МГУ–2017: Факультет педагогического образования

Юбилеи. Факультету исполнилось 20 лет. Созданный в 1997 г. в соответствии с решением Учёного совета МГУ и по инициативе ректора В.А. Садовничего факультет вырос в полноценное учебно-научное подразделение МГУ, восстанавливающее в университете традиции педагогического образования.
 
Общие сведения. Факультет был организован в 1997 г. Основная его задача – подготовка высококвалифицированных педагогических и управленческих кадров для различных (средних, высших) организаций сферы образования.
Декан факультета проф. Н.Х. Розов, заместители декана – проф. А.В. Боровских, доц. Е.А. Романова, ст. препод. Р.Р. Гасанова, асс. В.А. Кузнецов.
В составе факультета работают кафедры: истории и философии образования (зав. проф. В.П. Борисенков), образовательных технологий (зав. проф. Н.Х.Розов).
 
Наука. Научная работа проводится в рамках приоритетных направлений, включающих темы:
– Проблемы инновационной педагогики.
– Предметная подготовка: содержание, методика, информационно-компьютерное обеспечение;
– Университетское образование.
Продолжено исследование научной категории и предложена классификация образовательных пространств. Основываясь на теории разработанных положений образовательного пространства, педагог получает возможность конструировать сложноорганизованную последовательность образовательных пространств.
Проведён анализ нравственных категорий, относящихся к предпринимательской деятельности.
Определена предметная область «Арт-педагогики», представлющей собой новую тенденцию в развитии отечественной педагогики. Арт-педагогика – востребованная область деятельности, которая не имеет однозначного истолкования и представляет собой некую системно-интегрированную область, объединяющую образование и воспитание средствами искусства или с более широким использованием спектра приёмов и методов, опирающихся на творчество и креативное мышление. Можно сказать, что данная область представляется новой тенденцией в педагогике и находится еще на стадии формирования своего предмета.
Проведено исследование по выявлению педагогических рисков в профессиональной деятельности педагога. Выделены основные факторы, влияющие на актуализацию основных групп педагогических рисков.
Конкретизировано понятие тьюторства в системе высшего российского образования. В настоящее время в системе российского высшего образования не выделено единого понимания понятия тьюторства. Обнаруживается сильное расхождение в рамках научных теорий в понимании самой сути тьюторства и практической деятельностью тьюторов в вузах.
Определены основные экологические идеи, научные и этические понятия для создания системы междисциплинарного экологического знания современного педагога. Для создания педагогической системы междисциплинарного экологического знания, нужно:
– конкретизировать основные экологические идеи, научные и этические понятия на глобальном, региональном и локальном уровнях;
– использовать в целостном педагогическом процессе формы, методы и приёмы, обеспечивающие единство и взаимосвязь научного, нравственно-эстетического и практического отношения к природе.
 
Учебная работа. Факультет ведёт подготовку на уровнях: магистратуры; аспирантуры; дополнительного образования (программы профессиональной переподготовки, программы повышения квалификации, общеобразовательные программы).
 
Магистратура. В 2004 г. была открыта программа «Управление образованием» (направление подготовки 38.04.02 «Менеджмент»). Актуальность программы обусловлена растущими потребностями рынка труда. Она связана с происходящим реформированием в образовании, необходимостью подготовки современных квалифицированных управленческих кадров.
Профессиональная подготовка магистров направлена на овладение современным аналитическим инструментарием, фундаментальными знаниями, методологиями системного подхода, методами инновационной и проектно-исследовательской деятельности. В процессе обучения особое внимание уделено развитию личных управленческих компетенций студентов: лидерства, коммуникабельности, организованности, ответственности, инициативности, целеустремлённости. Обращается внимание слушателей на развитие способностей делового общения на русском и английском языках в профессиональной, научной, социально-культурной сферах. Уделяется время для подготовки учащихся разработкам оптимальных стратегий своей деятельности, возможностям управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями в сфере образования, готовности решать профессиональные проблемы с учётом личной ответственности.
Объектами профессиональной деятельности выпускников программы являются: органы управления образованием; образовательные организации разного типа; информационно-аналитические и консультационные центры, реализующие комплексные социально-культурные проекты и программы.
 
Аспирантура. На факультете имеется аспирантура по направлению 44.06.01 «Образование и педагогические науки» по профилям:
13.00.02 – Теория и методика профессионального образования,
13.00.08 – Теория и методика обучения и воспитания
В соответствии с введением новых образовательных стандартов МГУ, факультет обеспечивает психолого-педагогическую компоненту в программах подготовки кадров высшей квалификации других факультетов. В связи с этим, среднее количество ежегодно обучающихся аспирантов на факультете достигает более 400.
Благодаря развитию международного сотрудничества в магистратуру и аспирантуру факультета ежегодно поступают десятки иностранных абитуриентов (прежде всего из КНР).
 
Профессиональная переподготовка. На факультете реализуются две программы профессиональной переподготовки с присвоением дополнительных квалификаций – «Преподаватель» и «Преподаватель высшей школы». В рамках программ ведётся постоянная совместная учебная работа со многими факультетами и со Специализированным учебно-научным центром – школой-интернатом им. А.Н.Колмогорова.
Ежегодный набор на эти программы составляет около 150 слушателей, а в настоящий момент на них обучается более 300 человек, из которых большинство – студенты, аспиранты и молодые преподаватели МГУ.
Учебный план предусматривает изучение теоретических и прикладных аспектов психологии и педагогики, дидактики и методики преподавания, современных образовательных и информационно-коммуникативных технологий, организуется приобщение к преподавательскому мастерству (режиссура педагогического процесса, риторика и техника речи, культура мышления в преподавании, дискуссии и т.д.). Помимо обязательных традиционных курсов: – «Педагогика», «Психология», «Методика преподавания», «Организация поведения обучающихся в экстремальных ситуациях» имеется большое количество инновационных, изучаемых по выбору предметов: – «Мотивация учебной деятельности», «Педагогический менеджмент», «Информатизация образовательного процесса», «Психология и педагогика семьи», «Психология воспитания и социализация обучающихся» и др. Разрабатываются и внедряются и новые курсы: – «Инструментальная дидактика», «Конкретная педагогика», «Методика раскрытия творческих способностей детей», «Личностно-ориентированная философия образования», «Информатизация образовательного процесса», «Основы преподавания в Интернете», «Дистанционное образование», «Технология презентаций в профессиональной деятельности».
Всем успешно защитившимся слушателям вручается диплом установленного образца с присвоением преподавательской квалификации.
По программам «Преподаватель» и «Преподаватель высшей школы» за 20 лет подготовлено 1117 слушателей.
В 2017 г. (19-й выпуск) на факультете завершили обучение 110 человек.
 
Повышение квалификации. С 2014 г. осуществляется повышение квалификации научно-педагогических сотрудников по программам, реализуемым отделением повышения квалификации факультета педагогического образования, в соответствии с государственным заданием и приказом ректора №40 от 30 января 2014 г. «Об организации повышения квалификации работников МГУ».
В 2017 г. факультет существенно обновил список реализуемых программ повышения квалификации, усилив в нём именно психолого-педагогическую компоненту и увеличив число программ, реализуемых для профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников МГУ. В числе новых или обновлённых программ – «Деятельностная педагогика в профессиональном образовании», «Конкретная педагогика», «Методика проведения и разработки дистанционного курса», «Основы научной коммуникации», «Реализация программ дополнительного образования в Московском университете».
Для учителей открыты программы повышения квалификации «Педагогические исследования в современном образовании», «Конкретная педагогика», «Семейная педагогика». Последняя является расширенным вариантом общеобразовательной программы, которая реализуется уже несколько лет, и оказалась чрезвычайно востребованной. И в молодёжной среде, и в среде учителей растёт интерес к обсуждаемым в ней темам: особенности современной семьи; подготовка молодёжи к семейной жизни; типичные проблемы супружеских и детско-родительских отношений; закономерности личностного роста детей и взрослых в воспитательно-образовательном взаимодействии и др.
 
Конференции. Сотрудники принимали участие в 48 конференциях различного профиля.
Организованы и проведены:
– Ломоносовские чтения. Секция педагогического образования, представленная двумя секциями (17–21 апр.);
– XXIV международная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных по фундаментальным наукам «Ломоносов–2017. Секция “Педагогическое образование и образовательные технологии”» (12–14 апр.);
– VII международная командная педагогическая олимпиада-универсиада;
– международная конференция «Деятельностная педагогика и педагогическое образование» (г. Воронеж, 11–14 сент.);
– семинар «Педагогика Яна Амоса Коменского и его времени» (20 апр.);
– III фестиваль игровых этюдов (20 мая);
– XII фестиваль науки.
 
Публикации. ФПО издаёт журнал «Вестник Московского университета. Серия XX. Педагогическое образование» (гл. ред. проф. Н.Х. Розов), выходящий 4 раза в год. Журнал входит в список ВАК. Его профиль: труды монографического характера по теории и практике педагогического образования в непедагогических вузах, по содержанию, методике и истории преподавания в высшей и средней школе, по новым образовательным технологиям, по профессиональному и непрерывному образованию, по дидактике и частным методикам учебных предметов.
Еще на факультете ежегодно выпускается сборник научных статей «Ломоносовские чтения» по результатам проходящей одноименной конференции.
В 2017 г. с авторским участием сотрудников факультета вышли в свет 64 работы научного, методического, научно-популярного и информационного характера.
 
Учебные пособия
Хангельдиева И.Г., Оганов А.А. Теория культуры. Планета Музыки.
 
Адрес официальной страницы в Интернете: www.fpo.msu.ru