МГУ–2016: Философский факультет
Юбилеи. Философский факультет отметил 75 лет со дня воссоздания в структуре Московского университета. В 1941 г. философский факультет был введён в структуру МГУ из соответствующего подразделения Московского института философии, литературы и истории. За последние 20 лет факультет существенно расширился: были открыты новые кафедры и реализованы уникальные образовательные программы. На факультете функционируют 16 кафедр, на которых работают около 200 человек штатного профессорско-преподавательского и научного состава. 96% сотрудников – доктора и кандидаты наук. Обучаются около 700 студентов и 200 аспирантов.
На факультете преподают видные ученые РАН, известные специалисты-практики в сфере политологии и связей с общественностью. Факультет на регулярной основе приглашает для чтения лекций известных современных зарубежных философов, сотрудничает с зарубежными организациями, которые работают в области философии.
Юбилеи отметили:
85 лет
– Зотов Анатолий Фёдорович, профессор кафедры истории зарубежной философии;
80 лет
– Ивлев Юрий Васильевич, профессор кафедры логики;
– Метлов Владимир Иванович, профессор кафедры онтологии и теории познания;
– Панин Александр Владимирович, профессор кафедры философии и методологии науки;
– Яблоков Игорь Николаевич, заведующий кафедрой философии религии и религиоведения;
75 лет
– Васильев Геннадий Германович, доцент кафедры философии гуманитарных факультетов;
– Казарян Валентина Павловна, профессор кафедры философии естественных факультетов;
– Кузнецов Валерий Григорьевич, заведующий кафедрой философии и методологии науки;
– Майоров Геннадий Георгиевич, профессор кафедры истории зарубежной философии;
– Печенкин Александр Александрович, профессор кафедры философии и методологии науки;
70 лет
– Карпенко Александр Степанович, профессор кафедры логики;
– Кузнецова Татьяна Викторовна, профессор кафедры эстетики;
– Шулевский Николай Борисович, профессор кафедры философии гуманитарных факультетов;
60 лет
– Саврей Валерий Яковлевич, профессор кафедры философии религии и религиоведения;
55 лет
– Бойцова Ольга Юрьевна, профессор кафедры философии политики и права.
– Девятова Светлана Владимировна, профессор кафедры философии естественных факультетов;
Наука. Научная работа велась в рамках 13 приоритетных направлений, включающих 24 темы.
«Онтология и теория познания»
Тема 1. «Онтологические, гносеологические, аксиологические аспекты исследования культуры и истории». Проведён анализ взаимоотношения культуры, философии и власти, а также субъекта и власти. Переведена книга: М.Дин «Правительность: власть и правление в современных обществах» (2016) и на её основе исследованы особенности традиций, методов и теории политической власти, рассмотрены авторитарные и либеральные стороны «правительности». Исследовано учение Э.Левинаса и показано значение его философии для обоснования аксиологии. Показано, что традиционная диалектика в современной ноосфере становится планетарным эволюционизмом, которые выражает совместные «интересы» самосохранения Земли и человека в условиях надвигающегося экологического коллапса.
Тема 2. «Неклассические онтологические модели, гносеологические программы и философские методологии». Основное внимание было уделено обоснованию метафизики, философии информации, проблеме единства мира, теориям времени, философии субъекта, дилемме реализма-конструктивизма, а также диалектике как методологии философского познания. Обоснована плодотворность понятия информации для обогащения традиционной философской категории бытия. Было предпринято исследование того, до какой степени современные результаты когнитивных наук относительно врождённых языковых способностей и способностей к счёту, подрывают доверие к утверждениям Витгенштейна.
Тема 3. «Теоретические проблемы классической и неклассической философской антропологии». Основное внимание было сосредоточено на всестороннем изучении историко-философских, научно-теоретических и теоретико-методологических оснований формирования неклассических интерпретаций проблемы субъекта и субъектного в современной философской антропологии. Выявлены существенные трансформации в понимании природы, смыслов и функций философского субъекта. Всесторонне проанализированы концептуальные модели, сформированные в современной философской антропологии. Показано, каким образом и под влиянием каких причин в историко-философском европейском дискурсе складывался концептуальный сдвиг в сторону неклассических интерпретаций человека с последующим отказом от попыток его объективного понимания.
«Теоретическая и прикладная логика»
Тема 1. «Неклассические логики и их применение в философии и методологии науки». Изучены так называемые I-логики васильевского типа, которые были найдены в процессе экспликации некоторых идей логика и философа Н.А. Васильева, лежащих в основе его «воображаемой логики». Построены системы натурального вывода для семейства трёхзначных регулярных логик: хорошо известные системы слабой и сильной логик Клини и двух промежуточных логик. Построена двузначная семантика для одной из разновидностей пропозиционального языка, адекватная одной из наиболее активно изучаемых паралогик логике Pcont.
Тема 2. «Логическая семантика и логика научного познания». Сформулирована нестандартная семантика языка позитивной силлогистики, в которой значимость элементарных формул (форм категорических высказываний) определяется в терминах релевантного следования. Предложен подход к исследованию методологической проблемы расхождения в трактовке данных, получаемых познающим субъектом из своего опыта и из опыта других субъектов. Детально исследована четырёхзначная логика, названная логикой рационального субъекта, в которой факт знания наличия знания у субъекта формализован на уровне истинностных оценок, без привлечения специального эпистемического оператора знания. На базе такой семантики построена полная и непротиворечивая логическая система с двумя различными истинностно-функциональными операциями типа отрицания.
«Философия и методология науки»
Тема 1. «Философские проблемы гуманитарных и социальных наук». Изучены эпистемологические основания моделирования и предметного синтеза в общественных науках, что позволило сформулировать гипотезу о фундаментальной роли воображения в формировании семантического слоя науки и, шире, в процессах понимания. В рамках исследования роли гуманитарных наук в развитии интеллектуальной культуры и образования задачи изучались проблемы развития образования, дисциплинарная организация современной образовательной системы, взаимосвязи гуманитарного и технического образования, а также науки и вненаучных форм знания (на примере христианской теологии). Проведён анализ взаимосвязи этих важнейших институтов и форм знания.
Тема 2. «Философские проблемы естественных, математических и технических наук». Сформулирован ряд положений о современных основаниях единства физики и философии, их исторических формах и методологических превращениях; о присутствии теологических мотивов в преобразованной идеализированной и упрощающей форме в моменты становления и кризиса оснований математики Нового времени; о связи между теоретико-множественной математикой Гильберта, его физическими представлениями о сплошной среде и последующем влиянии этих идей на позицию Гейзенберга; о предметно и методологически обусловленном развитии позиции субъекта в ходе становления таких предметных областей как нейрофилософия и исследования искусственного интеллекта.
«Социальная философия и философия истории»
Тема 1. «Модернизация как тип социального изменения в условиях глобализации». Рассмотрены изменения социальной роли государства на примере малых государств, экологических проблем современности, рассмотрена методология изучения данной проблематики – показана необходимость применения номотетических методов исследования, а также этические аспекты процессов глобализации, в т.ч. проблемы национализма и патриотизма. Показано, как меняется роль философии в условиях глобализирующегося сообщества, при этом постмодернизм рассматривается в качестве реакции на его кризисы.
Тема 2. «Концептуализация общества в социальной мысли XXI в.». Проведён разбор современных подходов к анализу глобальных сфер современного общества, культуры, экономики, политики, религии, науки, выказывающих комплексные, системные свойства. Исследована онтология информационной войны с учётом взаимосвязи кибервойн, информационно-психологических и экономических войн. Поставлена проблема и предложено решение одной из важнейших задач теоретического правоведения – задача обоснования права. Исследован феномен идеологии, рассмотрено и подвергнуто критическому анализу множество концепций, содержащих в себе противоречащие друг другу определения идеологии.
«История русской философии»
Тема 1. «Русская философия: единство в многообразии». Исследованы исторические судьбы русской эмиграции в ХХ и начале ХХI столетия. Изданы материалы к «Спору о Софии» из архивов Франции и США в «Записках русской академической группы в США» (т. 39, 2015–2016). Подготовлен ряд публикаций о Р.фон Кёбере, русском немце, заложившем традиции преподавания философии в Японии, в т.ч. впервые изданы его письма к П.И.Чайковскому. Проанализирован вклад в философское россиеведение философа и богослова русского зарубежья Г.В.Флоровского, отмечены оригинальные построения философа Ф.А.Степуна в области философской антропологии в начале 30-х годов ХХ в. в контексте создания нового миросозерцания для русской эмиграции. Рассмотрена философская система П.Е.Астафьева как персоналистическая философия. Осуществлено проблемно-аналитическое рассмотрение идей основных представителей современной итальянской историографии русской философии. Проанализированы интерпретации философского наследия и биографии Владимира Соловьёва в связи с книгой американского исследователя Т.Немета «Ранний Соловьёв и его поиск метафизики». Опубликован ряд статей, посвященных философии русского консерватизма.
Тема 2. «Университетская и духовно-академическая философия в России». Проведено изучение философского образования в России с начала XX в. до революций 1917 г., влияния на него революционных событий 1905–1906 гг. и роста в обществе интереса к философским вопросам. Изучена тематика лекционных курсов в российских университетах в указанные годы, философские взгляды университетских профессоров философии, формирование системы профессиональной подготовки философов.
«История классической и современной философии»
Тема 1. «Античная и древневосточная философия». Показан значительно более сложный характер формирования основных теоретико-правовых концептов античной философии (дике, дикайон, дикайосюне), чем предполагалось ранее; наличие этологических и социо-культурных предпосылок стандартной логической схемы (прежде всего, сведение антифасис к сфере агональности), наличие инвариантов в европейской и внеевропейской ментальности (различное функционирование понятия целесообразности).
Тема 2. «Современная западная философия». Одним из важных достижений стало исследование особенностей современной немецкой онтологии. Значимые результаты также были получены при изучении новейших тенденций аналитической метафизики, и прежде всего трактовки проблемы свободы воли и моральной ответственности. Предложены новые аргументы, направленные на защиту одной из традиционных позиций по вопросу о свободе воли и моральной ответственности – классического компатибилизма.
«Эстетика и философия искусства»
Тема 1. «Эстетика и современное искусство». Дана интерпретация причин перехода от «лингвистического» к «визуальному» повороту. Разработан категориальный аппарат неклассической эстетики для адекватной интерпретации опыта современного искусства. Установлена корреляция между постструктуралистской теорией и постмодернистской практикой. Институциональная и аналитическая теория были использованы в качестве теоретических инструментов анализа.
Тема 2. «Проблемы языка современной эстетики». Составлена примерная система основных категорий современной эстетики, определена область применения современных эстетических теорий. Анализ новейших направлений эстетической мысли, а именно, эстетики повседневности, энвайронментальной эстетики, сомаэстетики и др., позволил сформировать предпосылки для прояснения структуры современной эстетической мысли.
«Философская этика и моральная культура общества»
Тема 1. «Проблема обоснования морали». Исследовано применение математического аппарата к осмыслению практического действия «золотого правила» морали. Исследовались вопросы соотношения морали и права, показано разнообразие функций права, проанализированы условия взаимодействия морали и права. Осмыслены абстракции естественного состояния и предельного основания морали в современной этике. Исследовалось наследие Спинозы, показана роль интеллектуальных добродетелей в этике Аристотеля и в понимании Спинозы. Особое внимание было уделено этике Кропоткина, идеям взаимопомощи в том виде, как они представлены у Кропоткина и в современной этике.
Тема 2. «Прикладная этика». Проанализировано многостороннее влияние экономики и бизнеса на общественную и индивидуальную мораль: как положительное, организующее и дисциплинирующее личность, так и разлагающее, формирующее алчность, эгоизм и др. пороки. Исследована специфика современного ценностно-мировоззренческого кризиса, вопрос взаимосвязи и взаимовлияния права и морали, актуальные вопросы нравственно-духовного воспитания и образования, вопросы индивидуальной ответственности в профессиональной деятельности, отдельные проблемы профессиональной этики.
«Религиоведение в системе философского и гуманитарного знания»
Тема 1. «Методологические проблемы современного религиоведения». Исследования в области методологии социологии религии касались проблемы стабильности и изменения общества в связи с религиозным и мировоззренческим измерениями жизнедеятельности общества. Отдельные результаты были получены в области античной историографии и иудео-эллинистической религиозной антропологии. В области методологии философии религии исследована специфика и содержание религиозного гуманизма XX в. Изучена методологическая специфика школы исследования учений о человеке в религиях мира, основанной К.И.Никоновым. Проведён религиоведческий анализ некоторых ветхозаветных и коранических текстов.
«История и теория мировой культуры»
Тема 1. «Философия культуры, основные этапы развития культуры». Проанализированы особенности культуры западноевропейского Средневековья, проблемы французской интеллектуальной культуры от эпохи Просвещения до XX столетия, специфика культурно-эстетического сознания Нового времени, культурные и философские аспекты западноевропейского искусства, кельтской культурной традиции, концептуализации современного музейного пространства.
«Философия политики и права как современное направление философской науки».
Тема 1. «Актуальные проблемы философии политики и права». Проанализированы различные моделей встраивания принципов ангажированного познания в политико-правовые концепции в отечественной и зарубежной традициях политической и правовой мысли, а также в современном философском дискурсе. Выявлена специфика отечественной политико-правовой интеллектуальной традиции, определены важнейшие линии её актуализации в современном менталитете и политической практике, уточнены содержательные и функциональные аспекты общественных ценностей и идеалов в различных типах цивилизационных образований и политических культур.
«Философия образования»
Тема 1. «Философия образования как область философского знания». Рассмотрены особенности ряда философско-педагогических учений и их методологическое значение для практики современного образования. Исследовано значение гуманизма как принципа организации и осуществления образовательной деятельности в современном обществе знания, а также особенности его современного толкования. Теоретически обосновано значение диалогического подхода в современном образовании. Проведён сравнительный анализ национальных доктрин развития образования, определяемые ими цели, задачи воспитания и обучения, возможные пути их достижения, роль и место системы государственной политики в сфере образования, а также ожидаемые результаты образования на определённый период времени. Исследованы проблемы рисков в системе образования, внешние и внутренние факторов их генерирования.
Тема 2. «Образование в современном мире: философско-методологический анализ». Описаны и проанализированы условия взаимодействия и современные особенности науки и образования в их взаимовлиянии. Произведён анализ возможностей совмещения образовательно-дидактических и научно-творческих принципов взаимодействия и интеграции науки и образования. Рассмотрены особенности технонауки, которые значимы для представления в системе образования проектов улучшения человека. Проанализированы задачи государственной образовательной политики на примере Национальной доктрины образования в РФ и Государственной стратегии по развитию образования в Азербайджанской Республике. Исследовано значение научного вклада педагогического учения Гельвеция для практики современных процессов образования. Продемонстрировано, что в настоящее время привлечение иностранных студентов вновь обретает политическое измерение, поскольку государство видит в обучении иностранцев способ решения долгосрочных стратегических задач в сложной международной обстановке.
«Философия языка и коммуникации»
Тема 1. «Современные концепции философии языка и коммуникации». Проведены исследования концепций языка и коммуникации, выдвигавшихся различными философско-социологическими школами – как зарубежными, так и отечественными. Исследованы социально-философские основания коммуникативных процессов, субъект-субъектные и субъект-объектные взаимодействия. Проанализированы реальные процессы стратегических коммуникаций. Разработана методология построения коммуникативных стратегий разного уровня. Исследованы новые феномены «сетевой культуры»: «клиповое/торопливое мышление», «вики-знание» и т.п.
Тема 2. «Философия и методология принятия решений». Существенные результаты получены в связи с исследованием теории и практики проблем принятия решений в процессе преподавательской деятельности. Показаны причины и следствия, ближайшие и отдалённые, культурные и исторические, а также личные обстоятельства того или иного выбора, то есть принятия решений.
На философском факультете ведутся исследования по научным темам, финансируемым Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ).
Тема 1. «“Спекулятивная грамматика” Фомы Эрфуртского в контексте философской и лингвистической мысли западноевропейского Средневековья: конец XIII в. – начало XIV в.». Установлено, что спекулятивная грамматика как направление философско-лингвистической мысли XIII–XIV вв., включая и грамматическое учение Фомы Эрфуртского, развивалась в тесной связи с логикой и философией, которые оказывали на неё значительное влияние. В конце XIII в. произошла своеобразная «логицизация» языкознания, которая способствовала становлению и развитию идей об универсальном характере грамматики. Грамматическое учение Фомы Эрфуртского оказало на семиотику Ч.С.Пирса.
Тема 2. «Методы построения и сравнительного анализа матричных и квазиматричных модальных логик». Уточнено понятие предмета логики. Разработаны понятия эмпирического и теоретического знаний в логике. Сформулированы логические критерии научности знания. Осуществлено обобщение метода Кальмара.
Тема 3. «Научный реализм и онтологическая проблематика в современной науке». Исследованы перспективы применения концептуального аппарата современной философии науки, разработанного в ходе дискуссий между сторонниками научного реализма и их оппонентами, для решения онтологических вопросов, возникающих в естественных науках.
Тема 4. «Четвёртая книга “Метафизики” Аристотеля (“Гамма”): её истоки, содержание, истолкование в греческой и латинской философской традиции». Исследован самый важный доаристотелевский текст о проблеме противоречия, четвёртой и десятой книг платоновского «Государства». Выявлены сходство и различия между платоновским открытием принципа противоречия, связанного с анализом теории души, и аристотелевского онтологического исследования. Впервые полностью переведён на русский язык комментарий к «Гамме» Сириана. Переведено впервые на русский язык около трети сложного и весьма запутанного комментария Александра Афродисийского.
Тема 5. «Теоретико-методологические основания когнитивного подхода в социогуманитарных науках». Проведена реконструкция и фиксация теоретико-методологических оснований когнитивного подхода (методологии когнитивных наук), представлено философское осмысление и оценка эпистемологического статуса и границ применимости отдельных методов и результатов когнитивных наук в социогуманитарных дисциплинах (философия сознания, когнитивная социология, когнитивной лингвистика, когнитивная психология, экономическая теория, когнитивное религиоведение, теория кино).
Учебная работа. Факультет проводил обучение по программам подготовки бакалавров и магистров на основе образовательных стандартов, самостоятельно устанавливаемых МГУ для реализуемых образовательных программ высшего профессионального образования.
Факультет ведёт набор и обучение по 5 направлениям подготовки бакалавров и магистров: «Философия», «Религиоведение», «Реклама и связи с общественностью», «Культурология (прагматика и менеджмент культуры)», «Политология (стратегическое управление и экономическая политика)».
При организации учебного процесса большое внимание уделяется обеспечению возможности построения индивидуальных образовательных траекторий за счёт развития вариативных компонент учебных планов и наличия факультативных курсов по выбору учащихся.
Межфакультетские учебные курсы. Подготовлены и прочитаны лекционные курсы:
– Дедуктивная логика (проф. Д.В. Зайцев, доц. О.М. Григорьев);
– Когда начиналась современность? Основные проблемы культуры Нового времени (доц. Д.А. Лунгина);
– Логические аспекты познавательной деятельности (проф. В.И. Маркин, ст. препод. А.А. Ильин);
– Логические аспекты речевой коммуникации (доц. Е.Б. Кузина);
– Моральные диалоги и рассказы из книги I Геродота: древнегреческая историография (К. Делигиоргис, на англ. яз.);
– Наука в эпоху древности и средневековья (доц. А.В. Соколов);
– Немецкая и русская философия – нелюбимое родство (проф. Ю.Б. Мелих);
– Неожиданный Ф.Достоевский: от полифонии к метафизическому скептицизму (проф. В.А. Кувакин);
– Политика и массмедиа: «фабрики мысли», подготовка экспертов и аналитиков (проф. В.Н. Расторгуев);
– Политическая этика (доц. Т.И. Пороховская);
– Понятие времени в истории философии и физики (проф. В.Я. Перминов);
Прагматика музыкального текста (асс. А.Г. Богомолов);
– Проблемы «философии человека» XIX–XXI вв. (доц. Е.В. Зимянина);
– Религия в России и за рубежом сегодня и завтра (доц. А.В. Апполонов);
– Религия и философская мысль в истории человечества (ст. препод. И.С. Вевюрко);
– Русская философия за рубежом (проф. М.А. Маслин);
– Теория и практика формирования убеждений (проф. Ю.В. Ивлев);
– Теория и эксперимент в методологии научного исследования (к.филос.н., А.А. Фурсов);
– Философско-культурная панорама европейского экзистенциализма (проф. Г.Я. Стрельцова);
– Христианская мысль XX в.: между секулярностью и постсекулярностью (доц. С.В. Полякова);
– Чужие среди нас: приключения материи в культуре (мл.н.с. А.С. Ветушинский);
– Эстетика моды (проф. Т.В. Кузнецова),
– Язык и сознание в древней индийской мысли (доц. Е.В. Фалёв);
– Язык политики (доц. К.Ю. Аласания, на англ. яз.).
Практика. Практика является обязательной частью основной образовательной программы подготовки студентов. Факультет продолжил совершенствовать проведение производственных практик студентов. Расширена база возможных мест прохождения практики студентами, обучающимися по направлениям подготовки «Культурология», «Политология», «Реклама и связи общественностью». Основными видами практик студентов являются преддипломная и производственная – в образовательных учреждениях г. Москвы и Московской области и на факультетах МГУ; «музейная» – на базе учреждений музейно-выставочной деятельности и арт-бизнеса; в пресс-службах и отделах по связям с общественностью министерств и ведомств, местных администраций, в аппаратах политических партий и неправительственных объединений, фондах, консалтинговых центрах и рекламных агентствах и т.д. Кроме того, студенты всех направлений подготовки в случае хорошей успеваемости имеют возможность пройти факультативно практику в рекомендованных учреждениях при наличии договора или соглашения, подтверждающего готовность организации принять студентов для прохождения практики.
В рамках международного сотрудничества студенты участвовали в программах академической мобильности, в т.ч. в рамках межвузовских программ обмена с университетами Сорбонны (Франция), Тюбингена (Германия), по программам включённого обучения студентов – Университет Карлсруэ (Германия), Хельсинки (Финляндия).
Дополнительное образование. Активизирована работа по развитию программ дополнительного образования. Продолжают работать довузовские образовательные программы, которые включают обучение на очных восьми- и четырёхмесячных подготовительных курсах по обществознанию, истории России и русскому языку, а также программы дистанционного обучения по этим дисциплинам.
Будущие абитуриенты, школьники 9–11 классов, могут ещё до поступления познакомиться с выбранной профессией и системой вузовской подготовки на занятиях в профориентационных школах.
«Школа юного философа» знакомит учеников с основными предметами философского цикла – историей философии, онтологией и гносеологией, этикой, эстетикой, социальной философией, философией культуры и религии.
«Школа будущего специалиста по связям с общественностью и рекламе» даёт возможность познакомиться с азами профессии специалиста по связям с общественностью.
Клуб «Культурные среды» приглашает школьников, интересующихся проблемами современной культурологии.
Работает кружок «В поисках мудрости» для детей младшего (8–12 лет) и среднего (12–16 лет) школьного возраста. Программа нацелена на развитие у детей навыков критического мышления, логичного рассуждения, умения рационально подходить к разрешению проблемных ситуаций, расширяет кругозор на основе философского знания.
«МГУ – школе». Факультет реализует комплексную программу мероприятий, ориентированную на создание всестороннего диалога между специалистами в сфере образования. Хорошей ежегодной традицией стало проведение Летних школ для учителей обществознания, в программу которых включаются как лекции, так и мастер-классы ведущих преподавателей факультета.
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации. Факультет ведёт набор на программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, которые реализуются совместно с ведущими российскими и иностранными научными центрами и государственными учреждениями. Среди программ дополнительного образования факультета:
курсы повышения квалификации: Арт-рынок (для широкой аудитории); История и философия науки (для преподавателей вузов); Коммуникативные практики в современной медицине» (для врачей и лиц, чья деятельность связана с медициной); Модный бизнес (для широкой аудитории); Принятие решений: методология и практика (для широкой аудитории); Теория и методика преподавания обществоведческих дисциплин в школе (для учителей и управленцев системы среднего образования); Теория моды (для широкой аудитории);
программы профессиональной переподготовки: Связи с общественностью; Эстетика: арт-бизнес;
программы MBA: Арт-менеджмент; Индустрия моды.
Преподавателям вузов факультет предоставляет возможность пройти повышение квалификации в форме стажировки с выдачей свидетельства о повышении квалификации установленного образца.
Доктора и кандидаты наук 2016 г. Вед.н.с. кафедры философии и методологии науки Алексеев Андрей Юрьевич защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук «Философия искусственного интеллекта: концептуальный статус комплексного теста Тьюринга» (специальность 09.00.08 – Философия науки и техники). Искусственный интеллект исследован как феномен современной (электронной) культуры. Разработан концептуальный инструментарий философских исследований искусственного интеллекта. Разработаны дефинитная, конструирующая, критическая, координирующая и конституирующая функции комплексного теста Тьюринга. Дана экспертиза интеллектуальности компьютерных технологий. Интегрированы многочисленные версии теста Тьюринга. Область применения: междисциплинарные исследования искусственного интеллекта.
Ст. преподаватель кафедры философской антропологии Ростова Наталья Николаевна защитила диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук «Деконструкция сакрального в философском исследовании человека» (специальность 09.00.13 – Философская антропология, философия культуры). Выявлены пределы дискурса философии сакрального в исследовании человека. Рассмотрено понятие «сакральное» как вид дискурса, сложившегося на рубеже XIX–XX вв. Выделена структура дискурса сакрального; введено различие между дискурсом сакрального в европейской философии и дискурсом мистериального в русской философии; философия сакрального вписана в горизонт идеи смерти Бога и концепции смерти человека. Выяснены культурные параллели философии сакрального.
Кандидатские диссертации защитили: ст. преподаватель кафедры социальной философии и философии истории Дряева Элла Давидовна («Трансформация идентичности в современных коммуникативных средах», специальность 09.00.11 – Социальная философия); мл.н.с. кафедры истории зарубежной философии Кузнецов Антон Викторович («Проблема ментальной каузальности в аналитической философии сознания», специальность 09.00.03 – История философии); мл.н.с. кафедры социальной философии и философии истории Смирнова Елизавета Валерьевна («Концепт идеологии в социально-философской мысли», специальность 09.00.11 – Социальная философия).
Конференции. Организованы и проведены:
– международная научная конференция «Российско-германский диалог высших школ–2» (23 сент.);
– VII международная научно-практическая конференция «Философия – детям: эмоциональное и рациональное» (2 нояб.);
– всероссийская междисциплинарная конференция «Философия искусственного интеллекта» (17–18 марта);
– всероссийская конференция «Философия науки и техники в России: концепция и дисциплина» (25–26 марта);
– научная конференция «Актуальные проблемы онтологии и теории познания» (12 нояб.);
– научно-практическая конференция «Образование в “3D”: доступность, диалог, динамика» (17 нояб.);
– II научная конференция «Типология культур и проблемы культурной памяти» (11 нояб.);
– научно-теоретическая конференция «Revolution versus Evolution: социальная эволюция и прогресс как формы мировой и российской истории» (5 дек.);
– научная конференция «Религия и религиоведение в современном мире», приуроченная к 20-летию отделения религиоведения философского факультета (31 сент.);
– научная конференция «Традиционализм в эпоху революций: культурная политика и цивилизационный выбор. XIV Панаринские чтения» (9–10 нояб.);
– всероссийская научная конференция «Философия права в России. К 150-летию со дня рождения П.И. Новгородцева» (15 нояб.);
– международная научная конференция «Василий Кандинский: синтез искусств, синтез культур» (14–16 дек.);
– международная научная конференция «Мишель Фуко: субъект настоящего. К 90-летию со дня рождения М.Фуко (1926 – 1984)» (28–29 окт.);
– научная конференция «Философия Лейбница и её современное значение: к 370-летию со дня рождения и 300-летию со дня смерти философа» (24 нояб.);
– научная конференция «Философия языка: от Аристотеля до наших дней» (21–22 дек.);
круглые столы
– Теология как направление подготовки и отрасль научного знания (совместно с ВАК при Министерстве образования и науки РФ, 24 мая);
– Что такое искусство: современный взгляд (совместно с Министерством культуры РФ, 6 апр.);
– Биобанки – специфика, регулирование, потенциал (7 апр.);
– О совершенствовании системы оценки деятельности профессорско-преподавательского состава и научных работников (совместно с историческим факультетом и Институтом философии РАН, 6 июня);
– Власть и собственность в современной России (24 марта);
– Российское общество и государство в философско-исторической рефлексии (23 мая);
– Религиоведение и религиоведческие дисциплины в системе образования (18 июня);
– Два образа будущего: космизм и трансгуманизм, посвящённый памяти Н.Ф. Фёдорова (совместно с Российской государственной библиотекой, Институтом мировой литературы им. А.М.Горького РАН и Музеем-библиотекой Н.Ф.Фёдорова, 8 дек.).
16 декабря 2016 г. Декан факультета В.В. Миронов выступает на международной научной конференции «Василий Кандинский: синтез искусств, синтез культур»
|
Публикации.
Монографии
Ашкеров А.Ю. 32 проекта для РФ после 2017 г.;
Бугай Д.В. Единство платоновского «Государства»;
Гиренок Ф.И. Клиповое сознание;
Гобозов И.А. Избранное. Философия истории. Социальная философия. Марксистская философия. Философские проблемы политики;
Косилова Е.В. О судьбах субъектов. Отношение «Субъект-Другие». Формирование. Аутизм. Адекватность;
Костикова А.А. Международная торговля услугами: новые тенденции развития и регулирования, роль в интеграционных процессах;
Кузнецов В.Ю. Единство мира в постнеклассической перспективе;
Метлов В.И. Введение в диалектику, или Философия в науке: от вещи в себе к вещи для нас;
Миронов Д.Г. Немецкая аналитическая онтология;
Никандров А.В. Интеллектуалы и политика. Концепция политической роли интеллектуалов Норберто Боббио в культурно-историческом контексте ХХ в.;
Разин А.В. Язык морали и перспективы развития дискурсивной этики;
Сокулер З.А. Субъективность, язык и Другой: новые пути и искушения мысли, открываемые учением Эммануэля Левинаса;
Шишков А.М. На плечах гигантов. Очерки интеллектуальной культуры западноевропейского Средневековья. V–XIV вв. Кн. I;
Северология: проблемное поле, методология и социально-экономические основы долгосрочного планирования;
Magnum Ignotum: История понятий. К 10-летию со дня кончины Райнхарта Козеллека / Под общ. ред. И.П.Давыдова.
Учебники, учебные пособия
Грехнёв В.С. Философия образования;
Дзикевич С.А. Современная философия. ХХ–XXI вв.;
Ивлев Ю.В. Практикум по логике;
Костылев П.Н. Кораническая антропология;
Лебедев С.А. Методология научного познания;
Лунгина Д.А. Сёрен Керкегор и история христианства в XIX в.;
Сорина Г.В. Экспертный анализ текста: методология и практика;
Шамшурин В.И. Экономика и управление в здравоохранении;
Концепции современного естествознания / Под ред. Е.В.Брызгалиной.
Переводы
Гадамер Х.-Г. Загадка времени / Пер. с нем: А.Л.Фомин;
Луман Н. Истина, знание, наука как система / Пер. с нем. и предисл.: А.Ю.Антоновский;
Дин М. Правительность: власть и правление в современных обществах / Пер. с англ.: А.В.Писарев, под науч. ред.: С.М.Гавриленко.
***
17 августа философский факультет понёс тяжёлую утрату. Скончался заведующий кафедрой эстетики, Заслуженный профессор Московского университета Мигунов Александр Сергеевич (2.12.1940–17.08.2016).
Выпускник философского факультета (1970), заведующий кафедрой с 2001 г. Специалист в области истории и теории эстетики, взаимоотношений искусства и науки, постмодернизма. В своих трудах исследовал проблемы общего и особенного в художественном и научном творчестве, главным образом, на переломных этапах развития культуры.
Читал курсы «Эстетика», «Эстетика наивного искусства», «Художественный образ. Эстетический анализ», «Алгоритмическая эстетика», «Эстетика раннего модернизма», «Эстетика позднего модернизма».