ЭС: А.В.Брушлинский
Окончил философский факультет МГУ (1956). Кандидат педагогических наук (1965, «Исследование направленности мыслительного процесса»). Доктор психологических наук (1977, «Психологический анализ мышления как прогнозирования»). Профессор (1991).
Член-корреспондент отделения философии и права (психология) РАН (1990).
Член-корреспондент АПН СССР (1989). Академик отделения психологии и возрастной физиологии РАО (1992).
Профессор филиала кафедры труда и инженерной психологии факультета психологии (1991–2002).
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов онтологические и гносеологические основания психологии, психология субъекта, личности и мышления, психология развития, педагогическая психология, история психологии.
Предложил новый вариант системного подхода – континуально-генетический (недизъюнктивный) метод исследования человека как субъекта и его психики. Создал теорию субъекта и его социальности, различив социальное и общественное. Значительно расширил представления о содержании активности как фактора детерминации психики; обосновал переход от микросемантического к макроаналитическому методу познания психического. Показал, что психология субъекта является методологической основой эмпирических исследований проблем познания и понимания человеческого бытия.
Разработал теорию мышления как прогнозирования человеком исходно неизвестного решения задачи, раскрыл соотношение личностных и процессуальных аспектов прогнозирования, взаимосвязь сознательного и бессознательного, логических и психологических уровней мышления. Ввёл понятие немгновенного инсайта как ряда последовательных шагов на пути к переструктурированию, когда мысль испытуемого начинает возникать и затем постепенно формируется в течение нескольких секунд. При этом немгновенный инсайт обнаруживает те же признаки, что и инсайт мгновенный.
Директор Института психологии РАН (1989–2002).
Лауреат премии Президента РФ в области образования за комплекс исследовательских работ по теме «Отечественное направление в психологии творчества и одарённости: теоретические и методические основы выявления и развития одарённости» для вузов (1999).
Награждён премией имени С.Л. Рубинштейна за цикл работ по теории и истории психологии (РАН, 1992, соавт.).
Государственные награды: медаль «За трудовое отличие» (1975).
Основные труды: «Культурно-историческая теория мышления» (1968), «Психология мышления и кибернетика» (1970), «О природных предпосылках психического развития человека» (1977), «Мышление и прогнозирование» (1979), «Проблемы психологии субъекта» (1994), «Субъект: мышление, учение, воображение. Избранные психологические труды» (1996), «Проблема субъекта в психологической науке» (2000), учебное пособие «Введение в психологию» (соавт., 1995); «Философско-психологическая концепция С.Л.Рубинштейна: к 100-летию со дня рождения» (соавт., 1989).
Литература: А.В.Брушлинский. Факультет психологии МГУ.