ЭС: З.А.Решетова

РЕШЕТОВА ЗОЯ АЛЕКСЕЕВНА (16.12.1918, с. Малая Сергеевка Балашовского р-на Саратовской обл. – 21.09.2021, Москва), психолог.
 
Окончила философский факультет МГУ (1950). Кандидат педагогических наук (1953, «Роль ориентировочной деятельности в двигательном навыке»). Доктор психологических наук (1985, «Психологические основы профессионального обучения»).
 
Профессор-консультант, профессор кафедры психологии образования и педагогики (2004–2021), профессор кафедры педагогики и педагогической психологии (1991–2004) факультета психологии. Работала в МГУ с 1954 г.
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов психология обучения.
Выявила и исследовала функции, стадии и закономерности формирования ориентировочной деятельности (как деятельности психической) в процессе усвоения знаний и умений, условия формирования теоретического мышления. Раскрыла психологические аспекты многих актуальных проблем современной педагогики и пути их решения: проблемы фундаментализации образования, политехнизации трудового обучения, профессиональной подготовки специалистов широкого профиля, специфики обучения в системе повышения квалификации специалистов.
От формирования базовых профессиональных умений, составляющих основу квалификации специалиста, З.А. Решетова перешла к построению учебных программ в русле системной методологии. Учебный предмет (научная или научно-техническая дисциплина любого профиля), содержание учебного материала и способ его преподавания при этом конструируется на основе предварительно выявленных существенных структурно-функциональных составляющих предмета усвоения, как объекта системной природы. Системный подход позволяет учащимся осваивать учебную дисциплину на высшем уровне обобщения, высокая эффективность такого способа обучения проявляется в успешном решении задач проблемного типа, эвристических задач. Разработала новую модель обучения, при которой учащиеся не просто осваивают некоторую сумму знаний и умений, но и продвигаются в своём интеллектуальном развитии. Системный подход в построении учебных дисциплин реализован под её руководством применительно к вузовским курсам теории вероятностей, общей химии, для профтехучилищ – в отношении технической механики, станочной обработки металлов резанием.
 
Лауреат премии Президента РФ в области образования за создание психолого-педагогического комплекса «Теория и практика формирования умственной деятельности» для системы непрерывного образования (1998, соавт.).
Лауреат премии имени М.В.Ломоносова за цикл работ «Формирование системного мышления и общего механизма усвоения знаний в обучении» (2003).
Заслуженный профессор Московского университета (2003). Заслуженный деятель науки РФ (1999). Почётный работник высшего профессионального образования РФ.
 
Великая Отечественная война. В 1942 г. ушла добровольцем в Красную армию. Служила заведующим отделом делопроизводства автомобильного отдела 2-й армии. Воевала на Сталинградском, 4-м Украинском, 1-м Прибалтийском фронтах.
 
Государственные награды: ордена – Почёта (2020), Отечественной войны (II ст. – 1985), медали – «За оборону Сталинграда» (1943), «За боевые заслуги» (1944), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1946), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1986).
 
Основные труды: «Психологические проблемы профессионального обучения» (соавт., 1979), «Методические указания по изучению курса общей химии в логике системного подхода» (1981), «Психологические основы профессионального обучения» (1985), «Учебно-методическое пособие по изучению иностранного языка: в логике системного анализа» (1992), «Методическое пособие по разделу математики “Решение сюжетных задач”» (1992), «Формирование системного мышления в обучении» (2002).