От ФМШ к СУНЦ

…если классифицировать, то после математики интерес к воспитанию юношества,
не обязательно только по математике — вероятно, второе моё увлечение
(А.Н.Колмогоров, 1983 г.)

Начало

П.С. Александров и А.Н. Колмогоров
 
Учащиеся школы (1970)

1935 г. — профессор механико-математического факультета чл.-корр. АН СССР П.С. Александров (председатель) и А.Н. Колмогоров организовали Московскую городскую математическую олимпиаду для школьников. В олимпиаде приняли участие 314 человек, среди которых было 227 школьников, остальные рабфаковцы, учащиеся школ взрослых и курсов подготовки в вуз. Подавляющее большинство составляли юноши в возрасте 16–20 лет.

В дальнейшем акад. АН СССР А.Н. Колмогоров неоднократно в своих газетных публикациях и выступлениях на заседании Московского математического общества, касался темы поиска и подготовки математической смены.

1961 г. — проведена I Всероссийская математическая олимпиада школьников; под эгидой Сибирского отделения АН СССР прошла I Всесибирская олимпиада школьников по математике.

1963 г., весна, лето — проведена III Всероссийская математическая олимпиада школьников; летняя московская математическая школа в подмосковном г. Красновидово под руководством академиков А.Н. Колмогорова, П.С. Александрова и д.ф.м.н. В.И. Арнольда. В Летнюю школу были приглашены 39 лучших участников Всероссийской олимпиады и по итогам работы отобраны 19 учеников в 11-й класс и 7 учеников в 10-й класс создаваемой московской физико-математической школы-интерната — ФМШ № 18.

1963 г., 23 августа — Совет Министров СССР принял Постановление об организации специализированных школ-интернатов физико-математического и химико-биологического профиля при Московском, Новосибирском, Ленинградском и Киевском государственных университетах. Постановление было подписано на основании ходатайства трех академиков: президента АН СССР М.В. Келдыша, ректора МГУ И.Г. Петровского и зам. руководителя атомного проекта И.К. Кикоина, а также при поддержке четырёх министров оборонного комплекса, министра просвещения и министра высшего образования.
Значительную роль в быстрой подготовке и подписании постановления сыграла активная позиция и поддержка в прессе этого проекта со стороны академиков А.Н. Колмогорова, М.А. Лаврентьева, А.Д. Сахарова, Н.Н. Семёнова, Я.Б. Зельдовича, А.А. Ляпунова, И.Н. Векуа и Д.В. Ширкова.
В обосновании Постановления говорилось о цели организации таких школ:
«для высококачественной подготовки молодых специалистов высшей квалификации, из которых сравнительно быстро вырастут крупные учёные…в связи, с возрастающими требованиями народного хозяйства, науки и высшей школы в специалистах в области естественных наук…для повышения качества подготовки молодёжи, проявившей способности к овладению математикой и физикой, химией и биологией».
 

Школы-интернаты административно находились в ведении министерств просвещения союзных республик и в каждой из них могло быть один или два профиля подготовки. Целью школ было обеспечение повышенной подготовки учащихся по профилирующим дисциплинам и профессиональной подготовки, соответствующей специализации школы-интерната.

Для поддержки их деятельности выделялись значительные государственные средства на содержание учащихся, учебные расходы и оборудование, а также высокие оклады директорам (200 руб. в мес.), заведующим учебно-воспитательной частью и учебной частью по производственному обучению (140 руб. в мес.). Учительские ставки были на 10% выше ставок учителей 9–11 классов средних общеобразовательных школ. Для преподавания профилирующих дисциплин, специальных курсов имелась возможность привлечения профессоров, преподавателей и научных сотрудников университетов и научно-исследовательских институтов.

Обучение было бесплатным. Все учащиеся обеспечивались  общежитием и питанием, а нуждающиеся — одеждой и обувью.

1963 г., 13 сентября — Приказом ректора МГУ №502 сформирован Попечительский совет и создана приёмная комиссия, которая до 20 октября 1963 г. провела новый набор в школу-интернат. Были сформированы один полугодичный 11-й и четыре полуторагодичных 10-х класса.

1963 г., 2 декабря — Специализированная школа-интернат физико-математического профиля № 18 Мосгороно при МГУ распахнула свои двери по адресу: г. Москва, ул. Кременчугская, 29.

С самого первого дня своего основания школа-интернат стала по своей сути крупной исследовательской лабораторией по учебному, методическому и воспитательскому процессам при работе с талантливой молодёжью.

День рождения школы празднуется ежегодно в первую субботу декабря.

Торжественное открытие ФМШ, декабрь 1963 г.


Хвала тебе, высокий ум,
Велик твой замысел упорный.
Плоды твоих высоких дум
Не только в цифрах стройных формул.
Но главные плоды -
Те славные ряды
Твоих учеников.
Горит в них твой задор,
И пламень Колмогор
Пройдет сквозь дни веков.
А. Неугодников (1979-Г), 1983 г.

Управление

В первый состав Попечительского совета школы вошли 16 человек. Председателем Совета с момента образования и до конца своей жизни был А.Н. Колмогоров.

В обязанности Совета входило, в частности, утверждение программ по специальности и учебных планов, разработка положения и правил приёма, планов создания специальных лабораторий, состава педагогического коллектива, контроль за деятельностью администрации школы, качеством и ведением профилирующих дисциплин.

21 октября 1988 г. в соответствии с Постановлением Совета Министров № 1241 физико-математические школы при университетах были реорганизованы в Специализированные учебно-научные центры государственных университетов (СУНЦ). Преподаватели и воспитатели стали сотрудниками, а ученики – учащимися университетов. В 1989 г. в честь 25-летия со дня образования, школе присвоено имя А.Н. Колмогорова. С 1991 г. Учёный совет СУНЦ мог рекомендовать своих хорошо успевающих выпускников к зачислению в МГУ без вступительных экзаменов. С введением ЕГЭ рекомендации были отменены.

В настоящий момент деятельность школы определяется «Положением о Специализированном учебно-научном центре (факультете) — школе-интернате им. А.Н.Колмогорова» утверждённым 14 декабря 2010 г. Органом управления является Учёный совет, создаваемый в соответствии с Уставом МГУ.

Помимо Учёного совета и администрации СУНЦ, необходимое участие в жизни школы принимает Родительский комитет и Клуб выпускников ФМШ Колмогорова, основанный в 2002 г.

Педагогический коллектив

Кто должен учить талантливого ученика? Андрей Николаевич так отвечал на этот вопрос: «...научить нельзя, можно дать только возможность научиться… нужно учить, но не поучать…» и всегда личным примером это демонстрировал. «В нём никогда не “пахло” училкой» — отмечали коллеги по работе. Он всегда требовал в первую очередь понимания сути вопроса или задачи, и только потом аккуратной техники исполнения. Чем больше собеседник говорил непонятными терминами и выражениями, тем больше становилось ясно, что он не понимает сути вопроса или проблемы. Колмогоров всегда ставил собеседника на равных с собой и предполагал, что его визави так же хорошо владеет темой разговора, как и он сам. Никакого менторского или возвышенного тона или положения. Это касалось как преподавателей, так и учеников.
Для Андрея Николаевича ФМШ была прежде всего Лицеем, по типу и образцу Пушкинского, и, как следствие, он был поклонником свободомыслия и демократии в преподавании. Обучение в школе закладывалось с широким кругозором и добрым отношением между учениками и учителями.
На лекции А.Н. Колмогорова (1967)
 

Попечительский совет формирует преподавательский состав школы на основе конкурсного отбора. Педагогический и воспитательский коллектив школы по своему составу весьма разнороден: от академика до студента, от опытного педагога до творческого работника искусства. Лекции читают профессора и доценты — авторы учебников, задачников, методических разработок. Каждый лекционный курс, помимо обязательной части, содержит авторскую часть. Все, кто когда-либо соприкасался с работой коллектива школы, однозначно скажут, что главным объединяющим началом была и есть увлеченность делом обучения и воспитания талантливых и увлечённых детей. На одного преподавателя в школе приходится 4 ученика.

Работать в школе им. А.Н. Колмогорова сложно, поскольку труд педагога и воспитателя требует полной самоотдачи, колоссального терпения и здоровья, неограниченного времени. Здесь нужно быть и психологом, и педагогом, и преподавателем одновременно, ведь учащиеся — подростки 15–17 лет.

Преподавание ведётся по университетской системе. Старшие преподаватели, из числа самых опытных, читают лекции, затем на семинарах в классе, ученики с преподавателями, разбирают тему и решают задачи самостоятельно.

Обычно в одном классе на семинаре работают два или три преподавателя — один очень опытный педагог, второй — может быть его учеником или коллегой, а третий, как правило, начинающий учитель — зачастую студент или аспирант профильной специальности. Семинар ведёт один, а остальные помогают ученикам в освоении материала. Почему два или три педагога? Потому что детям предлагаются на семинарах одни и те же задачи, а скорость решения у всех разная. Преподаватели всё время ходят между рядами, следят за тем, как ребята решают задачи, что-то подсказывают, задают наводящие вопросы, выслушивают решения, усложняют задачу тем, кто её уже решил в более простом варианте. Зачастую самые интересные решения задач ребята сами рассказывают друг другу, тем самым примеряя на себя мантию педагога.

Большинство преподавателей и воспитателей, а их за историю школы более 1000 человек, никогда не сожалели о том, что пришли трудиться в школу-интернат на Кременчугской улице д. 11. Они с гордостью считают работу здесь, самым важным этапом своей педагогической карьеры. Многие учителя, десятками лет вкладывают всю свою энергию, знания и любовь в обучение талантливых детей.

«Учитель — профессия непрерывной, продолжающейся юности...»
А.Н. Колмогоров
 

Андрей Николаевич Колмогоров читал лекции в школе 24 года, а Исаак Константинович Кикоин проработал лектором 3 года. В разные годы преподавали, читали лекции или входили в Ученый совет школы-интерната академики РАН: В.И. Арнольд, Б.В. Гнеденко, А.А. Зализняк, В.Г. Зубов, М.П. Кирпичников, В.В. Козлов, М.А. Леонтович, В.В. Лунин, С.В. Матвеев (1966-Г), Е.И. Моисеев, Н.Н. Семёнов, В.П. Скулачёв, Ю.Д. Третьяков, Д.В. Трещёв (1981-Ж), А.Т. Фоменко, И.Р. Шафаревич.

До сих пор в школе трудятся их ученики, ныне опытнейшие педагоги и известные учёные. Каждый пятый преподаватель — выпускник школы. Многие поколения хорошо помнят и чтят учителей, которые продолжают работать в классах:
математики — С.Б. Гашков (1971-Д), В.Н. Дубровский (1967-Б), С.А. Довбыш (1979-Е), С.Г. Мощевитин, Т.Г. Семёнова;
физики — А.А. Голубков (1981-Д), С.Д. Варламов (1971-Ж), Т.П. Корнеева, С.П. Крюков, С.Н. Сергеев;
химики — А.М. Галин, В.В. Загорский, Е.А. Менделеева, Н.И. Морозова;
биологи — С.М. Глаголев, П.П. Нокс, П.П. Смирнова;
информатики — Е.В. Андреева, И.Н. Фалина;
филологи — Л.Ю. Алиева, Н.Н. Бабина, В.П. Болотских, И.А. Стешенко, Т.В. Торкунова, О.Б. Черненькова;
историки — Т.А. Бобровникова, Э.Ф. Степанов, И.В. Потороча.

С первого дня работы интерната в нём преподавали не только одарённые и выдающиеся математики, физики и химики, но и личности неординарные, увлечённые другими науками и искусством. Это филолог-англист Ольга Ахманова; математик-художник Дмитрий Гордеев; литератор, бард и поэт Юлий Ким; литературовед-переводчик Александр Ливергант; математик-писатель Юрий Подлипчук; художник-математик Олег Ивашёв-Мусатов (пасынок А.Н. Колмогорова); филолог Анатолий Качалкин и историк Александр Орлов.

Особую роль в деятельности школы-интерната занимают воспитатели. Дети-подростки живут, учатся, питаются и занимаются спортом в одном здании на закрытой территории. Такой образ жизни требует ежедневного и «неусыпного» контроля как за распорядком дня в учебное время, так и за самоподготовкой, отдыхом и выходом учеников в город. Все эти задачи на плечах воспитателей. Взамен, за тяжелый, порой изнурительный труд — доброе, уважительное и зачастую дружеское отношение выпускников на всю оставшуюся жизнь. Найти, милые сердцу лица всех воспитателей, можно в Школьном альбоме.

Многие преподаватели и воспитатели отмечены государственными и образовательными наградами и премиями.

Влияние преподавателей и дух школы настолько сильны, что, зачастую, воспитанники организовывают свои собственные школы, по образцу и подобию ФМШ, в других городах и странах. Известно, не менее полутора десятков таких заведений.

Преподаватели активно участвуют в общественной жизни школы. Футбольно-математическая школа (в шутку от ФМШ) собирает много зрителей, когда в первенстве школы, или в товарищеских встречах по футболу, баскетболу, волейболу или шахматам играет команда школьников против команды преподавателей. Много лет существовала «математическая команда» по этим видам спорта, а сейчас это сборные команды преподавателей.

В январе 1970 г. вышел в свет первый номер научно-популярного физико-математического журнала для школьников и студентов «Квант», рассчитанный на массового читателя. Главным редактором стал И.К. Кикоин, его первым заместителем — А.Н. Колмогоров. В разные годы в состав редколлегии входили преподаватели школы от математиков: В.И. Арнольд, Н.П. Долбилин, В.Н. Дубровский, А.А. Егоров, А.Н. Земляков, Н.Х. Розов, А.Л. Семёнов, А.Б. Сосинский, Ю.П. Соловьёв; от физиков: Ю.М. Брук, А.Р. Зильберман, В.Г. Зубов, Г.И. Косоуров, Я.А. Смородинский, Е.Л. Сурков. Некоторые из них и по сей день работают и в журнале, и в школе.

Территория

Место для школы-интерната было выбрано хорошее, в долине речки Сетунь: грушево-яблоневый сад, тихо, не слышны шумы города и близко от университета. Здания представляют собой стандартный проект для школ-интернатов — «Три кубика»: один учебный 4-этажный корпус с пристройками — столовой и спортивным залом, а также два жилых 4-этажных корпуса. На каждом этаже в корпусе есть душ, туалет, бытовка и 167 жилых комнат, рассчитанных на проживание от 2 до 5 человек.



«Вокруг Интерната тогда было пусто. Какие-то чахлые кустики росли среди мусора, низенький заборчик существовал лишь для обозначения замкнутости множества, и вечерами Интернат, со всеми светящимися окнами, среди окрестной темноты выглядел как корабль, плывущий среди океана»
(Из воспоминаний учеников)
 


«СУНЦ стал как бы маленьким университетом внутри большого, питая его прекрасно подготовленными выпускниками и питаясь, в свою очередь, живительными соками интеллектуального потенциала университета, а через него и другими учреждениями науки и культуры»
(Из стенгазеты учеников)
 
Опубликовано: октябрь 2013 г. Дополнено: декабрь 2018 г.