С.Н. Трубецкой — 28 дней ректорства. Начало прямого диалога с верховной властью России

«Вы ОКАЗАЛИ, господа, МНЕ ВЕЛИКУЮ ЧЕСТЬ и возложили на меня великую обязанность, ИЗБРАВ МЕНЯ РЕКТОРОМ В такой ТЯЖЁЛЫЙ и ТРУДНЫЙ МОМЕНТ. Я высоко ценю эту честь, понимаю всю возлагаемую на меня ответственность и сознаю все трудности, выпадающие на мою долю… Положение в высшей степени трудное, но оно не безнадёжное. Мы должны верить в то дело, которому служим. МЫ ОТСТОИМ УНИВЕРСИТЕТ, если мы сплотимся… Мы можем пожелать, чтобы разумные требование русского общества получили желательное удовлетворение».
(Трубецкой С.Н. Речь при избрании ректором 2 сентября 1905 г.)

Единственный из ректоров имел княжеский титул, восходящий к князю литовскому Гедимину. Отец его был соучредителем Московской консерватории.

Научно-преподавательскую работу на кафедре философии совмещал с АКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ЗЕМСКОМ ЛИБЕРАЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ.

6 июня 1905 г. держал речь от депутации Земского съезда перед Николаем II.

А 21 июня 1905 г. подал императору знаменитую «Записку... о настоящем положении высших учебных заведений и о мерах по восстановлению академического порядка».

С.Н. Трубецкой ПРИЗВАЛ К РЕФОРМЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИНЦИПАХ возвращённой АВТОНОМИИ, АВТОРИТЕТА и САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТА, усиления профессорско-преподавательского состава и «умиротворения» студентов:

«Таковы ближайшие меры, о которых приходится говорить в виду предстоящей осени. Нельзя забывать, однако, что УНИВЕРСИТЕТ НЕ СТОИТ ОСОБНЯКОМ в системе просветительных учреждений страны. Высшая школа тесно связана со средней школой, и вслед за университетской реформой потребуется несравненно более трудная и сложная реформа средней школы, в которой дело обстоит еще хуже, нежели в университете».

Князь С.Н. Трубецкой был избран Советом университета на должность ректора 2 сентября 1905 г.

«Весь сентябрь прошёл в непрерывных заседаниях, дебатах и волнениях. КНЯЗЬ изо всех сил старался сдержать разнуздавшуюся молодёжь и ПРОЯВИЛ ПОРАЗИТЕЛЬНУЮ НРАВСТВЕННУЮ МОЩЬ. В некоторые моменты им приходилось прямо восхищаться. ОКОЛО НЕГО СТАЛИ СПЛАЧИВАТЬСЯ СОВЕТЫ, стали сглаживаться крайности и разногласия, и я с радостным трепетом следил за тем, как НАША КОЛЛЕГИЯ ПРЕВРАЩАЛАСЬ В МОГУЧУЮ НРАВСТВЕННУЮ СИЛУ, которая начинала забирать власть в университете, и исподволь прибирать к рукам и студентов — и вдруг всё разом разлетелось вдребезги!»
(Из письма М.К. Любавского В.И. Герье от 5 окт. 1905 г.)
«В трудных, тяжёлых условиях, в которых оказался университет осенью 1905 г., Сергей Николаевич проложил путь для ясного и определённого взгляда на роль университета и его отношение к политическому движению, охватившему Россию.
Сам — общественный деятель и участник политической борьбы — он был убеждённым и горячим до страстности ПРОТИВНИКОМ ВОВЛЕЧЕНИЯ УНИВЕРСИТЕТА В ПОЛИТИКУ. Он видел в этом гибель университета, который любил всею глубиною своей души, и так скорбел о событиях, мешавших правильному течению академической жизни, как скорбят о несчастии, постигшем любимое существо. Университет был для него любимым существом, и никакие доводы не могли бы убедить его, будто он должен был во внимание к историческому моменту примириться с тем, что он считал непримиримым с самым СУЩЕСТВОМ УНИВЕРСИТЕТА, как ХРАМА НАУКИ, что не только противоречило его убеждениям, но было невыносимо для его чувства и поэтому вызывало в нем глубокое страдание, почти физическую боль.»
(Мануйлов А.А. Из воспоминаний о кн. С.Н. Трубецком)