиями журналистики и СМИ речь идёт о традициях, которые сформировались ещё в советские годы. Десоветизация характеризуется пересмотром ключевых определений и созданием новых теорий, которые должны объединить глобальные и национальные, новаторские и традиционные подходы. Концепция девестернизации предполагает компаративную перспективу для медиатеории, где исходная позиция для суждений лежит не в западном, а в глобальном мире.
Д.В. Дунасом также было изучено национальное своеобразие российской школы исследований СМИ и проведено эмпирическое исследование: типологическая классификация за период 1991–2010 гг. 2873 библиографических описаний диссертаций, представленных в каталогах Российской государственной библиотеки. Установлено, что стремление к полипарадигмальности характерно для современного этапа развития теоретических исследований журналистики и СМИ. Современные российские исследования журналистики и СМИ отличает уважение к заслугам советских учёных и следование советским традициям, филологичность, литературоцентричность, что связано в т.ч. с принадлежностью исследований СМИ к диссертационным советам по филологии, низкая эмпиричность многих исследований, преобладание исторического метода исследования, следование нормативным представлениям советского периода. Национальная школа исследований журналистики и СМИ в России до сих пор не обрела единства, системности. Современные актуальные процессы развития российских исследований журналистики и СМИ хотя и уникальны, но коррелируют со схожими процессами в зарубежных исследованиях СМИ в 1980-е гг., получившие обозначение «ферментации». Спустя более чем 30 лет эта концепция приобрела невероятную актуальность и для российского академического дискурса: стремление к самоидентификации теории, появление новых и пересмотр старых концепций, активизация академических дискуссий, усиление сомнений в адекватности прежних подходов в области знаний, а проще говоря, усиление процессов «брожения» в медианауке и есть «ферментация».
Другим направлением работы в рамках темы «Актуализация теории журналистики и СМИ» стало изучение медиатизации в условиях цифровой среды, проведенное ст.н.с. А.Н. Гуреевой. Была предпринята попытка дать теоретико-концептуальное обоснование феномену медиатизации, сопоставить данное понятие со смежными терминами, описать академический зарубежный и отечественный контексты появления и использования концепции. Критический взгляд на проблему терминологического беспорядка связан с переводом на русский язык отглагольных форм – «mediated» и «mediatized», – образованных от двух различных терминов, одинаковым образом, что не является корректным.
Вектором актуализации теории журналистики и СМИ стали исследования новых медиа, в частности процессов производства, распространения и эффектов новостей в условиях цифровой среды. Выдвинута гипотеза о модификации структуры новостей в цифровую эпоху, а также об изменениях уровня доверия к новостям, обнародованным в социальных сетях; поставлен вопрос о трансформации теоретического понимания новостей в цифровую эпоху как ключевого продукта медиаиндустрии и центрального концепта классической теории журналистики. Проведено исследование генезиса теоретико-концептуального аппарата в области изучения новостей в XX–XXI в. Выявлено, что переломным моментом в концептуализации новостей стали 2000-е гг., когда в связи с широким распространением новых цифровых медиа произошло переосмысление теории формирования повестки дня, жизненного цикла новости и сил влияния на новостной процесс. Кроме того, произошла трансформация оценивания вклада новых медиа от однозначно положительного до резко отрицательного.
Особое значение для анализа современного новостного процесса представляют социальные сети и их пользователи. Фактически, социальные сети как относительно новые для теории медиа реалии оказалась в центре современной теории новых медиа и концепции «жизненного цикла» новостей, навсегда изменив классическую парадигму новостного дискурса.
Уделено внимание проблеме доверия к медиа и к новым медиа в частности. Примечательным является тот факт, что новые медиа не только опережают все остальные СМИ по уровню доверия аудитории к новостям, но и зачастую становятся основными источниками информации.
В процессе изучения новых медиа н.с. А.В. Замков и ст.н.с. С.А. Вартанов уделили значительное внимание применению математических методов при описании жизненного цикла новости в социальной сети (её появление, прохождение через паблики и онлайн-сообщества). Структура сетей позволяет использовать для моделирования распространения новости по сети математическую модель социальной сети, схожую с марковской моделью информационного влияния. Основными акторами в этой модели являются агенты-члены сети, а также внешние (по отношению к сети) СМИ.
Изучались также особенности потребления новостей в Интернете молодыми и активными жителями Москвы – студентами Московского университета. Было проанализировано поведение пользователей в сети Интернет, главным образом их интерес к различным новостным ресурсам и ссылкам на публикации СМИ, представленным в социальных сетях. Исследование позволило выявить некоторые закономерности новостного потребления и обозначить наиболее значимые каналы распространения новостного контента.
– Современная журналистика: тематика и проблематика. Информационное поле, информационный потенциал общества – важнейшие интегративные качества, с которыми тесно связана журналистика. Инновационные достижения в сферах науки, экономики, политики и культуры – главные составляющие интеллектуального потенциала общества пока слабо отражаются в содержании СМИ, в медиакартине мира, не осваиваются в необходимой мере в сознании массовой аудитории. В исследовании отмечается актуализация значительных разделов тематики, увеличение количества публикаций научной, научно-популярной, экономической и патриотической направленности, совершенствование технологии способа журналистского творчества.
Совокупность публикаций данной направленности показывает, что в число лидеров исследований медиаконтента вошли темы социальной направленности – популяризация науки, проблемы социальной сферы, патриотическая тематика, этническое и культурное многообразие, гендерная проблематика, проблематика семьи и воспитания.
Вопросы политики, экономики, спорта разработаны в меньшей степени. Важно отметить, что исследователи уделили внимание не только анализу медиарепрезентаций, но также разрабатывали теоретические подходы к современной методологии и методам исследования медиаконтента и контент-стратегий, что чрезвычайно актуально.
Описаны методы повышения профессиональной специализации журналистов в различных областях социальной действительности; подвергнуты анализу лучшие практики современной журналистики и выделены их достижения, что будет способствовать улучшению качества и полноте содержания современных СМИ. В опубликованных работах использованы современные средства анализа контента, а также поставлен вопрос о необходимости расширения исследовательского инструментария, освоения более сложных и комплексных методов анализа.
Общие рекомендации по результатам исследования концентрируют внимание на необходимости совершенствования медийной повестки дня в сторону усиления полноты, большей аналитичности, сближения профессиональной и гражданской повесток дня, максимального использования новых технологических возможностей – в целом содержание СМИ нуждается в усилении демократических начал.
Н.с. Н.Н. Замотина представила результат исследования системы региональной периодики. Проведён анализ структуры печатных СМИ по следующим основаниям: локальность, тип издания, периодичность, формат, цветность, платность распространения, характер издания, тематическая направленность, характер выполняемых функций, объём издания, тираж и др.
В работах характеризуются методологические предпосылки исследования региональных СМИ. Целостность региональной медиасистемы определяется характером социального пространства, в котором эта система функционирует. Публичность региональной жизни характеризуется таким уровнем информационных отношений между социальными субъектами, когда у массовой аудитории создаётся возможность постоянно осваивать все новые информационные ресурсы, важнейшие инновации и проблемы социальной жизни.
Работы ст.н.с. Г.В. Лазутиной посвящены журналистике как аксиологической системе, вбирающей в своё информационное поле не только знаниевые и поведенческие ресурсы, но и ценностные. Гармонизация всех этих ресурсов, устранение недооценки одних перед другими является проблемой современной журналистики. Информационный потенциал общества, непрерывно обновляясь, должен активно реагировать на достижения аксиологического характера и на существующие проблемы. Серьёзной проблемой журналистики является также отсутствие широкого диалога в многочисленных медиапространствах России, а также между ними в аксиологической сфере, способствующего оптимизации тематики ценностного, мировоззренческого характера.
Ст.н.с. Н.М. Лазутова изучает проблематику этнической прессы России. В печати далеко не в полной мере обеспечивается диалог культур, постоянное информационное взаимодействие внутри различных этнических групп и между этими группами.
В статьях ст.н.с. Т.Ю. Порецкой (соавт. доц. Е.В. Зеленина) освещается семейная тема. Семейная тематика рассматривается в контексте гуманитарной миссии социальной журналистики. В работах характеризуются важнейшие функции семьи. Отмечается, что особое внимание СМИ приковано к дисфункциональной семье. Исследуются проблемы насилия в семье. Характеризуются особенности разработки тематики многодетной семьи, неполной семьи, молодой семьи.
 
«Закономерности развития и исторический опыт журналистики»
(науч. рук. проф. Н.А. Богомолов)
 
– Литература и журналистика в художественной жизни ХХ – начала XXI вв. В рамках работы над темой опубликованы 2 монографии, 10 статей в изданиях из базы Web of Science, 4 статьи в изданиях из списка ВАК и 21 статья в иных журналах и сборниках.
Исследование специфики литературного процесса разных эпох и современности; изучение интертекстуальных связей русской литературы, специфики бытования критики в динамике литературного процесса.
Получены новые данные по истории критики в литературном процессе ХХ в. (публицистическая деятельность писателей); определена специфика бытования истории русской критики начала XXI в.; установлены интертекстуальные связи между ведущими произведениями литературы разных эпох. Результаты отражены в статьях и монографиях.
Составление научной биографии как решение литературоведческой проблемы (теоретический и практический аспект); изучение теоретических аспектов межкультурных литературных связей; выработка новых подходов к интерпретации литературно-художественного произведения.
Получены новые данные о межкультурных связях русской литературы; сформулированы новые подходы к составлению научной биографии писателя; создан дидактический материал по интерпретации литературно-художественного произведения.
Проф. А.Ю. Сергеева-Клятис, продолжая работу по изучению биографии и творчества Б.Л. Пастернака, издала монографию о рецепции его поэзии в русской журналистике и критике 1920-х гг.; исследовала взаимовлияния Б.Л. Пастернака и Андрея Белого; представила эссеистически освоенный облик Б.Л. Пастернака как художника; продолжила изучение интертекстуальных связей поэзии Б.Л. Пастернака и его концепции биографии, представила несколько анализов его произведений, которые могут быть использованы в практической работе.
Ст.н.с. О.Л. Кулагина изучала соотношения двух исторических эпох – XVIII (и самого начала XIX в.) и XX в. в различных измерениях: проблемы журналистики и литературной критики, интертекстуальные пересечения, порождение эмблематических смыслов, важное для журналистики XVIII в.
Ст.н.с. М.Ю. Эдельштейн уделил особое внимание литературно-критической и идеологической полемике в журналистике начала ХХ в.
Н.с. Л.А. Ключковская представила разработку подтемы «традиции русской журналистики середины XIX в. в начала ХХ в.».
Ст. преподаватель Р.А. Поддубцев впервые детально проанализировал весь корпус советских журналистских текстов 1920–1940-х гг., в которых запечатлелись оценки, данные художественным произведениям Андрея Платонова, и осмыслил антиплатоновские информационные кампании 1931 и 1947 гг., а также дискуссию о рассказах писателя, возникшую в конце 1930-х гг.
Проф. Н.А. Богомолов продолжил разработку ранее не введённого в научный оборот материалы – дневника историка И.Н. Розанова, следившего за литературной жизнью и печатью времени, которому он был свидетелем (начало 1910-х – конец 1950-х гг.). Провёл анализ проблем современного литературно-критического и литературоведческого процесса.
 
«Социология СМИ»
(науч. рук. проф. В.П. Коломиец)
 
– Медиасоциология. Наиболее значимыми на текущем этапе стали 1) выводы, сделанные в процессе исследования общественной роли СМИ, 2) наблюдения, связанные с перспективами изучения феномена эффективности журналистской деятельности.
При всей значимости социальных функций журналистики можно констатировать, что обращение к представителям гражданского общества недостаточно эффективно, в то же время получают определённое развитие механизмы участия массмедиа в ряде общественных и гражданских инициатив. Как показал вторичный анализ социологической информации, в российском обществе расширяется группа граждан, демонстрирующих активность и испытывающих потребность в добровольной деятельности.
В этой связи представляется важным, чтобы содержащаяся в медиатекстах потенциальная информация, доставленная целевой аудитории, становилась принятой (усвоенной) информацией, чтобы повышался прагматический смысл медиатекстов. При этом очевидно, что процесс усвоения новых сообщений может стать более успешным при условии, если публикации массмедиа станут обладать качествами, обеспечивающими их оптимальное прохождение через каналы массовой коммуникации. Медиасоциологические исследования способны фиксировать определённые параметры эффективности и способствовать повышению эффективности творческой деятельности журналистов и превращению массмедиа в действующий институт гражданского общества.
В целом изучение профессионального сознания и культуры современных российских журналистов позволяет говорить о следующем. Журналистов можно охарактеризовать как людей, часто выступающих за предоставление широких свобод и коллегам по профессиональному цеху, и гражданам в целом. Детальный анализ материалов проекта позволяет делать важные уточнения относительно более позитивного отношения к разным направлениям и формам контроля у представителей традиционных СМИ и одновременно – более активной критики ограничений сотрудниками новых медиа.
Изучение особенностей журналистской деятельности в конкретных типах информационных ресурсов – в газетах средних и малых городов указывает на то, что журналистские и редакционные публикации составляют около половины текстов. Это означает, что журналист остается основным профессиональным субъектом, отвечающим за производство и распространение медиаконтента. Сравнение результатов контент-анализа с данными, полученными в ходе анкетирования журналистов, когда они говорили, какими источниками информации они пользуются, показывает достаточно большую степень совпадения. Круг используемых журналистами источников широк и разнообразен. На первом месте у журналистов средних и малых городов – непосредственное общение с людьми в целях получения информации (85% ответов). Это выгодно отличает газеты небольших городов от более крупных изданий.
Проведенное ст.н.с. Т.В. Шумилиной изучение значения медиатекстов в оптимизации процесса массовой коммуникации выводит исследовательскую группу на рассмотрение проблемы оптимизации функционирования СМИ с помощью частотного анализа медиатекстов без разделения информационного массива в зависимости от типа автора, создающего и транслирующего сообщение. Семантический анализ при исследовании коммуникативного процесса позволяет получить данные о коммуникаторе и учёте им интересов аудитории. Осмысление результатов компьютерных программ анализа медиатекстов позволяет предполагать, что важной для исследования становится в числе прочего и категория оригинальности авторского стиля. Эмпирическое подтверждение этой мысли обнаруживает себя как в анализе современного информационного потока, так и в изучении творчества представителей отечественной литературы и публицистики.
Реализованный ст.н.с. А.И. Верховской анализ функционирования СМИ как каналов гражданского участия и осуществлённый анализ вторичных данных позволяют говорить о том, что выступления активных граждан происходят в разных областях общественной жизни. И при уже сложившемся мнении, что интерес к политике у населения очень низок, оказалось, что положение в последние годы меняется и в данном направлении, но при этом большая часть массмедиа плохо информирует аудиторию о протестных акциях, как утверждают газета «Новые Известия» и лидеры независимых профсоюзов. Очевидно, что характер функционирования массмедиа тесно связан с уровнем развития демократии. Функции современных СМИ в идеальной модели должны способствовать формированию в социуме солидарности и сопричастности, служить формированию и активному использованию социальных связей.
Изучение эффективности профессиональной деятельности российских журналистов связано с разработкой ст.н.с. О.В. Устимовой программы исследования формирования повестки дня федеральных телевизионных каналов, которую предполагается реализовать в первом полугодии 2017 г.
 
«Интегрированные коммуникации: теория и практика»
(науч. рук. проф. В.М. Горохов)
 
– Паблик рилейшнз (ПР) в системе массовых и корпоративных коммуникаций. Учитывая возрастающую роль связей с общественностью в коммуникационных процессах современного общества, основное внимание было уделено проблеме расширения коммуникационных платформ ПР на основе коммуникационных технологий. Эта проблематика коррелируется с проблематикой стратегических коммуникаций в социальной сфере, с широким использованием инструментов ПР в процессе стратегических коммуникаций.
В связи с выявленными доминантами коммуникационных связей ПР в социальных сетях, исследован контент социальных сетей, специфика развития и обусловленная этой спецификой практика ПР-деятельности. Технологическое прочтение коммуникационных технологий представлено в анализе ПР-технологий в современной индустрии спорта (на примере Олимпийских игр в Сочи). Теоретико-прикладная направленность исследований ПР выявлена в изучении связей с общественностью в условиях кризиса, поскольку современная практика связей с общественностью побуждает модернизировать категориальный аппарат исследований.
Исследования ПР зафиксировали конвергентные отношения связей с общественностью со СМИ, растущий коммуникационный потенциал ПР в области социальных коммуникаций и трансформацию технологий ПР, основанных на коммуникационных эффектах Интернета.
Ст.н.с. Н.В. Старых разработала систему компетенций рекламиста в условиях глобальной социальной среды, представила сравнительный анализ социо-культурных моделей поведения в коммуникациях. Особое значение имеет теория коммуникационного менеджмента, которая реализуется в рекламных и смежных областях коммуникации.
Н.с. К.С. Корнилова выявила совокупность ПР-технологий в современной индустрии спорта на примере Олимпийских игр в Сочи-2014.
Доц. М.А. Кузьменкова выявила коммуникационную составляющую территориального брендинга Москвы и Московской области. В соответствии с выдвинутой теоретической гипотезой получены результаты, определяющие стратегию формирования территориального брендинга, совокупность ПР-технологий в современном спорте и концепция, связанная с компетенциями рекламистов в глобальной информационной среде. Изучены инновационные компоненты связей с общественностью в сфере массовых коммуникаций. Отметим значительный результат в освоении современного опыта медиарилейшнз. Эта сфера ПР бурно развивается и новые тенденции в этой сфере представляют значительный интерес для исследователей и практиков ПР.
 
«Язык массовой и межличностной коммуникации»
(науч. рук. проф. Г.Я. Солганик)
 
– Нормативно-функционально-стилистическое исследование языка СМИ (прагматический и когнитивный аспекты). На этапе завершения становится очевидной необходимость развивать текущее и последующие научные исследования языка СМИ не только как реализации определённого функционального стиля – публицистического, но и как важнейшего культурообразующего феномена. Медиацентричность современного общества с необходимостью требует уделять особое внимание новым формам бытования медиаречи, её сопряжённости с невербальными способами трансляции информации через различные медиаканалы. С этой точки зрения сочетание прагматического и когнитивного направлений исследования языка СМИ доказало свою научную состоятельность.
В то же время нельзя оставлять и традиционные направления данной научной работы, поскольку они, ориентируясь прежде всего на категорию нормативности, развивают культурно-речевую парадигму современных лингвистических исследований.
В целом можно сказать, что осуществляемая НИР позволила объединить сформировавшиеся научные подходы к изучению СМИ с инновационными, в первую очередь учитывающими дискурсивные качества текстов СМИ и новые требования к языковым компетенциям журналистов в условиях новых технологий.
Продолжается интенсивное исследование языка СМИ в различных аспектах (нормативном, функционально-стилистическом, прагматическом, коммуникативном и когнитивном). Анализируются структура и закономерности публицистической и информационной речи, формирование современной системы массово-коммуникативных жанров.
Активно разрабатывается и проблематика речевого поведения журналиста. Продолжается исследование структурных особенностей журналистских текстов, риторических основ в формировании языковой политики различных изданий.
Изучаются доминанты речевого поведения журналиста в контексте традиционного риторического идеала. Продолжается работа над описанием системы аргументации в языке СМИ в связи с жанровой дифференциацией текстов массовой коммуникации. Изучаются формы речи (прецедентно-ассоциативные, полицентричные, агонально-агрессивные) в языке СМИ.
Важным аспектом является междисциплинарный подход к изучению массовой коммуникации как воплощения разных семиотических систем – вербальной и невербальной, соответственно это приводит к исследованию креолизованных текстов, особых средств выразительности, используемых, прежде всего, в электронных СМИ.
Одной из серьёзных научных проблем, которые решал научный коллектив, было изучение медиатекстов в нормативном (культурно-речевом) и функционально-стилистическом аспектах. В рамках темы подготовлено учебное пособие «Русский язык и культура речи. Синтаксис». Помимо этого, результаты работы по данному направлению отражены в учебном пособии «Журналисты о русском языке».
Соединение дидактического, прагматического и собственно научного подходов к проблемам современной речи в СМИ позволяет сочетать выявление актуальных тенденций в развитии языка СМИ с внедрением полученного знания в образовательный процесс, обеспечивая повышение его эффективности и практикоориентированности.
Важной составной частью было исследование речевой структуры новых журналистских жанров. Ст.н.с. Н.В. Куницына (соавт. доц. Е.К. Гурова) провели анализ стилистических и типологических особенностей текстов, относящихся к жанровой группе travel. Дальнейшее развитие данного аспекта было осуществлено Н.В. Куницыной при изучении конвергентных жанров в современных СМИ. Конкретные результаты данного исследования представлены в статье, опубликованной совместно с В.С. Виноградским в журнале «Вопросы теории и практики журналистики».
Н.с. С.А. Филиппов изучал проблемы визуализации массовой коммуникации, прежде всего в телевидении и документальном кино. Данный аспект является весьма актуальным для современных СМИ, которые характеризуются поликодовостью текстов, сочетанием преимуществ, предоставляемых разными каналами массовой коммуникации.
 
«Медиаиндустрия в эпоху цифровой революции»
(науч. рук. проф. Е.Л. Вартанова)
 
– Экономические механизмы функционирования СМИ в условиях рынка. Удалось выявить уровень проникновения отдельных конвергентных элементов в работу редакций общественно-политических СМИ – печатных, электронных, информационных агентств.
Масштабы и характер изменений в практике работы журналистов по созданию редакционного контента в условиях конвергенции изучены крайне слабо – на таком зыбком эмпирическом фундаменте невозможно строить ни качественные прогнозы, ни солидную теорию. Именно поэтому данное направление исследований является довольно перспективной задачей для науки.
Исследование, проводимое в составе исследовательской группы н.с. М.Ю. Галкиной и н.с. А.Ю. Образцовой, было направлено на изучение структуры и количественных характеристик работы современных корреспондентов и редакторов в печатных и онлайновых (общественно-политических) СМИ. Выявлена доля «конвергентной» работы в журналистской рутине. В частности, внимание было уделено различиям в оценке качества продукта СМИ непосредственно его производителями и менеджерами первого уровня, а также разнообразными демографическими группами сотрудников редакций. Проанализирована валидность некоторых управленческих инструментов, позволяющих измерить качество и эффективность (доля отклоняемых медиа-продуктов, особенности работы над медиатекстом и пр.). Сделан вывод о том, что вышеупомянутые показатели в редакциях различных типов имеют существенные отличия. В целом, отечественные медиаменеджеры первого уровня (редакторы) оценивают профессиональный уровень их подчиненных как высокий.
Как показало исследование, процессы конвергенции и распространения новых технологий оказывают, хотя и ограниченное, влияние на работу корреспондентов. Так, онлайновые способы получения информации уже могут конкурировать по популярности с телефоном. Отмечена зависимость модели редакционной работы от возраста респондентов. Вызывает опасения тот факт, что использование новых эпистемологических технологий вытесняет из редакционной практики применение наиболее ценных каналов получения информации – неопосредованных. Утверждается, что редакционная работа отличается высокой степенью индивидуальности – корреспонденты и редакторы применяют разные модели сбора и обработки информации.
Развивая тему, мл.н.с. Ю.А. Швыченкова на основе глубинных интервью с руководителями японских медиакомпаний выявила закономерности, которые позволяют эффективно выстраивать работу в редакциях. Ключевое направление в данном случае – построение гармоничных отношений в коллективе, стимулирующих у сотрудников желание самостоятельно объединяться в группы и контролировать качество своей работы. Японский менеджмент использует определённый порядок найма, продвижения и обучения служащих. Специфика японского управления учитывает психологию людей и их социальный статус.
 
Учебная работа. Введены новые дисциплины и специальные курсы:
Межкафедральные курсы
– Логическая культура журналиста (проф. А.А. Тертычный);
– Медиапсихология и современная журналистика (проф. Е.Е. Пронина);
– Мифы современной эпохи (доц. Г.Г. Кириленко);
– Экология медиапространства (проф. И.М. Дзялошинский).
Специальные курсы:
– Аналитический центр средств массовой информации: теория (проф. В.Л. Иваницкий);
– Медиа и стартапы в онлайне: создание, взаимодействие, перспективы (доц. А.В. Вырковский);
– Новые медиа в условиях информационных войн (к.филол.н. И.И. Засурский, лаборант Д.В. Соколова);
– Основные тенденции современного театрального процесса (доц. О.Н. Купцова);
– Президентские выборы в Соединенных Штатах Америки 2016 г. и их отражение в СМИ (проф. Я.Н. Засурский);
– Современные аудиосреды (доц. В.А. Сухарева);
– Создание фотокниги: от концепции до макета (препод. М.А. Ромакина);
– Управление конвергентной редакцией (ст. препод. В.Ю. Пуля).
Специальные семинары
– Американские традиции телевизионной журналистики (ст. препод. К.В. Чобанян);
– Анализ аудитории новых медиа: поведение, участие в редакционной деятельности (ст. препод. Н.Г. Лосева);
– «Женский мир» в пространстве русской литературы и журналистики XVIII – первой половины XIX вв. (доц. И.Е. Прохорова);
– Журналистика в жизни и творчестве русских писателей и первой половины XIX в. (доц. И.Е. Прохорова);
– Летопись жизни и творчества как источник научных данных для биографии писателя (проф. А.Ю. Сергеева-Клятис);
– Медиа и креативные индустрии (препод. С.К. Степанян);
– Метод эксперимента в журналистике (ст.н.с. Н.М. Лазутова);
– Работа военного журналиста (доц. И.Н .Денисова, специалист А. Бугаева);
– Роль нового медийного бизнеса в развитии политических процессов в США (проф. Я.Н. Засурский);
– Русскоязычная пресса за рубежом: миссия, модели, функции (ст. препод. О.А. Воронова);
– Скандинавский нуар (мл.н.с. И.Я. Новицкая, асп. Б.В. Зырянов);
– Современный медиагерой в контексте современной проблематики (доц. Т.С. Алексеева);
– Телевизионный спортивный репортаж и комментарий: трансформация жанров (ст. препод. Н.В. Трофимова);
– Толстой или Достоевский: незавершённый диалог (проф. И.Л. Волгин).
 
Конференции. Организованы и проведены:
– Ломоносовские чтения (18 апр.);
– международная научно-практическая конференция «Журналистика в 2015 г. Информационный потенциал общества и ресурсы медиасистемы» (5–6 февр.);
– II международная научно-практическая конференция «Россия в 1917 г. в восприятии современной российской молодёжи: медиадискурс» (2 нояб.);
– II международная научно-практическая конференция «Противодействие лженауке в современном медиапространстве: возможности научных коммуникаций» (29–30 сент.);
– II международная научно-практическая конференция «Экология медиасреды: проблемы безопасности и рационального использования коммуникативных ресурсов» (7 дек.);
– IV международная научная конференция «Стилистика сегодня и завтра» (28–30 апр.);
– V международная научно-практическая конференция «Дизайн СМИ: тренды XXI в.» (25–26 нояб.);
– VIII международная научно-практическая конференция «Медиаконтент: взгляд молодого исследователя» (24 нояб.);
– XLII международная конференция Общества по изучению культуры США «Творческая коммуникация: американская культура как система коммуникации» (7–10 дек.);
– VIII международные научные чтения в Москве «СМИ и массовые коммуникации – 2016» (17–18 нояб.);
– всероссийская научно-практическая конференция «Цифровое детство: социализация и безопасность». Секция «Цифровая грамотность, медиаобразование и цифровая культура: школьники, родители и учителя» (8 апр.);
– научно-практическая конференция «Учимся говорить по-русски. Проблемы современного языка в электронных СМИ» (12–13 окт.);
– V ежегодная научно-практическая конференция Национальной ассоциации массмедиа исследователей (НАММИ) «Актуальные проблемы медиаисследований-2016» (20 мая);
– научные чтения «Стратегии противодействия лженауке» (18 апр.);
– VI Грушинские чтения на Моховой (5 февр.);
– IV Ружниковские чтения, посвящённые теме радио послевоенного десятилетия 1945–1955 гг. (1 июня);
– VI заседание межкафедрального научного семинара «Прохоровские чтения. Журналистика и массовые коммуникации в условиях конвергенции» (24 марта).
круглые столы:
– Цифровое неравенство в России и Европе: 20 лет постановки вопросов и поиска решений», посвящённый 20-летию участия России в Совете Европы (25 февр.);
–  Проблемы освещения научной тематики «Возможности научных коммуникаций в цифровом медиапространстве» (30 сент.).
 
Доктора и кандидаты наук 2016 г. Диссертацию на соискание учёной степени доктора филологических наук защитила заведующий кафедрой истории и правового регулирования отечественных средств массовой информации Минаева Ольга Дмитриевна («Формирование и развитие системы периодических изданий для советских женщин в 1917–1941 гг.»).
Кандидатские диссертации защитили: ст.н.с. кафедры теории и экономики средств массовой информации Дунас Денис Владимирович («Развитие и современное состояние теоретических исследований журналистики и средств массовой информации в России»); ст. препод. кафедры фотожурналистики и технологий средств массовой информации Свитич Анастасия Леонидовна («Графическая иллюстрация как визуальный компонент контента качественных изданий»); лаборант кафедры новых медиа и теории коммуникации Соколова Дарья Валерьевна («Специфика работы журналистов в зонах вооружённых конфликтов: российский и зарубежный опыт»); ст. препод. кафедры зарубежной журналистики и литературы Чобанян Каринэ Вардановна («Жанровые приоритеты и языковая модель современного информационного телеканала: на примере каналов CNN и “Россия 24”»).
 
Публикации. Факультет издаёт несколько периодических научных изданий: «Вестник Московского университета. Серия 10, Журналистика», «Меди@льманах», электронный журнал «Медиаскоп», «Журналистика и культура русской речи», альманах «Медиатренды». Первые три издания входят в список рецензируемых изданий ВАК и размещены в библиотеке РИНЦ (Российский индекс научного цитирования).
Опубликовано 12 монографий, 13 сборников научных трудов, 5 учебников, 10 учебных пособий, одно из которых с грифом УМО, 7 учебно-методических пособий, 18 научно-популярных издания, 5 изданий справочной литературы, более 220 научных статей в отечественных и зарубежных журналах.
 
Монографии
 
Амзин А.А., Галустян А.Н., Кульчицкая Д.Ю. и др. Как новые медиа изменили журналистику. 2012–2016;
Анненкова И.В., Абаев Л.Ч., Бондарцева Н.В. и др. Метаморфозы мира. Новая геополитическая роль России / под ред. М.М.Янгляевой, И.А.Николайчука;
Аниськина Н.В., Клушина Н.И., Ухова Л.В. и др. Активные процессы в социальной и массовой коммуникации;
Вырковский А.В. Редакционный менеджмент в печатных и онлайновых массмедиа: процессный подход;
Гиляревский Р.С., Родионов И.И., Цветкова В.А. Информационная деятельность как инфраструктура национальной экономики;
Дмитриева Е.Е., Довгий О.Л., Зеленин Д.А. и др. Эмблематика и эмблематичность в западноевропейской и русской культуре;
Есин Б.И. Русская дореволюционная газета и газетное дело. 1702–1917. В 2-х т.;
Поддубцев Р.А. Андрей Платонов и его критики;
Сергеева-Клятис А.Ю. Сумерки свободы: Борис Пастернак в критике 1920-х гг.;
Сурнина И.А. «Экономический указатель» 1857–1861 – деловое издание И.В.Вернадского;
Газеты средних и малых городов России в 2010-х гг. Контент-аналитическое исследование / отв. ред. Л.Г.Свитич, О.В.Смирнова, А.А.Ширяева, М.В.Шкондин;
Учимся говорить по-русски. Речь электронных СМИ в контексте медиастилистики: коллективная монография / под ред. Е.Л.Вартановой.
 
Учебники, учебные пособия
 
Александрова И.Б., Славкин В.В., Солганик Г.Я. Журналисты о русском языке;
Барышева С.Ф., Гаврилова Е.Н., Гурова Е.К. и др. Русский язык и культура речи. Синтаксис;
Вартанова Е.Л., Крысенко Л.Н. 7 интервью о научной журналистике;
Галустян А.А., Кульчицкая Д.Ю. Лонгриды в онлайн-СМИ. Особенности и технология создания;
Гутнов Д.А. Лекции по истории России. Ч. 2. XIV–XVI вв.;
Иваницкий В.Л. История экономических учений;
Коханова Л.А., Калмыков А.А. Основы теории журналистики. В 2-х ч.;
Назайкин А.Н. Современное медиапланирование;
Прутцков Г.В. История зарубежной журналистики: от Античности до современности;
Сёмова Л.В. История отечественной фотожурналистики. Ч. II. Советская фотожурналистика 1920–1930-х гг. и Великой Отечественной войны;
Сёмова Л.В. История отечественной фотожурналистики. Ч. III. Советская фотография: 1950–1980-х гг.;
Сурикова Т.И., Матвеева Т.В., Дускаева Л.Р. и др. Стилистика и литературное редактирование: В 2-х т.;
Федотова Л.Н. Связи с общественностью: теория и практика.