ЭС: Философский факультет

ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ, один из гуманитарных факультетов, был организован на основе Московского института философии, литературы и истории имени Н.Г. Чернышевского приказом по НКП РСФСР №69-к от 28 ноября 1941 г. Этим актом был воссоздан философский факультет, существовавший при открытии Московского университета в 1755 г. Первым деканом был назначен И.Г. Каплан. В 1998–2020 гг. факультетом руководил В.В. Миронов, в 2020 г. исполняющим обязанности декана назначен доц. А.П. Козырев.
 
Философский факультет является лидером в университетской системе подготовки профессионалов широкого гуманитарного профиля в областях философии, культурологии, религиоведения, рекламы и связей с общественностью.
В составе факультета 16 кафедр, ряд лабораторий и центров.
Система международных связей факультета охватывает десятки крупнейших университетов и философских центров мира. Приглашение авторитетных представителей зарубежной науки для чтения лекций вошли в традицию.
 
В соответствии с Федеральным законом №148-ФЗ от 23 мая 2016, позволившим университету «создавать на свой базе советы по защите диссертаций» на факультете работают 3 диссертационных совета по философским наукам.
Факультет издаёт научные журналы «Вестник Московского университета. Серия. 7. Философия» (1966), «Философия и общество» (1997), книжную серию «Лучшие кандидатские диссертации» и ряд продолжающихся специальных изданий.
 
Девизом факультета является изречение Р. Декарта «Cogito ergo sum/Я мыслю, следовательно, я существую».
Эмблема факультета – сова.
 
День открытых дверей
Декан В.В. Миронов с выпускниками 2015 г.
 
Учебный процесс. Факультет осуществляет приём на программы высшего профессионального образования в рамках самостоятельно установленных образовательных стандартов МГУ по направлениям подготовки бакалавриата («Философия», «Религиоведение», «Культурология», «Реклама и связи с общественностью»), магистратуры («Философия», «Религиоведение», «Культурология», «Реклама и связи с общественностью», «Прикладная этика») и аспирантуры («Философия, этика и религиоведение»).
Студенты бакалавриата по направлению подготовки «Философия» проходят ряд образовательных ступеней от знакомства с общими гуманитарными и естественнонаучными дисциплинами до исследования конкретных областей философского знания.
План приёма бакалавров на направление «Философия» составляет 66 человек на бюджетные места и 25 – на договорной основе[1].
Направление подготовки «Религиоведение» реализуется на факультете с 1996 г. Студенты получают фундаментальную гуманитарную подготовку, осваивают специальные религиоведческие дисциплины наряду с широким набором общефилософских курсов, проходят педагогическую и производственную практики, изучают современные и древние языки.
План приёма бакалавров на направление «Религиоведение» составляет 15 человек на бюджетные места и 10 – на договорной основе[2].
В рамках направления подготовки «Культурология» реализуется образовательная программа «Прагматика и менеджмент культуры», сочетающая фундаментальное культурологическое образование с развитием прикладных навыков эффективного руководства в сфере культуры. Программа открыта на базе одной из первых в России культурологических кафедр – кафедры истории и теории мировой культуры. Студенты получают комплексную подготовку в области истории и теории культуры, искусствоведения, менеджмента культуры и музейного дела, приобретают знания и навыки управления персоналом, кросс-культурного, коммуникационного менеджмента; проходят музейную и педагогическую практики, принимают участие в выездных искусствоведческих школах.
План приёма бакалавров на направление «Культурология» составляет 20 человек на договорной основе[3].
Направление подготовки «Реклама и связи с общественностью» было открыто в 2000 г. Базовой кафедрой является кафедра философии языка и коммуникации. Студенты изучают мировые информационные ресурсы, лидерство в социальных и политических коммуникациях. Важной составной частью является производственная практика в PR-агентствах, отделах по связям с общественностью крупных коммерческих предприятий, информационно-аналитических отделах органов государственной власти, возможна стажировка в зарубежных вузах-партнёрах.
План приёма бакалавров на направление «Реклама и связи с общественностью» составляет 14 человек на бюджетные места и 50 – на договорной основе [4].
В 2022 г. вступительные экзамены на все направления бакалавриата включали дополнительное вступительное испытание по обществознанию (письменно), а также ЕГЭ по обществознанию, русскому языку и истории.
 
С 2008 г. философский факультет ведёт подготовку магистров.
План приёма магистров на направление: «Философия» составляет 52 человека на бюджетные места и 20 – на договорной основе; «Религиоведение» – 9 человек на бюджетные места и 10 – на договорной основе; «Культурология» – 6 человек на бюджетные места и 10 – на договорной основе; «Реклама и связи с общественностью» – 8 человек на бюджетные места и 30 – на договорной основе; «Прикладная этика» – 20 человек на договорной основе [5].
В 2022 г. вступительные экзамены включали письменные испытания, соответствующие направлениям подготовки.
 
Срок обучения на дневном отделении в бакалавриате – 4 года, в магистратуре – 2 года.
Выпускники получают диплом с присвоением степени бакалавра/магистра по соответствующему направлению.
По окончании аспирантуры присваивается квалификация «Исследователь. Преподаватель-исследователь».
 
Стипендии. Студенты-отличники награждаются именными стипендиями М.В. Ломоносова и В.Г. Белинского.
 
Традиции и современность. С 2003 г. в третий четверг ноября философский факультет принимает участие в праздновании международного Дня философа, установленного ЮНЕСКО в 2002 г.
 
Премии и звания. Выдающиеся достижения выпускников, профессоров, преподавателей и сотрудников факультета отмечены множеством государственных и университетских наград. Среди них: 2 человека удостоены звания лауреата Ленинской премии, 8 – лауреаты Государственной премии СССР, 7 – лауреаты Государственной премии РФ; 16 человек награждены премией имени М.В. Ломоносова, 6 – премией имени М.В. Ломоносова за педагогическую деятельность, 5 – премией имени И.И. Шувалова. Почётного звания «Заслуженный профессор Московского университета» удостоены  46 сотрудников, «Заслуженный преподаватель Московского университета» – 29, «Заслуженный научный сотрудник Московского университета» – 1.
Академиками и членами-корреспондентами АН СССР/РАН избраны 25 выпускников и сотрудников факультета (в том числе академиками – 7 человек).
 
Дополнительное и второе высшее образование. Факультете принимает специалистов на ряд программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации, в числе которых – «История и философия науки», «Принятие решений: методология и практика», «Коммуникативные практики в медицине», «Теория и методика преподавания обществоведческих дисциплин в школе», «Профориентация будущего: тренды и требования рынка», «Религиозные учения и практики в истории культуры».
Действуют две программы МВА – «Индустрия моды» и «Арт-менеджмент».
 
МГУ–школе. Факультет активно участвует в олимпиадном движении. В его задачи входит проведение и координация олимпиад школьников «Ломоносов» (по философии и по обществознанию), «Покори Воробьевы горы!» (по обществознанию). С 2007 г. российские команды участников Международной олимпиады по философии для школьников по итогам конкурсов формируются на философском факультете. На Олимпиаде в Риме в 2019 г. российская команда завоевала золотую медаль.
Работа со школьниками ведётся в рамках традиционных школ юных, действующих на многих факультетах с середины XX в. Школы тесно связаны с отделениями факультета.
Школа юного философа даёт возможность познакомиться с основными предметами философского цикла – историей философии, онтологией и гносеологией, этикой, эстетикой, социальной философией, философией культуры.
В Школе юного религиоведа изучают религиозные традиции народов мира, исследуют сложный мир религиозной культуры, историю и современное состояние религиозной мысли и практики.
Школа будущего специалиста по рекламе и связям с общественностью знакомит с теорией коммуникации, историей, теорией и практикой связей с общественностью, современным менеджментом, основами журналистики и рекламы.
На занятиях клуба «Культурные среды: школа будущих культурологов» школьники, получают представление о профессии культуролога, урбаниста и управленца.
Работает кружок для детей младшего и среднего школьного возраста «В поисках мудрости». Она способствует формированию навыков критического мышления, логичного рассуждения, умения рационально подходить к разрешению проблемных ситуаций.
Существуют подготовительные курсы для абитуриентов по обществознанию, истории России, русскому языку как очные, так и дистанционные.
Факультет организует Летнюю междисциплинарную школу для учителей по вопросам истории религии и религиоведения в школьных курсах истории и обществознания.
 
«Клуб выпускников» – широкие перспективы. Как великая школа, Московский университет даёт не только глубокое профессиональное образование, но и способствует всестороннему развитию и раскрытию интеллектуальных и творческих сторон человеческой личности. Безусловно, каждый выпускник философского факультета – высококлассный специалист, но интересно узнать, что многие выдающиеся и известные персоны получили образование философа в стенах МГУ. Среди них – историк-японист А.А. Искендеров (1955), общественный деятель Р.М. Горбачёва (1955), киргизский государственный деятель Р.И. Отунбаева (1972), монгольский государственный деятель С. Зориг (1985), богослов А.В. Кураев (1984), эстрадная певица А.Я. Йошпе (1959), музыкант и телеведущий В.Э. Пельш (1988).
 
Территория. Аудитории факультета находятся на 2, 3 и 5 этаже учебного корпуса гуманитарных факультетов «Шуваловский» (Ломоносовский проспект, д. 27, кор. 4).
 
***
Из истории
 
Философский факультет был одним из трёх (наряду с медицинским и юридическим) системообразующих факультетов Московского университета, созданных по плану М.В. Ломоносова и И.И. Шувалова в 1755 г. Однако с самого начала преподавание философии было сопряжено с различными трудностями. Основной коллизией были отношения философии и власти. Государство относилось к философии крайне настороженно, связывая преподавание философских дисциплин с распространением заграничных республиканских теорий, развитием свободомыслия и «охлаждением к вере, с которою неразлучно соединена у нас основанная на религиозном убеждении преданность к престолу», как писал министр народного просвещения П.А. Ширинский-Шихматов. Высочайшим повелением было указано «упразднить преподавание философии светскими профессорами в университетах ..., возложить чтение логики и опытной психологии на профессоров богословия ... и программы по этим наукам утверждать по соглашению духовного православного ведомства с Министерством народного просвещения». Упразднение кафедр философии повлекло упразднение философских факультетов, «так как философия не могла уже служить отличительным признаком целого факультета и присваивать ему своего названия» (1850). Через два года Министерство народного просвещения объявило о прекращении «провозглашения с университетских кафедр мечтательных теорий под именем философии».
Чтение философско-богословских лекций на историко-филологическом факультете было поручено выпускнику Киевской духовной академии П.Д. Юркевичу (1863). Развитие науки, однако, запретить было невозможно и постепенно появилась плеяда учёных, чьи труды отражали различные направления философии (Н.Я. Грот, Л.М. Лопатин, М.М. Троицкий, С.Н. Трубецкой, Г.И. Челпанов).
 
Реорганизация высшего образования, последовавшая за Октябрьской революцией 1917 г., прежде всего коснулась его гуманитарного сектора. Философии в этом процессе была отведена важная идеологическая роль формирования облика советского человека. Наука превратилась в комплекс догматических дисциплин, и свелась, во многом, к начётничеству и заучиванию цитат из произведений классиков – К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и других философов-марксистов. На первых этапах реформы на базе факультетов университета за его пределами был создан ряд специализированных гуманитарных институтов, в том числе МИФЛИ, за которым закрепилась заслуженная слава «лицея в Сокольниках». В самом МГУ, сосредоточенном на преподавании предметов естественнонаучного профиля, кафедра марксистско-ленинской философии наряду с кафедрами политэкономии, физической культуры, иностранных языков, входила в крупное подразделение, объединяющее общеуниверситетские курсы. После переезда МГУ на Ленинские горы были организованы кафедра философии естественных факультетов и кафедра философии гуманитарных факультетов, которые после ряда преобразований были переданы на философский факультет (2005).
 
                             Газета «Московский университет». 1981. 13 апреля
 
Первый образ возрождённого в военные годы философского факультета сформировали студенты и преподаватели МИФЛИ. В условиях эвакуации профессорско-преподавательский штат составляли всего два лектора – И.Г. Каплан и М.А. Дынник, а студентами числились 5 человек. В Ашхабаде была создана базовая кафедра диалектического и исторического материализма, чуть позже появились кафедра истории западной философии, кафедра истории русской философии, кафедра логики. После возвращения в Москву университет начал ускоренную работу по нормализации и упорядочению всех аспектов своей деятельности. Необходимо было восстановить численность преподавателей и студентов, разработать учебные планы.
Жёсткие идеологические рамки не помешали студентам и аспирантам получать фундаментальную философскую подготовку, изучать произведения выдающихся мыслителей, а преподавательскому коллективу – творчески развивать не только марксистско-ленинскую проблематику, но и магистральные темы мировой и отечественной философии, организовать подготовку и публикацию монографий и учебников.
Системообразующая для направления подготовки «Философия» кафедра онтологии и теории познания – наследница кафедры диалектического материализма (М.Н. Алексеев, А.Я. Ильин П.В. Копнин, С.Т. Мелюхин, В.В. Миронов, В.С. Молодцов, З.А. Сокулер, И.Т. Фролов). В диапазоне проводимых ею исследований находятся практически все актуальные проблемы современной философии, в том числе – классические и неклассические проблемы онтологии; проблема современного состояния, перспектив и защиты метафизики; классические и новейшие эпистемологические учения и проблема понятия истины в них; проблема аксиологических теорий и исследования методологических течений и направлений. Большое внимание уделяется таким вопросам, как философское осмысление языка, философия сознания, современные концепции субъекта, современная феноменология культуры. Значительным достижением стало издание П.В. Алексеевым энциклопедического словаря «Философы России XIX–XX столетий. Биографии, идеи, труды», содержащего более 2000 имён философов и религиозных деятелей, естествоиспытателей и юристов, социологов и психологов, историков и экономистов, представляющих всё многообразие философских школ и направлений.
Другой базовой кафедрой для направления подготовки «Философия» является кафедра философии и методологии науки (1992), разрабатывающая философские и методологические проблемы математических, естественных, технических, социо-экономических наук (В.Г. Кузнецов, А.В. Панин, А.А. Печенкин), в том числе историю науки; институциональный анализ и историю научных институтов; историю методологии и общих научных методов; формирующиеся области научного и технического знания, в диапазоне от теории кино до современных STS и методологии инженерного образования; строение, структуру и проблемы интерпретации научного знания.
На кафедре социальной философии, истоки которой восходят к проблематике исторического материализма, в центре исследований методологические вопросы социально-философского познания, теория деятельности, философия истории и историософия, социальная антропология и феноменология, теория власти, субстанциональная специфика социума (И.А. Гобозов, М.В. Дёмин, Н.И. Дряхлов, К.Х. Момджян, Ю.К. Плетников, В.И. Разин, Д.И. Чесноков). На новый уровень поднялась тема комплексного изучения человека, социально-этические и гуманистические вопросы развития науки и техники (П.П. Гайденко, Ф.И. Гиренок, В.А. Лекторский, В.С. Стёпин, И.Т. Фролов).
Крупными достижениями отмечено развитие исследований в области истории философии. У истоков изучения зарубежной философии стояли философы-универсалы М.А. Дынник и В.Ф. Асмус. Кафедра истории зарубежной философии сохранила и приумножила традиции основателей и стала одной из самых тематически разнообразных, охватывая все основные периоды развития философии на Западе и Востоке. Её сотрудниками получено множество премий, в том числе 2 человека – лауреаты Государственной премии СССР, 7 – лауреаты премии имени М.В. Ломоносова, 2 – лауреаты премии имени М.В. Ломоносова за педагогическую деятельность и 1 – лауреат премии имени И.И. Шувалова. Заведующий кафедрой В.В. Васильев активно способствует становлению кафедры как дискуссионного центра встреч и выступлений наиболее интересных представителей современной философии.
 
2016 г. В.В. Миронов и ректор В.А. Садовничий беседуют с Дэвидом Чалмерсом
2015 г. П.С. Чёрчленд выступает с лекцией «Нейрофилософия: что стоит за идеей?»
 
Кафедра истории русской философии была создана на волне огромного патриотического подъёма, вызванного переломом хода войны в пользу Красной армии (1943). Заведующим был назначен М.Т. Иовчук, известный исследователь русской революционно-демократической традиции XIX в., заложенной В.Г. Белинским, А.И. Герценом, Н.А. Добролюбовым, А.Н. Радищевым, Н.П. Огарёвым, Н.Г. Чернышевским. Этот узкий круг как тематики, так и персоналий был значительно расширен, представляя в настоящее время по словам заведующего кафедрой М.А. Маслина «единое в многообразии». Исследователями учитываются все интегральные формы русской мысли – рационалистические и иррациональные, религиозно ориентированные, и анализируются как связанные единой цивилизационной общностью и исторической судьбой (А.Д. Косичев, В.А. Кувакин, М.А. Маслин, А.Т. Павлов, П.С. Шкуринов, И.Я. Щипанов).
Кафедра логики является ведущим научным и образовательным центром страны в области философской логики. Фундаментальные разделы теоретической и прикладной логики, включающие исследования неклассических логик (модальной, релевантной, многозначной, паранепротиворечивой) и их приложений в философии и науке, вопросы логической семантики и логического анализа естественного языка, исследования силлогистических теорий средствами символической логики, вопросы теории логического вывода и поиска доказательств в логических исчислениях, проблемы логики научного познания, теории и практики аргументации, истории логики, были заложены в работах М.Н. Алексеева, В.Ф. Асмуса, Е.К. Войшвилло, А.А. Зиновьева, Ю.В. Ивлева, В.И. Маркина, И.С. Нарского, П.С. Попова, А.А. Старченко, В.И. Черкесова. Заслуженным авторитетом пользуются «Смирновские чтения по логике» – международная конференция, посвящённая памяти В.А. Смирнова и Е.Д. Смирновой.
 
В годы хрущёвской оттепели, вызвавшей многообразные изменения в жизни советских людей, перед философией с особой остротой встали вопросы и темы, требующие разработки и осмысления, в том числе морали и нравственности, добра и зла, прекрасного и уродливого. В студенческой среде при идейном лидерстве А.А. Зиновьева возник Московский логический кружок как неформальное инициативное научно-творческое объединение студентов, аспирантов, выпускников и преподавателей философского факультета. В центре спора находилась основная проблематика и сфера исследования – логика и методология научного познания. Подвергались пересмотру высказывания незыблемых для того времени авторитетов классиков марксизма-ленинизма о диалектике и формальной логике.
Появились предпосылки для создания специализации по этике и эстетике (1960). К области эстетики отошли все аспекты истории и теории эстетики, фундаментальные проблемы эстетического опыта, философия современного искусства, эстетическая герменевтика, эстетическая проблематика среды человеческого существования, философско-эстетические проблемы коммуникации. Современная эстетика представлена именами Е.В. Волковой, В.П. Крутоуса, А.С. Мигунова, М.Ф. Овсянникова, Е.Г. Яковлева. Овсянниковская международная эстетическая конференция является представительным форумом, собирающим специалистов с 2005 г.
Вопросы теоретической и прикладной этики, становления и функционирования морали её историко-философского осмысления и изучения современного состояния, понятия человеческих ценностей получили интерпретацию в трудах С.Ф. Анисимова, В.А. Вазюлина, А.А. Гусейнова, И.С. Нарского. Разрабатываются и некоторые междисциплинарные области – экспериментальная, профессиональная, политическая, педагогическая, социальная этика, биоэтика, этика глобальных проблем.
Значительный потенциал был накоплен также психологией, изначально тесно взаимосвязанной с философией – кафедра психологии была создана на факультете одной из первых (1942). Множество направлений, развиваемых психологами, таких как физиология высшей нервной деятельности, детская педагогическая психология, экспериментальная психология, требовали для успешного развития отдельного внимания руководства МГУ.  Вопрос с выделением психологического отделения в самостоятельный факультет психологии удалось решить к середине 1960-х гг. (Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Е.Н. Соколов, Б.М. Теплов).
 
В конце 1980-х – начале 1990-х гг. страна вступила в совершенно новое политико-экономическое состояние, сменившее стабильную и спокойную ситуацию «эпохи Брежнева». «Перестройка Горбачёва» и развал Советского Союза в декабре 1991 г. заставили серьёзно пересмотреть требования, предъявляемые к общественным наукам. Это было непростое время, когда во власти присутствовало нигилистическое отношение к философскому факультету, раздавались призывы закрыть его. Благодаря деятельности декана А.В. Панина, его неоднократным обращениям к руководству Министерства образования РФ, факультет удалось отстоять. В первую очередь были пересмотрены учебные планы. Для укрепления научной составляющей факультет начал активно сотрудничать с профильными отделениями и институтами АН СССР, организуя в них филиалы своих кафедр. В это время появились отделения политологии (1990), культурологии (1990), религиоведения (1996). А.В. Панин поставил вопрос о создании на базе отделения прикладной социологии (1984), подготовившего в 1988 г. первых выпускников, самостоятельного социологического факультета, который получил отдельные площади в 1989 г. (Г.М. Андреева, В.И. Добреньков, Д.Ф. Козлов, Н.И. Лапин, И.М. Слепенков).
Творческая переработка политического наследия классиков марксизма-ленинизма легла в основу науки о политике, разработке и формированию учебных стандартов политологического образования (В.И. Коваленко, А.М. Ковалёв, И.А. Козиков, Р.И. Косолапов, Е.Н. Мощелков, А.С. Панарин, Ю.М. Павлов, В.Н. Расторгуев, А.Ю. Шутов). В 2008 г. в университете появилась возможность организации самостоятельного факультета политологии, в состав которого вошли некоторые кафедры философского факультета. На самом философском факультете преподавание политологии сохранено, продолжается и развивается на кафедре философии политики и права. Отдельным направлением деятельности кафедры является философское/историософское осмысление исторических и современных характеристик и путей развития российской цивилизации, по своим объективным характеристикам являющееся сферой приложения интегративных гуманитарных теорий. Кафедра издаёт альманах «Философия политики и права» (с 2010 г.) и проводит ежегодную международную научную конференцию «Панаринские чтения» (с 2004 г.).
Широкий спектр историко-культурных направлений, появившихся на стыке философских, историко-философских, филологических, искусствоведческих дисциплин, позволил, с одной стороны, детально исследовать многообразие проявлений культурной деятельности человека, с другой – привёл к пониманию культуры как целостной, но исключительно сложной многофункциональной и многоуровневой системы. Кафедра истории и теории мировой культуры явилась одной из первых в России культурологических кафедр и вносит важный вклад в современное гуманитарное образование (1990, С.С. Аверинцев, М.Л. Гаспаров, А.Я. Гуревич, А.Л. Доброхотов, В.В. Иванов, Г.С. Кнабе, А.А. Кротов, М.И. Свидерская). Коллектив ведёт ряд совместных исследований с Институтом мировой культуры МГУ.
 
2018 г. Экскурсия студентов в храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах
Книги учёных-философов
Направление подготовки «Религиоведение» реализуется на факультете с 1996 г., ставя своей целью понимание и объяснение религиозных процессов, происходящих в современном мире. История отделения восходит к организации кафедры теории и истории атеизма и религии (1959, с 1992 г. – кафедра философии религии и религиоведения). На отделении преподаются философия, история и социология религии, психология и феноменология религии, религиоведческая антропология, эпистемология и история отечественного и зарубежного религиоведения. Большое внимание уделяется разработке актуальных проблем комплексной религиоведческой экспертизы в общем предметном поле религиоведения и юриспруденции. В программе исследований нашли свое отражение вопросы религиозной этики, эстетические стороны религиозного искусства, феномены новых и нетрадиционных религиозных движений, философские аспекты магии, эзотерики и оккультизма, история и теория свободомыслия и атеизма (И.С. Вевюрко, В.И. Добреньков, К.И. Никонов, И.Д. Панцхава, В.Я. Саврей, З.А. Тажуризина, Д.М. Угринович, И.Н. Яблоков).
 
В 2008 г. под руководством декана В.В. Миронова состоялся переезд факультета в Шуваловский корпус на новой территории за Ломоносовским проспектом. Расширение жизненного пространства позволило развернуть исследования по таким инновационным темам, как философия языка и коммуникации и философия образования. Создание кафедры философии языка и коммуникации было обусловлено не только спецификацией соответствующего поля философских исследований, но и необходимостью рассмотрения коммуникационных приложений философии языка и фундаментализации подготовки специалистов по связям с общественностью (А.А. Костикова). Особое внимание уделяется разработке приложений философии языка и коммуникации и теории принятия решений в компьютерных науках.
Кафедра философии образования сосредоточена на исследовании образования как социокультурного феномена, на выявлении места и роли образования, специфики исторических типов образования в связи с развитием философии, пониманием человека и общества (Е.В. Брызгалина). В сферу научных интересов и исследований кафедры входит исследование влияния современных процессов глобализации, информационно-коммуникационных технологий на развитие теории и практики образования. Решение исследовательских задач сопряжено с рассмотрением прикладных аспектов (теория управления и философия образовательного менеджмента, применение информационно-коммуникационных технологий в образовательной практике, этика образования и воспитания, задачи государственной политики в сфере образования).
Философский факультет демонстрирует исключительную широту и разнообразие направлений, что позволяет его выпускникам быть востребованными и находить себя в различных сегментах профессионального рынка труда.
 

[1] Центральная приёмная комиссия МГУ. URL: https://cpk.msu.ru/files/2022/kcp_bak.pdf
[2] Центральная приёмная комиссия МГУ. URL: https://cpk.msu.ru/files/2022/kcp_bak.pdf
[3] Центральная приёмная комиссия МГУ. URL: https://cpk.msu.ru/files/2022/kcp_bak.pdf
[4] Центральная приёмная комиссия МГУ. URL: https://cpk.msu.ru/files/2022/kcp_bak.pdf
[5] Центральная приёмная комиссия МГУ. URL: https://cpk.msu.ru/files/2022/kcp_mag.pdf
 
***