Университет — это не просто здания

Университет — это не просто здания, наполненные десятками тысяч молодых людей, «алчущих познаний». Это не просто тысячи профессоров и преподавателей, передающих молодёжи знания, которыми сами владеют. Механическое соединение этих частей быстро привело бы к упадку учебного заведения. И этот сценарий чуть было не реализовался в конце 20-х – начале 30-х гг. ХХ в. Университет стоял на грани краха — функционировал только рабочий факультет, да горстка естественнонаучных кафедр, разбитых по 7 отделениям. Молодёжь опять бунтовала, теперь уже против схоластики, против «старорежимных» профессоров, против пассивного потребления, как ей казалось, устаревших сведений.

И в этот момент ректором назначается В.Н. Касаткин. Впервые руководителем университета стал педагог — выпускник дореволюционного Петербургского учительского института. Принимая университет в 1930 г. новый директор столкнулся с полной неорганизованностью — отсутствовали самые элементарные сведения о числе учащихся, научных работников, не было учёта специальностей и кафедр. Новый ректор начал писать во все вышестоящие инстанции, тревожась о бедственном состоянии «первого вуза страны», его тяжёлом финансовом положении.

В.Н. Касаткин осознал, что ПОЛНОЦЕННОЕ РАЗВИТИЕ УНИВЕРСИТЕТА возможно только ПРИ УСЛОВИИ РЕЗКОГО ПОВЫШЕНИЯ ЕГО НАУЧНОГО ЗНАЧЕНИЯ. С одной стороны, необходимо было сосредоточить и развивать в университете различные научные дисциплины. Так, он обнаружил, что из университета полностью исчезла химия, и стал требовать организации химического факультета. При нём началось возвращение в МГУ гуманитарного сектора. Первой ласточкой стало создание исторического факультета. С другой стороны, В.Н. Касаткин обратил пристальное внимание на научные институты при университете и стремился установить их тесную связь с факультетами; он настаивал на укреплении связей с институтами Академии наук и родственными отраслевыми научно-исследовательскими институтами.

Через 3 года удалось навести некоторый порядок. Университет обрёл ядро факультетско-кафедральной структуры, которой придерживается и которую развивает поныне. Научно-исследовательские институты МГУ превратились в мощные центры, работающие не только на благо университета, но всей страны.

К важнейшим итогам его работы, несомненно, следует отнести также формирование первоклассного профессорско-преподавательского и научного состава университета. Именно в первой половине 1930-х гг. состоялись решающие кадровые назначения.

В.Н. Касаткин продолжал руководить университетом еще больше года после этих преобразований. Впоследствии он занимал невысокие педагогические должности в различных учреждениях Москвы и других городов.

 

В.Н. КАСАТКИН — УЧИТЕЛЬ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ

«Всякий ПРЕПОДАВАТЕЛЬ вуза или втуза ДОЛЖЕН БЫТЬ НЕ ТОЛЬКО ПЕДАГОГОМ, НО И НАУЧНЫМ РАБОТНИКОМ, а потому университет должен обладать и иметь в полном своём распоряжении такие учреждения, где могла бы протекать учебная работа его преподавателей и в то же время их научная работа... Университет не может ограничиться определённым контингентом лиц, занятых научной работой в институтах; мыслимы… в будущем такие университетские преподаватели, которые, не входя в состав штатных работников научно-исследовательского института, должны иметь возможность вести в этом институте научную работу и притом так, чтобы ИХ НАУЧНАЯ РАБОТА была УВЯЗАНА С ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ в университете, что возможно только тогда, когда институт будет образовывать одно из органических звеньев университета»