Университет в годы смены государственного устройства

В XX веке Россия трижды меняла государственное устройство. Первая мировая война, переросшая в Февральскую революцию, опрокинула российскую монархию. В октябре 1917 г. была установлена советская власть, и на политической карте мира появилось новое государство — Союз Советских Социалистических Республик. СССР, в свою очередь, был ликвидирован в 1991 г., и образована Российская Федерация и ещё 14 стран, бывших до того союзными республиками.

«Пограничные» ректорские пары: М.К. Любавский — М.А. Мензбир и А.А. Логунов — В.А. Садовничий.

«Время» М.К. Любавского наверно можно назвать самым нестабильным для университета: 1911 год, Первая мировая, Февральская революция. В 1917 г. М.К. Любавский, уже в который раз, столкнулся с беспорядками и митингами в университетских аудиториях. Приближался срок перевыборов, и он не стал в третий раз выставлять свою кандидатуру. Ректором в конце апреля 1917 г. был избран М.А. Мензбир. А с октября 1917 г. начал формироваться университет принципиально нового советского типа. На 70-м году жизни М.К. Любавский был необоснованно обвинён по «академическому делу», арестован и после годичного предварительного заключения выслан в Уфу.

Среди высланных ректоров значится и имя М.М. Новикова — пассажира знаменитого «философского парохода» 1922 г. Выпускник Гейдельбергского университета М.М. Новиков пронёс веру и преданность Московскому университету через всю жизнь. Он создал и возглавлял в эмигрантской среде специальные организационные комитеты по празднованию 185-летнего юбилея университета в Праге (1930) и 200-летнего юбилея в Нью-Йорке (1955).

Не менее болезненно для страны, чем падение 300-летнего дома Романовых, происходил распад 70-летнего СССР. Со «времени» А.А. Логунова началось нарастание политико-экономического кризиса Советского Союза, разрушение системы образования и академической науки. Попытки переломить ситуацию велись ректором в двух направлениях.

С одной стороны, путём СОЗДАНИЯ НОВЫХ КАФЕДР И ЛАБОРАТОРИЙ, отвечающих передовым научным направлениям. Высшая школа стремилась увеличить вклад науки в развитие научно-технического потенциала страны на фоне его очевидного отставания от США и Европы.

С другой, вводился ряд ТЕОРЕТИЧЕСКИХ КУРСОВ, направленных на УКРЕПЛЕНИЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ КОММУНИЗМА в общественном сознании населения и соответствующем воспитании молодёжи и студенчества. Работа концентрировалась вокруг пропаганды новой Конституции СССР, принятой в 1977 г., и реализации вытекающих из неё политических, административно-государственных и хозяйственных решений.

А.А. Логунов был активным сторонником и проводником «горбачёвской перестройки» (1985–1988). Он СУМЕЛ воспользоваться сложившейся политической ситуацией и ДОБИТЬСЯ ОТ ВЛАСТИ для Московского университета самого главного — АВТОНОМИИ. Постановлением Совета Министров СССР № 1245 от 8 декабря 1990 г. «О Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова» МГУ был предоставлен СТАТУС «общесоюзного САМОУПРАВЛЯЮЩЕГОСЯ (автономного) государственного высшего учебного заведения», осуществляющего свою деятельность В СООТВЕТСТВИИ С СОБСТВЕННЫМ УСТАВОМ.

И 25 января 1991 г. университет праздновал свой первый после долгого перерыва Татьянин день. На празднике присутствовал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Оставив должность ректора, А.А. Логунов вернулся к активной работе в Институт физики высоких энергий в подмосковном Протвино.

 

А.А. ЛОГУНОВ — СЛЕДУЙ ЗА МЕЧТОЙ

«Университет даёт ДВЕ НЕЗАМЕНИМЫЕ вещи.
Первое: ЦЕЛОСТНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о мире.
И второе: ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, причём по всем направлениям науки.
В общем-то, всё это нераздельно. Фундаментальное образование даёт знания, захватывающие мир во всю постигнутую на сегодня глубину. Обладая ими, вы можете участвовать в самых передовых исследованиях. Вы можете быть активным участником научно-технической революции, которая как раз и поднялась на фундаменте этих знаний».

В физику он пришёл замысловатым путём. В школе ему НРАВИЛАСЬ МАТЕМАТИКА. А МЕЧТАЛ он ОБ АВИАЦИИ, как и многие мальчишки середины 1930-х гг. А ещё ЛЮБИЛ сам что-то МАСТЕРИТЬ. После школы поступил в Куйбышевский авиационный институт на факультет моторостроения. Математика, физика, ... пройдены в полном объёме, а ему мало, ищет что дальше. Любовь к двигателям оказалась просто юношеским увлечением.

На третьем курсе перевёлся в Московский авиационный институт на радиотехнический факультет. Но программа МАИ не давала ответы на вопросы, как устроен наш мир, чем и куда он движим.

Всё это он нашёл в МГУ, на физическом факультете. Но перевестись не удалось. А на механико-математическом — оказался удивительно подходящий экстернат. В МАИ дали свободное расписание.

«А я всё ПРОПАДАЛ В УНИВЕРСИТЕТЕ. Слушал профессоров, про лекции которых товарищи мне говорили, что они скучищу читают, читают плохо. А для меня эти ЛЕКЦИИ БЫЛИ МУЗЫКОЙ И ОТКРОВЕНИЕМ. Они РАСШИРЯЛИ ГРАНИЦЫ того МИРА, который я стремился познать, они ДАВАЛИ ОТВЕТЫ НА мои давние мучительные ВОПРОСЫ и СТАВИЛИ грандиозные ПРОБЛЕМЫ, которым — я в этом ни на миг не сомневался — стоило посвятить всю жизнь».

Мехматская зачётка свидетельствовала, что сдал он предметов за четыре курса физфака. Из МАИ его отчислили...

В 1963 г. А.А. Логунов организовал и возглавил Институт физики высоких энергий в Протвино (ИФЭВ). Институт был создан для проведения исследований фундаментальных свойств материи и законов микромира. А в 1967 г. под руководством А.А. Логунова был запущен самый крупный в то время синхрофазотрон, ускоряющий протоны до энергии 76 ГэВ. Эта работа была удостоена Ленинской премии. В ИФВЭ в 1987 г. был создан Учебно-научный центр, в котором обучаются студенты старших курсов МГУ и ряда других вузов. В 2016 г., к 90-летию А.А. Логунова, институту было присвоено имя учёного.