От ФМШ к СУНЦ
…если классифицировать, то после математики интерес к воспитанию юношества,
не обязательно только по математике — вероятно, второе моё увлечение
(А.Н.Колмогоров, 1983 г.)
|
Начало
П.С. Александров и А.Н. Колмогоров
Учащиеся школы (1970)
|
1935 г. — профессор механико-математического факультета чл.-корр. АН СССР П.С. Александров (председатель) и А.Н. Колмогоров организовали Московскую городскую математическую олимпиаду для школьников. В олимпиаде приняли участие 314 человек, среди которых было 227 школьников, остальные рабфаковцы, учащиеся школ взрослых и курсов подготовки в вуз. Подавляющее большинство составляли юноши в возрасте 16–20 лет.
В дальнейшем акад. АН СССР А.Н. Колмогоров неоднократно в своих газетных публикациях и выступлениях на заседании Московского математического общества, касался темы поиска и подготовки математической смены.
1961 г. — проведена I Всероссийская математическая олимпиада школьников; под эгидой Сибирского отделения АН СССР прошла I Всесибирская олимпиада школьников по математике.
1963 г., весна, лето — проведена III Всероссийская математическая олимпиада школьников; летняя московская математическая школа в подмосковном г. Красновидово под руководством академиков А.Н. Колмогорова, П.С. Александрова и д.ф.м.н. В.И. Арнольда. В Летнюю школу были приглашены 39 лучших участников Всероссийской олимпиады и по итогам работы отобраны 19 учеников в 11-й класс и 7 учеников в 10-й класс создаваемой московской физико-математической школы-интерната — ФМШ № 18.
1963 г., 23 августа — Совет Министров СССР принял Постановление об организации специализированных школ-интернатов физико-математического и химико-биологического профиля при Московском, Новосибирском, Ленинградском и Киевском государственных университетах. Постановление было подписано на основании ходатайства трех академиков: президента АН СССР М.В. Келдыша, ректора МГУ И.Г. Петровского и зам. руководителя атомного проекта И.К. Кикоина, а также при поддержке четырёх министров оборонного комплекса, министра просвещения и министра высшего образования.
Значительную роль в быстрой подготовке и подписании постановления сыграла активная позиция и поддержка в прессе этого проекта со стороны академиков А.Н. Колмогорова, М.А. Лаврентьева, А.Д. Сахарова, Н.Н. Семёнова, Я.Б. Зельдовича, А.А. Ляпунова, И.Н. Векуа и Д.В. Ширкова. В обосновании Постановления говорилось о цели организации таких школ:
«для высококачественной подготовки молодых специалистов высшей квалификации, из которых сравнительно быстро вырастут крупные учёные…в связи, с возрастающими требованиями народного хозяйства, науки и высшей школы в специалистах в области естественных наук…для повышения качества подготовки молодёжи, проявившей способности к овладению математикой и физикой, химией и биологией».
|
Школы-интернаты административно находились в ведении министерств просвещения союзных республик и в каждой из них могло быть один или два профиля подготовки. Целью школ было обеспечение повышенной подготовки учащихся по профилирующим дисциплинам и профессиональной подготовки, соответствующей специализации школы-интерната.
Для поддержки их деятельности выделялись значительные государственные средства на содержание учащихся, учебные расходы и оборудование, а также высокие оклады директорам (200 руб. в мес.), заведующим учебно-воспитательной частью и учебной частью по производственному обучению (140 руб. в мес.). Учительские ставки были на 10% выше ставок учителей 9–11 классов средних общеобразовательных школ. Для преподавания профилирующих дисциплин, специальных курсов имелась возможность привлечения профессоров, преподавателей и научных сотрудников университетов и научно-исследовательских институтов.
Обучение было бесплатным. Все учащиеся обеспечивались общежитием и питанием, а нуждающиеся — одеждой и обувью.
1963 г., 13 сентября — Приказом ректора МГУ №502 сформирован Попечительский совет и создана приёмная комиссия, которая до 20 октября 1963 г. провела новый набор в школу-интернат. Были сформированы один полугодичный 11-й и четыре полуторагодичных 10-х класса.
1963 г., 2 декабря — Специализированная школа-интернат физико-математического профиля № 18 Мосгороно при МГУ распахнула свои двери по адресу: г. Москва, ул. Кременчугская, 29.
|
С самого первого дня своего основания школа-интернат стала по своей сути крупной исследовательской лабораторией по учебному, методическому и воспитательскому процессам при работе с талантливой молодёжью.
День рождения школы празднуется ежегодно в первую субботу декабря.
Торжественное открытие ФМШ, декабрь 1963 г.
|
|
Управление
В первый состав Попечительского совета школы вошли 16 человек. Председателем Совета с момента образования и до конца своей жизни был А.Н. Колмогоров.
В обязанности Совета входило, в частности, утверждение программ по специальности и учебных планов, разработка положения и правил приёма, планов создания специальных лабораторий, состава педагогического коллектива, контроль за деятельностью администрации школы, качеством и ведением профилирующих дисциплин.
21 октября 1988 г. в соответствии с Постановлением Совета Министров № 1241 физико-математические школы при университетах были реорганизованы в Специализированные учебно-научные центры государственных университетов (СУНЦ). Преподаватели и воспитатели стали сотрудниками, а ученики – учащимися университетов. В 1989 г. в честь 25-летия со дня образования, школе присвоено имя А.Н. Колмогорова. С 1991 г. Учёный совет СУНЦ мог рекомендовать своих хорошо успевающих выпускников к зачислению в МГУ без вступительных экзаменов. С введением ЕГЭ рекомендации были отменены.
В настоящий момент деятельность школы определяется «Положением о Специализированном учебно-научном центре (факультете) — школе-интернате им. А.Н.Колмогорова» утверждённым 14 декабря 2010 г. Органом управления является Учёный совет, создаваемый в соответствии с Уставом МГУ.
Помимо Учёного совета и администрации СУНЦ, необходимое участие в жизни школы принимает Родительский комитет и Клуб выпускников ФМШ Колмогорова, основанный в 2002 г.
Педагогический коллектив
Кто должен учить талантливого ученика? Андрей Николаевич так отвечал на этот вопрос: «...научить нельзя, можно дать только возможность научиться… нужно учить, но не поучать…» и всегда личным примером это демонстрировал. «В нём никогда не “пахло” училкой» — отмечали коллеги по работе. Он всегда требовал в первую очередь понимания сути вопроса или задачи, и только потом аккуратной техники исполнения. Чем больше собеседник говорил непонятными терминами и выражениями, тем больше становилось ясно, что он не понимает сути вопроса или проблемы. Колмогоров всегда ставил собеседника на равных с собой и предполагал, что его визави так же хорошо владеет темой разговора, как и он сам. Никакого менторского или возвышенного тона или положения. Это касалось как преподавателей, так и учеников.
Для Андрея Николаевича ФМШ была прежде всего Лицеем, по типу и образцу Пушкинского, и, как следствие, он был поклонником свободомыслия и демократии в преподавании. Обучение в школе закладывалось с широким кругозором и добрым отношением между учениками и учителями.
|
На лекции А.Н. Колмогорова (1967)
|
Попечительский совет формирует преподавательский состав школы на основе конкурсного отбора. Педагогический и воспитательский коллектив школы по своему составу весьма разнороден: от академика до студента, от опытного педагога до творческого работника искусства. Лекции читают профессора и доценты — авторы учебников, задачников, методических разработок. Каждый лекционный курс, помимо обязательной части, содержит авторскую часть. Все, кто когда-либо соприкасался с работой коллектива школы, однозначно скажут, что главным объединяющим началом была и есть увлеченность делом обучения и воспитания талантливых и увлечённых детей. На одного преподавателя в школе приходится 4 ученика.
Работать в школе им. А.Н. Колмогорова сложно, поскольку труд педагога и воспитателя требует полной самоотдачи, колоссального терпения и здоровья, неограниченного времени. Здесь нужно быть и психологом, и педагогом, и преподавателем одновременно, ведь учащиеся — подростки 15–17 лет.
Преподавание ведётся по университетской системе. Старшие преподаватели, из числа самых опытных, читают лекции, затем на семинарах в классе, ученики с преподавателями, разбирают тему и решают задачи самостоятельно.
Обычно в одном классе на семинаре работают два или три преподавателя — один очень опытный педагог, второй — может быть его учеником или коллегой, а третий, как правило, начинающий учитель — зачастую студент или аспирант профильной специальности. Семинар ведёт один, а остальные помогают ученикам в освоении материала. Почему два или три педагога? Потому что детям предлагаются на семинарах одни и те же задачи, а скорость решения у всех разная. Преподаватели всё время ходят между рядами, следят за тем, как ребята решают задачи, что-то подсказывают, задают наводящие вопросы, выслушивают решения, усложняют задачу тем, кто её уже решил в более простом варианте. Зачастую самые интересные решения задач ребята сами рассказывают друг другу, тем самым примеряя на себя мантию педагога.
Большинство преподавателей и воспитателей, а их за историю школы более 1000 человек, никогда не сожалели о том, что пришли трудиться в школу-интернат на Кременчугской улице д. 11. Они с гордостью считают работу здесь, самым важным этапом своей педагогической карьеры. Многие учителя, десятками лет вкладывают всю свою энергию, знания и любовь в обучение талантливых детей.
«Учитель — профессия непрерывной, продолжающейся юности...»
А.Н. Колмогоров
|
Андрей Николаевич Колмогоров читал лекции в школе 24 года, а Исаак Константинович Кикоин проработал лектором 3 года. В разные годы преподавали, читали лекции или входили в Ученый совет школы-интерната академики РАН: В.И. Арнольд, Б.В. Гнеденко, А.А. Зализняк, В.Г. Зубов, М.П. Кирпичников, В.В. Козлов, М.А. Леонтович, В.В. Лунин, С.В. Матвеев (1966-Г), Е.И. Моисеев, Н.Н. Семёнов, В.П. Скулачёв, Ю.Д. Третьяков, Д.В. Трещёв (1981-Ж), А.Т. Фоменко, И.Р. Шафаревич.
С первого дня работы интерната в нём преподавали не только одарённые и выдающиеся математики, физики и химики, но и личности неординарные, увлечённые другими науками и искусством. Это филолог-англист Ольга Ахманова; математик-художник Дмитрий Гордеев; литератор, бард и поэт Юлий Ким; литературовед-переводчик Александр Ливергант; математик-писатель Юрий Подлипчук; художник-математик Олег Ивашёв-Мусатов (пасынок А.Н. Колмогорова); филолог Анатолий Качалкин и историк Александр Орлов.
Особую роль в деятельности школы-интерната занимают воспитатели. Дети-подростки живут, учатся, питаются и занимаются спортом в одном здании на закрытой территории. Такой образ жизни требует ежедневного и «неусыпного» контроля как за распорядком дня в учебное время, так и за самоподготовкой, отдыхом и выходом учеников в город. Все эти задачи на плечах воспитателей. Взамен, за тяжелый, порой изнурительный труд — доброе, уважительное и зачастую дружеское отношение выпускников на всю оставшуюся жизнь. Найти, милые сердцу лица всех воспитателей, можно в Школьном альбоме.
Многие преподаватели и воспитатели отмечены государственными и образовательными наградами и премиями.
Влияние преподавателей и дух школы настолько сильны, что, зачастую, воспитанники организовывают свои собственные школы, по образцу и подобию ФМШ, в других городах и странах. Известно, не менее полутора десятков таких заведений.
Преподаватели активно участвуют в общественной жизни школы. Футбольно-математическая школа (в шутку от ФМШ) собирает много зрителей, когда в первенстве школы, или в товарищеских встречах по футболу, баскетболу, волейболу или шахматам играет команда школьников против команды преподавателей. Много лет существовала «математическая команда» по этим видам спорта, а сейчас это сборные команды преподавателей.
В январе 1970 г. вышел в свет первый номер научно-популярного физико-математического журнала для школьников и студентов «Квант», рассчитанный на массового читателя. Главным редактором стал И.К. Кикоин, его первым заместителем — А.Н. Колмогоров. В разные годы в состав редколлегии входили преподаватели школы от математиков: В.И. Арнольд, Н.П. Долбилин, В.Н. Дубровский, А.А. Егоров, А.Н. Земляков, Н.Х. Розов, А.Л. Семёнов, А.Б. Сосинский, Ю.П. Соловьёв; от физиков: Ю.М. Брук, А.Р. Зильберман, В.Г. Зубов, Г.И. Косоуров, Я.А. Смородинский, Е.Л. Сурков. Некоторые из них и по сей день работают и в журнале, и в школе.
Территория
Место для школы-интерната было выбрано хорошее, в долине речки Сетунь: грушево-яблоневый сад, тихо, не слышны шумы города и близко от университета. Здания представляют собой стандартный проект для школ-интернатов — «Три кубика»: один учебный 4-этажный корпус с пристройками — столовой и спортивным залом, а также два жилых 4-этажных корпуса. На каждом этаже в корпусе есть душ, туалет, бытовка и 167 жилых комнат, рассчитанных на проживание от 2 до 5 человек. |
|